Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для повторения 2 страница




Научное сообщество — совокупность ученых-профессиона­лов, организация которой отражает специфику научной профессии.

Неклассическая наука — идейные предтечи неклассики — многозначительные идиомы в архетипе духовности начала XX в. — такие как новаторство, ревизия, пикировка с тра­дицией, экспериментаторство, нестандартности, условнос­ти, отход от визуальности, концептуализм, символичность, измененная стратегия изобразительности. В данной, во всех отношениях стимулирующей смысложизненной среде сложилась нетрадиционная интеллектуальная перспектива с множеством неканонических показателей. В их числе: по­лифундаментализм, интергратизм, синергизм, холизм, до­полнительность, релятивизм, нелинейность, когерентность, утрата наглядности, интертеоретичность.

Нелинейная наука — научное направление, исследующее процессы в открытых нелинейных системах. Нелинейная наука включает в себя комплекс близко родственных смежных научных дисциплин: термодинамику необрати­мых процессов (И. Пригожий), теорию катастроф (Р. Том, В.И. Арнольд), синергетику, или теорию самоорганизующихся систем (Г. Хакен, С.П. Курдюмов). Методы нелинейной науки находят широкое применение не только в естественно-научных исследованиях, но также в сфере гуманитарных научных дисциплин (социо- и футуросинергетика, демография, образованиеидр.). По сво­ему влиянию на культуру и развитие цивилизации в XX веке нелинейная наука занимает третье — в порядке оче­редности, но не по важности — место вслед за теорией относительности и квантовой механикой. Нелинейная наука послужила основой существенного уточнения современной общенаучной парадигмы и приве­ла к возникновению нового феномена в рамках системы научного миропредставления — нелинейного, или синергетического, мышления.

Нелинейность. Классические допущения парамет­рической стабильности изменяющихся систем, незави­симости их свойств от происходящих в них процессов предельно сильны и неполноценны.

Обобщение — метод приращения знания путем мысленного перехода от частного к общему, которому соответствует и переход на более высокую ступень абстракции. Обоб­щение — одно из важнейших средств научного познания, позволяющее извлекать общие принципы из хаоса затем­няющих их явлений и в рамках того или иного понятия отождествлять множества различных вещей и явлений.

Объяснение — главная познавательная операция всех естественных наук (от физики до биологии, геологии и географии), заключающаяся в том, что любое природное явление, его свойства, изменения и пр. трактуются как прямое следствие «слепо» действующих материальных причин­ных взаимодействий в соответствии с определенными за­конами природы.

Онтология — философское учение о бытии, его основных видах, подсистемах, «сферах», общих закономерностях их строения, функционирования, динамики и развития.

Описание реальной изменчивости производилось по канонической механической модели: аппарат дина­мики (уравнения движения) с фиксацией начальных условий для установленного момента времени, — вот все, что требуется для исчерпывающего воссоздания поведения любой развивающейся системы. Столь ог­раниченный подход, однако, не дает глубокой концеп­туализации развития; мир классики — тавтологический, атемпоральный (Пригожин) — чужд внутренней созидательности.

Открытия в области космологии для развития физической теории имеют принципиальное значение для совершенствования современного миропредставления.

Относительная автономность профессии в привлечении новых членов, их подготовке и контроле их профессионального поведения.

Первой научной системой мира явилась геоцентрическая система, разработанная К. Птолемеем (II в. н. э.). В XVI в. Н. Коперник проанализировал недостатки этой модели и обосновал необходимость перехода к гелиоцентрической системе. Открытие Коперника стимулировало развитие физической теории. Впервые использовав телескоп для наблюдения небесных явлений, Г. Галилей получил многочисленные экспериментальные свидетельства в пользу гелиоцентрической системы мира. И. Ньютон открыл закон всемирного тяготения и разработал классическую меха­нику, с помощью которой удалось теоретически описать большинство небесных явлений.

Первый — онтологический, связан с зависимос­тью объективных характеристик предметности от фактических условий протекания реальных процес­сов: в различных контекстах существования свойства вещей варьируются. Данное с классической точки зрения необычное обстоятельство, вызвавшее массу недоумений и недоразумений, вновь и вновь оттеняет полифундаментальность, многослойность мира, име­ющего плюральную структуру, которая определяет и предопределяет изменчивость его параметров. Тези­су об изменчивости свойств действительности долж­но придавать самую широкую редакцию: вариабель­ны не только характеристики вещей (величины), но и формы, способы, условия бытия вещности, — даже наиболее универсальные, такие, как причинно-следственная размерность.

Позитивистская концепция соотношения философии и на­уки — концепция, возникшая в 30-х годах XIX в. (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль) и получившая впоследствии широкое распространение в философии и среди ученых. Она состоит в утверждении приоритета частно-научного познания по сравнению с традиционной философией. Последняя уничижительно объявляется позитивистами псевдознанием, мимикрией под науку, спекулятивным, умозрительным теоретизированием, не имеющим для со­временной науки не только никакого позитивного значе­ния, а скорее — отрицательное, так как философский дискурс способен «заразить» науку вирусом псевдозна­ния. Согласно позитивистам, чтобы исследовать научным способом природу, общество, познание и человека фило­софия должна использовать для познания этих предметов научный метод, то есть наблюдение, обобщение и матема­тическую формулировку своих законов. Пока этого нет — не существует и научной философии. «Наука — сама себе философия» (О. Конт), «Физика, берегись мета­физики!» (И. Ньютон) — вот формулы позитивистского решения вопроса о соотношении философии и науки. Од­нако, все многочисленные попытки позитивистов постро­ить научную философию или философию как одну из конкретных наук, отличающуюся от других только ее спе­цифическим предметом (научная система мира — Г. Спен­сер, методология науки — Дж. Ст. Милль, психология на­учной деятельности — Э. Мах, логико-математический анализ языка науки — М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап, тео­рия развития научного знания — К. Поппер и др., лингви­стический анализ языка науки) закончились провалом. Наука принципиально не свободна от определенных философских допущений «метафизического» характера, что обусловлено целостностью функционирования чело­веческого сознания и внутренней взаимосвязью всех его когнитивных структур.

Понимание — главная познавательная операция гуманитар­ных наук, вытекающая из того, что любой материализо­ванный продукт человеческой деятельности рассматрива­ется как воплощающий в себе определенный замысел, цель его создателя; в таком случае «понять что-то» — значит проникнуть в смысл произведенного человеком, ответить на вопросы «зачем?», «для чего?» оно сделано, какую фун­кцию выполняет, какую реализует в себе ценность и т. д.

Прагматизм. Привносит стереотипы инструментальности, эффективности, свободы поиска, волеизъ­явления (неклассичность истины, активность познавателя).

Представление о научном сообществе введено для выде­ления предмета социологии науки и ее отличия от соци­ологии знания. Научное сообщество ответственно за целостность науки как профессии и ее эффективное функционирование несмотря на то, что профессионалы рассредоточены в пространстве и работают в различном общественном, культурном и организационном окруже­нии. Деятельность институтов и механизмов научного сообщества по реализации основной цели науки — увеличения массива достоверного знания — обеспечивает следующие главные характеристики профессии: Обладание совокупностью специальных знаний, за хране­ние, трансляцию и постоянное расширение которых ответственно научное сообщество.

При этом коммуникационную интерпретацию получили практически все информационные процессы, происходящие в современной науке, начиная с массива дисциплинар­ных публикаций и важнейших информационных собраний (конференции, симпозиумы, конгрессы…) и функциониро­вания мощных систем научно-технической информации и кончая личными контактами ученых по поводу мелких эпи­зодов исследовательской деятельности. Изучение коммуникаций в науке имело большое методоло­гическое значение, так как в них удалось свести в единую картину данные, полученные в ходе эпистемологических, социологических, информационных и социально-психологических исследований.

Прибор — познавательное средство, представляющее собой искусственное устройство или естественное материаль­ное образование, которое человек в процессе познания приводит в специфическое взаимодействие с исследуемым объектом с целью получения о последнем полезной информации. По специфике получаемой информации приборы делятся на качественные и количественные, по своим функциональным характеристиками — на приборы-усилители, анализаторы, преобразователи и регист­раторы.

Природа — в широком смысле — вся совокупность вещей, явле­ний и процессов, существующих по своим собственным законам до и независимо от человека и человеческого обще­ства; природа в этом смысле, с одной стороны, выступает как необходимое условие существования человека, а с другой, — как потенциальный объект его практической и познаватель­ной деятельности и материал для формирования культуры.

Причинно-следственный автоматизм. Эта мировоззренческая позиция, нашедшая активную под­держку во внутринаучном сознании (Галилей, Бойль, Ньютон, Гюйгенс и др.), лишала действительность сим­волически-телеологических тонов и открывала путь для объективно-необходимого закономерного ее описания.

Процесс, альтернативный самоорганизации — автодезорганизация, или диссипация. Диссипация — это процесс рассеяния энергии, ее превращение в менее организован­ные формы — в конечном счете в тепло. Эти процессы диструкции могут иметь разную форму: диффузия, вяз­кость, трение, теплопроводность и т. д. Самоорганизация может вести к переходу системы в ус­тойчивое состояние — аттрактор (аНгапеге на латыни означает притяжение). Отличительное свойство состоя­ния аттрактора состоит в том, что оно как бы притягива­ет к себе все прочие траектории эволюции системы, оп­ределяемые различными начальными условиями. Если система попадает в конус аттрактора, она неизбежно эволюционирует к этому состоянию, а все прочие промежуточные состояния автоматически диссипируют, затухают.

Релятивизм. Внедряет, закрепляет в знании идею естественного предела значений как величин, так и способов их фиксации. Как умонастроение релятивизм питается двумя источниками.

Рефлексия — форма познавательной активности субъекта, связанная с обращением мышления на самое себя, на свои собственные основания и предпосылки с целью критичес­кого рассмотрения содержания, форм и средств познания, а также ментальных установок сознания.

Самоорганизация — фундаментальное понятие синергетики, означающее упорядочивание, т. е. переход от хаоса к структурированному состоянию, происходящее спонтан­но в открытых нелинейных системах. Именно свойства открытости и нелинейности являются причиной этого процесса. Открытость — это свойство систем, проявляю­щееся в их способности к обмену веществом, энергией и информацией с окружающей средой, а нелинейность — многовариантность путей эволюции. Математически не­линейность проявляется в наличии в системе уравнений величин в степенях выше первой либо в зависимости ко­эффициентов от свойств среды.

Связав эти разнокалиберные особенности идейных предтеч неклассики в систему, возможно подытожить, что в архетипе духовности начала нашего века зало­жены столь многозначительные для грядущих судеб знания идиомы, как новаторство, ревизия, самоутвер­ждение, пикировка с традицией, экспериментаторство, нестандартность, условность, отход от визуальности, концептуализм, символичность, измененная стратегия изобразительности.

Серьезный положительный сдвиг связан с неклас­сической трактовкой объективного формообразования.. В соответствии с неклассической иде­ей конструктивной роли случая становление новых форм происходит в неустойчивых к флуктуациям точ­ках бифуркации, дающих начало очередным эволюци­онным рядам. Избирательные, чувствительные к собственной истории, адаптационные механизмы порож­дения этих рядов носят нелинейный характер.

Синергетика — наука о процессах и законах САМООРГА­НИЗАЦИИ сложных нелинейных динамических систем в природе, обществе и человеческой культуре, находящихся в состояниях, далеких от термодинамических рав­новесных.

Синергизм — трактует образование макроскопичес­ки упорядоченных структур в нетривиальных (немеха­нических) системах с позиций формирования порядка из хаоса вследствие коллективных эффектов согласования множества подсистем на основе нелинейных, неравновесных упорядочивающих процессов. Утвер­дилась организмическая картина, зиждущаяся на до­пущении совокупных эффектов самоорганизации, кон­структивной роли времени, динамической нестабиль­ности систем — категориальный блок, составленный неустойчивостью, неравновесностью, сложностью, нелинейностью, когерентностью, необратимостью, синхронностью, изменчивостью и т. д. Современная космология опирается на мощную экспери­ментальную базу: радиоастрономические, инфракрасные, рентгеновские и другие методы наблюдения. При исследо­вании планет и их спутников, астероидов и комет активно используются специализированные космические зонды, оснащенные богатой измерительной аппаратурой. Разра­ботаны космические аппараты для наблюдений с около­земной орбиты, крупнейшим из которых является теле­скоп «Хаббл».

Социобиология — в широком смысле — исследование биоло­гических основ всякого социального поведения (как в живой природе, так и в человеческом обществе). В более специальном смысле — исследование генетически-популяционных механизмов формирования эгоистических и альтруистических форм поведения в живой природе на основе различных типов естественного отбора.

Социология науки — область социологических исследований, изучающих науку как социальный институт. Предметом изучения социологии науки выступают как внутренние отношения, обеспечивающие функционирование и разви­тие науки, так и взаимоотношения науки с другими инсти­тутами современного общества. Социология науки иссле­дует существующие между учеными взаимоотношения, вопросы о том, каким образом люди становятся учеными, что заставляет их поддерживать нормы поведения, приня­тые в научном сообществе. Как и любая социологическая дисциплина, социология науки является ветвью социологии, должна вносить свой вклад в развитие социологичес­кого знания в целом, имеет свою понятийную базу и свои методы исследования.

Сравнение — эмпирическая процедура, устанавливающая тождество (сходство) или различие исследуемых пар объектов, явлений и т. п. С принципиальной точки зрения (т. е. в общеметодологическом плане) сравнивать между собой можно любые мыслимые объекты, но при условии, что сравнение производится лишь по какому-либо точно выделенному в них признаку, свойству, отношению, т. е. в рамках заданного интервала абстракции.

Субстанциальность — элиминация из контекста науки параметров исследователя (натурализация по­знания), рефлексии способов (средства, условия) реф­лексии субъектом объекта.

Сумматизм — ориентация на сведение сложного к простому с последующей реконструкцией комплек­сного как агрегата элементарных частей.

Сциентизм — философская концепция, заключающаяся в абсо­лютизации роли науки в системе современной культуры, в социальной и духовной жизни общества. В качестве образ­ца науки сциентисты обычно рассматривают естествен­ные математические и технические науки. Сциентисты полагают, что только наука способна дать ответ на все конкретные проблемы бытия. Одной из форм теорети­ческого обоснования сциентистской позиции является позитивистская философия. Основой распространения сциентистских умонастроений в обществе явились ог­ромные успехи частных наук в познании природы, обще­ства, познания и человека. В то же время, недооценивая ценностные формы познания (философию, религию, мо­раль, искусство и др.), которые принципиально несводимы к объективному типу научного познания, сциентисты тем самым объективно принижают роль гуманитарной компо­ненты в развитии общества.

Телеологизм. Атрибутом средневекового миросо­зерцания был телеологизм, заключающийся в истолко­вании явлений действительности как существующих по «промыслу божию» для и во имя исполнения каких-то заранее предуготовленных ролей. Так, вода и земля служат растениям, которые в силу этого более благо­родны, занимают в иерархии ценностей более высо­кие места. Растения в свою очередь служат скоту.

Телеология — (от греч. telos — цель, завершение, конец и logos — учение, слово) — в общем случае — такой способ понимания и объяснения явлений объективного мира и человеческой деятельности, при котором важное (иногда даже решающее) место отводится понятиям цели, функ­ции, смысла, значения и т. д.

Теоретическое знание — уровень научного знания между эмпирическим и метатеоретическим его уровнями. Качественно отличается по содержанию от эмпирического знания прежде всего своим предметом. В качестве (собственного) предмета теоретического знания выступает множество идеальных объектов, конструируемых мышле­нием как на основе эмпирических объектов с помощью идеализации (материальная точка, идеальный газ и т. п.), так и вводимых по определению (математические струк­туры). Особенностью теоретического знания является че-резвычайно высокая степень его логической организации, доказательности большинства утверждений, решаемая с помощью дедуктивно-аксиоматического метода.

Теория относительности — наука, основной смысл которой со­стоит в утверждении: в нашем мире не происходит ничего, кроме кручения пространства и изменения его кривизны. Возникновение теории относительности связано с неудачей обнаружить движение Земли относительно эфира, который, согласно представлениям классической физики, должен был заполнять космическое пространство. Соответствующий эксперимент был в 1887 г. поставлен А. Майкельсоном и Э. Морли и неоднократно повторен впоследствии. Чтобы объяснить этот результат, X. Лоренц выдвинул ги­потезу о сокращении длины тел вдоль направления их дви­жения. Но это была всего лишь теория ad hoc. Решение проблемы было найдено в 1905 г. А. Эйнштейном в его ра­боте по специальной теории относительности. В основе этой теории лежат два постулата: 1. Все законы физики имеют один и тот же вид во всех инерциональных системах отсчета. 2. Во всех системах скорость света постоянна. Развивая эту теорию, в 1918 г. Г. Минковский показал, что свойства нашей Вселенной следует описывать вектором в четырехмерном пространстве-времени. В 1916 г. Эйнш­тейн сделал следующий шаг и опубликовал общую теорию относительности (ОТО) — фактически теорию гравита­ции. Причиной тяготения, согласно этой теории, является искривление пространства вблизи массивных тел. В каче­стве математического аппарата в ОТО использован тен­зорный анализ. Теория относительности нашла многочисленные экспериментальные подтверждения и используется в космологии, физике элементарных частиц, ядерной технике и др.

Технократизм — социально-философская концепция, преуве­личивающая роль техники, технологий, ученых в развитии не только материальной деятельности человека, но и всей социальной жизни, общества в целом. Концепциям технократизма (К. Штайнбух, Г. Краух, Дж. Г. Гэлберт и др.) противостоят, с одной стороны, концепции приоритета духовных ценностей в жизни общества (религия, философия культуры, философия жизни, экзистенциализм), а с дру­гой,— концепции сбалансированного взаимодействия тех­нического прогресса и духовной сферы, осуществляемого с позиций гуманизма, под контролем всего общества с по­мощью его демократических политических институтов.

Трансценденталистская концепция соотношения филосо­фии и науки — исторически первая, прошедшая длитель­ную эволюцию от античности до нашего времени, до се­редины XIX в. занимавшая монопольное положение в культуре концепция, утверждавшая и обосновывавшая гносеологический и социокультурный приоритет филосо­фии («метафизики», «натурфилософии») по отношению к частным наукам. Сущность этой концепции выражена ее адептами в виде формул: «Философия — наука «наук»; «Философия — царица наук». На практике это приводило к навязыванию умозрительных философских схем бытия и познания частным наукам и стало существенным факто­ром, тормозящим развитие науки уже к середине XIX в. Наиболее яркими выразителями данной концепции яви­лись Аристотель, Аквинский, Спиноза, Гегель, Шеллинг, ортодоксальные представители диалектического и исторического материализма и др.

Уровни научного знания — качественно различные по предмету, методам и функциям виды научного знания, объединенные в единую систему в рамках отдельной научной дисциплины. В любой развитой конкретно-научной дисциплине можно выделить 3 таких уровня: эмпирический, теоретический и метатеоретический. Их единство обеспе­чивает для любой научной дисциплины ее относительную самостоятельность, устойчивость и способность к разви­тию на своей собственной основе.

Факт — опытное звено, участвующее в построении эмпирического и теоретического знания, некая эмпирическая реальность, отображенная информационными средства­ми (текстами, формулами, фотографиями, видеопленками и т. п.). Факт имеет многомерную (в гносеологическом смысле) структуру. В этой структуре можно выделить че­тыре слоя: 1) объективную составляющую (реальные процессы, события, соотношения, свойства и т. п.; 2) ин­формационную составляющую (информационные по­средники, обеспечивающие передачу информации от ис­точника к приемнику — средству фиксации фактов; 3) практическую детерминацию факта (обусловленность факта существующими в данную эпоху качественными и количественными возможностями наблюдения, измерения, эксперимента); 4) когнитивную детерминацию факта (зависимость способа фиксации и интерпретации фактов от системы исходных абстракций теории, теоретических схем, психологических и социокультурных установок и т. п.).

Философия — теоретическая форма мировоззрения, сосуществующая в человеческой культуре наряду с другими формами мировоззрения (обыденным опытом, религией, мифологией, искусством). Главная проблема мировоз­зрения — решение вопроса об отношении человека к ок­ружающей его действительности (природе, обществу, другим людям, самому себе). Это отношение регулирует­ся принятой (и определенным образом понимаемой) субъектом (отдельным человеком или некоторой соци­альной группой) системой общих ценностей (добро — зло, истина — ложь, гармония — дисгармония, долг — вседозволенность, любовь — ненависть, надежда — отчаяние, польза — вред, активность — недеяние и др.). Все формы мировоззрения (кроме обыденного) имеют спе­циализированный характер, то есть обладают своим осо­бым языком и методами решения мировоззренческих проблем. Отличительной чертой философии является ее теоретический характер. В решении различных мировоззренческих проблем (онтологических, гносеологи­ческих, этических, эстетических, экзистенциальных, праксеологических и др.) философия делает «ставку» на разум, понятийное мышление, доказательство как на главные средства их решения. В этом сила философии, но в этом же ее слабость по сравнению с другими формами мировоззрения, так как ценностные суждения трудно поддаются логическому обоснованию и принятию их на чисто рациональных основаниях. Поскольку философия не может быть в силу своей природы (стремление к все­общему знанию) эмпирическим обобщением весьма противоречивого человеческого опыта, постольку единственным выходом для нее остается построение различных логически возможных теоретических, миро­воззренческих схем, их анализ и сравнение в отношении лучшего решения тех или иных проблем.

Философия науки — область философии, предметом кото­рой является общая структура и закономерности функци­онирования и развития науки как системы научного зна­ния, когнитивной деятельности, социального института, основы инновационной системы современного общества. Одной из важных задач философии науки является изуче­ние механизма взаимоотношения философии и науки, исследование философских оснований и философских проблем различных наук и научных теорий, взаимодействия науки, культуры и общества. Основными разделами современной философии науки являются: онтология науки, гносеология науки, методология и логика науки, аксиоло­гия науки, общая социология науки, общие вопросы экономического и правового регулирования научной деятельности, научно-технической политики и управления наукой.

Формализация — совокупность познавательных операций, обеспечивающих отвлечение от значения понятий тео­рии с целью исследования ее логического строения или для эффективного получения логически выводимых резуль­татов. Формализация позволяет превратить содержательно построенную теорию (например, раздел механики) в систему материализованных объектов определенного рода (символов), а развертывание теории свести к манипу­лированию этими объектами в соответствии с некоторой совокупностью правил, принимающих во внимание толь­ко и исключительно вид и порядок символов, и тем самым абстрагироваться от того познавательного содержания, которое выражается научной теорией, подвергшейся формализации.

Фундаментализм — допущение предельных уни­тарных основоположений, образующих для познава­тельного много- и разнообразия незыблемый монолит центр-базис, имплицирующий производные от него дистальные единицы знания.

Холизм. Антифундаменталистский, антиредукци­онистский интеллектуальный блок, предопределяю­щий интерпретацию действительности как иерархию целостностей. В подобных случаях руководствуются планами: 1) кооперативной самоизменчивости — кван­товая когерентная синхронизация изменений (кван­товые процессы в лазерах); 2) гетерогенных много­мерных структур, каждая им которых представляет самодетерминируемый инвариант в вариантах, — тот же нейтрон как кооперативное образование трех квар­ков осмысливается на базе соображений системнос­ти, динамичности, взаимосвязанностн коллективов, от­ветственных за итоговую структуру.

Целое и часть (система и подсистема) нераздель­ны и неслиянны, будучи ипостасями, обладают само­стояньем, суверенностью, они единосущны, однопорядковы, не редуцируемы, но проникаемы друг в друга.

Эксперимент — метод эмпирического познания, посредством которого, воздействуя на предмет в специально подобран­ных условиях, исследователь целенаправленно актуализи­рует и фокусирует нужное ему состояние, а затем изучает его на качественном или количественном уровне. Если под классическим языком описания в физике условиться понимать язык, все термины которого поддаются однознач­ной интерпретации данными опыта, то эксперимент мож­но определить как воспроизводимую, управляемую и классически описываемую ситуацию, создаваемую с це­лью активного воздействия на ход изучаемого процесса и его исследования в «чистом виде». Понимание характера физического эксперимента как существенно классичес­кого по своей сути (на чем настаивал Н. Бор) позволяет уяснить все своеобразие связи чувственной и рациональ­ной ступеней познания, которое находит свое выражение в принципе «классичности» новой физики: как бы далеко ни выходили явления за рамки классического физическо­го объяснения, все опытные данные, на которых строится теория, должны описываться при помощи обычных «мак­роскопических» понятий.

Экстраполяция — экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какого-либо тезиса или теории с одной сферы описываемых явлений на другие сферы (предметные области).

Эмпирическое знание — низшая степень (уровень) рацио­нального знания; совокупность высказываний об эмпирических (абстрактных) объектах, получаемая с помощью мыслительной отработки данных наблюдения и экспери­мента и фиксируемая с помощью определенных языковых средств (единичные предложения наблюдения, общеэмпи­рические высказывания, графики, естественные класси­фикации и др.). Необходимо отличать эмпирическое зна­ние, с одной стороны, от чувственного знания, а с другой, от теоретического.

Эссенциализм — разрыв явления и сущности, сущ­ности и существования, нацеленность на восстановле­ние за наличной вещностью скрытых качеств, сил, олицетворяющих внутреннюю господствующую, само­довлеющую, преобладающую основу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.