Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое влияние СМИ на формирование у сотрудников органов внутренних дел профессионально важных качеств




 

Благодаря широкому распространению средств массовой информации (СМИ) современный человек оказывается под воздействием множества информационных потоков. СМИ — элемент общественной системы, они в ряду механизмов самоуправления общества: участвуют в формировании массового сознания, предъявляя разного рода нормы, ценности. При этом они реализуют, в том числе, и воспитательную функцию — формируют мировоззрение, ценностные ориентировки, нравственные убеждения. СМИ относятся к таким воспитательным средствам, которые действуют практически на всех этапах формирования и развития личности.

Информация превращается в объективно действующий фактор педагогического влияния. Она становится важной составляющей процесса воспитания. По мнению В. А. Сухомлинского, воспитание словом является «одной из самых жизненных и наиболее острых проблем педагогической деятельности»[126].

Органы внутренних дел не могут оставаться в стороне от использования в воспитании своих сотрудников такого мощного фактора воздействия на среду, как средства массовой информации. МВД России принимает конкретные меры в этом направлении. На основании Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», принятого в 1991 году, приказов, директив и ряда руководящих указаний Министра внутренних дел Российской Федерации установлено, что информационно-воспитательная деятельность с помощью СМИ в органах внутренних дел организуется и проводится управлением по работе с личным составом МВД России. В целях повышения авторитета пропаганды службы в органах внутренних дел установлены и поддерживаются тесные связи с различными СМИ.

В МВД России создана достаточно сильная ведомственная система. Прежде всего — это Управление информации и общественных связей МВД России, в составе которого имеется шесть подразделений: организационно-аналитический отдел; отдел по связям с общественными объединениями; отдел по работе со СМИ — пресс-служба; отдел по обеспечению и координации работы подразделений информации; отдел по взаимодействию с органами государственной власти; секретариат.

В состав отдела по работе со СМИ входит 101 региональная пресс-служба, в каждой из которых примерно по одной телегруппе.

МВД выпускает свыше 80 печатных изданий.

Эффективность использования СМИ в воспитании сотрудников органов внутренних дел связана с тем, что, будучи наиболее «интеллектуальными», средства информации быстро воздействуют на сознание человека. Основатель кибернетики Н. Винер предупреждал о том, что из всех факторов, способных ввергнуть общество в глубочайший кризис, наиболее сильным является манипуляция информацией.

Сотрудник органов внутренних дел большей частью находится в отрицательном информационном поле. И дело не только в общественно-политической ситуации, но и в самих принципах работы с фактами, событиями, их отбора и подачи на страницах печати и с экрана телевидения. Рассказ о благой акции, о позитивной дельности конкретного милиционера в принципе имеет гораздо больше трудностей при прохождении в СМИ, чем событие, связанное с разрушительными проявлениями. Это исходит из концепции работы СМИ: информация должна вызвать очень сильный, резкий отклик человека, она должна его вывести из инертного, уравновешенного состояния, взволновать. Поэтому так часто внимание фокусируется на деструктивных событиях.

Работа сегодняшних российских СМИ, к сожалению, опирается на западную теорию журналистики, которая утверждает: хорошая новость — это не новость; новость — это то, что задевает человека за больное. В результате возникает ложная картина мира, в которой превалируют опасность, угроза. И эмоциональная палитра у человека складывается из страха, ужаса, обид, разочарований, чувства непосредственной угрозы, опасности, недоумения, бессилия. В результате суммирования отрицательных воздействий возникает мнительно-тревожный тип личности — агрессивный или безразлично-агрессивный.

Как показывают мировой и тысячелетний российский опыт, решить задачи стабилизации развития, переломить ситуацию с преступностью в позитивном для общества русле, обеспечить относительно прочный правопорядок без приращения духовного потенциала невозможно.

Для профессионалов органов внутренних дел проблемы духовности в современных условиях особо значимы. У нашего сотрудника просто нет и, возможно, в ближайшем будущем пока не будет достаточных экономических мотивов и оснований, чтобы отдавать своему делу силы, а иногда и жизнь, и здоровье. Его труд — это не только служба, но это еще в очень большой мере сейчас и служение людям, Родине, России. А это уже духовные величины, без укрепления и развития которых не обойтись.

Одной из составных частей системы воспитания сотрудника органов внутренних дел является информационное воздействие через СМИ на личный состав органов внутренних дел. Информационно-воспитательная деятельность через использование СМИ является одной из форм проявления единства процесса обучения и воспитания личного состава. В ней не только сочетаются цели и задачи, но и реализуются взаимосвязанные формы и методы процессов обучения и воспитания сотрудников органов внутренних дел.

