Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможность познания




Вопрос, который, прежде всего, возникает, едва речь заходит о познании — это вопрос о принципиальной возможности познания. На этот вопрос возможны, если говорить упрощенно, два ответа: положительный (оптимистический) и отрицательный (пессимистический). Между этими крайними полюсами располагается достаточно широкий спектр различных позиций.

Философское учение, провозглашающее принципиальную невозможность познания, называется агностицизмом. Наиболее последовательно агностицизм проявился в философии Д. Юма, который полагал, что всякое познание имеет дело с эмпирическим опытом. В связи с этим, утверждал он, предмет в процессе познания преломляется сквозь призму человеческих органов чувств, а потому нельзя знать, каков он на самом деле, нельзя раскрыть действительные отношения между опытом и реальностью. И. Кант различал бытие вещи для нас (феномен) и бытие вещи в себе (ноумен), различие их принципиального характера. Такое разделение мира на доступные познанию "явления" (феномены) и непознаваемые "вещи сами по себе" (ноумены) делает невозможным достоверное знание последних, мир познается лишь в формах его данности человеку.

Позиция агностицизма, особенно живучая в области социального познания, принимается представителями позитивизма, неопозитивизма, конвенционализма, которые в различной форме утверждают произвольность познания и тем самым снимают вопрос об отношении знания к объективной действительности.

Агностицизм — наиболее яркая форма скептицизма, уходящего корнями в античную эпоху. Скептики не отрицали принципиальной возможности познания, но они обратили внимание на относительность суждений: каждому верному положению можно противопоставить противоположное, но то же верное. "Мед сладок" и "мед горек" — оба эти утверждения верны, если учитывать конкретные обстоятельства и условия, особенности человека, говорящего то или другое. Исходя из этого, скептики предостерегали от окончательных суждений. Скептицизм есть необходимый момент процесса познания. Как познавательный прием скептицизм выступает в форме сомнения. Сомнение — двуликий Янус. Подвергая сомнению существующее знание, скептицизм способствует развитию знания, открывает путь приращению знания. С другой стороны, сомнение выполняет охранительную функцию уже существующего знания и требует доказательности от нового.

Диалектический подход к познанию отстаивает точку зрения принципиальной возможности познаваемости мира. Здесь человек — активно действующее существо, он не пассивно относится к окружающему его миру, а исходя из своих потребностей и интересов воздействует на мир. Человеческая деятельность целенаправленна, носит осознанный характер, материальная деятельность людей пронизана духовным началом. По отношению к познанию практика выступает, во-первых, основой познания. Именно в процессе непосредственного взаимоотношения с предметом человек познает его свойства, качество. Практика поставляет познанию богатый фактический материал для обобщения и теоретических выводов. Если хочешь научиться плавать, надо прыгать в воду. Сидя на берегу, плаванию не научишься. В этой незамысловатой народной мудрости выражена суть проблемы — для того, чтобы получить представление о предмете, необходимо материально с ним взаимодействовать. Человек познает мир в той мере, в какой он практически действует и в какой сам испытывает воздействие со стороны внешнего мира. Практика как основа познания питает познание, осуществляет связь его с реальной жизнью. Но практика выступает и как цель познания, поскольку именно в практической деятельности реализуются знания. Знания нужны человеку и человечеству не сами по себе, а для того, чтобы свою деятельность сделать более эффективной, чтобы с наибольшей полнотой удовлетворить свои материальные и духовные потребности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.