Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Славянофилы и западники




Философии XIX — начала XX вв.

Русская философия как явление самобытной русской мысли начала формироваться в XIX столетии, хотя философская мысль в России существовала и раньше. Еще языческие верования восточных славян содержали представления, которые служили основой религиозно мифологического мировоззрения. Вместе с принятием христианства на землях Древней Руси стала распространяться византийская культура, в основе которой лежали философские учения Древней Греции и Древнего Рима, а также философские идеи, содержащиеся в Священном писании и в произведениях христианских мыслителей II-VIII веков (их принято называть отцами церкви, ибо они разъясняли и обосновывали Священное писание).

По мере развития Русского государства и расширения связей с Западной Европой в России стали распространяться философские идеи западноевропейских мыслителей, причем особенно интенсивно после реформы Петра I. В этот период укрепились культурные связи с Францией и Германскими землями. Философские произведения Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро, Лейбница, других западноевропейских мыслителей были широко известны в России. Появились в России и мыслители, которые критически осваивали западноевропейскую философию, создавали оригинальные философские сочинения. Среди русских ученых можно выделить имена В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Г.С. Сковороды, Д.С. Аничкова, А.Н. Радищева, обогативших развитие научных и философских теорий.

 

Оригинальная Русская философия зарождается в конце 30-х годов XIX века в произведениях И.В. Киреевского и А.С. Хомякова и обретает свое существование в философских системах XIX и XX столетий. Учение этих мыслителей получило название славянофильства и противостояло взглядам других русских деятелей, известных как западники (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, И.С. Тургенев, П.В. Анненков и другие).

Среди западников был мыслитель, чьи взгляды отличались уникальностью. Этим мыслителем-западником был "декабрист без декабря" Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Только одно, напечатанное при жизни его произведение — первое "Философское письмо" взбудоражило Россию, обессмертило его имя. При помощи истории он пытается решить основные, мучившие его, вопросы о причинах отсталости России, существования крепостничества и абсолютизма. Причины эти он связывает с православием, которое шло на поводу у царизма, в то время, как католичество было независимо, по его мнению, от власти и государства. Главная задача России, по Чаадаеву, в восстановлении ее с другими народами, национальными культурами и с человеческим родом в целом.

Оппонентами П. Чаадаева выступали славянофилы. Славянофильство не было однородным: в него входили как правые — идеологи "официальной народности" А. Шишков, М. Погодин и др., так и те, кто составил его славу — А. Хомяков, И. Киреевский, Ю. Самарин. Несмотря на значительные расхождения по целому ряду вопросов славянофилы сходились в главном: 1) в утверждении православной религии важнейшим условием исторического развития России; 2) в мысли, что Запад заканчивает свое историческое развитие и, следовательно, теряет роль лидера в общечеловеческом шествии прогресса; 3) в признании мессианской роли России, которая должна прийти на смену Западу и встать во главе человечества.

По своим философским взглядам славянофилы были сторонниками христианской философии, стремившимися обосновать новые начала для философии, примат веры над разумом. "Характер господствующей философии" должен зависеть от "характера господствующей веры"[118]. Принципиальным идейным руководителем славянофильства, по выражению А. Герцена "Ильей Муромцем славянофильства" был А.С. Хомяков (1804–1860). Он был оригинальным мыслителем, возможно, первым в России создавшим философскую систему на уровне мировой мысли. Главная тема его философии — история человечества и историческая судьба России. Он пишет специальную работу "Записки о всемирной истории", где история человечества представляется борьбой двух начал, не имеющих этнических и географических характеристик. Их определяет лишь борьба свободы (иранский тип развития) и необходимости (кушитский тип развития). Хомяков — автор учения о единогласии христиан-единомышленников, названное им соборностью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.