КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод бухгалтерского учета
Установленные законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации различные способы и приемы, используемые при ведении бухгалтерского учета для решения поставленных задач, составляют метод бухгалтерского учета. Он включает в себя следующие элементы: документирование, оценку и калькуляцию, счета и двойную запись, инвентаризацию, баланс и отчётность. Документирование — письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Бухгалтерским документом называется письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственной операции, права на её совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности. Форма документа определяется совокупностью показателей (реквизитов) и их расположением в документе. Согласно статье 9 закона «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: · наименование документа; · дату составления документа; · наименование организации, от имени которой составлен документ; · содержание хозяйственной операции; · измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; · наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; · личные подписи указанных лиц. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы (ведомости, журналы-ордера). Путь, который проходят документы от момента выписки до сдачи в архив, называется документооборотом. Срок хранения первичных бухгалтерских документов составляет 5 лет. Изъятие первичных документов у организаций разрешается только органам дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судам и налоговым инспекциям на основании их постановлений и в соответствии с действующим законодательством. Инвентаризация — проверка фактического состояния материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств. Инвентаризация или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостатки. Проведение инвентаризаций обязательно в следующих случаях: · при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; · перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков; · при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел); · при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей; · в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; · при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации. Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Для проведения инвентаризации используются типовые бланки инвентарных актов или описей, которые сдаются в бухгалтерию. При выявлении отклонений оформляются сличительные ведомости. Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций Выделяют три вида учетных измерителей: · натуральные (штуки, метры, кг.); · трудовые (час, день, месяц); · денежные. Оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления. Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде. Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции. Согласно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» при отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) одним из следующих методов: · по себестоимости каждой единицы; · по средней себестоимости; · по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО). Применение одного из методов по конкретному наименованию производится в течение отчетного года. Под калькулированием себестоимости продукции (работ, услуг) понимается расчет затрат, связанных с ее производством и реализацией, как по предприятию в целом, так и по видам продукции. По данным бухгалтерского учета рассчитывается фактическая себестоимость выпущенной и реализованной продукции. Себестоимость продукции определяется на всех предприятиях на основе нормативных актов, устанавливающих состав затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в ее себестоимость. Счета и двойная запись Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета хозяйственных операций. Счета открываются на каждый вид хозяйственных средств и их источников. Различают два вида счетов: активные, пассивные. Своё название они получили от названия сторон баланса. Существуют также активно-пассивные счета, которые в какой-то ситуации ведут себя как активные счета, а в какой-то — как пассивные. Активные счета предназначены для учета хозяйственных средств (имущества) по их составу и размещению (счета: касса, расчетный счет, основные средства, счета учета материальных ценностей и др.). Пассивные — для учета источников хозяйственных средств по их целевому назначению (счета: уставной и добавочный капитал). Строение счетов, независимо от их вида, одинаково — это таблица двусторонней формы, левая сторона таблицы называется ДЕБЕТ (Дт), правая сторона — КРЕДИТ (Кт). На практике счета представляют собой свободный лист или лист книги специального графления. На рисунке 1 приведен вид бухгалтерского счета. Для упрощения изложения материала и простоты использования в учебном процессе бухгалтерский счет будем изображать схематично (см. рис. 2).
На рисунке 3 схематично изображены правила работы с активными и пассивными счетами. Запись на счетах начинают с указания начального остатка. При этом в активных счетах начальный остаток отражается по дебету счета, а в пассивных — по кредиту. Операции, увеличивающие сумму активного счета, записываются на дебетовую сторону этого счета, а операции, уменьшающие сумму активного счета, — на кредитовую сторону счета. Операции, увеличивающие сумму пассивного счета, записываются на кредитовую сторону счета, а операции, уменьшающие сумму пассивного счета, — на дебетовую. Сумма хозяйственных операций, записанная по дебету счета, называется дебетовым оборотом (Од), а сумма хозяйственных операций, записанная по кредиту счета, называется кредитовым оборотом (Ок). Итоговая сумма на бухгалтерском счете называется сальдо. Конечный остаток (Скон) по счету определяется прибавлением к начальному сальдо (Снач) оборота той же стороны счета и вычитанием из полученного итога оборота противоположной стороны. Активно-пассивные счета бывают двух видов: с односторонним сальдо и с двусторонним сальдо: · с односторонним сальдо (дебетовое или кредитовое) — например, счет «Прибыли и убытки». Если у предприятия суммы доходов превысили суммы расходов, то разница между ними дает прибыль, поэтому сальдо счета будет кредитовым (прибыль является источником средств). Если, наоборот, суммы доходов меньше суммы расходов, то разница между ними показывает убыток, и сальдо счета будет дебетовым. Операции, увеличивающие прибыль предприятия, записываются в кредит счета, а операции, увеличивающие убытки, — в дебет счета; · с двухсторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно) — например, счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Сумма каждой хозяйственной операции записывается на счетах дважды (по Дт одного счета и по Кт другого счета), что и называется двойной записью. Она обеспечивает взаимоувязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия в бухгалтерском учете. Кроме этого, использование методики имеет контрольное значение, т.к. требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов записей на счетах. Они должны быть между собой равны, неравенство свидетельствует об ошибке, допущенной в записях или подсчетах. Взаимная связь между счетами, отражающими данную операцию, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает эта связь, называются корреспондирующими счетами. Другими словами, корреспондирующие счета — это счета, на которых одновременно производится запись в связи с данной хозяйственной операцией. Для обозначения записи на самих корреспондирующих счетах применяется специальный термин — бухгалтерская проводка. В бухгалтерской проводке указывается сначала дебетуемый счет, а затем кредитуемый. Для систематизации бухгалтерских счетов применяется План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. В приложении 1 приведен План счетов в редакции 18.09.2006. План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи. Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Минфином вводить при необходимости в План счетов дополнительные счета, используя свободные коды счетов. Субсчета используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание некоторых из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять. Организация имеет право использовать только те счета, которые ей необходимы. Все хозяйственные операции по отношению к бухгалтерскому балансу делятся на четыре вида (типа). Первый тип вызывает изменение только в активе баланса: одна его статья увеличивается, другая уменьшается на сумму хозяйственной операции, т.е. видоизменяется состав хозяйственных средств, их размещение. Например, согласно расходному кассовому ордеру Иванову выдано на командировочные расходы 1000 руб. Следовательно, по счету 50 «Касса» сумма уменьшится, уменьшится актив предприятия, уменьшение актива записывается на кредитовой стороне счета, значит, счет 50 «Касса» кредитуется. По счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» увеличится задолженность Иванова (дебиторская задолженность). Увеличение дебиторской задолженности есть увеличение актива предприятия, увеличение актива записывается на дебетовой стороне счета, значит, счет «Расчеты с подотчетными лицами» дебетуется (см. рис. 5).
Записывается корреспонденция операции следующим образом: Дт 71- Иванов / Кт 50 — 1’000 руб. К операциям этого типа относятся все операции по использованию материальных ценностей в процессе производства: выпуск готовой продукции из производства, ее отгрузка, погашение дебиторской задолженности, получение денежных средств с расчетного счета в кассу. Второй тип вызывает изменения только в пассиве баланса: одна его статья увеличивается, другая уменьшается, т.е. изменяются источники хозяйственных средств. Итог баланса не меняется. Например, часть нераспределенной прибыли в размере 100’000 рублей направлена на увеличение резервного капитала (см. рис. 6). Дт 84 / Кт 82 — 100’000 руб. К операциям этого типа относятся все хозяйственные операции по начислению выплаты за счет нераспределенной прибыли, по удержаниям из зарплаты и др. Третий тип вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону увеличения его статей. Итог баланса также увеличивается на сумму хозяйственной операции по активу и пассиву. Например, на основании акцептованных (принятых к оплате) платежных документов поставщиков и приходных ордеров склада оприходованы (приняты к учету) запасные части для ремонта оборудования на сумму 50’000 рублей. Увеличивается актив предприятия «Материалы», и увеличивается задолженность перед поставщиками, т.е. увеличивается пассив «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (см. рис. 7): Дт 10 / Кт 60 = 50’000 руб. К этому типу относят операции внесения средств в счет учредительных взносов, начисления износа по основным средствам (ОС), нематериальным активам, отчисления на социальное страхование, начисления заработной платы, получения кредитов и др. Четвертый тип вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону уменьшения его статей. Итог баланса также уменьшается на сумму хозяйственной операции. Например, на основании платежных ведомостей и расходного кассового ордера выдана заработная плата работникам предприятия в сумме 570’000 рублей. Уменьшается актив предприятия «Касса», денег в кассе становится меньше, поэтому счет «Касса» кредитуется. Уменьшается задолженность предприятия перед работниками по заработной плате, уменьшается пассив предприятия кредиторская задолженность, операция записывается в дебет счета «Расчеты с персоналом по оплате труда» (см. рис. 8): Дт 70 / Кт 50 = 570’000 руб.
К этому типу относятся операции по оплате всех видов кредиторской задолженности (бюджету, внебюджетным фондам, поставщикам, работникам), зачету ранее полученных авансов. Бухгалтерский баланс представляет собой систему показателей как способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников на определенную дату. Он делится на разделы и статьи. Баланс представляет собой двустороннюю таблицу, левая сторона — АКТИВ — отражает состав и размещение хозяйственных средств, а правая — ПАССИВ — отражает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение. В переводе с латинского слово «баланс» означает «двухчашечные весы», поэтому в нем должно присутствовать равенство итогов: сумма всех статей актива должна быть равна сумме всех статей пассива баланса. Баланс составляется на первое число месяца, следующего за отчетным периодом. Периодичность обязательного составления баланса — ежеквартально, в конце года составляется годовой баланс. В приложении 2 приведена форма бухгалтерского баланса, утвержденная Министерством финансов РФ 22.07.2003.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |