КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия В. Дильтея
Заслуга Вильгельма Дильтея (1833–1911) заключается, прежде всего, в том, что он предпринял попытку систематического развития герменевтики как части более широкого методологического проекта. Цель последнего — обосновать особую значимость историко-гуманитарного познания, несводимостъ процедур такого познания к процедурам естественных наук. Своеобразие сферы, с которой имеют дело гуманитарные науки, состоит в том, что познающий субъект сам есть часть той сферы, которую ему надлежит познать. Из этой констатации вырастает знаменитая формула Дильтея, согласно которой «природу мы объясняем, духовную жизнь мы понимаем». Это положение позднее послужило поводом к противопоставлению «объяснения» и «понимания» как двух несовместимых методов познания. Понимательные процедуры совершенно необходимы для постижения целостности, именуемой Дильтеем Жизнью. «Жизнь» здесь — наименование духовно-исторического мира. Его важнейшая особенность — изоморфностьнам как познающим. Живое может быть познано живым. «Философией жизни» Дильтей считает всякую попытку отойти оттого, что он называет «систематической философией». Это литература такого типа, как у Марка Аврелия, Монтеня, Лессинга, Карлейля, Эмерсона, Ницше, Толстого. «Писательство этого рода, — замечает Дильтей, — постольку родственно античному искусству софистов и риторов, от которого так резко отмежевался Платон в сфере философии, поскольку здесь место методического доказательства занимает убеждение, уговаривание»[161]. Понятно, что такая «философия» может быть убедительной и интересной. Ведь читать, допустим, Ницше в тысячу раз интереснее, чем какого-нибудь позитивиста, рассуждающего о «научной методологии». Но это, тем не менее, не отменяет разницы между философией и литературой. «Искусство уговаривания», как отмечает Дильтей, связано с «величайшей серьезностью и правдивостью»[162]. И это то, что мы называем жизненной правдойи что присуще хорошему реалистическому искусству. Дильтей пишет: «Жизнь должна быть истолкована из нее самой — такова та великая мысль, которая связывает этих философов жизни с мировым опытом и поэзией»[163]. Но почему эта «философия жизни» встает во враждебное отношение к «систематической философии»? Видимо, это происходит в такой период истории, когда жизнь покидает «систематическую философию», и от нее остается пустой сухой стручок. Однако это означает, что в то же время нечто происходит и в самой жизни. Да, жизнь должна быть объяснена из нее самой. Но именно для этого необходимо систематическое мышление, а не одна только риторика. Иначе сама «жизнь» приобретает мистический и призрачный характер. Наверное, поэтому «философы жизни» сами часто как-будто и не живут. «Я завидую каждому, кто живет, — писал «философ жизни» О. Шпенглер. — Я проводил свое время только в мечтательных раздумьях, и там, где мне выпадала возможность действительно жить, я отступал, давая ей миновать меня, чтобы уже позднее испытывать горчайшее раскаяние»[164]. А разве жил мизантроп Шопенгауэр? А у Ницше разве это жизнь? И здесь невольно возникает мысль о том, что назначение «философии жизни» не в том, чтобы сделать существование человека действительной жизнью, а в том, чтобы компенсировать ее отсутствие. Можно, конечно, сказать, что Гете — «философ жизни». Но специфическое направление, названное «философией жизни», возникает только тогда, когда появляется открытая враждебность по отношению к «систематической философии». У Гете этого еще не было. Все это начинается с Шопенгауэра. Именно у него мы встречаем мысль о превосходстве «жизни» над всяким систематическим мышлением. «Начиная с Шопенгауэра, — пишет Дильтей, — эта мысль развивалась в сторону все большей и большей враждебности к систематической философии; в настоящее время она образует центральный пункт философских интересов молодого поколения. В этих произведениях выражает себя весьма значительное самостоятельное литературное направление»[165]. Разделение знания на науки о природе и науки о культуре, а также обобщение идей и принципов специальных герменевтик, попытка создания общей теории понимания — все это убедило Дильтея в возможности рассматривать герменевтику как «органон наук о духе». Он стремился осуществить то, что впрямую не сделал Кант, — «критику исторического разума». Необходимо понять, как исторический опыт может стать наукой, если в историческом мире отсутствует естественнонаучная причинность, но имеет место связность и темпоральность жизни, «течение жизни», переживание как «проживание жизни». Таким образом, основой объяснения познания и его понятий становится человек в многообразии его сил и способностей как «волящее, чувствующее, представляющее существо». Особую значимость в науках о духе получают нерасчлененность «Я» и мира, субъекта и объекта, специфический способ данности внутреннего опыта, самодостоверного и «переживаемого», исходя из него самого.
Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы характерные особенности неклассической философии. 2. В чем выражалась критика классической философии. 3. Прокомментируйте философский мотивАртура Шопенгауэра о том, что у жизни нет цели вообще, что она — бездушное движение, лишенное цели. 4. Раскройте основные постулаты "Философии жизни" в XIX-ХХ веках. 5. Как вы понимаете идеи Ф. Ницше о вечном возвращении? 6. В чем суть оригинальной концепции Ф. Ницше о сверхчеловеке? 7. Охарактеризуйте принципы прагматизма. 8. Какие принципы позитивизма представляются вам контрпродуктивными? 9. Актуальна ли идея конвенционализма в современной российской науке?
