Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование воспитательной работы и ее организация

Читайте также:
  1. I. Организация и этапы статистического исследования
  2. I.5. Организация образовательной деятельности. Формы организации учебной деятельности
  3. I.5. Организация образовательной деятельности. Формы организации учебной деятельности.
  4. II ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
  5. II Тематика курсовой работы
  6. II. Организация и этапы статистического исследования
  7. II. рекомендации по выполнению контрольной работы
  8. II. рекомендации по выполнению контрольной работы
  9. III. формы организации текущей учебной работы
  10. VI. Организация и осуществление розничной торговли
  11. XI. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
  12. XI. Реорганизация и прекращение деятельности Общества



 

Успешное решение органами внутренних дел стоящих перед ними задач, главными из которых являются повышение эффективности борьбы с преступностью, укрепление правопорядка и безопасности в стране, обеспечение надежной защиты прав и интересов ее граждан, напрямую связано с совершенствованием работы с личным составом. Ее цель — формирование в органах внутренних дел высокопрофессионального кадрового состава посредством привлечения специалистов, обладающих высоким уровнем специальных знаний, умений и навыков, морально-нравственными качествами и правовой культурой.

Сегодня перед Министерством внутренних дел Российской Федерации как никогда остро стоит задача повышения эффективности воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел, обеспечения позитивного влияния на ход и результаты оперативно-служебной деятельности, формирование достойного нравственного облика сотрудников милиции, состояние служебной дисциплины и законности.

В своем выступлении на Всероссийском совещании руководителей аппаратов по работе с личным составом Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р.Г. Нургалиев подчеркнул, что возможности системы воспитательной работы в том виде, в каком она есть сегодня, в значительной степени уже исчерпаны и, по сути дела, не оказывают позитивного влияния на ход и результаты оперативно-служебной деятельности, формирование достойного и нравственного облика сотрудника органов внутренних дел, состояние служебной дисциплины и законности в подразделении. Стала настоятельной необходимостью глубокая модернизация в целом воспитательной работы с личным составом органов и подразделений внутренних дел[42].

Глава ведомства также обратил внимание на необходимость усиления воспитательной работы с действующим личным составом органов внутренних дел, приоритетом которой является сам человек, с его конкретными нуждами, его семья, судьба его детей. Нужно внимательно подходить к мотивации и адаптации в коллективе молодых сотрудников, созданию и поддержанию благоприятного морально-психологического климата.

С изданием 1 февраля 2007 года приказа МВД России № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» и утверждением Программы комплексного реформирования на 2007–2009 годы начался принципиально новый период развития. Он связан с модернизацией всей системы организации, планирования и содержания воспитательной работы, приведением в соответствие с современным этапом развития Министерства, приоритетными направлениями оперативно-служебной деятельности.

Наряду с важнейшими методологическими и мировоззренческими проблемами должен быть решен комплекс важнейших организационно-методических вопросов.



Так, Программой комплексного реформирования предусмотрены разработка и внедрение в течение 2008-2009 годов специальных профессионально ориентированных программ воспитания сотрудников органов внутренних дел, тем самым обеспечив реализацию на практике принципа дифференцированного подхода в воспитании сотрудников.

Это сложная стратегическая задача, без решения которой невозможно будущее обновленной системы воспитательной работы. Совершенно очевидно, что система воспитания современного сотрудника органов внутренних дел должна состоять из двух подсистем:

общей части, которая решает задачи социализации, гражданского, патриотического и профессионально-деонтологического воспитания;

− и специальной части, рассчитанной на работу с определенными профессиональными и должностными категориями и решающую задачи формирования мотивации деятельности, корпоративной идеологии, профилактики и предупреждения профессиональных деформаций личности, нарушений дисциплины и законности[43].

Формируется действенная система антикоррупционных мер, сопровождающая служебную деятельность каждого сотрудника. Существующие сегодня отдельные фрагменты и планы объединяются в единый комплекс. Создание такой системы определяет необходимость четкой организации и планирования, профилактических мер и соответствующей воспитательной работы.

В соответствии с приказом МВД России № 120-2007 г. «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» персональная ответственность за организацию, состояние и результативность воспитательной работы возложена на начальников органов, подразделений, учреждений системы МВД и их заместителей по работе с личным составом.

Организуя и планируя воспитательную работу, они должны исходить из требований Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, приказов МВД России, указаний, предложений и рекомендаций управления по работе с личным составом Департамента кадрового обеспечения МВД России, основных положений педагогики и психологии.

Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 35), также возлагает на начальников ответственность за состояние служебной дисциплины, обязывает их предъявлять высокую требовательность к подчиненным, воспитывать у них чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей. Непосредственная организация этой деятельности (ответственность за привлечение руководителей к воспитанию подчиненных сотрудников) возлагается на заместителей начальников по работе с личным составом, а также на кадровые и воспитательные подразделения[44].

Как показывает практика, чтобы эффективно вести воспитательную работу с личным составом органов внутренних дел МВД России, необходимо, прежде всего, четко представить ее цели и задачи, которые обусловлены современными требованиями общества и характером деятельности органов внутренних дел, личности сотрудника.

Одним из основополагающих элементов структуры процесса воспитания, является цель воспитания. Именно она определяет решение всех узловых проблем теории воспитания. Как говорил А. С. Макаренко, «чрезвычайно существенный момент в нашей работе — она должна быть до конца целесообразна»[45]. Он отмечал, что воспитатель, который ясно не представляет себе конкретной цели, всегда аполитичен, не должен работать с людьми.

Организация и осуществление воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел имеют следующие основные цели:

─ повышение уровня профессионализма посредством оказания содействия в приобретении необходимых профессиональных знаний, умений и навыков;

─ овладение передовыми методами служебной деятельности;

─ выработку сознательного отношения к выполнению служебного и воинского долга, иммунитета к негативным воздействиям;

─ соблюдение законности и служебной дисциплины;

─ воспитание патриотизма и гражданственности[46].

Исходя из целей, в обобщенном виде задачи организации воспитательной работы можно сформулировать следующим образом:

─ оказание руководящему составу методической помощи в выборе методов и средств индивидуального воздействия на сотрудников;

─ выявление сотрудников, требующих обязательного проведения воспитательной работы. К ним относятся лица, недавно принятые на службу в органы внутренних дел, молодые специалисты, сотрудники, имеющие низкие показатели в оперативно-служебной деятельности, допускающие нарушения служебной дисциплины;

─ осуществление анализа и контроля за состоянием и результативностью воспитательной работы;

─ выявление, обобщение и распространение положительного опыта воспитательной работы.

Под организацией воспитательной работы понимают управленческую деятельность начальников органов внутренних дел и их заместителей по работе с личным составом по реализации ее целей и задач на основе принятых решений.

Основными принципами организации воспитательной работы с личным составом являются:

─ перспективность и целеустремленность воспитательных воздействий и влияний;

─ комплексный подход к воспитанию с учетом функционирования всех его элементов; единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий;

─ индивидуальный, дифференцированный подход к личности;

─ обеспечение единства воспитания, самовоспитания и перевоспитания;

─ целенаправленное стимулирование воспитательной деятельности.

Процесс организации воспитательной работы предполагает использование соответствующих организационных методов: планирование воспитательных воздействий; постановка задач воспитательного характера; контроль и корректировка деятельности и поведения; оказание практической помощи организаторам воспитания; оценка действий и поступков; моральное и материальное стимулирование[47].

Как свидетельствует практика, организатору процесса воспитания необходимо знать и применять на практике методы организации. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что к методам организации процесса воспитания относятся:

─ нормативные методы (постановка задач, распоряжения, приказы);

─ исполнительские методы (подбор и расстановка воспитателей, распределение обязанностей, инструктирование);

─ методы целеполагания (анализ общеполитической и директивной информации, проверка и изучение состояния воспитательной работы в подразделениях, изучение, обобщение и внедрение передового опыта);

─ методы прогнозирования (планирование, моделирование, экстраполяция);

─ методы формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование);

─ методы корректирования (предъявления требований, оценка и побуждение к самооценке, обмен мнениями, высказывание советов и предложений);

─ методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (критика и самокритика, соревнование, эмоциональное воздействие, организация общественного мнения, поощрение и принуждение).

Кроме того, при организации воспитания с личным составом широко используются общепедагогические методы воспитательного воздействия (убеждение, упражнение, личный пример) и дидактического воздействия (разъяснение, обсуждение, показ, самостоятельная работа и др.)[48].

В неразрывном единстве с методами организации воспитания находятся ее формы. К ним относятся: служебные совещания, инструктажи, семинары, обмен опытом, беседы, подведение итогов воспитательной работы.

