Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выход из системы 2 страница




Комплексный подход к созданию объектов нашел отра­жение и в профамме В.Татлина, преподававшего культуру материала. Он уделял основное внимание роли взаимосвя­зей и взаимоотношений: человек и вещь, функция и матери­ал, различные материалы в процессе создания «системати­ческой, жизненно необходимой вещи»1. Он учил студентов с самых первых шагов разработки проекта учитывать функ­циональный (конечная цель создания предмета, особен­ности производства) и органический (человек, который бу­дет этой вещью пользоваться) факторы.

Третий этап (1933-1960) был достаточно печальным для развития дизайна в России: он перестает быть интегри­рующей творческой деятельностью, развитие которой опре­делялось универсальной концепцией (вне зависимости от специфики объекта). Принцип стандартизации применялся не только к человеку, но и к создаваемой искусственной среде. Стихия изобретательства, которая позволила отече­ственному дизайну достичь высот мирового признания, явно не вписывалась в изменившуюся атмосферу. Дизайн как единый процесс формообразования окружающей среды перестал существовать. Он был расчленен на узкоприклад­ные направления: инженерно-технический, предметно-бы­товой и декоративно-оформительский, которые восприни­мались как различные виды деятельности. Кончилась целая эпоха единой эстетической концептуальное™, которая не зависела от специфики объекта.

Однако потенциал, накопленный авангардом, еще ка­кое-то время сказывался в проектных работах. В первую

1 Татлин В. Искусство в технику. Каталог выставки «В. Татлин». М.-Л., 1932. С. 4.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

СТР.20

очередь в продукции графического дизайна: политических и киноплакатах, книгах, рекламе.

Четвертый этап развития дизайна определяется по-раз­ному: 60-80-е или 60-90-е годы. Его начало характеризует­ся безусловным интересом к наследию 20-х годов. Создан­ный в 1961 году Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) начинает свою деятельность с издания журнала «Техническая эстетика» и выпуска тематических сборников, которые самым подроб­ным образом обратились к первой волне русского авангар­да, поставившей советский дизайн на одно из первых мест в европейской эстетике того периода. Это время возрожде­ния художественного конструирования. Большое внимание уделялось разработке новой концептуальной базы дизайн-деятельности, обоснованию ее новых видов, органично от­вечающих современным требованиям.

В 60-е годы были пересмотрены многие стандарты. При­стальное внимание было обращено на функциональные и эстетические качества предметов народного потребления. Пожалуй, можно сказать, что именно в то время дизайн по­лучил самый массовый заказ за весь период своего суще­ствования в нашей стране.

В связи с этим расширилось поле деятельности и для рекламы. Развивается система специализированных изда­ний: «Книжное обозрение», «Рекламное приложение» к «Вечерней Москве», «Новые товары».

Значительно изменился внешний вид периодических из­даний. Во многом этот процесс происходит под влиянием западноевропейской школы графического дизайна. Белое пространство признается одним из сильнейших средств вы­разительности, малогарнитурный набор - признаком стиля. Многие новые издания создаются по необычной методике -с первоначальной разработкой модульной сетки 1.

1 О том, что такое модульная сетка, подробно рассказано в раз­деле 5.3.

СТР. 21

Однако подобное «оживление» продолжалось сравни­тельно недолго. 70-е годы практически прервали заказ про­изводства и бытовой сферы на профессиональный дизайн. Это было время критической реакции на авангард первой (1910-1920 годы) и второй волны (1950-1960 годы). На первый план выдвигается ценность обыденного и аноним­ного, что отражают эклектические тенденции всевозможных «ретро»-стилей.

ВНИИТЭ сумел сохранить теоретическую школу, про­должая изучать опыт европейского дизайна и предлагая свои концепции. Это ясно видно по информационным вы­пускам и журнальным публикациям. Огромный научный по­тенциал был также накоплен и в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной. Их деятельность позволила уже в начале 80-х годов, когда запрос на дизайн резко вырос, сформулировать и обосно­вать типологическую матрицу современного дизайна, а также применить на практике собственные концепции, в частности концепцию системного дизайна - возможного провозвестника эпохи единой проектной концептуальное™.

В конце 80-х - начале 90-х годов появление предприя­тий частных форм собственности, развитие отношений конкуренции, с одной стороны, и коммерциализация прес­сы, с другой, возродили российскую рекламу как одно из важнейших средств массовой коммуникации. Появились чисто рекламные издания («Центр РLUS», «Экстра М» и др.) и многочисленные рекламные агентства. Соответствующие отделы были созданы практически во всех средствах мас­совой информации и крупных фирмах. В связи с этим в зна­чительной степени повысился интерес к дизайну вообще и к графическому дизайну в частности. Однако общие тен­денции развития данного вида деятельности привели к тому, что дизайн воспринимался исключительно в узкопри­кладном значении данного термина: либо как промышлен-

СТР. 22

ный, либо как графический дизайн, - все так же лишенный единой концептуальности, которая была традиционна дли российского дизайна в период его возникновения и взлетав 20-е годы.

Литература:

АникстМ.. Бабурина Н., Черневич Е. Русский графический ди­зайн. 1880-1917. М., 1992.

Серов С. И. Стиль в графическом дизайне. 60-80-е годы. М.,

1991.

Хан-Магометов С. О. Пионеры советского дизайна. М., 1995.

СТР. 23

Может ли реклама быть «СИСТЕМОЙ»

Р азработка образного решения, его визуализация в структуре и композиции рекламы представляют со­бой отдельные этапы единого процесса создания эффективного обращения. Практика работы большинства современных рекламных агентств включает в себя, как пра­вило, только два последних звена этой цепочки как друг с другом не согласованные, различные виды работ. Анализ рыночной ситуации, изучение потенциального потребителя и возможных каналов связи с ним пока не стали неотъемле­мой частью профессиональной деятельности, обязательной предпосылкой создания образа объекта рекламы. Подоб­ная искусственная разобщенность частей единого процесса рекламирования существенно влияет на эффективность работы, давая повод критически относиться к рекламным публикациям. Логично объединить их в целостный ком­плекс, используя методики системного дизайна.

СТР. 24

2.1. СИСТЕМНЫЙ ДИЗАЙН

В основе системного дизайна лежит системный подход, который неоднократно использовался в научных исследованиях, посвященных теории и истории жур­налистики '. Одним из его основополагающих принципов является понимание любого объекта как единого целого, включающего определенные структурные элементы, каж­дый из которых по отношению к нему является подсисте­мой, по отношению к собственным составляющим - систе­мой. Эта цепочка практически бесконечна, так как любая система может быть рассмотрена и в том, и в другом каче­стве. Например, система «Курс» распадается на «Отделе­ния», которые в свою очередь будут системой для такой подсистемы, как «Группа». А по отношению к «Курсу» ги­персистемой будет «Факультет» и т. д.

Жизнеспособность любой системы зависит от того, на­сколько функциональна ее структура. Невозможно успешное существование систем с недостаточным или избыточным ко­личеством элементов. Так, издательская деятельность пре­кращается, если в типографии отсутствует половина отде­лов и цехов. Такая же ситуация возникает при наличии «излишков». Представьте, что произойдет, если производ­ственный отдел, который занимается оформлением тех­нических заданий для полиграфических цехов, «усилить» конструкторским отделом, а печатную линию завершить аэродиномической трубой. Пример, возможно, несколько утрирован, но наглядно демонстрирует основное требова­ние системного подхода о необходимом и достаточном ко­личестве структурных элементов.

См.: Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 1995; Шкондин М. В. Средства массовой информации: системные характеристики. М., 1995 и др.

