Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования в практической психологии




 

Будучи многодисциплинарным направлением, практическая психология пользуется как общенаучными теоретическими методами (логический, построения концепций, классификация, мысленный эксперимент, проектирование, гипотетико-дедуктивный и проч.), так и методами и методиками, заимствованными из различных отраслей психологической науки. Их можно подразделить на: 1) методы наблюдения; 2) методы опроса; 3) экспериментальный метод; 4) анализ документов и продуктов деятельности; 5) биографический метод; 6) метод игрового моделирования.

Следует различать собственно научный метод от методов и методик, используемых для решения прикладных, практических задач совершенствования работы с личным составом. В науке метод — это совокупность способов и приемов развития научного знания. Учитывая, что исследования в психологии управления носят преимущественно прикладной характер, и что в практике требования к научной обоснованности методик постоянно возрастают, нередко различие в методиках связано скорее не с процедурами, а со способами использования полученной информации. Так, в научном исследовании эта информация, или эмпирические данные служат средством проверки выдвинутых гипотез, в практическом же плане, она используется для обеспечения полноты описания конкретного эмпирического объекта (например, социально-психологического климата или особенностей индивидуального стиля управления конкретного руководителя).

Под наблюдением в психологии понимается непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация психолого-управленческих процессов и явлений. Различают включенное наблюдение, когда исследователь становится сам участником управленческой ситуации, и невключенное, когда явление или ситуация наблюдаются со стороны. Последнее может носить открытый характер или осуществляться инкогнито (например, с помощью дистанционной телетрансляции или односторонне проницаемого стекла — зеркала Гезелла). Бесспорным преимуществом наблюдения является возможность фиксировать невербальные стороны поведения (управленческого общения, поведения в конфликте, принятия совместных решений. Наблюдение от простого созерцания отличается плановостью, систематичностью и требованием точности (несколько наблюдателей). Обязательным требованием является фиксация результатов наблюдения.

Очень важную информацию для решения задач психологического обеспечения дает такая разновидность наблюдения, как описание критических ситуаций, т.е. наблюдение за наиболее важными для организации событиями (например, назначение нового руководителя). Метод анализа критических инцидентов позволяет получить часто уникальную информацию в период действия чрезвычайных ситуаций (социально-психологические механизмы выработки и принятия решений, переговоры и проч.).

Среди методов опроса различают анкетирование (письменный заочный опрос), интервью (устная беседа, очный опрос), социометрический опрос, применение шкал самооценки, опрос экспертов. По форме проведения опросы могут проводиться индивидуально или в группе (разновидностью групповых опросов могут являться групповая дискуссия, «мозговой штурм», «фокус-группа», индивидуальных — автобиографическая беседа, фокусированное интервью).

Особенность опроса состоит в том, что источником информации выступает словесное суждение опрашиваемого, его субъективное мнение по существу задаваемых исследователем вопросов, которое не может правильно интерпретироваться без учета мотивации, ценностных ориентаций, ролевой позиции опрашиваемого в организации и других факторов, обуславливающих пристрастность личности. Также важен, особенно при анкетировании, учет социодемографических данных респондента (пол, возраст, образовательный уровень, интеллектуальные способности и проч.), что достигается включением в анкету соответствующего раздела — т.н. «паспортички».

По функциям, выполняемым вопросами интервью или анкеты, используемых при проведении опросов, их разделяют на основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Так, фильтрующие вопросы призваны отсеять некомпетентных (неосведомленных) респондентов, контрольные — уточнить правдивость ответов на основные вопросы (изложенные в иной формулировке). Контактные вопросы позволяют установить доброжелательное отношение опрашиваемого к процедуре опроса, интервьюеру и оценить в какой-то мере уровень его доверительности, желания сотрудничать. Могут применяться также проективные вопросы, например — суждения без окончания, которые опрашиваемый должен завершить собственными словами. В зависимости от структуры вопросы бывают открытыми (например, проективные) или закрытыми (дихотомическими — «да» или «нет», альтернативными — выбор одного из нескольких вариантов, вопросы-меню, дающими возможность выбора нескольких вариантов ответов). Специальной разновидностью опроса, получившей широкое распространение, является социометрический опрос, истоки которого восходят к основателю социометрии, психодрамы и групповой психотерапии Джекобу Морено.

Эксперимент в практической психологии ОВД пока еще не получил достаточно широкого применения. Между тем, еще Ф. Бэкон выделял три основных вида эксперимента:

опыт плодоносный — т.е. эксперимент, приносящий определенную практическую пользу;

опыт светоносный — т.е. эксперимент, расширяющий знания;

опыт критический — т.е. эксперимент, служащий для проверки гипотез, имеющий принципиальное (подтверждающее или отвергающее) значение — решающий эксперимент.

Экспериментальные процедуры могут проводиться как в естественных условиях жизнедеятельности организации (полевой или естественный эксперимент), так и в лабораторных (моделируемых) условиях — лабораторный эксперимент. Для практической психологии и ее разделов, связанных с профессиональной подготовкой руководителей ОВД, особое значение имеет формирующий эксперимент. Экспериментальное обоснование в научном исследовании имеет статус наивысшей доказательной силы.

Метод анализа документов и продуктов деятельности, как и биографический метод имеет корни как в социальной психологи, психологии личности, так и в психологии труда, поэтому на них не будем останавливаться подробно. Скажем лишь, что анализ документов часто отождествляют с контент-анализом, который является строго количественным методом анализа текстов (устных или письменных) на основы выделения смысловых единиц. Анализ же документов носит преимущественно качественный характер.

Метод игрового моделирования используется преимущественно в сфере подготовки управленцев, хотя его исследовательские возможности весьма продуктивны. Игровая деятельность отличается спонтанностью, высокой мотивированностью, эмоциональной окрашенностью, игровые ситуации часто носят проективный характер, что сближает любую игру с ситуативными тестами, указывая, что она обладает хорошими диагностическими возможностями. В игровой ситуации возможно моделирование параметров реальной управленческой деятельности, выявление ее психологических и социально-психологических закономерностей, что сближает игру с лабораторным экспериментом. По результатам деловых игр возможно проводить и оценку персонала в рамках конкурсных и аттестационных процедур.

В выступлении Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р. Г. Нургалиева перед участниками учебно-методического сбора руководителей образовательных учреждений МВД России в г. Казани 1 марта 2007 г. подчеркивается, что важнейшей составной частью работы с личным составом остается психологическое обеспечение профессионально-нравственного воспитания сотрудников. Особое значение придается формированию будущего кадрового корпуса органов внутренних дел в образовательных учреждениях МВД России, развитию личности курсанта, слушателя, его гражданских качеств, патриотизма, укреплению профессиональной мотивации к службе в органах внутренних дел.

Сотрудники органов внутренних дел действуют в негативной среде, испытывают значительные физические и психоэмоциональные нагрузки, стрессы, что усиливается в целом недостаточной профессиональной подготовленностью части сотрудников. Поэтому целью психологического обеспечения является повышение эффективности деятельности сотрудников органов внутренних дел, достижение ими общественно приемлемого результата с оптимальными затратами — недопущение психологических срывов, профессионального износа, а также суицидальных случаев, которые продолжают иметь место. Так, в 2006 г. добровольно ушли из жизни 194 сотрудника, большинство из которых (53 %) прослужили в органах внутренних дел от 3 до 10 лет.

За последние 5 лет наибольшее число суицидов отмечается в подразделениях охраны и конвоирования (5,1 случая на 10 тыс. л/с)) службы участковых уполномоченных (3,8 случая), медицинских вытрезвителей (3,8 случая), уголовного розыска (3,6 случая), ППС
(3,3 случая), дежурных частей (2,6 случая), ОМОН (2,3 случая), ОВО
(2,2 случая в расчете на 10 тыс. л/с).

В 52 % случаев причинами принятия рокового решения послужили семейно-бытовые конфликты, вызванные материальными затруднениями (в т. ч непогашение ранее полученных кредитов), семейные конфликты на почве злоупотреблений алкоголем), а также сочетание семейных конфликтов с конфликтными ситуациями на службе. Около 60 % самоубийств совершается в состоянии алкогольного опьянения.

Профилактика этих негативных явлений — одна из основных задач руководителей ОВД всех уровней, прежде всего — кадровых и воспитательных аппаратов, которую они обязаны решать целенаправленно и с привлечением специалистов.

Большой практический опыт приобретен психологами органов внутренних дел в ходе работы по психологическому обеспечению контртеррористических операций на Северном Кавказе, при освобождении заложников и ликвидации последствий террористических акций, совершенных в Москве, Беслане, Нальчике, Назрани, Нефтекумске.

Задачами психологического обеспечения при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с преступлениями террористического характера, являются:

1) оказание психологической помощи личному составу, принимающему участие в ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств;

2) оказание психологической помощи гражданам, пострадавшим в результате террористического акта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.