КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление процессом овладения деятельностью. К управлению процессом обучения относятся следующие действия преподавателя
К управлению процессом обучения относятся следующие действия преподавателя. 1. Формулируется цель занятий - овладение умением правильно действовать в избранной области деятельности без предварительного заучивания знаний (знания сформируются в итоге действий и благодаря им: в конце решения всех предложенных задач каждый обучаемый будет знать, что и как делать, и понимать, почему нужно делать именно так). После этого каждый студент получает все методические средства - схемы и задачи. 2. Разъясняются особенности учебного процесса и порядка действий обучаемых, который должен точно соблюдаться. Для этого с помощью схемы ООД решается какая-либо задача из неосвоенной пока области деятельности. Задача решается вслух всей учебной группой: один читает задачу, другой (по схеме) - алгоритм действий, все вместе приходят к выводу. В ходе коллективного решения все действия согласовываются с оперативной схемой выполнения действий. 3. Преподаватель предлагает обучаемым последовательно решать задачи, опираясь на схемы ООД, фиксируя (записывая или проговаривая) этапы выполняемого действия, если действие умственное, и промежуточные части получаемого результата, если действие физическое, материальное. Управление действиями (внешнее наблюдение за действиями студентов, консультации по их просьбе и корректировка их действий) ведется по материализованным результатам выполняемого действия. Студент в освоении деятельности движется следующим образом: сначала читает задачу, затем обращается к схеме ООД и, получив нужную ориентировку, действует. Опыт показывает, что решения нескольких десятков задач вполне достаточно, чтобы уверенно совершать все профессиональные действия - мыслительные, физические, или перцептивные (сенсорные). 4. Преподаватель фиксирует результат обучения: деятельность считается полностью освоенной тогда, когда обучаемый действует уверенно, без обращения к ориентирующей схеме и может свободно, своими словами рассказать, что, как, в какой последовательности и почему так, а не иначе нужно делать. По мере запоминания порядка и правил действий (после 10-15 повторений действий в разных вариантах задач) обучаемые добровольно отказываются от использования схем и действуют самостоятельно. Следует обратить внимание на специфику обучения на клинических кафедрах, в процессе которого возникают следующие проблемы: ♦ проблема использования схем ООД - невозможно действовать по схеме в условиях реальной помощи пациенту (по бумажке-шпаргалке); ♦ проблема решения всевозможных задач (проблемных ситуаций, которые не имеют однозначно правильного или неправильного решения и предполагают неопределенность, и только специальное продумывание позволяет определить подобную ситуацию как систему задач), продиктованных необходимостью помочь пациенту, а не требованиями процесса обучения; ♦ проблема освоения системы профессиональных отношений и ценностей, навыков межличностного общения, которые формируются через организацию взаимодействия между людьми в совместной деятельности (т.е. по иной логике). В ситуациях обучения, связанных с оказанием реальной помощи пациенту, роль преподавателя заключается в создании условий для рефлексии - обдумывания, анализа студентом своих действий, их обоснования, оценки правильности или ошибочности с точки зрения условий, которые необходимо учитывать в конкретной ситуации (клинической, деонтологической, социальной). Для этого в обучении использовались целевые паузы - там, где необходимо было (для учебных целей) проанализировать изменившуюся клиническую ситуацию, сравнить свои действия с профессиональной нормой, предупредить осложнение ситуации. В качестве речевого этапа - проговаривания - использовались обсуждения клинических случаев (аналогично докладам на врачебных конференциях), анализы записей в «Историях болезни». Главной заботой студента становится вдумчивая работа по анализу каждого своего действия, а не стремление «все знать и уметь». При очевидном различии учебной (модельной) и реальной ситуации их объединяет одно: если студент стремится действовать профессионально, то ему необходимо уметь правильно рассуждать, мыслить в соответствии с логикой норм и способов деятельности. Практические или моделирующие практику задачи и упражнения, решаемые студентом с использованием ориентирующей схемы, то есть без ошибок, направляют мыслительные действия в нужное русло, приводят к освоению данной деятельности и овладению общим способом мыслительного анализа ее условий. С другой стороны, недопустимо и игнорирование принципиальных различий: работа с реальной проблемой пациента учит студента принимать и справляться с неопределенностью, критически относиться к своему опыту, применять профессиональные навыки творчески. Работа с проблемой является видом совместной деятельности для студентов и преподавателей, возможностью создать особую, развивающую атмосферу в процессе обучения. Проектирование целостной профессиональной практики в условиях клиники (умение работать с проблемой пациента в условиях клиники в контакте с другими подразделениями на основе междисциплинарного подхода) может быть осуществлено через рефлексивное проектирование, системное построение учебной ситуации.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |