Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел




Анализ и реализация позитивного отечественного опыта воспитательной работы для руководителя ОВД осуществляется по двум основным направлениям.

Первое направление — это определение позитивных элементов в опыте воспитательной работы вверенного ему подразделения (организации), анализ этого опыта, определение причин, условий, факторов и т.д., приводящих к более высоким результатам в воспитательной работе, определение возможностей и путей укрепления и развития этого позитивного опыта, более широкого его распространения. Самостоятельной задачей является объективное и подробное изложение имеющегося опыта в случае, если руководство или коллеги им заинтересуются, и встанет вопрос о распространении опыта, внедрении его в других органах, подразделения, учреждениях.

Второе направление — это анализ имеющегося в других органах, подразделениях, учреждениях системы МВД России позитивного опыта воспитательной работы с личным составом и определение педагогической стратегии (условий, путей, направлений и т. д.) реализации этого опыта в процессе воспитательной работы с подчиненными.

При всей разнице указанных направлений работы, их объединяет общая логика, общие правила анализа и реализации позитивного опыта. Правилом первостепенной важности является рассмотрение опыта воспитательной работы как определенной педагогической системы в ее развитии.

Позитивный опыт выглядит, как правило, в виде определенного последовательного комплекса действий, направленных на достижение определенной педагогической цели. Такое восприятие опыта порождает типичную ошибку «однолинейного подхода» — ожидание, что воспроизведение этого комплекса действий даст желаемый результат. Опыт дает желаемый результат, если указанные действия выступают лишь как элемент в системе опыта. Любой опыт, отечественный и зарубежный, как привило, представляет собой систему, в которую входят:

─ подсистема идей (цель действий и концепция ее реализации);

─ подсистема условий, которые породили данную цель и определили содержание концепции ее реализации;

─ подсистема действий, по реализации цели («внешний контур» опыта);

─ подсистема условий, при которых возможна реализация данной цели посредством данных действий (в эти условия могут входить: разработка необходимой научной и методической документации, специальная подготовка кадров, обеспечение материально-технических условий).

Важно понимание взаимосвязей между отдельными компонентами опыта как «по вертикали» (связь между условиями, концепцией, комплексом действий), так и «по горизонтали» (связь между отдельными условиями, отдельными педагогическими акциями и мероприятиями). «Вырывание» отдельного элемента опыта, даже отдельной его подсистемы может в лучшем случае привести к минимальному положительному результату. Это не значит, что не могут быть использованы отдельные элементы опыта, например, опыт проведения отдельных воспитательных мероприятий, но ожидать от них такого же эффекта, как от системной реализации опыта, было бы наивным.

Наряду с системным восприятием опыта необходимо четко представлять пределы действенности опыта. Как в нашей стране, так и за рубежом нет универсального опыта воспитательной работы, решающего все основные педагогические задачи. Позитивный опыт можно подразделить на:

опыт педагогической стратегии, т.е. опыт эффективной работы по какому-то стержневому направлению воспитательной работы (например, опыт ряда европейских стран по нравственному воспитанию руководящих кадров правоохранительных органов);

опыт педагогической тактики, т.е. опыт решения самостоятельной и значимой педагогической задачи (например, опыт педагогического обеспечения адаптации к службе выпускников Академии ФБР США);

опыт педагогической техники, т.е. опыт конкретных действий по решению конкретной воспитательной задачи (например, опыт проведения встреч с ветеранами органов внутренних дел).

Важно подчеркнуть, что даже опыт педагогической техники является системным, так как предполагает наличие частной воспитательной цели и концепции действий, необходимые условия, определенную последовательность действий.

Важным является уяснение «точки отсчета», или определение уровня развития перенимаемого опыта и прослеживание истории его развития. Любой позитивный воспитательный опыт, как отечественный, так и зарубежный, как правило, привлекает к себе внимание, когда он уже сложился в определенную систему и продемонстрировал свою эффективность. Поэтому необходимо проследить «стартовую точку отсчета» с которой начал развиваться данный опыт (нерешенные воспитательные проблемы и задачи, условия, факторы), «промежуточные точки отсчета», т.е. определенные этапы развития опыта, и, наконец, ту «точку отсчета» в развитии данного опыта, которая вам представлена. Это ориентирует на понимание и реализацию опыта в его развитии, на подготовку условий и поэтапное внедрение опыта.

Особо важно подчеркнуть, что каждый позитивный опыт, который мы собираемся реализовывать, нуждается в двойной адаптации. Использование опыта других — всегда творческое дело. Перенос даже самого лучшего опыта «один к одному» в другие условия чаще всего приводит к неудаче. Сам перенимаемый опыт должен быть адаптирован к условиям, в которых он внедряется, как и условия, при которых внедряется опыт, должны быть адаптированы к данному опыту. Так, весьма результативный сам по себе опыт полиции США по проведению воспитательных бесед с полицейскими в форме диалога двумя сотрудниками (руководитель и рядовой полицейский, опытный полицейский и молодой полицейский), оказался малоэффективным в ряде наших подразделений, так как, в отличие от американских полицейских, личный состав не был психологически подготовлен к проведению бесед в такой форме, а руководители и рядовые сотрудники, проводившие эти беседы не имели соответствующей педагогической подготовки. Порой такие беседы превращались в «монолог начальника».

Таким образом, выстраивается определенная логика анализа и внедрения позитивного опыта:

─ системное восприятие опыта в его развитии,

─ определение пределов действенности опыта,

─ подготовка соответствующих условий для внедрения опыта,

─ адаптация позитивного опыта с учетом собственной специфики,

─ разработка поэтапной программы реализации позитивного опыта.

Охарактеризованный выше подход к анализу и использованию позитивного отечественного опыта может быть полностью применен при анализе и реализации опыта зарубежного. Его также нужно рассматривать как сложную систему в ее развитии, выявлять пределы использования опыта, предусматривать его двойную адаптацию, разрабатывать поэтапные программы реализации опыта. Но зарубежный опыт воспитательной работы с кадрами полиции и иных правоохранительных органов отличается от нашего по многим ведущим характеристикам (социально-экономические условия и правовые основы правоохранительной деятельности, менталитет населения и самих сотрудников правоохранительных органов, социальная защищенность сотрудников). Поэтому при анализе и использовании зарубежного опыта следует помнить о ряде специфических правил, важнейшее из которых — компаративный (сравнительный) подход к зарубежному опыту, который позволяет ответить на стержневой вопрос: возможно ли использование данного зарубежного опыта в наших условиях?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.