Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции истины




Истина

Цель любого познания — философского, научного — в познании истины, в нахождении смыс­ла в осмыслении действительности. Поэтому философское познание не есть пассивное отра­жение, а активный прорыв, «победа в борьбе с бессмысленностью мировой действительности»[190].

Истина это адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом. Истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Истинность знания определяется мерой исти­ны. От того, обладает человек истинным или ложным знанием, зависит эффективность его действий, успешность его ориентации в мире, результативность принятых им решений.

Проблема истины — это проблема соответствия знания предмету познания. Это означает, что необходимо решить, прежде всего, два вопроса: в каком отношении находится знание к объективной реальности и как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности. При анализе процесса познания используют понятие "объект" и "субъект". Под субъектом понимается человек, наделенный сознанием, под объектом предмет (природный, общественный, духовный), на который направленно познание. Взаимодействие объекта и субъекта есть реальная основа возникновения знания. Важен момент именно взаимодействия. Возможны два упрощения. Одно заключается в том, что утверждается активность объекта: внешний мир воздействует на человека и благодаря этому воздействию в сознании человека формируется образ внешнего предмета. Второе упрощение иного характера: акцент ставится на субъекте, полагается, что он своей активностью "добывает" знания из объекта. Но это две стороны единого процесса.

Диалектический материализм для обозначения реального процесса взаимодействия ввел понятие "предметно-практической деятельности" — практики как основы познания. Можно это изобразить такой схемой: объект < предметно-историческая деятельность < субъект.

Становится ясным, что содержание в равной степени зависит как от специфики предмета познания, так и от активности субъекта, от особенностей нервной системы человека, его органов восприятия, исторической эпохи, языка. В связи с этим в структуре знания выделяют объективную и субъективную стороны. Объективным знанием называется такое содержание, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Проблема истины, как уже отмечалось, есть проблема соответствия знания объективной действительности, то есть это вопрос о достоверном, правильном, адекватном (от лат. adaeqatus приравненный) знании. Такое соответствие и получило название истины. Еще Аристотель сформулировал такое понимание истины: "…Истину говорит тот, кто считает разъединенное разъединенным и связанное — связанным, а ложное — тот, кто думает обратно тому, как дело обстоит с вещами". Это так называемая корреспондентная (от лат. corresponere — отвечать, осведомлять) концепция истины. Но в истории философии было и иное понимание истины, — когерентная (от лат. cohaerentia — сцепление, связь) концепция, представители которой утверждали, что истинным является то положение, которое получено по определенным логическим правилам из других положений, ранее признанным как истинные.

Эти позиции не только противостоят друг другу, они взаимодополнительны, каждая подчеркивает одну, но реальную сторону. Здесь затрагивается важный вопрос критерия (от греч. kriterion — мерило, средство установления соответствия знаний объектам) истины. И. Кант отмечал важность критерия истины, он писал: "Но весь вопрос в том, чтобы найти всеобщий и верный критерий истины для всякого знания".

Сторонники когерентной позиции усматривают такой критерий в логических доказательствах; те, кто придерживается корреспондентной точки зрения — в прямом наблюдении, для прагматически ориентированных философов таковым критерием выступает полезность: истинно то, что полезно. Провозглашали и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Определенный резон в этом есть, но еще Демокрит отмечал, что вопрос об истине нельзя решить голосованием. История науки свидетельствует, что часто ученый, высказывающий непривычную истину, оказывается в одиночестве, и требуются усилия, чтобы новая истина овладела умами большинства.

Истина исторична, она всегда — "дитя времени". Это означает, что истинное знание, как и объективный мир, развивается по законам диалектики. Система знания — не некая сумма представлений, которое существует как склад готовых вещей, а бесконечное приближение, бесконечное движение ко все более всеобъемлющему, полному и глубокому проникновению в сущность вещей.

Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, он связан огромным количеством взаимоотношений с другими предметами мира. Охватить сразу объект во всей полноте невозможно не только в силу только что сказанного, но и так же и потому, что наука ограничена и историческими условиями жизни общества, и уровнем практики, и даже способностями ученого. Поэтому знания всегда относительны, т.е. они отражают не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а лишь в известных границах. Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, которые определяют степень ее точности, строгость и полноту, называют относительной истиной.

Относительная истина — это ограниченно верное знание о чем-либо. Каждое новое знание — движение вперед, увеличение объема достоверного знания. Но, в то же время, каждое новое достижение в науке — это и открытие новых горизонтов незнания. Народная мудрость выразила данную диалектику в таких словах: "Многие не знают, как много надо знать, чтобы знать, что ты знаешь мало".

Но коль так, то возникает вопрос: а существует ли знание, истина, которая абсолютна или она как жар-птица никогда не дается в руки? Агностики отвечают на этот вопрос отрицательно, приводя в качестве доказательства тот факт, что человечество всегда имеет дело лишь с относительными истинами, каждая со временем оказывается не вполне точной и полной.

Однако отрицать абсолютную истину не приходится, она существует. Все дело в том, как ее понимать. Абсолютная истина такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Абсолютная истина — это и тот предел, цель, к которой стремится человеческое познание. Каждая относительная истина шаг, приближающий человечество к этой цели.

Относительная и абсолютная истины не две различные, противостоящие друг другу истины, а различные стороны, аспекты целого. Любая истина абсолютно-относительна.

Истина на протяжении всей истории культуры воспринималась в качестве величайшей социальной и личной ценности. Античные философы отстаивали идею единства истины, красоты, блага. К истине всегда подходили с нравственно-эстетической стороны, в этом выражалось отношение, оценка значимости истины в жизни человека и общества.

Когда мы произносим слова "истина", "ложь", "заблуждение", мы, с одной стороны, фиксируем момент соответствия знания объективной действительности, а с другой — выражаем значимость, ценность этого знания для реальной жизни людей.

К истине ведет долгий, тяжкий путь, наполненный трудностями, ошибками, трагедиями. История науки знает немало примеров того, как на алтарь истины люди приносили не только свой талант, но и самую жизнь. На путь к истине исследователя подстерегали ошибки и заблуждения. История знает, как часто за истину принимали заблуждение, которое представляет нежелательный, но неизбежный зигзаг на пути к истине, необходимую плату за нее.

Заблуждение — это такое содержание знания, которое не является адекватным реальности, но принимается как истинное. Заблуждения неизбежны. Они обусловлены и сложностью проблем, и ограниченностью дарования конкретного исследователя, и даже свободой выбора путей, без чего нет научного творчества.

От заблуждения следует отличать ложь как сознательное стремление исказить действительное состояние дела, цель которого — ввести кого-либо в обман. Ложь — это и стремление утверждать то, чего не было, и сокрытие того, что есть. Одной из причин лжи является то, что наука — это всегда столкновение взглядов, теорий, убеждений, высказываемых живыми конкретными людьми. Порою потребности житейского характера начинают подчинять интересы научные и тогда прибегают ко лжи.

Особенно это трагично в области социального познания, где порою на передний план выходят политические, идеологические потребности и интересы. Но сквозь все тернии, человеческие слабости, через ошибки человечество движется к относительно-абсолютной истине, справедливо усматривая в ней одну из главнейших ценностей бытия.

 

Классическое определение истины Аристотелем гласит: истина есть соответствие представ­лений или утверждений реальному положению дел. В зависимости оттого, как трактуется понятие соответствия (имитация, экспрессия), знания и действительности возникает многообразие концепций истины. Определение истины Аристотелем преобразуется Гегелем в осо­бую дефиницию онтологического звучания: роль «знания» выполняет «идея» (сущность вещи), которая материализуется в форму одной из своих сущностных тенденций в новую телесность.

На первый взгляд, классическая теория истины настолько ясна, что не может порождать каких-то серьезных проблем. И довольно длительное время к ней относились, как к само со­бой разумеющемуся. Однако позже у этой теории стали выявляться слабые стороны.

Во-первых, это неопределенность понятия «соответствие». Как можно сравнивать знание, которое является чем-то идеальным, с материальными веща­ми? Для этого был бы нужен некий божественный, абсолютный наблюдатель, который видел бы вещи такими, какими они есть на самом деле. Но человеку это не дано. Реально человек сравнивает знания с фактами, но факты так же выражают реальность в утверждениях. Таким образом, мы устанавливаем соответствие одних фактов над другими. Наконец, можно указать на плюра­лизм истины.

Эти и другие трудности корреспондетной теории истины привели к тому, что многие ста­ли считать, что истина — это регулятивная идея, идеал, к которому нужно стремиться, но достичь и удостовериться в котором невозможно. В этой ситуации стали появляться иные концепции истины: когерентная и прагматическая.

В когерентной теории основным критерием истинности какого либо знания является его согласованность (когеренция) с более общей, охватывающей системой знания. Истинным можно назвать то положение, которое получено с учетом логических правил из других по­ложений, ранее считавшихся истинными. Обычно сторонники это концепции, среди которых наиболее известным был Гегель, придерживаются философского монизма — представления о том, что мир суть единое целое, в нем все, даже самые мельчайшие и незначительные явле­ния связаны между собой. Поэтому знание об отдельной вещи или явлении должно соответ­ствовать и согласовываться с системой знания о мире в целом. Как таковая, истина одна, и частные истины должны быть элементами этой единой и всеохватывающей — абсолютной истины.

Хотя у такого понимания истины не так много сторонников, в нем есть рациональный смысл. В самом деле, мы склонны принимать за достоверное и правдоподобное такое новое знание, которое логически не противоречит уже имеющей­ся у нас системе взглядов и хорошо согласуется с ней. Поэтому можно говорить о том, что когерентная теория истины отражает реальные механизмы рациональной прием­лемости знания. Но одной только самосогласованности знания явно недостаточно для признания его истинным. Представим себе, что у нас имеется некая, логически согласованная система. Если заменить в ней все суждения на противоположные, то опять можно получить логически связанную и целостную систему знания.

С позиций прагматизма, истинным признается такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике. Один из основателей прагматизма, американский психолог и философ У. Джеймс, например, полагал, что вопрос об истинности суждения «Бог существует» не зависит от реальности существова­ния Бога, а его истина обусловлена тем, что убежденность в его существовании имеет благо­творные последствия для человеческого общежития. Если на ос­нове определенного знания строятся самолеты, которые летают, или мосты, которые не па­дают вниз, значит, это знание истинно.

Несомненно, мы широко используем практику как гланый критерий истины. Проверенное в своих последствиях и приложениях, практически полезное знание вызывает куда больше доверия, чем бесполез­ные, не находящие подтверждения на практике спекуляции. Но, как и в предшествующей концепции, одного этого оказывается мало. Прагматистской трактовке истины также недос­тает интуитивно ощущаемого требования к истине как адекватному соответствию реально­сти.

Как и другие проблемы познания, вопрос об истинности знания остается далеким от решения. Однако эпистемология, как и философия в целом, не призвана давать оконча­тельные и однозначные ответы. Ее задача — критически прояснять эти проблемы, соот­носить различные позиции и аргументы за и против них. Отсюда дефиниция истины должна быть обратной классической: истина есть соот­ветствие вещи породившей ее идее. Этот вывод немецкий идеализм делает в процессе рефлексии, которая возводится в ранг первого способа познания истины.

Существуют несколько основных подходов к пониманию истины: экзистенциально-онтологический и собственно эпистемологический. Эти подходы возникли уже у древних греков. В рамках первого, более древнего и исходного, они использовали для обозначения истины слово «алетейя» (aletheia), что означает несокрытость, непотаенность.

Истина не прячется, она лежит на виду, надо только уметь ее увидеть. Она не результат познания мира как чего-то внешнего, но попадания в такую позицию, к которой вещи мира вдруг открываются нам, становятся понятными в своей сущности. В этом смысле истина все­гда результат индивидуального прорыва к миру.

В XX веке это исходное античное понимание истины восстановил М.. Хайдеггер. Для него истина — это событие открытости мира. Быть истинным — значит быть раскрывающим. Когда случается событие бытия в истине, оно потрясает нас, переворачивает душу.

Вероятно несколько дефиниций истины — классическая, гегельянская (когерентная), экзи­стенциальная — должны быть учтены в синтетической концепции истинного. Проблема ис­тины как действительная философская проблема возникает, когда задаются вопросы о соот­ветствии продуктов репрезентативного отражения той сверхчувственной реальности, на ко­торую эти продукты экстраполируются идеальной действительностью художника.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Субъект и объект познания. Структура и форма знания.

2. Особенности чувственного и рационального в познании.

3. Проблема истины и заблуждения. Критерии, формы и виды истины.

4. Диалектика познавательного процесса. Агностицизм в философии.

5. Существуют ли принципиальные отличия между агностицизмом, релятивизмом и скептицизмом?

6. В чем состоит специфика познавательной деятельности? Как соотносятся идеальное и материальное в практике?

7. Какие выводы следуют из абсолютизации истины или преувеличения момента относительности в ней?

8. Сопоставьте понятия "истина", "ложь", "заблуждение", "мнение", "вера".

9. Охарактеризуйте понятие истины с точки зрения конвенционализма, прагматизма, диалектического материализма.

10. Может ли объективно истинное значение с течением времени стать ложным? Если да, то приведите примеры подтверждающие это.

 

Глава III. Научное познание




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.