Организаторами воспитательной работы являются начальник органа, учреждения, подразделения внутренних дел и его заместитель по работе с личным составом. Прежде всего, они должны определить и назначить лиц, ответственных за проведение воспитательной работы с личным составом, сформулировать их задачи и функции, наметить общую схему организации воспитательной работы в органе внутренних дел, зафиксировав указанные моменты в соответствующем управленческом решении (приказе, директиве, распоряжении).

В повседневной практической деятельности нередко возникает вопрос, с кем конкретно должен проводить воспитательную работу начальник органа внутренних дел, если в его подчинении нередко и до нескольких десятков, а иногда и сотен сотрудников? Знать индивидуальные особенности и качества каждого сотрудника, возможно ли это? А если да, то, как этого достичь?

В связи с этим целесообразно вспомнить высказывание русского генерала М. И. Драгомирова: «Полковой командир — большой человек: он правит, а не везет… Он глава полковой семьи и первый радетель о поддержании в ней доброго товарищества, любви к своему делу, уважения к воинскому званию… Его слово — закон в части, и потому никогда не сваливает вину на подчиненных, а берет ее на себя, помня, что во всем хорошем, как и дурном, он и голова, и ответчик… Он определительно ставит цели… и настойчиво требует их достижения.… Если требует чего-нибудь нового, должен сам показать, как делать»[49].

С учетом анализа оценок роли командира полка, а в полной мере указанный анализ можно относить и к начальнику органа внутренних дел, сделанных знаменитым военным педагогом, представляется возможным дать некоторые рекомендации. Прежде всего, важно изучать деловые, политические и моральные качества своих заместителей, являющихся первыми помощниками в выполнении поставленной жизнью задачи — дойти до каждого, отдельного сотрудника.

Однако, как известно, даже для этого регламент службы не предусматривает специального времени. Познание, как правило, осуществляется в процессе оперативно-служебной деятельности. Выявленные нюансы индивидуальных особенностей заместителей, иных сотрудников помогают сформировать портрет личности офицера, ответственного за конкретный участок многогранной оперативно-служебной деятельности.

В связи с изложенным выше, можно выделить два направления индивидуального воздействия начальника органа внутренних дел:

· во-первых, определение отдельных сотрудников начальствующего состава, с которыми возможно реально проводить данное направление воспитательной работы. Как правило, это лица, которым требуется усиленное воспитательное воздействие. К ним относятся сотрудники, имеющие упущения по службе, склонные к нарушениям дисциплины, норм Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;

· во-вторых, когда начальник органа внутренних дел проводит индивидуальную воспитательную работу со своими заместителями, руководителями служб и подразделений, а также с лицами, зачисленными в резерв на эти должности.

По опыту практики воспитательной работы, наиболее приемлем второй вариант. Вникая в стиль и методы работы своих заместителей, лиц, зачисленных в резерв на эти должности, начальник личным примером внедряет дух сотрудничества. При этом в первую очередь, уделяет особое внимание тому, кто имеет определенные упущения и отставания по службе. Устанавливает причины отставания и на основе их анализа планирует воспитательную работу с этими заместителями.

Начальнику органа внутренних дел необходимо составлять план индивидуальной воспитательной работы на месяц, а результаты персонального воздействия своевременно фиксировать.

Обратим внимание на практику работы начальников органов внутренних дел со своими заместителями. У некоторых сложилась определенная система, включающая:

─ ежедневный обмен мнениями о результатах, достигнутых в ходе выполнения оперативно-служебных задач;

─ еженедельное заслушивание заместителей о личном вкладе в совершенствование воспитательной работы в тех подразделениях, которые они непосредственно курируют;

─ ежеквартальное проведение занятий с заместителями по наиболее актуальным вопросам воспитательной работы с подчиненными.

Среди слагаемых успеха работы с заместителями считаем необходимым, выделить умение начальника слушать их мнения и предложения. Культура общения начальника со своими заместителями оказывает самое благоприятное воздействие на взаимоотношения в горрайлиноргане внутренних дел.

В работе с заместителями руководителю целесообразно выполнять следующие рекомендации:

─ чтобы найти подход к своему заместителю, необходимо говорить с ним о том, что для него дорого. Быть умнее своего заместителя начальник может, но не нужно этого подчеркивать, а тем более говорить;

─ желая убедить своего заместителя, необходимо, прежде всего, возбудить у последнего стремление к этому и дать ему почувствовать, что он достоин уважения;

─ делайте для своего заместителя то, что вам хотелось бы, чтобы другие делали для вас. Секрет успеха в достижении хороших взаимоотношений с заместителем состоит в умении рассматривать его вопросы и решать их с учетом его интересов, а не только своих целей и задач;

─ чтобы быть уважаемым своим заместителем, нужно проявлять к нему искренний интерес, быть доброжелательным и справедливым;

─ если возникло недоразумение во взаимоотношениях с заместителем, то его можно снять только с помощью такта, искреннего желания понять его точку зрения;

─ опровергая мнение своего заместителя, следите за тем, чтобы не обидеть его самого. Обидеть очень просто, извиниться труднее, а получить искреннее прощение еще труднее.

Что значит для начальника руководство воспитательной работой в горрайлиноргане внутренних дел? Анализируя теоретический и практический опыт можно ответить на этот вопрос следующим образом:

─ определение стратегии и планирование воспитательной работы на определенный период;

─ прогнозирование результатов воспитательной работы;

─ координация усилий всех категорий воспитателей;

─ обучение методике воспитательной работы;

─ контроль и оценка результатов;

─ периодическое подведение итогов (не реже одного раза в месяц) и внесение поправок и корректив в тактику воспитательной работы.

То есть в системе воспитательной работы начальнику горрайлиноргана внутренних дел отводится особая роль: организатора, руководителя, исполнителя.

По мнению С. С. Козлова, главным научно обоснованным критерием эффективности воспитательной работы руководителя в подчиненном ему коллективе сотрудников органов внутренних дел следует считать морально-психологическое состояние личного состава, коллективные и групповые мнения, настроения и возникающую на этой основе систему отношения сотрудников к служебному долгу, к социальной функции органов внутренних дел и к конкретным оперативно-служебным задачам[50].

Заместитель по работе с личным составом проводит воспитательную работу с сотрудниками кадровых аппаратов, руководителями общественных формирований, начальниками служб и подразделений горрайлиноргана внутренних дел и отдельными сотрудниками, требующими усиленного воспитательного воздействия, обладающую рядом отличительных особенностей в сравнении с воспитательной работой начальника горрайлиноргана и включающих в себя:

─ во-первых, объект индивидуального воздействия. Заместитель обязан знать политические, деловые и моральные качества каждого сотрудника органа внутренних дел, знать настроение личного состава, осуществлять меры по сплочению служебного коллектива;

─ во-вторых, направленность содержания воспитательной работы. Заглавным в этом направлении является мировоззренческий аспект;

─ в-третьих, выбор «болевых точек» в индивидуальном воспитательном «поле». Заместитель определяет наиболее действенные формы, методы и средства для оказания конкретной помощи сотрудникам, склонным к нарушению дисциплины и законности;

─ в-четвертых, роль заместителя в определении оптимального сочетания массовых и индивидуальных форм работы в интересах надлежащего исполнения стоящих перед органом внутренних дел оперативно-служебных задач, укрепления служебной дисциплины, соблюдения законности, сплочения коллектива;

─ в-пятых, выполнение функций контроля за ходом и результатами воспитательной работы, внесение соответствующих своевременных корректив и уточнений;

─ в-шестых, постановка задач в соответствии со стратегией и тактикой воспитательной работы;

─ в-седьмых, изучение, обобщение и внедрение в жизнь передового опыта, привитие всем субъектам воспитательной работы потребности заниматься этой деятельностью постоянно.

На наш взгляд, одной из главных задач заместителя по работе с личным составом, как одного из организаторов воспитательной работы, является привлечение и обучение различным формам и методам индивидуального воздействия на личность конкретного сотрудника, всех субъектов воспитательной работы.

Одним из современных и важных аргументов при убеждении руководителей органов внутренних дел всех степеней в необходимости проведения воспитательной работы с подчиненными может и должен стать опыт организации управления и проведения воспитательной работы при подготовке новых сотрудников полиции в европейских странах.

В зависимости от набора новых сотрудников процесс воспитательной работы лиц, принятых на службу в полицию, делится на два вида:

1. При отсутствии конкурсного приема перед руководителями и сотрудниками, ответственными за проведение воспитательной работы, встает задача по формированию качеств, которыми необходимо обладать полицейскому.

2. В случае приема на работу лиц, отвечающих большинству профессиональных требований, следует проводить работу по укреплению личных положительных качеств.

Так, в полиции Германии обучение наблюдению за абитуриентами в процессе отбора основано на критериях выявления их положительных качеств, каталоге вопросов, особенностях наблюдения и оценки.

К проблемам такого наблюдения следует отнести субъективность оценки социальных способностей претендентов. Субъективизм оценки должен контролироваться. Контроль основан на разработанных стандартах положительных качеств, структуризации процесса отбора, информировании членов комиссии о возможных ошибках восприятия и оценки[51].

Наиболее важным компонентом воспитательной работы является подготовка новых сотрудников полиции, которая включает проведение теоретических и практических занятий по овладению знаниями и умениями, необходимыми полицейскому. На практических занятиях путем инсценировок формируются и развиваются самостоятельные навыки принятия решения при обстоятельствах, в которых сотрудник полиции может быть вовлечен в ситуацию совершения правонарушения. В случае обнаружения факта совершения правонарушения каждый полицейский должен действовать в соответствии с профессиональными этическими нормами. Для этого принимаются меры по формированию чувства ответственности у полицейского перед другими сотрудниками подразделения. Профессионально-этическая подготовка полицейских проводится с момента поступления на службу и носит постоянный характер.

В 2000 году по приказу министра внутренних дел Венгрии в Будапеште был проведен тест на склонность сотрудников полиции к совершению правонарушений. Этот психологический тест представлял собой ряд задач по нахождению выхода из сложных ситуаций, не только связанных с работой, но и бытовых, в которых главным средством решения возникших проблем могли быть только финансовые средства. Каждый тестируемый должен был найти свой выход из предложенной ситуации. В ходе предварительного теста, проведенного среди полицейских одного из районов венгерской столицы, выяснилось, что лишь 60% сотрудников соответствует предъявляемым морально-этическим нормам.

На моральный облик полицейского большое влияние оказывает положительный климат в коллективе. Процесс формирования и поддержания такого климата включает:

─ тщательную проверку образа жизни кандидатов на службу в полицию и отбор только тех лиц, чье поведение в прошлом соответствовало этическим ценностям;

─ укрепление профессиональных этических норм для осознания важности и значения возложенных задач по охране правопорядка;

─ создание атмосферы осуждения и порицания совершения правонарушения.

Можно сказать, что знание и учет подходов повышения нравственной культуры полицейских, улучшения морально-психологического климата в коллективе, предупреждения совершения правонарушений обеспечивает повышение эффективности работы и доверия к полиции в целом. Поэтому проведение воспитательной работы с личным составом является одним из приоритетных направлений деятельности полиции[52].

Цель кадровой и воспитательной работы — совершенствование кадрового потенциала полицейских служб, повышение их профессиональных качеств для эффективного противостояния любым противоправным действиям. Воспитательная работа с персоналом (личным составом) представляет собой комплексную систему, неотделимую от процесса прохождения службы в полиции, и это является характерной чертой практически для всех зарубежных полицейских организаций[53].

Каждый руководитель должен четко знать, что действенность воспитательной работы зависит от следующих основных факторов:

─ планирования воспитательной работы;

─ обучения лиц, занимающихся воспитательной работой;

─ учета воспитательной работы;

─ контроля за состоянием и эффективностью воспитательной работы;

─ изучения, обобщения и распространения положительного опыта проведения воспитательной работы.

Научно-обоснованная организация и проведение воспитательной работы и ее успех, во многом зависит, от своевременного и правильного планирования.

Как показывает практика, планирование мер по активизации воспитательной работы и состояние контроля за выполнением намеченных мероприятий еще не отвечает предъявляемым требованиям. Во многих органах внутренних дел составлению планов не предшествует глубокая аналитическая работа, а сами планы еще не стали взвешенной программой конкретных действий. В них отсутствуют новизна, необходимая конкретность, комплексность и обоснованность планируемых мероприятий, их преемственность по целям и реальность сроков исполнения.

Низкое качество планирования сочетается и с ослаблением системы контроля за ходом выполнения запланированных мероприятий, что приводит к необоснованному переносу сроков выполнения тех или иных мероприятий.

На наш взгляд, под планированием воспитательной работы в органах и подразделениях внутренних дел следует понимать деятельность субъектов воспитательной работы по определению целей и задач, средств и способов, принципов и методов, возможных к использованию последовательно и творчески, при проведении воспитательной работы на предстоящий период оперативно-служебной деятельности, способствующих ее выполнению в соответствии с требованиями действующего законодательства и в конкретные сроки.

То есть планирование — это один из важнейших элементов организации воспитательной работы, а сам план — это руководящий, научно-обоснованный документ, рассчитанный на определенный отрезок времени и предусматривающий мероприятия, которые необходимо осуществить конкретным сотрудникам (руководителям, наставникам, общественным организациям и объединениям), с конкретными категориями и личностями сотрудников и в конкретные сроки[54].

Значение планирования в организации воспитательной работы заключается в том, что:

· оно придает повседневной воспитательной работе системный, целенаправленный и конкретный характер, позволяющий сосредоточить усилия каждого сотрудника на решении актуальных проблем, стоящих перед органом или подразделением внутренних дел;

· обеспечивает ритмичную деятельность субъектов воспитательной работы в течение планируемого периода;

· повышает ответственность исполнителей за конкретный участок в воспитательном процессе;

· облегчает организацию контроля и оценку деятельности субъектов и объектов воспитательного воздействия.

В горрайлиноргане внутренних дел мероприятия воспитательной работы включаются отдельным разделом в план работы на год[55].

В плане мероприятий горрайлиноргана внутренних дел по организации воспитательной работы, в частности, находят отражение следующие направления деятельности:

─ привлечение руководящего состава и актива к воспитанию сотрудников;

─ организация их обучения и оказание им методической и практической помощи;

─ контроль за состоянием этой работы в подразделениях и службах горрайлиноргана внутренних дел;

─ заслушивание отчетов руководителей об их участии в воспитании подчиненных;

─ анализ действенности воспитания;

─ обсуждение вопросов ее совершенствования на заседаниях кадровых и аттестационных комиссий, оперативных совещаниях;

─ обобщение и распространение передового опыта воспитательной работы.

Руководители служб и подразделений планируют воспитательную работу в специальных разделах планов работы данных коллективов. В них могут включаться мероприятия по следующим основным направлениям воспитательной работы:[56]

─ изучение индивидуальных особенностей личности подчиненных с целью определения форм и методов воспитательного воздействия на них;

─ повышение правовой культуры, правового воспитания сотрудников и развитие их общественной активности;

─ развитие служебной активности подчиненных, повышение их профессионального мастерства, общеобразовательного уровня;

─ укрепление сознательной служебной дисциплины и законности, воспитание высоких нравственных качеств, ограждение от нежелательных и порочащих связей;

─ совершенствование организации проведения свободного времени сотрудников, расширение их культурного кругозора;

─ работа с семьями сотрудников, оказание им содействия в решении социально-бытовых проблем.

Организация планирования индивидуальной воспитательной работы отличается своими особенностями[57]. Во многих горрайлинорганах внутренних дел, их структурных подразделениях и службах хорошо себя зарекомендовала практика составления ежеквартальных планов индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками, согласовываемых с заместителями по работе с личным составом и утверждаемых начальником горрайлиноргана внутренних дел.

Полагаем, что руководитель горрайлиноргана внутренних дел должен планировать такую работу со своими заместителями и лицами, зачисленными в резерв на выдвижение на названные должности, его заместители соответственно с руководителями структурных подразделений и лицами, зачисленными в резерв на выдвижения на их должности, руководители структурных подразделений и служб со всеми сотрудниками, находящимися в непосредственном подчинении по роду оперативно-служебной деятельности.

Структура планов индивидуальной воспитательной работы может быть различной и зависит от служебного положения руководителя, его опыта работы, количества сотрудников, с которыми необходимо проводить индивидуальную воспитательную работу и ряда других факторов и включать в себя следующие разделы:

1. Для руководителей горрайлинорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:

а) самостоятельная подготовка к проведению индивидуальной воспитательной работы;

б) организация индивидуальной воспитательной работы;

в) личное участие в индивидуальной воспитательной работе с подчиненными.

2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):

а) развитие служебной активности и повышение профессионального мастерства;

б) профессионально-нравственное воспитание;

в) укрепление служебной дисциплины и законности;

г) культурно-массовая работа и организация досуга;

д) патриотическое воспитание;

е) работа с семьями сотрудников.

Руководители служб и подразделений, особенно малочисленных, планы индивидуальной воспитательной работы с подчиненными, как правило, составляют без разделов. Главное, чтобы ни один из сотрудников, с которым данному руководителю необходимо проводить такую работу не остался вне поля его зрения.

