Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление процессом овладения деятельностью. К управлению процессом обучения относятся следующие дей­ствия преподавателя




К управлению процессом обучения относятся следующие дей­ствия преподавателя.

1. Формулируется цель занятий - овладение умением правильно действовать в избранной области деятельности без предвари­тельного заучивания знаний (знания сформируются в итоге дей­ствий и благодаря им: в конце решения всех предложенных за­дач каждый обучаемый будет знать, что и как делать, и пони­мать, почему нужно делать именно так). После этого каждый студент получает все методические средства - схемы и задачи.

2. Разъясняются особенности учебного процесса и порядка дейст­вий обучаемых, который должен точно соблюдаться. Для этого с помощью схемы ООД решается какая-либо задача из неосво­енной пока области деятельности. Задача решается вслух всей учебной группой: один читает задачу, другой (по схеме) - алго­ритм действий, все вместе приходят к выводу. В ходе коллек­тивного решения все действия согласовываются с оперативной схемой выполнения действий.

3. Преподаватель предлагает обучаемым последовательно решать задачи, опираясь на схемы ООД, фиксируя (записывая или про­говаривая) этапы выполняемого действия, если действие умст­венное, и промежуточные части получаемого результата, если действие физическое, материальное. Управление действиями (внешнее наблюдение за действиями студентов, консультации по их просьбе и корректировка их действий) ведется по материа­лизованным результатам выполняемого действия. Студент в освоении деятельности движется следующим образом: сначала чи­тает задачу, затем обращается к схеме ООД и, получив нужную ориентировку, действует. Опыт показывает, что решения не­скольких десятков задач вполне достаточно, чтобы уверенно со­вершать все профессиональные действия - мыслительные, физи­ческие, или перцептивные (сенсорные).

4. Преподаватель фиксирует результат обучения: деятельность считается полностью освоенной тогда, когда обучаемый дейст­вует уверенно, без обращения к ориентирующей схеме и может свободно, своими словами рассказать, что, как, в какой последо­вательности и почему так, а не иначе нужно делать. По мере за­поминания порядка и правил действий (после 10-15 повторений действий в разных вариантах задач) обучаемые добровольно от­казываются от использования схем и действуют самостоятельно.

Следует обратить внимание на специфику обучения на клиниче­ских кафедрах, в процессе которого возникают следующие проблемы:

♦ проблема использования схем ООД - невозможно действо­вать по схеме в условиях реальной помощи пациенту (по бумажке-шпаргалке);

♦ проблема решения всевозможных задач (проблемных си­туаций, которые не имеют однозначно правильного или не­правильного решения и предполагают неопределенность, и только специальное продумывание позволяет определить подобную ситуацию как систему задач), продиктованных не­обходимостью помочь пациенту, а не требованиями процесса обучения;

♦ проблема освоения системы профессиональных отношений и ценностей, навыков межличностного общения, которые формируются через организацию взаимодействия между людьми в совместной деятельности (т.е. по иной логике).

В ситуациях обучения, связанных с оказанием реальной помо­щи пациенту, роль преподавателя заключается в создании условий для рефлексии - обдумывания, анализа студентом своих действий, их обоснования, оценки правильности или ошибочности с точки зрения условий, которые необходимо учитывать в конкретной си­туации (клинической, деонтологической, социальной). Для этого в обучении использовались целевые паузы - там, где необходимо было (для учебных целей) проанализировать изменившуюся клини­ческую ситуацию, сравнить свои действия с профессиональной нормой, предупредить осложнение ситуации. В качестве речевого этапа - проговаривания - использовались обсуждения клинических случаев (аналогично докладам на врачебных конференциях), анали­зы записей в «Историях болезни».

Главной заботой студента становится вдумчивая работа по ана­лизу каждого своего действия, а не стремление «все знать и уметь».

При очевидном различии учебной (модельной) и реальной си­туации их объединяет одно: если студент стремится действовать профессионально, то ему необходимо уметь правильно рассуждать, мыслить в соответствии с логикой норм и способов деятельности.

Практические или моделирующие практику задачи и упражне­ния, решаемые студентом с использованием ориентирующей схе­мы, то есть без ошибок, направляют мыслительные действия в нужное русло, приводят к освоению данной деятельности и овладе­нию общим способом мыслительного анализа ее условий.

С другой стороны, недопустимо и игнорирование принципи­альных различий: работа с реальной проблемой пациента учит сту­дента принимать и справляться с неопределенностью, критически относиться к своему опыту, применять профессиональные навыки творчески. Работа с проблемой является видом совместной дея­тельности для студентов и преподавателей, возможностью создать особую, развивающую атмосферу в процессе обучения.

Проектирование целостной профессиональной практики в ус­ловиях клиники (умение работать с проблемой пациента в условиях клиники в контакте с другими подразделениями на основе междис­циплинарного подхода) может быть осуществлено через рефлек­сивное проектирование, системное построение учебной ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.