Информационно-пропагандистская работа представляет собой целенаправленную деятельность подразделений воспитательной работы с другими органами управления, средствами массовой информации, общественными организациями по всестороннему и своевременному доведению до сотрудников органов внутренних дел, гражданского персонала и членов их семей объективных данных из социально-политической и профессиональной сфер деятельности в целях удовлетворения информационных потребностей и формирования морально-психологических качеств, позволяющих успешно выполнять поставленные задачи.

Анализ практики использования СМИ в воспитании сотрудников органов внутренних дел. В зависимости от субъекта управления использование сотрудниками органов внутренних дел СМИ происходит на местном, региональном или федеральном уровне. Чтобы успешно выполнять задачу по созданию позитивного имиджа органов внутренних дел при помощи средств массовой информации нужна организация материалов для различных СМИ о правоохранительной деятельности. При этом могут быть использованы только честные и достойные методы и приемы. Любая попытка обмана, манипулирования общественным мнением рано или поздно обернется «эффектом бумеранга», не говоря уже о недопустимости подобного с точки зрения морали.

Информационные службы МВД, ГУВД, УВД накопили большой опыт использования различных форм и методов доведения до средств массовой информации сведений о деятельности органов внутренних дел. Среди них: заявления для печати, пресс-релизы, пресс-конференции, посещения объектов, презентации, а также получившие распространение в работе информационных служб МВД, ГУВД, УВД такие эффективные формы как «круглые столы», «прямые линии», «телефоны доверия», «контактные телефоны», благотворительные телерадиомарафоны и др.

Творчески мыслящие сотрудники органов внутренних дел ищут интересные формы информационного взаимодействия. Это позволяет руководству органов внутренних дел своевременно удовлетворять информационные потребности и личного состава, и населения в социально-ориентирующей информации, нейтрализовать возникающие всплески негативных настроений, добиваться сплоченности милицейских коллективов при решении задач.

Назовем заслуживающим внимания опыт работы УВД по Новосибирской области. В целях пропаганды службы руководство ГИБДД заключило с областным телевидением договор, позволяющий открыть в телестудии постоянно действующую программу «Перекресток», в ходе которой сотрудники вместе с гражданским населением, представителями местных властей обсуждают разнообразные вопросы, связанные с деятельностью УГИБДД НСО, воспитанием личного состава и профессиональной ориентацией молодежи. Новосибирским ГУВД установлены постоянные деловые контакты со всеми телерадиокомпаниями и большинством периодических печатных изданий, при ГУВД Новосибирской области аккредитовано свыше 30 журналистов. За 2005 год в городских и областных печатных изданиях, выходящих в Новосибирске, опубликовано свыше 1500 материалов, освещающих деятельность органов внутренних дел. Причем из общего числа опубликованных в городе и области материалов количество критических публикаций составляет около 2%.

В качестве эффективной формы общения с населением, воспитание уважения к службе в ОВД через СМИ зарекомендовало себя участие сотрудников органов внутренних дел в прямом эфире радио- и телепрограмм с ответами на вопросы жителей области. В 2005 году организовано и проведено более десятка тематических выпусков «Открытой студии» радиопрограммы «Микрофорум», в которых принимали активное участие руководители УУР, ГИБДД, УООП, ОЛРР УВД. В программах ГТРК «Новосибирск» «Зеркало», «Право на выбор», «Прецедент» регулярно выступают руководители УБНОН, УЭП, УГПС и УГИБДД.

УВД области совместно с частной телекомпанией подготовило более трех десятков выпусков программы «Право и безопасность» и более сотни — «Информ-экспресс». Основная направленность этих программ — освещение различных аспектов деятельности милиции по защите законных интересов и прав граждан, профилактика правонарушений и преступлений. В целях объективного информирования о конкретных мерах, принимаемых органами внутренних дел по борьбе с преступностью, подготовлено свыше трехсот видеосюжетов для программы «Панорама» ГТРК «Новосибирск», информационных программ «Новости». Возможности этих программ используются и для розыска без вести пропавших, скрывающихся от следствия преступников, установления личности погибших граждан.

Там, где руководители МВД, ГУВД, УВД уделяют должное внимание работе отделов (отделений) информации и общественных связей, накоплен положительный опыт взаимодействия со средствами массовой информации.

Так, сотрудники отделения информации и общественных связей УВД Брянской области направляют свои усилия прежде всего на повышение авторитета и престижа органов внутренних дел. С этой целью для телевидения и радио готовятся специальные выпуски о различных милицейских службах, короткие и теплые зарисовки о конкретных сотрудниках милиции, проводятся систематические обзоры криминальной обстановки в области, тематические выступления руководителей подразделений органов внутренних дел по различным направлениям правоохранительной деятельности.

Положительных результатов в работе добиваются те подразделения информации и общественных связей, которые активно сотрудничают с местными союзами журналистов, оказывают содействие работникам в средствах массовой информации в освещении деятельности органов внутренних дел (участие журналистов в ночных рейдах милиции, оперативное информирование об интересующих читателей и зрителей происшедших событиях), проводят совместные конференции, семинары, конкурсы на лучшие произведения о деятельности органов внутренних дел. Здесь следует положительно отметить работу ОВД «Вешняки» ГУВД г. Москвы в 2000 и 2001 годах.

Нельзя подходить к работе по установлению связи с общественностью, руководствуясь стереотипами, сводя ее к деятельности по написанию статей в средства массовой информации и выступлениям перед трудовыми коллективами. Новое время диктует новые подходы. Ведь с переходом от одной формы государственного устройства органы внутренних дел поменяли не только кокарды на фуражках. Изменился комплекс «услуг», который органы внутренних дел предлагают сегодня населению. Органы внутренних дел занимаются такими вопросами как противодействие террористическим актам, обеспечение безопасности населения при чрезвычайных ситуациях, недопущением эксцессов во время митингов, демонстраций. А это уже порождает определенные требования к сотруднику милиции.

Основными направлениями информационно-воспитательной работы в органах внутренних дел с использованием СМИ являются:

· взаимодействие органов внутренних дел с органами государственной власти, областными, региональными и местными средствами массовой информации, общественными объединениями и религиозными конфессиями в интересах службы;

· руководство государственно-патриотическим воспитанием и профессиональной ориентацией молодежи по месту расположения органов внутренних дел;

· инициативный поиск новых, нестандартных, отвечающих духу времени форм информационного обеспечения воспитательного процесса в органах внутренних дел, адекватно отражающих сложившуюся социально-политическую ситуацию в обществе и Министерстве.

Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации. Системный анализ педагогического влияния массовых информационных потоков на ценностные ориентации сотрудников органов внутренних дел свидетельствует о сложном взаимодействии элементов информационно-педагогической системы в органах внутренних дел.

Цель информационно-пропагандистской работы состоит в создании информационной среды, позволяющей сотрудникам внутренних дел осознанно ориентироваться в потоках социальной информации в соответствии с целями профессиональной деятельности и актуальными информационными потребностями.

Социальная и профессиональная активность членов коллектива наиболее полно реализуется в условиях соответствующей информационной среды — взаимосвязанных элементов и каналов информационного взаимодействия, позволяющих осуществлять адекватную социальную ориентацию и определять рациональные пути достижения личностных и групповых целей. Но если эта среда не ориентирована педагогически, коммуникация приобретает хаотичный характер по отношению к целям воспитательной работы. В связи с этим, в настоящее время весьма актуальна идея А. С. Макаренко о необходимости педагогизации социальной информационной среды. Характеризуя содержательные связи между социумом и личностью, А. С. Макаренко писал: «Со всем сложнейшим миром окружающей действительности личность входит в бесконечное число отношений... Весь этот «хаос» не поддается, как будто, никакому управлению. Тем не менее, он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя»[127].

Анализ работы по формированию информационных предпочтений сотрудников органов внутренних дел свидетельствует о том, что, несмотря на усиливающиеся потоки социальной информации, процесс ее потребления поддается управлению [128]. Такая возможность обусловлена тем, что информационные потоки можно: а) моделировать в соответствии с целями воздействия; б) количественно и качественно измерять; в) осуществлять обратную связь с потребителями; г) направлять информацию в нужное коммуникатору направление с заданной интенсивностью, актуализируя кульминационные моменты частных педагогических задач.

Вместе с тем, современное состояние информационно-пропагандистской работы в подразделениях органов внутренних дел не позволяет кардинально повысить эффективность педагогического влияния СМИ на сотрудников в рамках существующей системы информирования. Анализ педагогического влияния на личный состав основных форм информационного обеспечения служебной деятельности коллективов органов внутренних дел, индивидуальные и групповые беседы с различными категориями сотрудников внутренних дел, результаты анкетирования, интервьюирование и изучение группового мнения свидетельствуют об определенном кризисе доверия к традиционным формам информационного обмена в условиях службы, имеющем плановую основу.

