Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки




 

Социально-экономические преобразования, произошедшие в нашей стране, породили необходимость формирования нового образа и стиля социального поведения сотрудников органов внутренних дел, их позитивного имиджа, отвечающего задачам современного развития российского общества.

Имидж — это сложившийся в массовой психологии и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого или чего-либо; это результат обобщения личного субъективного опыта индивида и нередко предвзятых представлений массовой психологии. В имидже отражаются социальные ожидания социальных групп, а также элементы их исторической памяти.

Социальный стереотип — это относительно устойчивый упрощенный образ социального объекта (человека, группы и т. п.), складывающийся в условиях дефицита информации. Возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, социальный стереотип может оказаться ложным и выполнять отрицательную роль, формируя ошибочные представления людей о социально-правовой реальности, и серьезно деформируя процесс межличностного взаимодействия сотрудников правоохранительных органов с гражданами.

Стереотипизация является одной из важнейших характеристик восприятия межличностного и межгруппового взаимодействия. Она отражает схематизированную, аффективно окрашенную социальную перцепцию. Стереотипизация представляет собой процесс приписывания сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними. Она может оправдывать возможные негативные установки по отношению к другим членам группы, основываясь на частном случае.

Социальная перцепция — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, других людей, различных социальных общностей. Социальное восприятие зависит не только от объективных характеристик социального объекта, но и от прошлого опыта субъекта восприятия, его целей, намерений, ожиданий, личной значимости социальной ситуации и т. д.

Имидж сотрудников органов внутренних дел связан с устойчивыми стереотипными представлениями массового сознания о социальных качествах личности сотрудников, проявляющихся в профессиональной сфере правоохранительной деятельности. Становясь стереотипом массовой психологии, имидж сотрудников внутренних дел поддерживается ее психологическими механизмами межличностной внутригрупповой и межгрупповой коммуникации, в частности, средствами массовой информации, художественными образами и традициями.

В современных условиях имидж сотрудников органов внутренних дел обусловлен ожиданиями массового сознания проявлений у них высокой степени культуры, образованности, интеллигентности, правовой и профессиональной подготовленности, компетентности, честности, порядочности и т. п.

Общественная психология сама формирует социальный заказ на определенные характеристики имиджа сотрудников органов внутренних дел. Иначе говоря, идеальный имидж — это желаемое представление массовых слоев общества о профессии.

Имидж сотрудников органов внутренних дел имеет глубокие социально-исторические особенности: на нем лежит печать традиций, обычаев, нравов, культуры и уклада жизни. Психологическая природа имиджа сотрудников органов внутренних дел чрезвычайно сложна. Она включает в себя отражение не только реальной деятельности сотрудников органов внутренних дел по борьбе с преступностью, но и исторические представления населения о представителях силовых структур. Ни один политический институт правоохранительной системы России не несет на себе такого негативного исторического груза, какой достался органам внутренних дел.

В процессе формирования стереотипизированного образа сотрудников органов внутренних дел массовое сознание выделяет сначала их эстетические характеристики, такие, как: внешний вид, одежда, рост, физические данные, то есть внешние проявления профессиональной принадлежности человека.

К людям, носящим форменную одежду сотрудников органов внутренних дел, массовое сознание предъявляет высокие требования. Любое отклонение в их поведении от зафиксированного в эталонном представлении массовой психологии «должного поведения», особенно в общественных местах (развязность, грубость в общении, ненормативная лексика, жаргонные выражения, вызывающие жесты и т. п.) вызывает резко отрицательную реакцию населения.

Внешность сотрудников внутренних дел всегда эмоционально оценивается гражданами, и, таким образом, она становится фактором, который влияет на формирование их имиджа. Восприятие социального субъекта, в частности сотрудника органов внутренних дел, включает в себя элемент эмоциональной оценки (одобрение или осуждение) их профессиональных действий, которые сравниваются со стереотипизированными представлениями.

Известно, что 70% информации о социальном объекте извлекается из оценки его внешности. Это и черты его внешности, выражение лица, взгляд, характер движений, действий, походка, жестикуляция, речь и т. п. Во внешнем облике сотрудника органов внутренних дел всегда имеется нечто, что составляет отличительные черты его профессиональной принадлежности. Помимо формы одежды, выделяется специфические взгляд, способ общения, ведение диалога, требовательные интонации, категоричность суждений и оценок, логика высказываний, жесткость действий.

Реальный образ социального объекта всегда богаче схематизированного стереотипа — имиджа. В стереотипизированном образе массовое сознание бессознательно фиксирует многое из того, что вызывает одобрение, уважение, либо, наоборот, раздражение, порицание, то есть то, что вызывает эмоционально негативное отношение к объекту восприятия.

При стихийном формировании профессионального имиджа сотрудников органов внутренних дел все то, что способно вызвать одобрение, произвести благоприятное впечатление, является факторами структурирования положительного его образа. И наоборот, все, что вызывает негативное эмоциональное отношение, возникающее в процессе общения или наблюдения за действиями сотрудников органов внутренних дел, является отрицательными факторами стихийного формирования их имиджа.

Поведение объекта восприятия (сотрудников органов внутренних дел), приводящее к социальному успеху и отвечающему ожиданиям населения, способствует формированию позитивного имиджа. Личностные качества и способности сотрудников органов внутренних дел, демонстрируемые ими при успешном выполнении профессиональной деятельности, при непосредственном контакте (деловом или неформальном общении) оказывают чрезвычайно сильное влияние на формирование образа представителей правоохранительных органов.

Сформированный в массовом сознании имидж сотрудников органов внутренних дел выполняет функции социального опознания профессиональной роли, идентификации, либо дистанцирования.

Сотрудники органов внутренних дел представляют собой носителей разнообразных профессионально-ролевых функций, с помощью которых ими осуществляется регуляция социально-правовых отношений. С этой целью они наделены довольно широкими властно-правовыми полномочиями. И от того, как они их используют, зависит их имидж.

Имидж сотрудников органов внутренних дел включает этические (нравственные), культурные и психологические характеристики. Именно с ними сталкиваются граждане при непосредственном контакте, общении с сотрудниками органов внутренних дел, выполняющими свою профессиональную деятельность. В ходе такого общения граждане особое внимание обращают на позитивный деловой настрой, профессиональную готовность сотрудников органов внутренних дел к четким и разумным действиям в проблемных, с точки зрения исполнения закона, ситуациях.

Граждане ожидают справедливых, с их точки зрения, решений, защищающих их права (не всегда правильно понимаемые), личную и имущественную безопасность. Исследования выявили такие ожидания граждан от профессионального поведения сотрудника органов внутренних дел как сочувствие, сопереживание, сострадание, искреннюю заинтересованность в оказании помощи потерпевшим (пострадавшим). Напротив, любые проявления бездушия, формализма, злоупотребления властью, проявления грубости, бестактности, угрозы применения негативным властных санкций, тем более их практическое использование, стимулируют формирование негативного имиджа сотрудников правоохранительных органов.

Люди формируют свою оценку имиджевых характеристик часто бессознательно, воспринимая выражение лица сотрудника органов внутренних дел, их жестикуляцию, интонацию и т. п., приписывая на основе этой информации, мотивационные и личностные качества объекту восприятия. Эта оценка усиливается стереотипизированными эмоционально-нравственными атрибуциями.

Такие атрибуции (приписывания) связаны с представлениями о человеке как целостной психологической личностной структуре, сочетающей в своем единстве положительные внешний образ и внутренний мир.

Первое впечатление о конкретном представителе правоохранительных органов обуславливается сходством или различием его с эталонным представлением о нем граждан, как о представителе государственной власти, призванном защищать и отстаивать их законные права и интересы, т.е. оказывать социальные услуги, оплачиваемые налогоплательщиками.

Среди ожиданий граждан от сотрудников органов внутренних дел выявлены такие характеристики, как: собранность, решительность, смелость, инициативность, «разумная сила», отсутствие чиновничье-бюрократического хамства, равнодушия, волокиты, малоубедительной формальности, мздоимства, поборов, излишних с точки зрения граждан запретов, ограничений и т. п.

Исследования показали, что в массовом сознании преобладают отнюдь не профессионально-правовые оценки образа сотрудников органов внутренних дел, а нравственные, непосредственно связанные с этическими нормами и психологическими стереотипами.

Весьма важными для формирования позитивного имиджа сотрудников органов внутренних дел оказались характеристики, связанные с реализацией ими властных полномочий, использованием силы или даже оружия. В массовой психологии сложился устойчивый стереотип допустимости использования насилия в необходимых пределах только в случаях подавления агрессии, проявляемой в преступных действиях.

В ожиданиях массового сознания, связанных со стереотипизированным образом сотрудников органов внутренних дел присутствуют такие их качества как бескорыстие, альтруизм, готовность к самопожертвованию, поддержке слабых и беззащитных, оказанию всяческой помощи населению.

Граждане обращают особое внимание на поведение сотрудников органов внутренних дел в ситуациях профессионального общения: их мимику, жестикуляцию, позу и другие невербальные характеристики. Они оказываются не менее важными, чем вербальные (речевые) характеристики сотрудников правоохранительных органов для формирования эмоциональных стереотипизированных оценок их образов.

Культура речи сотрудников органов внутренних дел, ее четкость, ясность, понимаемость, сдержанность, установка на взаимопонимание, умения вести конструктивный диалог, давать рациональные оценки поступкам, а не людям, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, снимать излишнюю эмоциональную напряженность и т. п., являются определяющими атрибутивными факторами, которые формируют стереотипный образ — имидж сотрудников правоохранительных органов.

Вербальное поведение сотрудников органов внутренних дел атрибутирует и их профессионально-личностные качества, например, такие как интеллект, высокий профессионализм, общественно позитивную мотивацию, добросовестность и т. п. Таким образом, массовое сознание приписывает на основе восприятия речи сотрудников органов внутренних дел чрезвычайно важное для формирования их имиджа оценочные стереотипы.

Исследования показали, что в стихийно сформировавшемся имидже сотрудников органов внутренних дел преобладают негативные эмоциональные оценки. Среди них чаще всего встречаются такие стереотипизированные эмоциональные характеристики как: безразличный к чужому горю, несчастью, не уважающий граждан, чванливый, бессердечный, несправедливый, злой, наглый, хамоватый, мало профессиональный, несамостоятельный, безынициативный, бюрократ, взяточник, злоупотребляющий властью бездельник.

Подобные негативные оценки стереотипизированного образа сотрудника органов внутренних дел связаны, несомненно, с недостаточной информированностью и знанием гражданами реальной профессиональной деятельности правоохранительных органов. Они основываются, в первую очередь, на впечатлениях, получаемых гражданами при восприятии сотрудников органов внутренних дел, с которыми им чаще всего приходится непосредственно встречаться в повседневной жизни, в частности, при обращении в дежурные части органов внутренних дел, подразделения паспортно-визовой службы, а также на наблюдениях за действиями сотрудников органов внутренних дел по отношению к другим гражданам — на улицах, рынках, подземных переходах, вокзалах, в метро, на автомобильных дорогах.

Здесь они сталкиваются, в основном, с сотрудниками милиции общественной безопасности (чаще всего с сотрудниками патрульно-постовой службы) и ГИБДД. Именно на восприятии гражданами поведения представителей этих служб строится стереотипизированный негативный образ сотрудников органов внутренних дел, не смотря на то, что они не являются репрезентативной частью всех сотрудников правоохранительных органов. Именно поэтому для формирования позитивного имиджа сотрудников органов внутренних дел необходимо обращать особое внимание на отбор и профессиональную подготовку, личностные качества и развитие коммуникативных навыков представителей этих служб, на целенаправленную воспитательную работу с ними.

Исследования показывают, что негативный имидж сотрудников правоохранительных органов увеличивает трудности по комплектованию, снижает мотивацию к службе у сотрудников, создает ситуацию отсутствия широкой общественной поддержки, незащищенности личного состава от негативного информационно-психологического воздействия. Следствием этих психологических и многих других факторов становиться и низкая эффективность деятельности органов внутренних дел.

Отрицательный (негативный) имидж организации проявляется в отсутствии доверия к ней. Вопрос об имидже социальной организации, которой являются органы внутренних дел РФ, имеет чрезвычайное значение для установления и поддержания отношений с обществом.

В послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. в качестве одной из существенных черт современной внутриполитической жизни страны отмечается «низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти», к числу которых относятся и органы внутренних дел.

Авторитет органов внутренних дел, их позитивный имидж — являлся обстоятельством, повышающим доверие к милиции и, как следствие, влияет на результаты оперативно-служебной деятельности. Имидж сотрудников органов внутренних дел является весьма значимым феноменом, связанным с оценкой населением эффективности правоохранительной деятельности.

В настоящее время значение имиджа сотрудников органов внутренних дел резко возрастает. Позитивный имидж сотрудников органов внутренних дел формирует у людей психологическую установку на конструктивное взаимодействие с представителями правоохранительных органов.

Деятельность органов внутренних дел, как и любого другого органа системы государственного управления, испытывает на себе влияние множества внешних (социально-психологических) факторов, среди которых общественному мнению принадлежит весьма важное место. В общественном мнении имплицитно содержится и имидж сотрудников органов внутренних дел. Специфика функционирования общественного мнения заключается в том, что оно воздействует на все стороны деятельности органов внутренних дел, повышая либо снижая ее эффективность.

Формирование имиджа сотрудников органов внутренних дел невозможно без учета тенденций общественного мнения, сформированного в обществе. В то же время, позитивный имидж сотрудника органа внутренних дел является инструментом влияния на общественное мнение.

Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России предусматривается доведение результатов их функционирования до социально одобряемого уровня[133]. Это требует усиления внимания к воздействию на общественное мнение, формированию позитивного имиджа сотрудников органов внутренних дел.

Совершенствование деятельности органов внутренних дел России включает формирование позитивного образа сотрудников милиции, повышение их авторитета и престижа. Исследования показывают, что отношение общества к органам внутренних дел в значительной степени влияет на их морально-психологическое состояние, а значит на эффективность выполнения стоящих перед ними задач. Как один из важнейших элементов государства, органы внутренних дел затрагивают интересы всех россиян, влияя на стабильность в обществе и настроения людей. Следовательно, имидж органов внутренних дел, целенаправленно формируемый в массовом сознании, является важным элементом стабильности Российского государства.

Актуальной проблемой совершенствования системы организации воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел на современном этапе является забота об их престиже, авторитете и позитивном имидже. С этой проблемой связан вопрос о доверии к органам внутренних дел. Выявлена прямая связь: чем выше престиж, тем выше доверие. В противном случае деятельность органов внутренних дел становиться малопродуктивной[134].

Как свидетельствуют данные исследований последних лет, в среднем до трети опрошенных граждан допускают вероятность для себя и близких пострадать от действий правоохранительных органов. Речь идет даже не об установлении партнерских отношений «милиция-общество», а о существовании в общественном мнении осознания реальной опасности подвергнуться нарушениям своих прав со стороны органов внутренних дел в том или ином виде.

По результатам изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел за период с 1995−2006 годы, проводимыми ВНИИ МВД России в 28 регионах Российской Федерации, установлено, что 30% населения неудовлетворительно оценивают деятельность милиции, и только 45% считают ее деятельность удовлетворительной[135].

