Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовая организация управления в области юстиции




Организационно-правовая система управления в области юстиции. Административно-правовое управление в области юстиции ранее заключалось в обеспечении функционирования судов, государственного нотариата, органов записи гражданского состояния. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 г. № 1177 утверждена и до настоящего времени действует Концепция реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации, которая предусмотрела новые направления в ее деятельности.

Согласно Концепции, организационное управление в судах всех юрисдикций осуществляется через Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, что соответствует принципу независимости судебной власти. Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. (в ред. от 11 ноября 2009 г. № 246-ФЗ) определено, что Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее – Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (далее – суды), органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей, которое состоит в проведении мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратом этого суда.

Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (далее – органы и учреждения Судебного департамента) образуют систему Судебного департамента, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

В пределах своей компетенции он вправе: запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы; контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности, выполнять иные задачи, предусмотренные законом.

Органы управления и взаимодействия с иными органами в области юстиции. Управление в области юстиции имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой правового положения объектов управляющего воздействия. Министерство юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России) непосредственно подчинено Президенту Российской Федерации. Оно централизовано управляет организациями (учреждениями и предприятиями), входящими в его систему [460] , и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния. Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы исполнения наказаний (далее — ФСИН России) и Федеральной службы судебных приставов (далее — ФССП России).

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности. Он взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

В целях повышения деятельности органов и учреждений органов юстиции образовано восемь Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам, которые являются главными территориальными органами и осуществляют контроль деятельности аналогичных структур по субъектам Российской Федерации (например, Главные управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному, Сибирскому, Уральскому, Южному, Северному, Северо-Кавказскому, Приволжскому, Дальневосточному федеральным округам).

В соответствии с возложенными задачами Министерство в сфере правотворческой и правоприменительной деятельности: вносит Президенту и в Правительство РФ проекты законов, обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров России по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; обобщает практику применения законодательства России и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности; и т.п.

В области государственной регистрации, ведения реестров и учетов нормативных правовых актов: осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; выполняет иные функции по регистрации нормативных правовых актов.

В области противодействия коррупционным проявлениям Минюст России: проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента и проектов постановлений Правительства РФ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы; проводит в установленном порядке правовую и антикоррупционную экспертизу проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, предлагаемых для включения в планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.

В сфере деятельности некоммерческих, религиозных, политических, общественных организаций Министерство: утверждает форму свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, форму уведомления о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, и другие формы регистрации; определяет порядок проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям); осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

В области нотариальной деятельности Министерство юстиции: утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности и др.

В области адвокатской деятельности Министерство: определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации; осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов, связанной с ведением реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, выдачей удостоверений адвоката, участием представителей территориальных органов в работе квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов Российской Федерации и реализацией иных функций, установленных законодательством об адвокатуре.

В области государственной регистрации актов гражданского состояния Минюст России: согласует назначение руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации; координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение; утверждает образцы бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и т.д.

В области деятельности судебно-экспертных учреждений осуществляет организационное и методическое руководство.

В области международной деятельности Министерство проводит в установленном порядке государственную регистрацию соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию России с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и т.п.

Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие предусмотрены законами, актами Президента или Правительства Российской Федерации.

Федеральная служба исполнения наказаний.

ФСИН России подведомственна Минюсту России и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания[461].

Деятельность Федеральной службы осуществляется непосредственно через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Основными задачами ФСИН России являются: исполнение, в соответствии с законодательством Российской Федерации, уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее — лица, содержащиеся под стражей); контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов; охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции и др.

ФСИН России реализует следующие полномочия: обеспечивает, в соответствии с законодательством Российской Федерации, правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; безопасность объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов Минюста России в порядке, устанавливаемом Министром юстиции Российской Федерации; точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей; установленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей и т.п.

Организация деятельности. ФСИН России возглавляет директор Федеральной службы исполнения наказаний (далее — директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом России по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Он несет персональную ответственность за осуществление возложенных на его службу полномочий.

Руководство деятельностью указанной службы осуществляется на основе единоначалия. Директор распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, относящихся к компетенции Федеральной службы.

Кроме того, в рамках своих полномочий он утверждает: штатное расписание, численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата, структуру и штатное расписание территориальных органов; смету расходов на содержание своих работников в пределах, утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете. Издает в пределах своей компетенции индивидуальные правовые акты, а также организует проверку их исполнения; отменяет противоречащие законодательству Российской Федерации акты, изданные руководителями учреждений и органов уголовно-исполнительной системы реализует иные функции, связанные с выполнением поставленных задач.

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом на территориях субъектов Российской Федерации и осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами и владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.

В интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы, а также привлечения осужденных к труду территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.

Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности и подведомственна Минюсту России.

К основным задачам Федеральной службы судебных приставов относятся: обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве; управление территориальными органами ФССП России (далее — территориальные органы).

В целях реализации задач ФССП России осуществляет полномочия, а именнообеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации: установленный порядок деятельности судов; осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов; применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа; проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества; руководит деятельностью территориальных органов, осуществляет контроль их деятельности; проводит анализ деятельности территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию; обобщает практику применения законодательства в установленной сфере деятельности и вносит в Минюст России предложения по его совершенствованию, а также выполняет иные задачи, предусмотренные законом.

Организация деятельности Федеральной службы судебных приставов. ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав Российской Федерации (далее — директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом России. Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий и имеет своих заместителей. Указом Президента России директору разрешено иметь четырех заместителей директора, а также девять управлений по основным направлениям деятельности Службы[462]. Основными задачами ФССП России являются: обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — суды); организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — акты других органов); управление территориальными органами ФССП России (далее — территориальные органы).

Необходимо напомнить, что, в соответствии с Федеральным законом «О полиции», органы внутренних дел в пределах своих полномочий оказывают содействие государственным органам в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также исполняют в пределах своих полномочий решения суда (судьи); осуществляют розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов следствия или суда; лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия и т.д.

Взаимодействие органов внутренних дел с органами юстиции, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой судебных приставов, в соответствии с Федеральным законом «О полиции», может осуществляться по разным направлениям в зависимости от уровня и содержания решаемых текущих задач. При осуществлении мер по выявлению, раскрытию и предупреждению преступлений можно выделить следующие направления взаимодействия: сбор материалов и их анализ в целях выявления правонарушений; осуществление оперативно-розыскных и проверочных мероприятий; предупреждение правонарушений и готовящихся преступлений; оказание содействия учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания; осуществление контроля (надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений; участие в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно и т.д.

Кроме того, в соответствии со ст. 62 Федерального закона «Об исполнительном производстве», сотрудники органов внутренних дел в пределах предоставленных им законом полномочий обязаны оказывать содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства при возникновении угрозы жизни или здоровью судебного пристава-исполнителя, а также могут привлекаться для обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.