КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вузовская лекция: традиции и новации. В медицинских вузах России существуют следующие наиболее распространенные формы обучения: лекция, практическое занятие
В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
В медицинских вузах России существуют следующие наиболее распространенные формы обучения: лекция, практическое занятие, семинары, лабораторные работы и практикумы, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, производственная практика. Лекция в медицинском вузе остается одной из ведущих форм обучения в век новейших информационных технологий. Секрет ее «долголетия» в том, что заменить живое общение лектора со студентами не удается даже ставшему столь популярным среди молодежи Интернету. Выражение древних «viva vox docet» («живой голос учит») остается верным в тех случаях, когда лектор использует живой язык, а не академический язык диссертаций, теоретизированный и не затрагивающий внутренний мир студентов. Поэтому долголетние споры о том, эффективна ли лекция или нет (а аргументов для критики предостаточно, например конформизм, некритичность, несамостоятельность мышления студентов как результат слепого доверия лектору, невозможность точно записать основные мысли лектора и затем воспроизвести, потеря большого количества информации и т.д.) свидетельствуют о том, что в дискуссиях об эффективности лекций мы обычно не связываем лекцию с той или иной моделью обучения, в которую она вписывается, или судим о лекции вообще на основе негативных отзывов студентов о конкретном лекторе. Особое место в медицинском вузе занимает клиническая лекция, которая всегда использовалась лекторами-клиницистами как особая форма развития клинического мышления, соучастия студентов в постановке диагноза, установления атмосферы доверия, партнерских отношений, соблюдении" принципов этики и деонтологии. В истории медицины навсегда останутся памятные имена лучших лекторов: Н.И. Пирогов, Н.В. Склифосовский, В.А. Оппель, СП. Боткин, В.И. Воячек, В.Ф. Войно-Ясеницкий, М.Д. Мудров, Н.Н. Еланский, И. Давыдовский, А.В. Вишневский, В.П. Покровский и др. Несколько слов о предыстории вопроса. Впервые лекции появились в Древней Греции, они получили развитие в Древнем Риме и уже широко использовались как основная форма обучения в Средние века, что продолжалось вплоть до середины XX столетия. Слово «лекция» происходит от латинского корня «lection» («чтение»), что и отражало первоначальную методику ее проведения как чтения текстов первоисточников, иногда с небольшими комментариями. В России благодаря М.В. Ломоносову лекции в XXVIII веке начали читать на русском языке (а не на латыни). Постепенно лекция стала использоваться для систематического изложения научных знаний и влияния на студенческую аудиторию с целью формирования мировоззрения, отражая нравственную позицию автора. Назовем имена наиболее выдающихся лекторов отечественной школы: М.В. Остроградский, В.О. Ключевский, Т.Н. Грановский, Н.И. Пирогов. В настоящее время в медицинском вузе складывается ряд ситуаций, когда нельзя отказаться от лекций, например: —> при появлении новых направлений в науке, которые не успели войти в учебники; — > когда требуется известная коррекция уже описанного в учебниках материала; —> при наличии разноречивых подходов, в которых студентам трудно разобраться самостоятельно. Лекция всегда считалась наиболее действенной формой эмоционального воздействия, способствующего формированию профессионального самосознания и профессиональной позиции, деон- скому воспитанию, появлению осмысленного отношения к профессиональной подготовке. Подчеркнем следующие преимущества лекции: творческое непосредственное общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие, экономный способ приобщения студенческой аудитории к новым достижениям науки, способ мощнейшей мотивации к последующей самостоятельной работе. При оценке и самооценке лектором качества лекции возникает вопрос о критериях так называемой «хорошей лекции». Мы бы следующим образом отразили их применительно к высшему медицинскому образованию: — > наличие в содержании гуманитарных целей и ценностей, нравственный потенциал; — > научность, информативность, доказательность, аргументированность содержания; наличие ярких, убедительных примеров, фактов; — > преимущественное использование проблемной формы чтения лекций; — > четкая структура и логика раскрытия материала; — > методическая грамотность: постановка цели и актуализация проблемы, выделение главного и второстепенного, подведение к выводам, использование обратной связи, разъяснение, запись новых терминов, использование средств наглядности; — > эмоциональность формы чтения лекции, создание условий для активизации мышления, использование парадоксальной формы, эффекта новизны, занимательности, элементов спора, постановка вопросов исследовательского характера и вовлечение студентов в лабораторию клинического мышления.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |