Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для повторения 1 страница




1. Понятие философского знания. Соотношение философии и частных наук.

2. Предмет философии.

3. Мировоззрение и его структура.

4. Предназначение, смысл и функции философии.

5. Понятия онтологии, гносеологии и аксиологии. Их соотношение и место в философии.

6. Этапы развития античной философии, основные философские школы.

7. Милетская школа античной философии. Понятие гилозоизма.

8. Элейская школа античной философии. Понятия монизма и пантеизма.

9. Механицизм и атомизм античной философии.

10. Диалектика Гераклита.

11. Космология пифагорейской школы V в. до н.э.

12. Гносеология и этика Сократа.

13. Этические школы Древней Греции: гедонизм и кинизм.

14. Учение Платона об идеях.

15. Платон о государственном устройстве.

16. Логика Аристотеля.

17. Метафизика Аристотеля. Учение о материи и форме.

18. Этика Аристотеля.

19. Этические школы эпохи эллинизма: стоицизм и эпикурейство.

20. Средневековая философия. Понятия теоцентризма и схоластики.

21. Гносеология средневековой философии. Учение об откровении.

22. Онтология средневековой философии. Учение о креационизме.

23. Блаженный Августин и его учение о трансценденции.

24. Средневековый спор об универсалиях. П. Абеляр.

25. Учение Фомы Аквинского. Понятие томизма.

26. Философия Нового времени. Пантеизм и учение о "двойственной истине".

27. Эмпиризм Ф. Бэкона. Разработка индуктивного метода.

28. Дуализм Р. Декарта и идея научного метода.

29. Метафизика Спинозы.

30. Этика Спинозы.

31. Монадология Лейбница.

32. Теория познания Локка.

33. Субъективизм Беркли и Юма. Понятие солипсизма.

34. Учение Канта об априорном знании.

35. Антиномии Канта.

36. Этика Канта. Кантовский категорический императив.

37. Эвдемонизм Канта. Категории: долг, достоинство, удовольствие.

38. Практический императив Канта. Человек как цель, а не средство.

39. Логика Гегеля. Учение о саморазвитии абсолютной идеи.

40. Диалектика Гегеля.

41. Учение Гегеля об абсолюте и целом. Государство, нация, человек в его системе.

42. Понятие диалектического метода Гегеля и его судьба.

43. Антропологический материализм Фейербаха.

44. Гегель и Фейербах: сопоставление онтологии и гносеологии.

45. Религия любви Фейербаха.

46. Сенсуализм Фейербаха.

47. Фейербах и Маркс.

49. Традиции и особенности русской философии конца XIX — начала ХХ вв.

50. Метафизика Вл. Соловьева.

51. Русская идея Вл. Соловьева.

53. "Философия жизни" Шопенгауэра. "Мир как воля и представление".

54. Учение Ницше о "переоценке ценностей".

55. Учение Ницше о человеке и сверхчеловеке.

56. Экзистенциализм и его проблематика. Понятия существования и сущности.

57. Онтология Хайдеггера. Подлинное и неподлинное существование.

58. Ясперс о "пограничной ситуации". Проблема вины.

59. Сартр о проблеме свободы.

60. "Мир в Сизифе" А. Камю. Понятие абсурда.

61. Категория бытия в философии.

62. Проблема субстанции в философии.

63. Философское учение о материи.

64. Пространство и время — формы бытия материи.

65. Диалектика как учение об универсальных связях, изменении и развитии.

66. Категории диалектики.

67. Законы диалектики.

68. Проблема человека в философии.

69. Философия и проблема смысла жизни.

70. Личность и проблема ценностных ориентаций.

71. Сознание как форма отражения действительности и регуляции человеческой деятельности.

72. Философия и проблемы экологии.

73. Философия и экспериментальная наука.

75. Как соотносятся между собой понятия:

• дух и разум?

• разум и сознание?

• сознание и мышление?

76. Является ли разум единственной формой сознания? В каких еще формах обнаруживает себя деятельность сознания?

77. Что такое "истина"?

78. Что такое "благо"?

79. Как соотносятся друг с другом: "истина", "благо" и "красота"?

80. Что такое "бессознательное" и "подсознательное"? Как соотносятся эти понятия с сознанием и духовной деятельностью?

81. В чем состоят различия и какая существует связь между понятиями: "чувство", "рассудок", "разум"?

82. В чем отличается разум от воли? Является ли воля духовной деятельностью? Как соотносится она с сознанием и разумом?

83. Что такое познание?

84. Что такое оценка? Чем она отличается от знания? Какие формы оценочной деятельности Вам известны?

85. Что такое философская рефлексия? Чем отличается "познание" от "самопознания"?

86. Конечен или бесконечен процесс познания? В каком смысле можно говорить о завершенности познания?

87. Что мы познаем: единичное или общее? Одинаковы ли пути их познания?

88. Какую роль в познании играет "опыт" и "практика"?

89. Какое значения для познания имеет повседневная практика? Каковы возможности и границы "здравого смысла"?

92. Что такое образ? Что такое "понятие"? Чем понятие отличается от образа?

93. Что такое знание? Каковы пути получения знания?

94. Чем философское знание отличается от научного: является ли задачей философии получение знания?

95. Возможно ли вненаучное познание? Может ли выполнять функцию познания искусство?

96. Что такое агностицизм? Есть ли в агностицизме рациональный момент?

97. Что такое рационализм и эмпиризм? В чем односторонность того и другого?

98. Как различаются "чувственное" и "эмпирическое"? Может ли эмпиризм быть идеалистическим?

99. Что такое сенсуализм? Что общего между материалистическим и идеалистическим сенсуализмом и в чем их различие?

100. Что такое интуиция? В каком смысле возможно интуитивное познание?

101. Какое место в познавательной деятельности отводится понятию закона?

102. Что такое эмпирический закон? Как он открывается и каково его практическое значение?

103. Как возможно необходимое знание? Как этот вопрос решается Кантом и современной философией?

104. Какое различие между знанием и верой? Чем отличается вера в науке от веры в религии?

105. Что такое заблуждение? Как оно соотносится с истиной? Чем оно отличается от истины и лжи?

106. Что такое критерий истины? Какими критериями истины пользуется наука?

107. Как соотносятся друг с другом “знание” и “идеология”? Может ли идеология быть научной?

108. Что такое иррационализм и какое место в истории занимает это течение философской мысли?

109. Что такое "ментальность" и "менталитет"? Какую роль в современной культуре выполняет это понятие?

110. Что такое "метод"и "методология"? Какую роль они играют в познании?


Словарь ключевых терминов

Абсолютизм — субъект как асоциальный, аисторичный, среднетипический познаватель, отрешенное воплощение интеллектуальных способностей обладает талантом непосредственного умосозерцания истин, данных как извечные, неизменные, непроблематизиру-емые регистрации беспристрастного обстояния дел.

Абстрагирование — способ замещения чувственно данного объекта мысленным конструктом (абстрактным объек­том) посредством двух взаимосвязанных мыслительных процедур — отвлечения и пополнения, при которых, с одной стороны, в содержание конструкта включается лишь часть из множества соответствующих чувственных данных, с другой стороны, в это содержание привносится новая информация, никак не вытекающая из этих дан­ных. Так, формируя такой абстрактный объект геомет­рии как треугольник, квадрат, куб и т. п., на первом этапе отвлекаются от всех чувственно данных характеристик пространственных объектов, кроме их формы и разме­ров, а на втором этапе наделяют их такими свойствами как абсолютная прямизна линий, неизменность, непре­рывность и т. п. Результаты абстрагирования принято на­зывать абстракциями.

Абстрактный объект — когнитивно представленный в теории объект научного познания, отображающий те или иные сущностные аспекты, свойства, отношения вещей и явле­ний окружающего мира. В современном научном позна­нии абстрактный объект может репрезентировать не только соответствующее множество объектов эмпири­ческого опыта, но и множество абстрактных объектов предшествующего уровня абстракции.

Абстракция — результат мысленного членения объекта познания с помощью абстрагирования, в результате которо­го в науке вырабатываются мысленные конструкты и устанавливаются связи между ними (понятия, суждения и др.)

Аксиология — (от греч. Axios — ценность и logos — слово, учение) в общем случае — учение о ценностях; но весьма различным образом трактуемое в зависимости от общих исходных философских установок и предпосылок учения — от естественно-натуралистических до метафизи­чески-религиозных.

Аналитизм умение разлагать вещи на фун­даментальные составляющие; формирова­ние системы физической причинности, которая окон­чательно сложилась и упрочилась с появлением меха­ники Ньютона.

Антиинтеракционизм — концепция соотношении философии науки, согласно которой философия и наука настолько различны по своим целям, предметам, методам, что между ними не может быть никакой внутренней взаимосвязи (представители экзистенциализма, философии культуры, философии ценностей, философии жизниидр.). Каждый из этих типов знания развивается по своей внутренней ло­гике и влияние философии на науку, как и обратно, может быть только чисто внешним, иррелевантным или даже вредным для них обеих. «Философия — не научна, на­ука — не философична», — так можно сформулировать кредо антиинтеракционизма.

Антисциентизм — философская концепция, обосновывающая антигуманитарную сущность науки и технического прогресса в его современных формах. Наука с ее жестким рационализмом и стандартизацией не способна адекватно репрезентировать ценностный мир человека, его индивидуальный жизненный мир и свободу, без которых нет человеческой личности. Наука чужда человеку не только потому, что усредняет и стандартизирует всех, способ­ствуя развитию тоталитарного сознания в обществе, но и из-за своих опасных технологических и экологических применений, когда партикулярная, краткосрочная выгода становится ведущим мотивом. Только гуманитарный, цен­ностный контроль за развитием науки со стороны всего общества способен как-то ослабить мощь взлелеянного наукой монстра научно-технического прогресса. Органи­зационными формами протестного движения антисциентизма является различного рода религиозные, религиозно-экологические, антивоенные, анархистские течения.

Архаика — рецептурно-эмпирическое, утилитарно-техноло­гическое знание, функционировавшее как набор индук­тивных генерализаций и прикладных навыков. Эти примитивные познавательные формы, конечно, не были наукой. Они не были систематичными, теорийно-номологическими. Наука упрщается с фундаментально систематическим законосообразным дискурсом. Если исходить из того, что минимум науки — это выведенный в пространстве идеали­зации закон, то можно констатировать: архаичные куль­туры (Майя, Китай, Египет, Индия, Ближний Восток) на­уки не знали.

Базис обобщения — совокупность посылок обобщения. В качестве посылок обобщающей процедуры могут высту­пать: протокольные предложения, высказывания, фикси­рующие факты эмпирического наблюдения; суждения об абстрактных представителях классов (для «правила Локка»); формулы со свободной переменной, по которой про­изводится обобщение; понятия, понятийные конфигура­ции, теории.

Биофилософия — вариант натуралистической (см. НАТУРА­ЛИЗМ) ориентации в философии, исходящий из убежде­ния, что исходным и центральным при решении мировоз­зренческих и смысложизненных проблем должно быть понятие ЖИЗНИ в ее научно-биологической интерпретации.

Бифуркация — нарушение устойчивости эволюционного ре­жима системы, приводящее к возникновению после точки бифуркации квантового спектра альтернативных вирту­альных сценариев эволюции. Бифуркации возникают в ус­ловиях нелинейности и открытости как следствие измене­ния свойств, а не имманентных свойств самой системы. Вследствие потери системной устойчивости в зоне бифур­кации фундаментальную роль приобретают случайные факторы. Это обстоятельство имеет важное значение в процессах социокультурной динамики и приводит к ново­му, нелинейному пониманию соотношения необходимос­ти и свободы воли. В рамках нелинейного мышления сво­боду следует понимать не как осознанную необходимость, а как возможность выбора среди виртуальных альтерна­тив, но одновременно и нравственную ответственность за этот выбор.

Геометризм черта мышления, противопостав­ляемая античному физикализму и медиевистскому иерархизму, оформляется как следствие утвержде­ния гелиоцентризма.

Герменевтика — один из главных методов гуманитарных наук, заключающийся в искусстве толкования и интерпре­тации текстов любой природы (т. е. литературных, религи­озных, юридических и т. д.),

Гносеология — общее учение о познании, его структуре, ме­тодах, принципах, закономерностях функционирования и развития.

Гуманитарные науки — в широком смысле — науки о всех продуктах деятельности человека (науки о культуре). В более специальном смысле — науки о продуктах духов­ной творческой деятельности человека (науки о духе). Их обычно отличают от общественных (социальных) наук, изучающих различные стороны и институты экономичес­кой и социально-политической жизни человека (экономи­ка, социология, политология и др.), а также от антрополо­гии как общего учения о человеке как таковом.

Диалектическая концепция соотношения философии и на­уки — учение о взаимоотношении философии и науки, со­гласно которому они представляют собой качественно раз­личные по многим параметрам виды знания, однако, внутренне взаимосвязаны между собой и активно исполь­зуют когнитивные ресурсы друг друга в процессе функци­онирования и развития каждого из них. Это доказывается всей историей их развития и взаимодействия. Конкретным выражением внутренней взаимосвязи философии и науки является, с одной стороны, наличие слоя философских ос­нований у всех фундаментальных научных теорий, а с дру­гой — слоя частнонаучного знания, используемого в философской аргументации и построениях. Граница между философским и конкретно-научным знанием является ис­торически подвижной и относительной. Однако, она всегда имеет место, благодаря структурированности сознания и наличия в нем различных типов и слоев знания и ценностей.

Динамизм — установка на жестко детерминисти­ческое (аподиктически-однозначное) толкование собы­тий, исключение случайности, неопределенности, мно­гозначности — показателей неполноты знания — как из самого мира, так и из аппарата его описания; ставка на нетерпимый к дополнительности, альтернативнос­ти, вариабельности, эквивалентности агрессивно-воин­ствующий монотеоретизм, навевающий тенденциоз­ную авторитарно-консервативную идеологию всеведе­ния (исчерпывающе полное, вполне адекватное знание не как императив, а как реальность).

Дополнительность. Являясь неизбежным след­ствием «противоречия между квантовым постулатом и разграничением объекта и средства наблюдения», характеризует сознательное использование в иссле­дованиях (наблюдение, описание) групп взаимоиск­лючающих понятий: сосредоточение на одних факто­рах делает невозможным одновременное изучение других, — анализ их протекает в неидентичных усло­виях с признаками опытной несовместимости (волна-частица, импульс-координата). Как неклассический принцип дополнительность разрушает классическую идею зеркально-однозначного соответствия мысли ре­альности безотносительно к способам ее (реальнос­ти) эпистемической локализации, символизирует име­ющееся в неклассической науке существенное ограничение категории объективно существующего явления в смысле независимости его от способов его освоения. Фиксированные системы отсчета, пригод­ные для описания совершенно конкретных парамет­ров (скажем, энергетических), не пригодны для описания иных (скажем, пространственно-временных). Следовательно, дополнительность выражает не про­сто относительность к прибору как таковому, но отно­сительность к разным типам приборов (исследова­тельских ситуаций).

Естествознание — науки о природе, в том чис­ле и о человеке как ее части.

Из теории относительности следует род важных следствий, Во-первых, закон эквивалентности массы и энергии. Во-вторых, отказ от гипотез о мировом эфире и абсолютных пространстве и времени. В-третьих, эквивалентность грави­тационной и инерционной масс.

Измерение — процедура сравнения двух величин, в результа­те которой экспериментально устанавливаются отноше­ния между искомой величиной и другой, принятой за еди­ницу (эталон). На теоретико-множественном уровне измерение можно определить как операцию одно-одно­значного соответствия элементов двух множеств, из ко­торых одно есть натуральный ряд чисел, а второе есть результат искусственного разбиения количественно оп­ределяемой интенсивности (длины, веса и т. п.) с помо­щью конвенционально выбранного эталона квантования.

Имперсональность — субъективная отрешенность знания как следствие погружения последнего в область безличного объективно сущего, чуждого индуцируемых познающим субъектом аксиологических измерений.

Индукция — способ постижения реальности, состоящий в восхождении от частного к общему, от единичных фактов к некоторому обобщающему логическому заключению. Индукция представляет собой скачок в познании от дан­ных наблюдения, от опытно сформулированных сужде­ний к общим суждениям. Другими словами, она есть фор­ма движения мысли, специфический способ логического рассуждения, при котором мысль от констатации отдель­ных фактов переходит к приращению знания в виде некоторых обобщающих суждений.

Квантовая механика — теория, описывающая свойства и за­коны движения физических объектов, для которых размерность действия (эрг х с) сопоставима с планковским масштабом п = 6,62х 10−27 эрг х с. Этому условию удовлет­воряют микрочастицы, а потому можно сказать, что кван­товая механика — это наука, описывающая свойства микромира.

Квантовая механика включает в себя систему специальных понятий и соответствующий им математический аппарат. Законы квантовой механики образуют фундамент наук о строении вещества. Методы квантовой механики позволи­ли решить большое количество научных задач: расшиф­ровка атомных спектров, объяснение периодической системы элементов Д. И. Менделеева, строение и свойства атомных ядер, теория фотоэффекта, физики твердого тела и полупроводников, ядерные и термоядерные реакции и др. В области макромасштабов уравнения квантовой меха­ники переходят в уравнения обычной классической ме­ханики.

Кибернетика — наука о процессах и законах УПРАВЛЕНИЯ, протекающих в сложных динамических системах приро­ды, общества и человеческой культуры на основе исполь­зования информации.

Классическая наука — специфическое состояние научного интеллекта, реализовавшееся как главенствующее умона­строение на масштабном историко-культурным ареале от Галилея до Пуанкаре. Эвристическое начало типических особенностей теоретизирования (способы постановки проблем, приемы исследования, описание предметных областей, характер обоснования выводов, формы подачи, изложения, фиксации результатов) на классической фазе развития науки составляли: фундаментализм, финализм, имперсональность, абсолютизм, наивный реализм, суб­станциальность, динамизм, сумматизм, эссенциализм, аналитизм, механицизм, кумулятизм.

Когерентность. Означает синхронизированность различных и зачастую кажущихся несвязанными со­бытий, которые налагаются друг на друга и оттого усиливают или ослабляют размерность собственного тока. Говоря о когерентности, вводящей новую модель причинения, подчеркнем специфически коллективный, во многом несиловой и творческий строй детермина­ции изучаемых неклассикой явлений, понимаемых как результирующая объемных самоиндуцируемых коопе­ративных связей, дающих начало новым процессам. Это не классическая схема пересечения необходимостей в объяснении наблюдаемых реалий, а модель самоформирования макроскопических масштабов со­бытий из внутренней потенциальности (эффекты сис­темных связей, способных на коллективную самоин­дукцию, резонансное самодействие).

Комбинаторностъ. Это мировоззренческий подход к вопросам структуры действительности, противопо­ложный доминировавшему ранее символически-иерар­хическому подходу. Согласно ему, всякий элемент мира представлялся не в виде некоего качественного цело­го, органически связанного с другими подобными целостностями во всеохватывающую и всепроникающую тотальность, а в виде набора форм разной степени существенности и общности. Суть этого подхода пере­дают следующие слова Галилея: «… никогда я не стану от внешних тел требовать что-либо иное, чем величи­на, фигуры, количество… движения… я думаю, что если бы мы устранили уши, языки, носы, то остались бы только фигуры, число и движение». Подобную пози­цию разделяли (спор о первичных и вторичных каче­ствах) Локк, Гоббс, Декарт, Спиноза и др.

Концептуальная сборка — представление объекта в многомерном когнитивном пространстве путем установления логических связей и переходов между разными интервала­ми, образующими единую смысловую конфигурацию. Так, в классической механике одно и то же физическое событие может быть отображено наблюдателями в раз­ных системах отсчета в виде соответствующей совокуп­ности экспериментальных истин. Эти разные картины тем не менее могут образовывать некое концептуальное целое благодаря «правилам преобразования» Галилея, регулиру­ющим способы перехода от одной группы высказываний к другой.

Космология — наука, изучающая Вселенную как единое це­лое, ее строение и эволюцию.

Культура — в широком смысле — вся совокупность продук­тов материальной и духовной целенаправленной деятель­ности человека — от орудий производства, зданий, соци­альных институтов и политических учреждений до языка, произведений искусств, религиозных систем, науки, норм нравственности и права.

Кумулятивизм — трактовка развития знания как линейного количественного его саморасширения за счет монотонной аддитации новых истин. Симптома­тично в этом отношении такое убеждение Гегеля: боль­шая и даже, может быть большая часть содержания наук носит характер прочных истин, сохраняясь неиз­менной; возникающее же новое не представляет собой изменения приобретенного ранее, а прирост и умно­жение его[364]. Отсюда энтелехия познания — достиже­ние все большего уровня систематичности и точности: будущие открытия в детализации наличного знания.

Метатеоретическое знание — наиболее высокий уровень научного знания; множество высказываний, составляющих основания научных теорий (аксиом, принципов, научной картины мира, идеалов и норм научного исследования и др.). В силу достаточно организованного, системного ха­рактера научного знания метатеоретическое знание отно­сится в первую очередь к фундаментальным научным тео­риям (в математике — к арифметике и геометрии, в физике — к механике, в биологии — к теориям эволюции видов и генетике и т. д.).

Метафизика — категория философии, имеющая два основ­ных значения: 1) всеобщее, синтетически-априорное знание (философия в этом смысле есть синоним рациональ­ной или теоретической метафизики); 2) философия, абстрагирующаяся при создании теоретических моделей мировоззрения от идеи развития, как всеобщего, необхо­димого и первичного свойства всех явлений и процессов (как материальных, так и духовных). Во втором значении термин «метафизика» ввел в свои построения Гегель, а после него в этом значении он употреблялся также и в мар­ксистско-ленинской философии, а также других фило­софских течениях (неогегельянство и др.). Бинарной оппо­зицией категории «метафизика» в ее первом значении является категория «апостериорное знание» или «конк­ретно-научное знание». Бинарной оппозицией категории «метафизика» во втором ее значении является термин «ди­алектика» как всеобщая теория развития, которую Гегель и марксисты рассматривали как единственную истинную философию и всеобщий метод мышления (правда, каждый в своей интерпретации).

Механицизм — гипертрофия механики как спосо­ба миропонимания. С античного атомизма до вульгар­ного физиологического материализма XIX в. господ­ствует редукционистская идеологема о мире-машине и человеке-автомате, которые ввиду этого доступны дознанию.

Моделирование — метод исследования объектов природного, социокультурного или когнитивного типа путем переноса знаний, полученных в процессе построения и изучения соответствующих моделей на оригинал. Метод постиже­ния предметов и явлений на их моделях получил широкое распространение в науке и технике XX века в связи с рез­ким усложнением самих объектов исследования. Эффек­тивность и эвристичность данного метода вытекает из факта глубинного сходства между оригиналом и его моделью, что выражается в существовании изоморфизма или гомоморфизма между тем, что используется в качестве модели и тем, что с ее помощью моделируется.

Модель — опытный образец или информационно-знаковый аналог того или иного изучаемого объекта, выступающего в качестве оригинала. Некий объект (макет, структура, знаковая система и т. п.) может играть роль модели в том случае, если между ним и другим предметом, называемым оригиналом, существует отношение тождества в заданном интервале абстракции. В этом смысле модель есть изомор­фный или гомоморфный образ исследуемого объекта (оригинала).

Мысленный эксперимент — совокупность мысленно осуществляемых познавательных операций над теоретически­ми конструкциями в условиях, аналогичных эксперимен­тальным.

Наблюдение — получение фактуальной информации с использованием органов чувств человека в соответствии с поставленной познавательной задачей. Научное наблю­дение отличается четко поставленной целью, система­тичностью, использованием различного рода приборов и опреациональных средств. При этом решающая роль принадлежит применяемому методу наблюдения, обеспе­чивающему объективность и воспроизводимость резуль­татов наблюдения, а также требуемую их точность и од­нозначность.

Наивный реализм — онтологизация познаватель­ной рефлексии: постулирование зеркально-непос­редственно-очевидного соответствия знания действи­тельности, восприятие содержания мыслительных отображений реальности как атрибутивного самой реальности.

Натурализм — (от лат. natura — природа) — в общем случае — философская позиция, считающая понятие ПРИРОДА исходным и главным при рассмотрении мировоззренческих и смысложизненных проблем и отвергающая при этом любые допущения о существовании каких-либо трансцендентных (сверхъестественных) сущностях, недоступных обычному научному познанию.

Натурфилософия — общее учение о природе, законах ее су­ществования и развития, как одной из «сфер» бытия, существенно отличающегося от других его «сфер» — обще­ства, культуры, сознания, человека.

Наука — специализированная когнитивная деятельность со­обществ ученых, направленная на получение нового науч­ного знания о различного рода объектах, их свойствах и отношениях. Научное знание должно отвечать определен­ным критериям: предметности, воспроизводимости, объективности, эмпирической и теоретической обоснованности, логической доказательности, полезности. Сегодня наука является сверхсложной социальной системой, обладающей огромной степенью самоорганизации, мощ­ной динамикой расширенного воспроизводства, результа­ты которой образуют основу развития современного об­щества.

Научная картина мира — совокупность общих представле­ний науки определенного исторического периода о фун­даментальных законах строения и развития объективной реальности.

Научная коммуникация — совокупность видов профессиональ­ного общения в научном сообществе, один из главных меха­низмов развития науки, способов осуществления взаимодей­ствия исследователей и экспертизы полученных результатов. Массированное изучение научных коммуникаций социологами, психологами, специалистами по информатике и др. в конце 50-х — начале 60-х годов было связано с поиском возможности интенсифицировать исследовательскую деятельность, справиться с так называемым «информацион­ным взрывом», удовлетворить отчетливую потребность в организационной перестройке американской науки в послевоенных условиях.

Научное мировоззрение — мировоззрение, ориентирующее­ся в своих построениях на конкретные науки, как на одно из своих оснований, особенно на их содержание как мате­риал для обобщения и интерпретации в рамках философской онтологии (всеобщей теории бытия). Сама наука в ее современном понимании как опытно (эксперименталь­но) — теоретическое (математическое) изучение различ­ных объектов и явлений действительности в целом миро­воззрением не является, так как, во-первых, наука изучает саму объективную действительность, а не отношение че­ловека к ней (а именно эта проблема является основным вопросом всякого мировоззрения), а, во-вторых, любое мировоззрение является ценностным видом сознания, тог­да как наука — реализацией его когнитивной сферы, це­лью которой является получение знания о свойствах и от­ношениях различных объектов самих по себе. Особенно большое значение для научного мировоззрения имеет его опора на знание, полученное в исторических, социальных и поведенческих науках, так как именно в них аккумулиру­ется знание о реальных формах и механизмах отношения человека к действительности во всех ее сферах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.