КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия И. Канта: понимание человека
Классическая модель науки Лейбниц и его монадология Г. Лейбниц (1646–1716) — немецкий философ, пантеистическому монизму Спинозы противопоставил бесконечное число субстанций, названных им монадами (в переводе с греч. "монада" — это "единое" или "единица"). Монада, по Лейбницу, есть нечто простое, неделимое. Но это не материя, ибо материя делима до бесконечности. Наделяя монады влечением и восприятием, Лейбниц мыслил их подобными человеческой душе. Лейбниц пришел к отрицанию материи и замене ее бесконечными собраниями душ. Бесчисленное множество монад не связано между собой причиной и следствием, они, как выражался Лейбниц, "не имеют окон". И хотя каждая монада отражает Вселенную, но это происходит не потому, что Вселенная воздействует на нее, а потому, что бог дал ей такую природу. Все существует в гармонии и создается видимость взаимодействия. Однако это происходит так же, как работают в одно и то же время двое часов, потому что они работают синхронно. У Лейбница бесконечное число часов, и всем им установлено богом отбивать в одно и то же время и в один и тот же момент не потому, что они влияют друг на друга, но потому, что каждые из них являются совершенно точным механизмом. Лейбниц считал, что его теория — монадология — дает доказательство существованию бога. Он ввел понятие предусмотренной гармонии. Так в понимании Лейбница мир предстал живым и одушевленным, в каждом веществе ему виделось бесконечное множество живых существ — монад. Это вполне совпадает с современным ему представлением о том, что окружающий мир наполнен невидимыми глазу микроорганизмами. Монадология Лейбница явилась своеобразным философским обобщением, предшествующим научному открытию микроскопа. Научные открытия требовали новых воззрений на природу, и ответом на эту потребность явилась монадология Лейбница.
Мы рассмотрели философские концепции наиболее известных рационалистов XVII века. В центре их внимания были проблемы гносеологии, хотя и в тесной связи с онтологическим основанием. Такая форма мышления предшествовала эмпиризму. Если в XVII веке для философии были характерны критика средневековой схоластики и апелляция к разуму, то в дальнейшем критика была направлена против метафизики, которая пришла на смену средневековой схоластике. Вместе с Локком (1632–1704) — английским просветителем — в философии началась критика умозрительных концепций метафизики, которым противопоставлялась эмпирическая теория познания.
Основные черты нового стиля мышления, который разрушил архаичную антично-средневековую картину мироздания следующие: 1) отношение к природе как самодостаточному естественному объекту, данному в непосредственной деятельности и подлежащему практическому освоению; 2) становление принципов строгой количественной оценки; 3) жестко детерминистская причинно-следственная типологизация явлений действительности, 4) введение каузализма; 5) инструменталистская трактовка природы и ее атрибутов — пространства, времени, движения, причинности и т.д., 6) образ геометризированной гомогенно-унитарной действительности, управляемой едиными количественными законами. Утверждается гипотетико-дедуктивная методология познания. Основу составляющего ядро современного естествознания гипотетико-дедуктивного метода образует логический вывод утверждений из принятых гипотез и последующая их эмпирическая апробация. Под последним понимается процедура, обеспечивающая возможность установления истинности теоретических утверждений в процессе их соотнесения с непосредственно наблюдаемым положением дел. Приоритет введения в науку гипотетико-дедуктивной тактики исследования по праву принадлежит Г. Галилею. Мы имеем в виду, прежде всего, разработанную им концепцию пустотной механики, базировавшуюся на принципах рациональной индукции и мысленного эксперимента. Галилей выработал особую исследовательскую тактику, предписывавшую проводить изучение не эмпирического, а как бы идеального, теоретического движения, описываемого аппаратом математики. В соответствии с этим новая, развиваемая Галилеем динамика условно распадалась на две части. В первой требовалось путем логического вывода получить законы движения в «чистом виде». Во второй, органически связанной с первой, требовалось осуществить опытное оправдание полученных в первой части абстрактных законов движения.
Факт проведения Галилеем реальных опытов позволяет уточнить динамику оформления метода мысленного эксперимента, стимулировавшего образование научного естествознания. Метод Галилея — рациональная индукция, использование которой соответствовало условиям не естественного, а искусственного, абстрактно-логического пространства — пространства идеальной научной реальности. Так выкристаллизовалась концепция пустотной механики: мысленный эксперимент. Именно Галилей, обращая внимание на необходимость последовательного эмпирического обоснования идеально-логических законов и формулировок, создал универсальную методологическую канву естественно-научного познания. Выделим те важнейшие моменты, какие внесло с собой утверждение принципов новоевропейского мышления: - секуляризация и детеологизация интеллекта, освобождение науки из-под власти церкви, авторитета канонических текстов; очагами науки все в большей степени перестают быть приходы и становятся академии; — формирование и утверждение идей однородности и изотропности пространства и времени; забвение антропоцентризма; принятие картины унитарного космоса; — демократизация научного поиска: отказ от средневекового догматизма и талмудизма; принятие прогрессистской парадигмы научного знания, отбрасывающей схоластический авторитаризм, священной, абсолютной и непреложной «истины текста»; натурализация мышления;
— соединение логико-теоретического мышления с экспериментально-опытной базой исследований; — использование количественных методов анализа, расчета, обработки и оценки эмпирических данных, которые хорошо математически моделируются, поддаются квантитативизации; — упрочение программы корпускуляризма (атомизм Галилея, Хэриота, Хилла, Гассенди, Гоббса; сформировалось учение о частицах Декарта, Бойля, Зеннер-та), т.е. концепции составимости действительности из мельчайших материальных образований. В итоге в научной картине мира нового времени была создана последовательная методология эксперимента и математического анализа.
Вопросы для самоконтроля: 1. Общая характеристика социально-исторических и культурных условий формирования философии Нового времени. 2. Основные направления в теории познания Нового времени. 3. Эмпиризм Ф. Бэкона. Разработка индуктивного метода познания. 4. Дуализм Декарта и идея научного метода. Роль "картезианского сомнения" в познании. 5. Метафизика Спинозы и Лейбница. 6. Французский материализм XVIII века. 7. Принципы гипотетико-дедуктивной методологии познания.
Глава V. Немецкая классическая философия Немецкая классическая философия развивалась от трансцендентального идеализма Канта к диалектическому идеализму Гегеля и антропологическому материализму Фейербаха. Главная заслуга немецкой классической философии в том, что она попыталась выразить деятельное отношение человека к миру, попыталась понять человека как субъекта (носителя) деятельности. Это новый мировоззренческий тип философии, отличный от всех предшествующих. Почему появилось деятельностное мировоззрение? База этого — промышленный переворот второй половины XVIII века в Англии, а затем в других европейских странах. Промышленный переворот ознаменовал радикальные изменения в роли человека, поскольку в индустриальном обществе результаты человеческой деятельности зависят не от стихийных, природных факторов, а от усилий человека, его ума, рук. Человек становится хозяином своего будущего, своей судьбы, то есть его относительная самостоятельность в мире радикально повысилась. А раз так, то человек по-иному действует, организует и ощущает мир. Фихте отмечал, что мир по отношению к человеку есть лишь сфера нашего действия, а помимо действия — самого мира нет. Такое ощущение было осознано и превратилось в мировоззрение немецкой классической философии, где сформировалось понимание человека как субъекта деятельности, меняющего и даже создающего мир, выступающего его творцом.
Второй фактор, способствовавший переходу к новому мировоззрению, это изменение места человека в социуме. Если в XVIII веке у Гоббса есть идея перехода от естественного состояния общества к гражданскому, то теперь появляется представление, что социум пластичен и человек может его преобразить. Все мыслители этого типа мировоззрения: Кант, Фихте, ранний Шеллинг и Гегель свою философию рассматривали как философию свободы и свою задачу видели в том, чтобы объяснить, как возможна человеческая свобода, свободное человеческое действие, основанное на сознательном выборе. Усмотрев в человеческой деятельности причину изменения мира, немецкие философы сделали вывод, что мир способен изменяться и поэтому в ней разрабатывается диалектика как способ видения мира, а у Гегеля диалектика становится не только учением о всеобщей связи, а диалектикой развивающегося мира.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |