Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропологический материализм Л. Фейербаха




Людвиг Фейербах (1804–1872) называет свою философию философией будущего, так как рассматривает реальным субъектом разум человека, который является продуктом природы. Одну из своих работ он так и называет: "Основные положения философии будущего". Ему принадлежат также произведения: "К критике философии Гегеля", "Сущность христианства", "Предварительные тезисы к реформе философии".

Человека Фейербах рассматривает как "единственный и высший предмет философии"[112]. Антропология по Фейербаху — такое философское учение, которое делает человека исходной и конечной категорией философского анализа, а основным вопросом философии объявила вопрос: "Что такое человек?".

Если для дофейербаховских материалистов был характерен натурализм, с его исходной категорией "природа", которая развивается по законам механики, а человек понимался как часть природы, то для "Фейербаха исходная категория — человек", но не просто как часть природы, а как особое образование. Фейербах в отличие от Гегеля понимает человека как материальное существо, а не как дух, не самосознание. Человек, по Фейербаху, — это существо, отличное от других природных существ своей универсальностью, ибо он существо родовое, и существует лишь, как частица рода, как существо единое с другими людьми по своей сущности. Животное же является существом универсальным, поскольку оно есть что-то самодостаточное, занятое лишь своими потребностями. Мотив понимания человека как родового существа звучит у Канта, Фихте, Гегеля. Например, Кант понимает высшую характеристику человека как морального существа, как способность человека следовать правилам поведения, которые могут быть всеобщими принципами законодательства.

Фейербах, говоря о сущности человека, выделяет три ее компонента. Во-первых, тело. Это природная основа человеческого существования, это базис, но только предпосылка родовой жизни. Человек — существо телесное, чувственное, и это основа его сущности. Мышление же лишь одна из характеристик чувственности. Во-вторых, сознание, которое понимается Фейербахом как самосознание. Самосознание как компонент человеческой сущности проявляется в различных формах духовной деятельности человека: в науке, религии, искусстве. Человек оказывается способным на самосознание, по Фейербаху, из-за третьего компонента его сущности, а именно: общения. Общение Фейербах понимал как деятельное взаимоотношение людей, а не только как изначально присущее им родовое единство, родовую общность. Главной стороной человеческой жизни у Фейербаха оказывается любовь, как активная деятельность, в том числе и физиологическая, направленная на продолжение рода; единство рода. Иногда на первый план выступает соотношение "Я" и "Ты", без которого, по Фейербаху, невозможно познание человеком самого себя, поскольку он постигает себя как "Я", когда ему противостоит "Ты", в котором он видит подобное себе "Я". Приведем некоторые суждения Фейербаха, раскрывающие смысл его концепции: "Только в ощущении, только в любви "это", то есть это лицо, эта вещь, иначе говоря, эта единичная сущность, обладает абсолютной ценностью…"[113].

"И объективно, и субъективно любовь служит критерием бытия, критерием истинности и действительности. "Где нет любви, там нет и истины"[114]. Человек, а не бог, — единственное существо, достойное любви. Религиозная же любовь — это лишь отчужденная, ложная форма подлинной — человеческой, родовой — любви. В произведении "Сущность Христианства" Фейербах писал о любви как свойстве рода: "Человек является предметом любви, потому что он есть самоцель, разумное и способное к любви существо. Это есть закон рода, закон разума. Любовь должна быть непосредственной любовью, и только непосредственная любовь есть любовь. Но если я между другим и мною, осуществляющим род в своей любви, вклиниваю представление личности, в которой уже осуществлен род, то этим я уничтожаю сущность любви и нарушаю единство представлением третьего существа, находящегося вне нас; ведь это другое существо является объектом моей любви не ради себя, т.е. не ради своей сущности, а потому только, что имеет сходство или нечто общее с этим прообразом". Бог, таким образом, как бы встает между человеком и человеком и мешает искренности этих отношений. Христианская религия, по Фейербаху, есть результат отчуждения человека от самого себя, своих сущностных, родовых характеристик. Чем более мы усиливаем бога, тем больше мы ослабляем человека. Единственную надежду для человека Фейербах видел в упразднении религии, в возвращении человека к самому себе, в создании религии человека, где все отношения между людьми становятся отношениями любви. Таким образом, человек понимается Фейербахом как существо социальное, что составляет основу его универсальности.

В теории познания Фейербах — сенсуалист[115], поскольку он полагал, что реальность дана нам в ощущениях. Новая философия, — писал он, — рассматривает бытие с точки зрения ощущаемого объекта, "каково оно для нас". "Бытие есть тайна созерцания, ощущения, любви"[116]. Фейербах оптимистично верил во всемогущество разума, что разум соединяет то, что разъединено в природе.

Главным принципом этики Фейербаха является любовь. "Я должен любить и только в этом случае я человек", — считает Фейербах, поэтому только в счастье "Ты" возможно счастье "Я", то есть для человека другой человек доложен быть священным — без этого невозможно формирование эмоционально насыщенного мироотношения антропологии Фейербаха.

Философия Фейербаха оказала большое влияние на формирование мировоззрения Маркса и Энгельса. Энгельс писал: "За нами остается неоплаченный долг чести: полное признание того влияния, которое в наш период бури и натиска оказал на нас Фейербах в большей мере, чем какой-нибудь другой философ после Гегеля"[117].

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Немецкая классическая философия как единый культурный феномен. Общие черты, специфика и основные представители.

2. Философия Канта: революция в гносеологии.

3. Антиномии Канта и их место в диалектике.

4. Проблема свободы в философии Канта. Понятие категорического императива.

5. Философская система и диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля.

6. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

 

Глава VI. Основные проблемы русской




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.