Эффективность выполнения планируемых индивидуальных воспитательных мероприятий во многом зависит от уровня подготовки самих воспитателей. Знание основ педагогики и психологии, хорошее владение методикой проведения индивидуальной воспитательной работой необходимы каждому руководителю, командиру, наставнику. Поэтому обучение лиц, которые занимаются индивидуальным воспитанием сотрудников, является обязательным элементом организации этой деятельности в любом органе внутренних дел.

Обучение руководителей служб и подразделений, их заместителей вопросам планирования и проведения индивидуальной воспитательной работы должно проводиться, в первую очередь, в системе служебной подготовки. Наряду с лекциями в программу занятий могут включаться практические занятия, деловые игры, «круглые столы», семинары по обмену опытом работы. К чтению лекций, проведению занятий желательно привлекать ученых, преподавателей образовательных учреждений системы МВД России, наиболее опытных воспитателей из числа руководящего состава. Одновременно могут использоваться научно-практические конференции, семинары-совещания и другие формы этой работы.

Положительной оценки заслуживает также практика организации и проведения семинаров с наставниками. В программах подобных встреч значительное место отводится вопросам проведения индивидуальной работы, методикам изучения личности.

Ведение учета и контроля планируемых индивидуальных воспитательных мероприятий дает возможность видеть динамику развития подчиненного, что, в свою очередь, позволяет вносить необходимые коррективы в план индивидуальной воспитательной работы и обеспечивать преемственность.

Документирование хода и результатов индивидуальной воспитательной работы с сотрудником, а также выводов и предложений по результатам индивидуальной воспитательной работы ведется начальником (командиром) структурного подразделения органа внутренних дел в карте индивидуальной воспитательной работы, которая хранится в установленном для служебных документов порядке и по завершении приобщается к личному делу сотрудника[58].

Карта индивидуальной воспитательной работы имеет свои преимущества:

─ позволяет вести анализ индивидуальной воспитательной работы с конкретным сотрудником на протяжении длительного времени;

─ дает возможность видеть наглядно изменения, происходящие с сотрудником, и в случае необходимости планировать более эффективные мероприятия;

─ в случае перевода сотрудника в другое подразделение, карта, передаваемая вместе с личным делом, позволит новым руководителям в короткие сроки изучить деловые и личностные качества прибывшего сотрудника и эффективнее планировать индивидуальную воспитательную работу с ним, учитывая при этом раннее проводимые мероприятия.

Повышению действенности планируемых индивидуальных воспитательных мероприятий во многом способствует постоянный контроль, как со стороны начальников горрайлинорганов внутренних дел и их заместителей по работе с личным составом, так и со стороны вышестоящих органов внутренних дел. С этой целью разрабатываются различные памятки.

Необходимо подчеркнуть, что в основе организации воспитательной работы лежит важнейший педагогический принцип — принцип индивидуального и дифференцированного подхода к формированию личности человека.

Организация индивидуальной воспитательной работы включает в себя комплекс элементов, включающий:

· планирование и документирование индивидуальной воспитательной работы;

· выявление сотрудников, требующих первоочередной организации индивидуальной воспитательной работы, прежде всего входящих в группу углубленного психолого-педагогического сопровождения;

· определение круга лиц, на которых возлагается проведение индивидуальной воспитательной работы с личным составом;

· составление общей схемы организации индивидуальной воспитательной работы в органе внутренних дел;

· выбор оптимальных форм и методов проведения индивидуальной воспитательной работы;

· организацию обучения лиц, проводящих индивидуальную воспитательную работу;

· организационно-методическое обеспечение индивидуальной воспитательной работы;

· осуществление анализа и контроля состояния и результативности индивидуальной воспитательной работы;

· обобщение и распространение положительного опыта индивидуальной воспитательной работы.

Организуя воспитательную работу, руководителям органов и подразделений всех степеней, следует иметь в виду, что воспитательные возможности, заложенные в индивидуальной воспитательной работе, сами по себе не трансформируются в высокие показатели сотрудников в оперативно-служебной деятельности и соблюдении дисциплины. Они реализуются благодаря целеустремленной, конкретной и взаимной работе руководителей, актива и воспитуемых.

 





Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2458; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.158.55.5
Генерация страницы за: 0.023 сек.