Ситуация с уровнем доверия населения органам внутренних дел осложняется еще одним обстоятельством. В современном российском обиходе норма закона порой существенно расходится с тем, что в обществе считается допустимым или, наоборот, недопустимым. Работнику милиции в ряде случаев приходится иметь дело с особой социокультурной средой, в которой довольно широко распространено убеждение, что требования закона подлежат дополнительному подтверждению, своего рода «личной ратификации» со стороны гражданина, т. е. признания ими необходимости соблюдать правовые нормы.

В какой-то мере решением проблемы укрепления доверия населения к милиции могла бы стать практика учета результатов и рекомендаций ведомственных социологических исследований сотрудниками правоохранительных органов общественного мнения в отношении тех или иных аспектов деятельности органов внутренних дел. Но, как показывают социологические исследования, а также данные внутриведомственных опросов, большая часть сотрудников органов внутренних дел однозначно настроена против любых мер, усиливающих общественный контроль над деятельностью правоохранительных органов.

Постоянное пребывание значительной части населения в тревоге за свою безопасность активно репродуцируется посредством «информационного образа преступности», порождаемого не самим криминогенным фактором, а предоставляемыми СМИ сведениями о нем. Воздействие фона «информационной преступности» на степень закрепления в сознании людей любой криминальной информации косвенно подтверждается несовпадением уровня зарегистрированной преступности и результатами проведенных локальных исследований об уровне виктимности населения.

Понимание важности такого социально-психологического феномена, как имидж применительно к органам внутренних дел заставляет активизировать разработку и использование системы специальных мероприятий по «управлению впечатлением», направленных на изменение сложившегося в обществе негативного стереотипизированного образа сотрудников органов внутренних дел, т.е. их имиджа.

Проблему формирования позитивного имиджа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации можно отнести к одной из первоочередных проблем реформирования правоохранительной системы России в целом. Изменение в лучшую сторону имиджа работника органа внутренних дел невозможно без осознания в обществе непреложного факта, что сотрудник органов внутренних дел должен быть обеспечен достойным денежным содержанием, пакетом реальных и значимых социальных гарантий, т.е. материально и «психологически» мотивирован для выполнения своих профессиональных обязанностей под контролем общества[136].

В полиции США, Великобритании, Франции создана разветвленная система связей с общественностью, главной задачей которой является создание положительного имиджа данных государственных институтов. Для них формирование имиджа это, в первую очередь, эффективное использование информационно-психологических технологий и постоянный поиск новых, более действенных методов его формирования.

В настоящее время в России отношение граждан к органам охраны правопорядка является недостаточно позитивным. Исследования показывают, что авторитет всей правоохранительной системы снизился до опасного уровня, который нельзя считать удовлетворительным. Это в существенной степени отличает Россию от развитых стран Запада. Например, во Франции полиция пользуется в настоящее время «безусловным доверием» примерно 75% населения, схожими показателями характеризуется положение дел в Великобритании, Германии и других европейских странах. В России этот показатель в настоящее время в 2−3 раза ниже.

В странах с демократической формой управления считается нормой оценивать характер взаимоотношений между правоохранительными органами и населением (в том числе и органами внутренних дел) в качестве важнейшего индикатора состояния общественно-государственных отношений. С одной стороны, органы внутренних дел в глазах населения демократических стран олицетворяют порядок, установленный законом в рамках управления государством, в том числе и на уровне органов самоуправления. С другой — органы внутренних дел являются для граждан этих стран наиболее «осязаемым» институтом власти, оценка качества, функционирования которого зависит не столько от объективных показателей (уровня преступности и раскрываемости), а сколько от общественного мнения о состоянии собственной безопасности граждан, проживающих на подведомственной территории.[137]

Создание позитивного имиджа органов внутренних дел не возможно без формирования качественно новой профессиональной культуры сотрудника милиции, культивирования нового образ служителя закона, ориентированного на изменение отношения общества к органам внутренних дел. Все это объективно подталкивает к всестороннему использованию в организации воспитательной работы с личным составом органов, подразделений и учреждений МВД России знаний о социально-психологической природе и механизмах формирования имиджа сотрудников органов внутренних дел, что позволит повысить эффективность их служебной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 15461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.