Глава VIII. Основные направления Постнеклассической философии Философские направления XX века — это сложный, многовариантный мир познания Вселенной, общества и человека, на формирование особенностей которого оказали непосредственное влияние целый ряд факторов научной и социально- экономической жизни. Назовем наиболее важные из них. Большую роль в формировании постнеклассической философии и ее особенностей сыграли теории глобального эволюционизма, в равной мере эвристичные в исследованиях процессов неживой и живой природы, общества и культуры. Концепция глобального эволюционизма появляется в результате синтеза таких направлений в науке XX века, как теория нестационарной, расширяющейся и раздувающейся Вселенной; теория биологической эволюции, концепция биосферы и ноосферы, теория самоорганизации — синергетика. Происходит интеграция научных дисциплин, например, формируется такая интегративная дисциплина, как теория управления — кибернетика, основы которой были заложены Норбертом Винером (1894–1964). Вслед за ней стали разрабатываться информатика, теория случайных процессов, синергетика и др. Объектом постнеклассической науки, как и неклассической науки, являются макросистемы, которые изучаются не только с позиции синтеза классической и квантовой механики, но и с единых позиций историзма и самоорганизации. Формируются такие направления, как эволюционная химия и эволюционная физика, в которых формируются концепции саморазвития открытых каталитических систем и концепции расширяющейся Вселенной. Возрастает значение вычислительной математики, причем математическое моделирование становится важным инструментом науки. Его сущность — замена исходного объекта соответствующей математической моделью и в дальнейшем ее изучение и экспериментирование с нею на ЭВМ (компьютерное моделирование). Современное математическое моделирование приобретает новую форму, порожденную успехами синергетики. Активная математизация в постнеклассическом периоде развития науки привела к возникновению теории игр, теории графов, дискретной математики, теории оптимального управления и др. Открытия и изобретения неклассического естествознания обеспечили начало научно-технической революции в середине XX века. Основными ее направлениями являются: 1) расширение использования электричества; 2) использование атомной энергии в мирных целях; 3) проникновение радиоэлектроники в различные сферы деятельности человека; 4) улучшение природных свойств материалов и создание искусственных материалов с заданными свойствами; 5) исследование Вселенной; 6) автоматизация и кибернетизация производства и управления; 7) освоение нетрадиционных источников энергии. Таким образом, в XX веке наука практически вторглась во все сферы человеческой жизни, при этом существенно их изменяя. Стало ясно, что будущее человека — информационное общество — определено научной культурой. Хотя научная культура занимает лидирующее положение в системе культуры, но одноверенно она находится в сложных и неоднозначных отношениях с другими важными формами мировоззрения — искусством и религией. Идея диалогизма, пронизывая постнеклассический научный дискурс, определяет его общую ориентацию на синтез знаний, формирование общенаучной картины мира как целостной системы научных представлений о природе, человеке, обществе, культуре. Следовательно, монологические стратегии отношения к миру вытесняются диалогическими, на смену отношению к миру как средству приходит новое восприятие мира как цели и высшей ценности. Как замечает Е.Н. Яркова, «сценарий исторической эволюции открытой саморазвивающейся системы представляется как переход от одного относительно устойчивого уровня организации к другому посредством прохождения через состояние неустойчивости (точки бифуркации), когда случайные воздействия могут инициировать появление новых структур. Такое видение эволюции предполагает, что человеческое действие не только включено в систему, но и способно влиять на ее развитие»[166]. Следовательно, научное познание показало, что человек имеет дело не с жесткими причинно-следственными связями, а с определенным набором возможностей, перед ним стоит проблема выбора из множества возможных путей эволюции некоторого оптимального пути. Согласно Ярковой, основные положения и принципы постнеклассического рационализма можно сформулировать следующим образом: 1. Принцип органицизма — представление о мире как едином организме — большой, саморазвивающейся системе. 2. Антропный принцип — интерпретация мира как «человекоразмерной» системы, т.е. связи всего происходящего во Вселенной с человеком как разумным существом. 3. Принцип теоретического и методологического универсализма — представление о глобальном эволюционизме как универсальной теории и методологии научного знания, задающей основания для междисциплинарного синтеза естественно-научного, гуманитарного, социального знания. 4. Принцип диалогизма — представление о диалоге как универсальном способе организации научного знания. 5. Принцип субъективированного объекта и объективированного субъекта — убеждение о взаимопроникновении, взаимообусловленности субъекта (человека) и объекта научного исследования («человекоразмерной системы»). 6. Принцип социокультурной детерминации знания — квалификация науки как социальной силы, детерминированной общекультурными целями и ценностями. 7. Принцип синтеза идей детерминизма и стохастичности — видение саморазвития как процесса, с одной стороны, обусловленного причинно-следственными связями, с другой стороны — случайностью; принцип синтетичности научного знания — представление о единстве многообразия научного знания, т.е. гомогенности гетерогенности[167]. Наконец, современный этап в развитии философии отмечен экзистенциальным диалогом рационализма и иррационализма. В зависимости от того, какое конкретное начало объявляется сущностной характеристикой мира (воля, жизнь, бессознательное, существование или понимание) и какая дается интерпретация этому началу, вычленяются различные системы и школы иррационализма: психоаналитическая философия (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм), экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю), философская герменевтика (Х.-Г. Гадамер, П. Рикер). Следует отметить, что если рационализм питают промышленное производство и наука, то иррационализм — духовная жизнь, художественное творчество, личностные отношения.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |