Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Основные идеи и этапы развития русской философии




Вопросы для обсуждения:

1. Становление русской философии в XI–XVIII вв. Г.С. Сковорода.

2. Раннее Просвещение. Материализм М.В. Ломоносова и антропология А.Н. Радищева.

3. Русская философия XIX века. Философские идеи П.Я. Чаадаева. Славянофильство и западничество.

4. Философия всеединства В.С. Соловьева.

5. Русский космизм.

6. Развитие русской философии в XX веке. Религиозные искания. Позитивизм.

Термины:

Исихазм, нестяжатели, иосифляне, любомудрие, нигилизм, анархизм, гегельянство, всеединство, софийность, соборность, византизм, славянофильство, западничество, почвенничество, историософия, богочеловек, боготворчество, богоискательство, персонализм, «разумный эгоизм», космизм, субъективный метод в философии.

 

Задания для проверки формирования компетенций:

1. Кому принадлежат следующие пессимистические строки: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды»? Свой ответ обоснуйте.

2. Сравните следующие два высказывания русского философа Н.А. Бердяева:

«Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом». «В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу … Современные коллективы — не органические, а механические … Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия».

а) Что тревожит мыслителя, воспевшего человеческую свободу, позволившую создать мир машин?

б) Что значит «иррациональные последствия» рациональной деятельности человека? В чем их опасность?

в) Что делать человеку дальше? Как жить ему в созданном механическом мире, который существует по своим законам и несет человеку несвободу? Как остаться человеком?

3. Согласны ли Вы с позицией С.Л. Франка о различии между верой и неверием?

"Различие между верой и неверием не есть различие между двумя противоположными по своему содержанию суждениями: оно лишь различие между более широким и более узким горизонтом. Верующий отличается от неверующего не так, как человек, который видит белое, отличается от человека, который на том же месте видит чёрное; он отличается так, как человек с острым зрением — от близорукого или музыкальный человек от немузыкального"[280].

4. "Свобода совести — и прежде всего религиозной совести — предполагает, что в личности есть духовное начало, не зависящее от общества. Этого коммунизм, конечно, не признает… В коммунизме на материалистической основе неизбежно подавление личности. Индивидуальный человек рассматривается, как кирпич нужный для строительства коммунистического общества, он есть лишь средство…"[281]

Почему, с точки зрения Н.А. Бердяева, свобода совести и коммунизм несовместимы?

5. В работе "Кризис западной философии" Вл. Соловьев писал:

"Этот школьный характер остался и за новой философией, для которой невозможность иметь практическое значение вытекала прямо из ее задачи: определение общих основных начал сущего, вечной природы вещей и отношение ее к субъекту как познающему…

Очевидно, что и задача эта, и результат ее разрешения имеют исключительно теоретический характер, заключая в себе те вопросы, которые ставятся субъектом, как только познающим.

Но рядом с миром вечных и неизменных образов предметного бытия и познания существует другая, изменчивая действительность — субъективный мир хотения, деятельности и жизни человеческой. Рядом с теоретическим вопросом: что есть? Существует вопрос практический: что должно быть? То есть, чего мне хотелось, что делать, из-за чего жить?"

а) В чем, по мнению Вл. Соловьева, состоит заблуждение западной философии?

б) Чем, по его мнению, должна заниматься философия?

В) в чем отличие русской философии от западной помимо указанного автором текста?

6. В.И. Вернадский верил в то, что природа, дойдя в человеке до разумной стадии, не может пойти вспять, а значит наука и разум помогут человечеству рано или поздно решить все стоящие перед ним проблемы. Поэтому он уверенно заявлял: «Цивилизация «культурного человечества»… не может прерваться и уничтожиться». Однако нарастающая глобальная экологическая катастрофа, широкое использование науки для порабощения и уничтожения людей и природы говорят об обратном.

Согласны ли вы с мнением В.И. Вернадского? Обоснуйте свой ответ.

7. Неравенство есть основа всякого космического строя и лада, есть оправдание самого существования человеческой личности и источник всякого творческого движения в ми­ре. Всякое рождение света во тьме есть возникновение неравенства. Всякое творческое движение есть возникновение неравенства, возвышение, выделение качеств из бескачественной массы. Само богорождение есть извечное неравенство. От неравенства родился и мир, и космос. От неравенства родился и человек. Абсолютное равенство оставило бы бытие в нераскрытом состоянии, в безразличии, т. е. в небытии. Требование абсолютного равенства есть требование возврата к исходному хаотическому и темному­ состоянию, нивелированному и недифференцированному, это есть требование небытия. Революционное требование возврата к равенству в небытии родилось из нежелания нести жертвы и страдания, через которые идет путь к высшей жизни… Пафос равенства есть зависть к чужому бытию, неспособность к повышению собственного бытия вне взгляда на соседа. Неравенство же допускает утверждение бытия во всяком, независимо от другого[282].

а) Почему Н.А. Бердяев видит источник «творческого движения в мире» именно в неравенстве?

б) Какими мотивами объясняет Н.А. Бердяев требование всеобщего равенства, отстаиваемое революционным путем?

8. Сравните следующие два высказывания русского философа Н.А. Бердяева:

«Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом».

«В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу … Современные коллективы — не органические, а механические … Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия».

а) Что тревожит мыслителя, воспевшего человеческую свободу, позволившую создать мир машин?

б) Что значит «иррациональные последствия» рациональной деятельности человека? В чем их опасность?

в) Что делать человеку дальше? Как жить ему в созданном механическом мире, который существует по своим законам и несет человеку несвободу? Как остаться человеком?

 

Темы эссе:

1. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Белинский).

2. «Человек есть принципиальная новизна в природе» (Н. Бердяев).

3. «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек» (Н.А. Бердяев).

4. «Уважение к истине — начало премудрости» (А. Герцен).

5. «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо» (Л.Н. Толстой).

6. «Диалектика не есть ни начало, ни конец; по существу своему она середина, — является путем» (П. Флоренский).

7. «Характер средств должен быть таков же, как характер цели, только тогда средства могут вести у цели» (Н. Чернышевский).

 

Темы рефератов:

1. Социальная философия П.Я. Чаадаева.

2. Философские воззрения революционных демократов.

3. Религиозно-философские взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

4. Консервативно-религиозная концепция К.Н. Леонтьева.

5. Философско-социологические теории народников

6. «Общее дело» Н.Ф. Федорова.

7. Русский экзистенциализм. Н.А. Бердяев: судьба человека и смысл истории.

8. Философские концепции русского космизма.

Основная литература из фондов библиотеки ЮУрГУ:

1. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь // В.А. Бачинин. — М., 2005.

2. Бердяев Н.А. Эрос и личность: Философия пола и любви. М., 2006.

3. Гриненко Г.В. История философии: Учебник // Г.В. Гриненко. — М., 2006.

4. Егоров В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы // В.К. Егоров. — М., 2002.

5. Русская философия: Имена. Учения. Тексты: учеб. пособие // Солнцев Н.В. — М., 2001.

6. Рычков А.К. Философия: 100-вопросов — 100-ответов: учебное пособие для вузов // Рычков А.К., Яшин Б.Л. — М., 2001.

7. Сербиненко В.В. Русская философия: курс лекций: учебное пособие // В.В. Сербиненко. — М., 2006.

8. Хрестоматия по истории философии (русская философия). В 3 ч. Ч. 3. От Нестора до Лосева. М., 2001.

 

Первоисточники:

1. Бердяев Н.А. Судьба России. М, 1990.

2. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994.

3. Лосев А.Ф. B.C. Соловьев. М., 1983.

4. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1990.

5. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.

6. Чаадаев П.Я. Философические письма. М., 1989.

7. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии // Избр. соч. М., 1984.

 

Дополнительная литература:

1. Даниленко Л.Е., Емельянов Б.В. Очерки русского космизма. Екатеринбург, 1998.

2. Емельянов Б.В. Три века русской философии. Екатеринбург, Нижневартовск, 1996.

3. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996.

4. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. В 4 кн. Л., 1991.

5. Лосский И.О. История русской философии. М., 1991.

6. Хрестоматия по философии: Учебное пособие // Под ред. Алексеева П.Б. — М.: Проспект, 2000

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем выражается специфика русской философии? Каково ее значение и роль в мировой культуре?

2. Какие проблемы наиболее типичны для отечественной философской мысли?

3. Какое влияние на развитие русской философии оказало византийское христианство и православная церковь?

4. Что означают термины «богоискательство» и «богостроительство»?

5. Какие направления можно выделить в рамках русского космизма?

6. Какие основные школы сформировались в отечественной философии в конце XIX — начале XX вв.?

7. В чем особенности развития отечественной философии в 20–80-е гг. XX в.?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.