Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неопозитивизм




Неопозитивизм — метод изучения общества, человека, культуры, задающий параметры исследовательской деятельности, связанные с лин­гвистическими правилами изложения научного знания. Неопозитивизм рассматривают как этап углубления идей позити­визма. Вместе с тем неопозитивизм формируется в результате восприя­тия некоторых идей, сформулированных в рамках аналитического дви­жения в Кембридже и Оксфорде.

Аналитическое движение — важней­шая тенденция философии XX века — характеризуется направленностью на детальное исследование языка, с учетом новейших достижений логи­ки и лингвистики. Главная задача аналитической философии — выяв­ление структуры мысли, достижение «прозрачного» соотнесения языка и реальности, четкое разграничение значимых и пустых выражений. У истоков аналитического движения стоят английские философы — Джордж Эдвард Мур, Бертран Рассел и немецкий логик Готлоб Фреге. Неопозитивизм вбирает в себя методологические идеи, сформулированные представителями аналитического движения, в пер­вую очередь Бертраном Расселом и Людвигом Витгенштейном.

К основным принципам и исследовательским процедурам неопозитивистского метода, согласно Е.Н. Ярковой, можно отнести следующие:

1. Исходное допущение — всякое познание есть выражение или репрезентация, следовательно, наука есть система предложений.

2. Постулат логического эмпиризма — научными могут считать­ся высказывания о наблюдаемых феноменах или чувственно воспринима­емых вещах и их свойствах. Утверждения логики и математики, которые не сводимы к чувственно данному — всего лишь схемы рассуждений.

3. Понятие «протокольное предложение». Высказывания о наблюдаемых феноменах или чувственно воспринимаемых вещах и их свойствах называются протокольными предложениями. Протокольные предложения выражают чувственный опыт субъекта, абсолютно досто­верны, нейтральны по отношению ко всему остальному знанию, гносе­ологически первичны. Таким образом, исходная позиция исследования — не первичные факты, а первичные высказывания.

4. Основные исследовательские процедуры — фиксирование протокольных предложений и последующая их обработка, с помощью теоретического аппарата науки.

5. Принцип редукции к протокольным предложениям — достоверность протокольных предложений обеспечивает достоверность всех научных предложений; смыслом обладают только те предложения, ко­торые могут быть сведены к протокольным предложениям.

6. Принцип верификации — всякое научно-осмысленное утверж­дение о мире должно быть сводимо к совокупности протокольных пред­ложений, фиксирующих данные чистого опыта. Идея критики всего на­личного массива знаний согласно требованиям принципа верификации — очищения от бессмысленных псевдопредложений с помощью логическо­го языка науки.

7. Принцип методологического монизма и эссенциализма — положение о единстве метода, из которого следует, что необходимо отказаться от традиционного деления на физические, биологические и социальные науки и создать унифицированный язык науки. Таким образом, утверждается идея единства научного знания, опирающаяся на представление о существовании некоторой универсальной внеисторической и кроссдисциплинарной методологии, составляющей теоретичес­кий каркас любых частных методик. Помимо этого осуществляется сбли­жение логики и теории познания, вследствие которого логика определя­ется как методологическое основание науки, вне зависимости от объекта ее исследования. Изменчивость научного знания квалифицируется как метаморфоза изначальной инвариантной сущности (эссенции).

8. Принцип размежевания с экзистенциальными, герменевтическими течениями, антиметафизическая направленность. С точки зрения неопозитивизма, философия, направленная на постиже­ние интеллигибельных — умозрительных сущностей, не имеет смысла. Деятельность ученого, в таком контексте, понимается как операцио­нальная и графологичная.

9. Трактовка наук о культуре, обществе, человеке как эмпирических наук, объекты исследования которых — наблюдаемое поведение человеческих групп, набор фактов, образующих лабораторию социологии, экономики, лингвистики. Неопозитивисты полагают, что за­дача теоретика — формулирование законов в целях объяснения фак­тов, историк — хроникер. Важнейшее положение неопозитивизма — отрицание познавательной и теоретической ценности философии[183].

Витгенштейн Людвиг (1889–1951) — основоположник двух этапов становления аналитической философии в XX веке — логического (совместно с Б. Расселом) и лингвистического. В творчестве Витгенштейна выделяют два периода. Первый из них связан с написанием (во время нахождения в плену) «Логико-философского трактата», первое издание которого было осуществлено в Германии (1921), а второе в Англии (1922). Основной замысел книги Витгенштейн видел не в построении развитой теории предложения как образа мира, а в создании особой этической позиции, целью которой является демонстрация того тезиса, что решение научных проблем мало что даст для решения экзистенциальных проблем человека. Тот, по Витгенштейну, кто осознал это, должен преодолеть язык «Трактата», подняться с его помощью еще выше.

В 1929 г. Витгенштейн говорил: «Я вполне могу себе представить, что подразумевает Хайдеггер под бытием и ужасом. Инстинкт влечет человека за границу языка. Подумаем, например, об удивлении перед тем, что что-то существует. Оно невыразимо в форме вопроса и на него нельзя дать никакого ответа. Все, что мы можем сказать, априори может быть только бессмыслицей. И, тем не менее, мы постоянно стремимся за границу языка». По мысли Витгенштейна, «языковость нашего опыта мира предшествует всему, что познается и высказывается как сущее. Поэтому глубинная связь языка и мира не означает, что мир становится предметом языка. Скорее то, что является предметом познания и высказывания, всегда уже охвачено мировым горизонтом языка». Иными словами, по Витгенштейну, невозможно отыскать такую позицию вне языкового опыта мира, которая позволила бы сделать последний предметом внешнего рассмотрения.

Основные понятия и положения работы Л. Витгенштейна «Философские исследования» — «языковые игры», «семейное подобие».

Языковая игра — это определенная модель коммуникации или конституция текста, в которой слова употребляются в строго определенном смысле, что позволяет строить непротиворечивый контекст. Языковая игра дает возможность произвольно, но строго описать факт, явление, построить модель поведения человека или группы, задать самим построением текста способ его прочтения. При этом на первый план выступает то, что можно было бы назвать «анатомией чтения» — ситуация, когда одна возможная языковая игра прочитывается принципиально различными стратегиями. Интересно отметить, что в такой ситуации происходит превращение и изменение языковой игры из того, что уже создано и написано как текст, в то, что создается различными стратегиями чтения. Большое значение для Витгенштейна имел вопрос о том, как возможна коммуникация различных языковых игр. Этот вопрос решался Витгенштейном при помощи введения в свою систему концепта «семейное подобие», включающего реальное многообразие способов языка и мира.

В «Философских исследованиях» Витгенштейн показывает, что тому, что в языке обозначается с помощью определенного слова или понятия, в реальности соответствует огромное множество сходных, но не тождественных между собой явлений, процессов, включающих в себя многочисленные случаи взаимопереходов. Такое понимание происхождения абстракций говорит о том, что метод «семейного сходства» является сугубо номиналистической идеей и служит для развенчания представлений о том, что в основе какого-либо понятия (например, «сознание») лежит конкретная сущность.

Особое внимание Витгенштейна привлекали проблемы природы сознания, механизмов его функционирования и их выражения в языке, проблема индивидуального языка и его понимания, вопросы достоверности, веры, истины, преодоления скептицизма и многое другое. По мысли Витгенштейна, подлинность «значения» слова, традиционно трактуемого как субъективные образы-переживания сознания индивида, можно установить исключительно в границах коммуникационного функционирования языкового сообщества, где нет, и не может быть, ничего сугубо внутреннего.

Если на первом этапе целью интеллектуальных усилий Витгенштейна выступал сконструированный по логическим законам язык, то на втором — естественный язык человеческого общения. По мысли Витгенштейна, структура языка — суть структура мира. Смыслом творчества Витгенштейна явилось желание гармонизировать реальность и логику при помощи достижения полной прозрачности и однозначной ясности языка.

Мир, по Витгенштейну, — совокупность вещей и явлений, которую невозможно, да и нельзя точно описать. Позитивизм Витгенштейна тесно сопрягался с его мистицизмом; будучи своеобычным аскетом, стремившимся этикой трансформировать мир, размышляя преимущественно афоризмами, репликами и парадоксами, Витгенштейн был убежден в том, что «о чем нельзя сказать, о том нужно молчать» (такова последняя фраза его «Трактата»).

Идеи Витгенштейна были подхвачены членами Венского кружка (Морис Шлик, Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Курт Гедель, Карл Густав Гемпель, Альфред Айер и др.), основанного в 1922 году руководителем кафедры философии индуктивных наук Венского университета Морицом Шликом. В 1929 году появился манифест круж­ка «Научное понимание мира. Венский кружок», который представлял собой программу неопозитивизма. После прихода к власти в Германии нацистской партии члены кружка эмигрировали в Англию и США. С 1939 года начинает выпускаться журнал и энциклопедия Венского кружка. Неопозитивисты, или логические позитивисты, развивают идеи О. Конта и Э. Маха, а также принципы логического атомизма Б. Рассе­ла и Л. Витгенштейна. Они рассматривают логику как средство философско-методологического анализа науки.

Рудольф Карнап (1891–1970) — австрийский логик, автор методо­логических работ «Значение и необходимость», «Философские основа­ния физики. Введение в философию науки». Карнап конструирует ори­гинальную модель роста научного знания — прогресс науки, в его видении, есть процесс построения и слияния пирамид, складывающихся из основных понятий, постулатов, предложений, выводимых из акси­ом — протокольных предложений. Протокольные предложения, пред­стающие в репрезентации Карнапа как исходный пункт научного иссле­дования, имеют следующую формулу — «наблюдал такой-то и такой-то объект в такое то время, в таком то месте». Достоверность протоколь­ных предложений обеспечивает достоверность всех научных предложе­ний, при условии сведения последних к протокольным. В 30-х гг. в результате дискуссии о протокольных предложениях их феноменаль­ная трактовка была заменена вещной. Протокольные предложения ста­ли пониматься как предложения, обозначающие чувственно восприни­маемые вещи и их свойства.

Карнап рассматривает проблему статуса и специфики работы фило­софа науки. Философия науки, в его определении, — это новая филосо­фия, не имеющая в отличие от старой философии, дела с открытием законов и метафизическими рассуждениями о мире. Философия науки исследует саму науку, научные понятия, методы, логику науки. Карнап считает, что одной из наиболее важных задач философии науки являет­ся анализ понятия причинности и разъяснение его значения. Он крити­кует антропоморфное понимание причинности. Причинность, в его ви­дении, — не вещь, но процесс.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.