Так, анализ основных форм информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел (морально-психологическая подготовка, оперативные совещания и др.) и опрос 100 сотрудников органов внутренних дел показал, что за читки газет и журналов высказались только 3% опрошенных; за выпуск стенных газет — 5%; организацию единых информационных дней по актуальным проблемам социальной политики и профессиональной деятельности — только 2% опрошенных. Лишь один из восьми сотрудников органов внутренних дел выступает за сохранение планового информирования, около 80% — за внедрение в практику информационного воспитания принципа свободного выбора и осмысления поступающей теле- и радиоинформации. Кроме того, качеством информационной работы удовлетворены менее 20% сотрудников органов внутренних дел.

Педагогизацию информационной среды органов внутренних дел необходимо осуществлять, как показали результаты исследования, через СМИ. Для эффективного использования материалов СМИ в воспитательном процессе органов внутренних дел в результирующем информационном массиве необходимы следующие компоненты:

а) информационно-ориентирующие сообщения (хроника, факты, констатирующая информация);

б) поток информации управляющего педагогического воздействия (комментарии и оценка событий с позиции государственной политики, формирования группового мнения и личностных профессиональных качеств);

в) информация по нейтрализации негативной направленности слухов, домыслов, предположений и необоснованных прогнозов, альтернативных источников информации.

Сегодня есть необходимость разработки и внедрения в педагогическую практику органов внутренних дел концепции информационно-воспитательной работы, главной целью которой является упорядочение массово-информационных потоков в подразделениях в интересах службы.

Информационно-пропагандистская работа [129] в МВД России представляет собой целенаправленную деятельность воспитательных структур совместно с другими органами управления, государственными и иными средствами массовой информации, общественными организациями органов по всестороннему и своевременному доведению до сотрудников и членов их семей объективных данных в области социально-политической и профессиональной деятельности с целью удовлетворения их информационных потребностей и формирования морально-психологических качеств, позволяющих успешно выполнять поставленные задачи.

В содержание педагогической регулирующей информации включаются: актуальные публикации по проблемам службы, адекватно отражающие существо происходящих в МВД процессов; сведения, способствующие повышению морально-психологической устойчивости личного состава; сообщения, содержание которых определено документами, регламентирующими порядок организации информационно-воспитательной работы в коллективах органов внутренних дел.

К основным целям информационно-пропагандистской работы в органах внутренних дел с использованием СМИ следует отнести:

─ эффективное влияние на морально-психологическое состояние личного состава в интересах службы;

─ формирование у сотрудников органов внутренних дел устойчивой моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности Конституции, присяге, патриотизма и профессиональной этики;

─ социальное ориентирование личного состава с учетом имею­щихся информационных потребностей и задач службы;

─ формирование и поддержание устойчивой мотивации к профессиональному овладению своей специальностью;

─ представление необходимой ориентирующей информации о преступном мире и нейтрализация его информационного и психологического воздействия.

Для эффективного воспитательного влияния СМИ на личный состав органов внутренних дел необходимо соблюдение определенного алгоритма информационно-педагогической деятельности. Основными этапами этой деятельности являются:

· оценка состояния информационно-пропагандистской работы в органах внутренних дел в соответствии с запросами личного состава и поставленными задачами;

· анализ педагогического влияния СМИ на направленность ценностных ориентаций сотрудников органов внутренних дел;

· изучение информационных потребностей органов управления и поиск управляющего педагогического воздействия;

· ее оценка и селекция необходимой информации в соответствии с поставленными задачами информационного воздействия;

· создание необходимого банка информационно-педагогических данных;

· определение алгоритма воздействия с учетом конкретной социально-педагогической ситуации, условий службы, уровня информационного статуса и решаемых задач;

· создание механизма превентивной информационной защиты от дестабилизирующей информации;

· снятие системы информационных барьеров перед аудиторией и формирование у нее положительной установки на восприятие сообщений;

· постановка задач субъектам информационной работы в ОВД, координация имеющихся сил и средств;

· непосредственная организация информационно-педагогического воздействия (ИПВ) по решению частной педагогической задачи;

· оценка эффективности ИПВ и коррекция регулирующей информации с учетом специфики решаемых задач.

Эффективность информационного обеспечения воспитательного процесса в органах внутренних дел достигается за счет:

─ всестороннего знания системы информационных потребностей, запросов и ожиданий личного состава;

─ тесной связи содержания информационного обеспечения с решаемыми задачами общественно-государственной и морально-психологической подготовки;

─ координации педагогической деятельности всех звеньев и структурных элементов системы информационного влияния в единых воспитательных целях;

─ комплексного применения системы средств, форм и методов информационного воздействия;

─ объективности, достоверности, оперативности и доступности передаваемой информации управляющего воздействия.

Анализ более 20 занятий по морально-психологической подготовке, мероприятий социально-правового и текущего информирования личного состава позволили выявить структурное соотношение факторов, снижающих эффективность информационно-педагогического влияния на личный состав.

Свыше половины (56%) сообщений СМИ по проблематике, связанной с воспитанием сотрудников органов внутренних дел, за счет действия различного рода информационных барьеров не становятся фактом восприятия и осмысления: 15% — из-за недоступности информации по причине отсутствия сотрудников на плановых информационных мероприятиях; 10% — недоверие источнику информации; 15% — слабая эмоциональная привлекательность сообщений; 16% — отсутствие устойчивого тематического интереса к обсуждаемой проблеме. Из 44% воспринятой информации активно осмысливается и оценивается с позиции применения на практике около 30%. И лишь 5%, как показали проведенные беседы и анкетирование, используется в служебной деятельности и межличностной коммуникации. Это весьма низкий «коэффициент полезного действия».

Полученные данные показывают состояние информационного обеспечения в целом по Министерству внутренних дел.

Под информационным потенциалом органов внутренних дел мы понимаем совокупность информационного массива[130] и технических средств, способных осуществлять поиск, сбор, систематизацию, хранение, передачу и эффективное использование информации, обеспечивающей общественно-необходимый уровень информированности сотрудников ОВД в соответствии с функциональной направленностью профессиональной деятельности[131].

Накопляемую информацию необходимо систематизировать и оперативно обновлять по следующим уровням ее циркулирования: информация 1-го уровня — нормативные акты и руководящие документы по вопросам службы (события, факты), затрагивающие интересы сотрудников органов внутренних дел; информация 2-го уровня — комментарии важных событий (оценочные суждения), имеющих прямое или косвенное отношение к профессиональной деятельности; информация 3-го уровня — обобщение и анализ отобранных фактов и оценок, тенденции и прогнозирование развитие событий, выводы для реализации сделанного анализа в педагогической практике. Информация обратной связи, которая позволяет субъектам информационной работы в органах внутренних дел своевременно вносить необходимые педагогические коррективы в информацию управляющего воздействия[132].

Информационно-педагогическая деятельность в органах внутренних дел как совокупности первичных коллективов, чаще всего, включает несколько взаимосвязанных этапов: докоммуникативный, коммуникативный и послекоммуникативный.

При организации цикла целевых мероприятий было установлено, что наиболее важными факторами успешного педагогического воздействия на личный состав с использованием СМИ являются: наличие положительной мотивационной установки на восприятие информации управляющего педагогического воздействия; соответствие передаваемых сообщений актуальным информационным ожиданиям реципиентов; реализация частных педагогических задач с учетом специфики каналов информационного влияния на сотрудников органов внутренних дел, их индивидуально-психологических особенностей и решаемых задач; комплексность применяемых мер педагогического воздействия; степень педагогической ориентации канала межличностной коммуникации на тему предстоящего мероприятия.

К основным мерам педагогического влияния на личный состав с использованием СМИ, способствующим совершенствованию информационного обеспечения воспитательного процесса, относятся:

· формирование и расширение у сотрудников органов внутренних дел спектра мотивационных установок на восприятие информации управляющего педагогического воздействия;

· персонификация материала в соответствии с личностными (групповыми) ожиданиями сотрудников органов внутренних дел и направленностью их ценностных ориентаций;

· предварительное насыщение информационной среды органов внутренних дел педагогически обоснованными оценочными суждениями по предстоящей теме обсуждения;

· своевременная нейтрализация состояния информационной тревожности (если этого требует коммуникативная ситуация);

· актуализация материалов СМИ в общей системе информационных потоков органов внутренних дел;

· педагогическая ориентация мнения референтной группы и лидеров коммуникации;

· выработка коллективных оценочных суждений и ориентации по актуальным публикациям печати, теле- и радиопередачам, ориентированным на милицейскую аудиторию;

· нейтрализация слухов, сплетен, домыслов, мнений и необоснованных прогнозов по теме информационного общения.

Таким образом, изученная теоретическая база по данной проблеме, проведенная опытно-экспериментальная работа, обсуждение ее результатов и сформулированных на их основе практических рекомендаций соответствующими экспертами, апробация предлагаемых мер в исследуемых коллективах позволяет сделать вывод о том, что выявленные пути совершенствования информационного обеспечения воспитательного процесса в органах внутренних дел с использованием СМИ позволяют улучшить качество информационно-педагогической деятельности и обеспечивает формирование у сотрудников органов внутренних дел качеств, способствующих успешному выполнению задач профессиональной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.