СТР. 25

 

Входя в единый комплекс, элементы обретают новые, ранее не присущие им качества, порождая таким образом свойства целого. Ни один элемент системы не в состоянии работать изолированно, вне связи с другими. Каждый, из них проявляется с учетом его места в системе, а система в целом неотделима от условий ее существования.

Системный дизайн - это особый вид творческого проек­тирования, включающий в создаваемую модель все факто­ры, которые в какой-либо степени влияют на процесс раз­работки и создания объекта, условия его потребления и последующего функционирования. Логическая обусловлен­ность каждого последующего шага в цепочке позволяет с наибольшей вероятностью гарантировать адекватное кон­кретному объекту решение извечной проблемы дизайна -соотношения утилитарного (эффективность, экономичность, комфорт, безопасность) и прекрасного (эстетическая выра­зительность, образность, способность вызывать положитель­ные эмоции и ассоциации), при котором красота основана на осознании функций объекта и служит для их макси­мального выполнения. Таким образом, системный дизайн выступает как некий универсальный способ организации практически любого вида деятельности. Он «вырос» из узко­прикладного, вполне конкретного вида дизайна, направлен­ного на придание объектам гармоничной внешней формы.

Использование программно-целевого, системного под­хода в практике дизайна позволило с принципиально иной позиции рассмотреть предмет и задачи этого вида деятель­ности. Особенность данного метода заключается в том, что конечной целью является не единичный, а целостно-струк­турированный объект.

Исходя из этого предметом системного дизайна являет­ся комплексное проектирование, основой которого служит поэтапное взаимодействие двуединых субъекта и объекта, что принципиально отличает его от других методов проек­тирования.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- СТР. 26

 

Общую структуру системы в данном случае можно пред­ставить в виде следующей схемы:

Выход системы.....'

Под субъектом подразумевается автор проекта - дизай­нер (субъект-1), и потенциальный потребитель будущего объекта (субъект-2). Персональные характеристики каждо­го из них, обстоятельства первичного контакта с объектом (коммуникационная ситуация) в значительной степени влияют на состояние всей системы, определяют ее целесо­образность. Все имеет значение: социально-демографиче­ские характеристики, предшествующий жизненный опыт, в том числе и степень знакомства с объектом, соотношение чувственного и рационального в сознании, эмоциональное состояние в момент контакта и т. п.1

Дизайнер разрабатывает образ, реализуемый в даль­нейшем в создаваемом объекте, вкладывая в него значи­тельную часть своей личности, собственное представление будущего дизайн-продукта. От его профессионализма зави-

1 Подробнее специфика субъекта разбирается в разделе 2.3.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

СТР. 27

сит, в какой степени в проекте учтены пожелания клиента и в каком виде продукт предстанет перед потенциальным по­требителем. Последний, в свою очередь, не в состоянии полностью абстрагироваться от эмоционального восприя­тия, от накопленного жизненного опыта и полученных зна­ний, чтобы сосредоточиться только на «чистом» процессе восприятия объекта. Причем процесс непосредственного восприятия занимает, как правило, несколько секунд, и только потом, на основе уже сложившегося образа начина­ется рациональное осмысление.

Соответственно и объект рассматривается в динамич­ном двуединстве: как проект (объект-1), разработанный ди­зайнером, и как материализованный продукт (объект-2), по­лученный потребителем.

Уже в проекте дизайнер закладывает будущее единство целевой ориентации, содержания и формальных качеств объекта. В основе этой работы лежат объективно суще­ствующие факторы, определяющие общий характер дизай­на, - природа, общество, человек, культура. Человек явля­ется биосоциальной системой, функции которой двуедины. Они заложены природой и реализованы в обществе. Куль­тура обуславливает взаимодействие человека, общества и природы, и, соответственно, в ней можно выделить духов­ные, художественные и материальные грани. Учитывая все эти факторы, дизайнер разрабатывает функцию (действие) объекта, которая служит основой проектного содержания. Она выражается в структуре и визуально воспринимаемых проявлениях будущего объекта.

Работа над проектом осуществляется с помощью тра­диционной системы дизайн-средств:

— семиотических (любой объект дизайна является знако­вой системой);

— художественных (эстетически выразительная, гармонич­ная внешняя форма характерна для органичных, эф­фективных проектов);

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------СТР. 28

— технологических (специфика производства и функциони­рования объекта должны обеспечить его экономичность, целесообразность и эргономичность); __ материаловедческих (использование особенностей ма­териала позволяет дизайнеру наиболее адекватно вы­разить функцию объекта).

Взаимодействие факторов и средств проектирования обеспечивает эффективность разрабатываемого проекта и с точки зрения функции, и с точки зрения формы.

Объект-2 отделен от объекта-1 во времени «производ­ственной» фазой и представляет собой реализованный в материале, непосредственно воздействующий на потенци­альных потребителей продукт. Качественные различия меж­ду ними обусловлены, во-первых, теми поправками, которые внес в проект заказчик, и, во-вторых, изменениями, вызван­ными особенностями технологии производства или репроду­цирования объекта, спецификой использованных материа­лов. Например, дизайнер построил концепцию каталога на сложной «вырубке» - нестандартных срезах печатного листа («окошках», прорубленных в различных частях полос, закруг­ленных углах страниц или сложного клапана-отворота, кото­рый позволяет использовать последнюю страницу обложки как папку для бумаг). А типография либо не в состоянии вы­полнить подобное техническое задание, либо оценивает его слишком дорого для заказчика. В результате в последний момент от этого приема приходится отказаться, и каталог те­ряет всю привлекательность, так как композиция, в целом маловыразительная, опиралась на «вырубку».

Таким образом, чем менее логичным, функционально обоснованным был разработанный дизайнером проект, тем больше различий между замыслом и полученным продук­том, тем меньше вероятность эффективности системы.

Одним из первых объектов системного дизайна стал фирменный стиль. В конце 60-х годов Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики разрабо-

СТР. 29

тал для ВО «Союзэлектроприбор» комплексный проект, ко­ординирующий текстовые и знаковые системы для визуаль­ной коммуникации, производственной среды, упаковки, для технической документации, рекламы и товаросопровож­дающих изданий.

В традиционной концепции дизайна как оформительской деятельности процесс взаимодействия субъекта и объекта сводился к одномоментному акту придания последнему объ­екту формальных качеств. В системном дизайне обычно вы­деляется три основных этапа их взаимосвязи.

Первая фаза системного дизайна играет опосредующую роль в процессе разработки дизайн-объекта. На этом этапе происходит сбор и анализ необходимой информации, что определяет смысловой центр последующей деятельности, базовую ориентацию дизайнера.

Дизайн-концепция обосновывает цели проекта и способы их достижения. Она является как бы фундаментом будуще­го здания, определяя его функциональные и эстетические возможности. В зависимости от особенностей проектируе­мого объекта дизайнер выбирает оптимальную модель ди­зайн-концепции.1 Ее побуждающим моментом всегда явля­ется человек - конечный адресат проекта в целом. Таким образом, уже на первом этапе определяется потенциаль­ная эффективность создаваемой системы.

Дизайн-программа выступает в качестве исходной фазы проектирования. Она содержит основные группы операций реализации дизайн-концепции и представляет собой соб­ственно проект или модель данного вида деятельности.

Формы программы могут быть самыми различными: от простейших (единичное действие, документ) до глобальных (собственно программа, стратегия). Программа определя­ет, во-первых, разработанные на основе дизайн-концепции характеристики создаваемого объекта и, во-вторых, поря-

См. Дизайн: очерки теории системного проектирования. С. 76.

СТР 30

док коммуникации между основными субъектами осуществ­ляемой деятельности. В рамках одного проекта возможно параллельное и/или последовательное существование двух дизайн-программ (ДП), что зависит от сложности объекта.

ДП-1 представляет собой детальный план работы ди­зайнера над объектом: задачи деятельности, специалисты, необходимые для их решения, используемая методика и порядок осуществления действий и т. д. В результате опре­деляется модель, которая включает целевую структуру и культурную концепцию проектируемой системы.

ДП-2 разрабатывается на основе ДП-1 и переводит про­ект из идеального существования в материальное. Она мо­жет выступать в виде методических рекомендаций (разра­батываемый дизайнером порядок системной деятельности организации-заказчика) и в визуально воспринимаемой форме сложного комплексного объекта (например, модуль­ной сетки, на основе которой строится вся знаковая систе­ма данного предприятия).

Дизайн-сценарий конкретизирует дизайн-программу в пространственно-временной среде и представляет собой схему функционального будущего объекта, что позволяет «проиграть» все возможные сюжеты его жизнедеятель­ности. Здесь содержатся ответы на столь важные вопросы, как «что», «кто», «где», «когда», «каким образом» и «с каки­ми затратами».

Таким образом, системный дизайн охватывает все ню­ансы объекта, начиная от первых концептуальных прикидок и заканчивая его дальнейшим функционированием.

В условиях централизованной экономики социалистиче­ского государства системный дизайн не мог полностью рас­крыть свой потенциал. Данная методика была воспринята как интересная теория и в лучшем случае использовалась как один из инструментов, способный реорганизовать рабо­ту коллектива на научной основе. Именно в таком качестве пытались ввести системный дизайн в практику работы ре­дакций периодических изданий и издательств.

СТР. 31

ЗАДАНИЕ Выберите фирму, организацию, с деятельностью которой вы

непосредственно знакомы. По­пытайтесь проанализировать ее деятельность, структуру или ин­терьер - что вам наиболее знакомо - с использованием методик системного дизайна. Любые ваши предложения и выводы должны быть фактически обоснованы.

Литература:

Дизайн: очерки теории системного проектирования: Сб. статей. Л., 1983. С. 15-18, 30-32. 36-50, 75-97.

«Сатурн» почти не виден, или Как делают дизайн-программы в США. // Техническая эстетика. 1992, № 7. С. 27-29.

2.2 ГАЗЕТА

 

20-е годы оформление периодических изданий складывалось из двух составляющих: традиций данного 1 издания и вкуса выпускающего. Газеты верстались на основании устных указаний выпускающего метранпажу, что в значительной степени обедняло лицо отечественной периодики. Впервые верстка на основе предварительно разработанных схем, ставшая традиционной практикой в большинстве зарубежных изданий, упоминается в книге П. М. Керженцева «Газета. Организация и техника газетного дела» (М., 1924, С. 97). Постепенно макетирование как но­вая прогрессивная форма организации труда редакции осваивалось все большим числом периодических изданий. Логическим развитием идеи макетирования стали макеты-стандарты, которые были разработаны в 20-е годы в редак­ции газеты «Вечерняя Москва». Они были задуманы как унифицированные схемы оформления полос. Однако от них пришлось отказаться, так как они были внешней, не связанной с сущностью издания формой, которую пытались

СТР. 32

искусственным образом привязать к конкретной газете. Идея создания макетов-стандартов была вполне в духе стихии изобретательства, новаторства, царившей в дизай­не того времени. Но она не была так всесторонне обосно­вана, как большинство концепций. Был пропущен очень важный момент: конструктивная структура изделия - обяза­тельная основа формообразования.

К проблеме комплексного решения выпуска периодиче­ских изданий вновь обратились в 60-е годы. Однако «опаль­ный» в течение последних лет общий термин «дизайн» оче­видно оставался нежелательным. В средствах массовой информации он утвердился как композиционно-графиче­ское моделирование, в издательской деятельности - худо­жественное конструирование. При общности методики в ее использовании в данном случае существуют принципиаль­ные отличия, главное из которых заключается в том, что, разрабатывая дизайн-систему книги, мы выполняем проект для единичного объекта (даже если это серийное издание или собрание сочинений, каждый раз вносятся определен­ные коррективы), а газета, являясь одним и тем же объек­том, существует во множестве продолжающихся номеров. Система должна быть разработана с учетом этого множест­ва. Таким образом, предметом системного дизайна в дан­ном случае является целостно-структурированная модель издания.

Так, в качестве примитивной или «низшей» модели рас­сматривается простейшее моделирование групп элементов или их комплексов: фиксированные принципы подачи под­борки, заголовочного комплекса, использования линеек и т. п. Второй этап моделирования поднимается до система­тизации оформления всех крупных тематических единиц издания - подборок, разделов. Основой этой модели слу­жит исторически сложившееся, закрепленное в устно пере­даваемых традициях или в «Памятке сотрудника секрета­риата» лицо издания. Практически это концепция данной

СТР.33

газеты, фиксирующая существующее положение вещей. Однако такие базовые элементы композиционно-графиче­ской модели, как структура и композиция издания, здесь почти не затронуты. Систематизация носит внешний харак­тер, поэтому пока неправомерно говорить о комплексном проектировании издания. Таким образом проявляются прин­ципиальные различия между оформлением - одномомент­ным созданием внешней формы, и дизайном.

Только третий этап моделирования по праву можно оп­ределить как системный дизайн. Его основой может служить концепция издания, составленная на основании анализа его структуры и композиции. Но это только в том случая, если издание уже существует. Когда речь идет об организа­ции выпуска новой газеты, концепцию разрабатывают на базе предварительно собранной информации о состоянии рынка периодики, о дефиците информации предполагае­мой тематики у определенной аудитории, о психофизиоло­гических и социально-демографических характеристиках потенциального читателя, о производственных возможно­стях полиграфической базы, каналах распространения и т. п. Это дает возможность сформулировать общие требо­вания к конструированию и оформлению издания.

В постсоветский период эта тема стала особенно акту­альной. Проблема хотя бы частичной самоокупаемости ставит периодические издания в жесткие условия борьбы за читателя. При возросшей конкуренции практически од­нотипных изданий точность аудиторной направленности, соответствие выбранному типу издания, стилистические особенности играют определяющую роль в их развитии. Выбирая издание на газетных развалах, читатель обраща­ет внимание на его оформление, специфику графической подачи иллюстративного и текстового материала. Ори­гинальное и стабильное оформление является одним из условий узнаваемости и спроса. Поэтому в последние годы более пристальное внимание стали уделять эстетической

СТР. 34

стороне дизайна средств массовой информации. И пример в этом, безусловно, подали новые издания, а частности «КоммерсантЪ», явная продуманность, яркость композиции которого сразу выгодно выделяла его на фоне изданий до­перестроечного времени. Особенным контрастом стало оформление рубрик и разделов. Они украшают полосы, становятся средством акцентировки внимания. Однако те газеты, которые попытались решить проблему только за счет внешней формы, сразу столкнулись с закономерной ситуацией: внешняя привлекательность обеспечивает лишь однократный спрос, если она не поддержана внутренней моделью - конструктивной структурой.

Композиционно-графическая модель (КГМ) состоит, как правило, из четырех основных частей, первой из которых является сетевой график. В нем закреплена жанрово-тема-тическая структура издания, разработанная на основании анализа предварительного материала. Сетевой график включает в себя расписание основных тематических разде­лов и рубрик по номерам (дням недели, неделям - для еженедельника) и полосам, их ориентировочный объем в наборных строках основного формата. Тщательно проду­манная, возможно, измененная после выхода первых но­меров структура издания является основой построения следующих частей композиционно-графической модели -размерных стереотипов, стандартных операций набора, макетов-стандартов. Все они имеют непосредственное отно­шение к внешней форме издания и не могут быть разработа­ны без некоего опосредующего звена между содержанием и оформлением. Если оформлять непосредственно содержа­ние, то мы вернемся к опыту выпуска изданий начала века. Структура фактически является моделью содержания, кон­кретизированным перспективным планом работы редакции.

Размерные стереотипы фиксируют формат и объем из­дания, основной и дополнительный форматы набора, коли­чество колонок и пробелы между ними. Даже эта самая

СТР.35

консервативная часть модели, долгие годы определяемая общими ГОСТом и ТУ, претерпевает значительные измене­ния. В первую очередь бросаются в глаза значительно «по­толстевшие» издания: восемь полос «МК» и «Вечерней Мо­сквы», шестнадцать полос «Известий». В газетах «новой волны» вообще редко встречается меньше чем 32 полосы. Многие издания вводят сложные модульные сетки, предпо­лагающие разноформатный набор, плавающую колонку, воздушные коридоры. Процесс индивидуализации и услож­нения графической конструкции объясняется не только стремлением выделиться на фоне многочисленных конку­рентов. Благодаря широкому распространению настольных издательских систем, во второй половине 90-х годов допечатные работы были перенесены из типографии в редак­цию, что позволило значительно расширить арсенал ис­пользуемых приемов оформления.

Стандартные операции набора в определенной степени перекликаются с моделью низшей ступени. Они закрепляют основной и дополнительный шрифты и кегли набора текста и заголовков, состав и принципы оформления постоянно встречающихся в номерах комплексов (заголовочный, ти­тульный, служебный, иллюстративный) и т. п. При налажен­ной связи редакции и типографии сотруднику секретариата достаточно было указать над заголовком определенный код. Оператор сам находил его характеристики по утвер­жденному редакцией каталогу основных операций оформ­ления. Особое значение эта часть КГМ приобрела с введе­нием компьютерного набора и верстки изданий. Новая технология значительно облегчила работу верстальщиков: все стандартные операции закрепляются в стилевых фай­лах, которые остается только присвоить определенному фрагменту или целому тексту, заголовку. В титульном и служебном комплексах необходимо менять дату выпуска и время подписания в печать.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

СТР. 36

В последние годы данная часть КГМ приобретает осо­бое значение в связи с коммерциализацией изданий и воз­растающей конкуренцией на рынке прессы. Подчеркнутый интерес к индивидуализации композиционных решений, к поиску своего графического лица позволяет использовать в газетном дизайне типично рекламный термин «фирменный стиль».

Наконец, последняя часть КГМ - макеты-стандарты, представляющие собой принципиальные схемы верстки по­лос издания. Они как бы подводят итог предшествующим этапам построения модели. В противном случае оторванные от структурной основы макеты-стандарты вместо полезного инструмента становятся тормозом в работе секретариата. Нечто подобное произошло с «Собеседником» - первым в СССР иллюстрированным еженедельником газетного типа. В редакции был собран коллектив прекрасных художников, но они разработали макеты-стандарты абстрактного изда­ния, что было обусловлено практически полным отсутствием других составляющих модели. Когда приступили к выпуску издания, красивые макеты скорее создавали дополнитель­ные трудности, а не облегчали работу, так как под них прихо­дилось подгонять содержание каждого номера. Макеты-стан­дарты меняли несколько раз, приглашая все новых и новых специалистов. После двух лет поисков внешней формы из­дания «Собеседник» в конце концов обрел устойчивую ком­позицию. Это произошло благодаря тому, что в еженедель­нике сформировалась жанрово-тематическая структура, закрепленная сперва в сетевых графиках отделов, а позд­нее - в едином сетевом графике издания.

Таким образом, и в редакционной практике введение методов системного проектирования позволяет более эф­фективно организовать процесс создания и последующего выпуска изданий, связав все его этапы в единую функцио­нальную цепочку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.