КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проектирование образовательного пространства
Ключом к пониманию процесса обучения в медицинском вузе является концепция профессионального образования, ориентированного на формирование у студентов профессиональной компетентности и профессиональных установок. Профессиональная компетентность может быть определена как сочетание следующих типов компетентности (независимо от конкретной специальности): —> концептуальная (научная) компетентность - понимание теоретических основ профессии; —> инструментальная компетентность - владение базовыми профессиональными навыками; — > интегративная компетентность - способность сочетать теорию и практику; —> контекстуальная компетентность - понимание социальной, экономической и культурной среды, в которой осуществляется профессиональная деятельность; — > адаптивная компетентность - умение предвидеть изменения, важные для профессиональной деятельности, и быть готовым к ним; —> коммуникативная (психологическая) компетентность - умение эффективно пользоваться средствами коммуникации (устными, письменными). Профессиональное образование направлено и на формирование определенных социальных установок личности: —> профессиональной идентичности - присвоения профессиональных норм и обязанностей; —> профессиональной этики - освоения этических норм профессии; —> конкурентоспособности в плане служебной карьеры; —> стремления к научному совершенствованию (осознания необходимости подвергать проверке имеющиеся знания и овладевать новыми знаниями через планирование и проведение исследований в данной области знания или сфере деятельности); —> мотивации к продолжению обучения - желания поддерживать знания и профессиональные навыки на уровне современных требований. Таким образом, проектируемый процесс обучения основывается на трех компонентах: ценностях, концептуальных знаниях, навыках. В отношении каждого из этих компонентов в ходе обучения предполагается: 1) восприятие и освоение содержания новых идей (ценностей, знаний, навыков); 2) умение дать критическую оценку, сопоставить с другими идеями (ценностями, знаниями, навыками); 3) включение нового содержания (ценностей, знаний, навыков) в контекст реальной практики. Профессиональное обучение имеет внутреннее противоречие. Оно связано со стремлением воспитать грамотных и самостоятельно мыслящих специалистов, при этом сформировав у них практические умения, необходимые для творческого выполнения функций врача конкретной специальности. Такое понимание целей и задач обучения в высшей медицинской школе дает возможность определить акценты в содержании обучения. В настоящее время мы наблюдаем переход от идеи самоценности научного знания к ценностям развития личности: ее профессиональных потребностей и способностей, профессиональной идентичности, способности к саморазвитию и самореализации. Наиболее полно эти новые ценности и тенденции в образовании проявились в личностно-ориентированном подходе и соответствующих ему технологиях обучения. В личностно-ориентированном обучении меняются позиция и функция педагога. Он не только транслирует учебное содержание, но и выражает свое отношение к нему, использует свой собственный субъективный опыт. Происходит сложное согласование двух носителей знания (ученика и педагога) как равноправных соучастников знания. В подобном процессе субъектом обучения, развивающим индивидуальные способности, является сам ученик, а педагог лишь помогает ему, «опредмечивая» их. Педагог отличается от преподавателя прежде всего тем, что ориентирован на работу с личностью студента, а не только на учебный предмет, делает основной акцент на врачебной профессии, а не на специальности (анатомия, нормальная физиология, терапевтическая стоматология и т.д.), использует предмет преподавания в качестве средства профессионального развития своих учеников, умеет профессионально осуществлять педагогический процесс (воспитание, обучение, развитие). Для этого требуется специальная подготовка педагога, переход от обычного академического курса и обычных форм преподавания к разработке новых образовательных программ, новых учебных планов. Рассматривая вопрос об управлении процессом обучения, можно выделить следующие виды управления: ♦ проектное - опережающее управление с помощью задач, которые операционализируют усваиваемое содержание знаний (уже рассмотренное нами в предыдущих разделах); ♦ рефлексивное - связано с выделением и осознанием субъектом способов, характера, степени обобщенности собственной мыслительной деятельности. Управляющие воздействия на процесс усвоения осуществляются не непосредственно, а преломляются через организованную систему переменных учебного процесса. Управление обучением определяется закономерностями системной организации всей учебной ситуации, в которой находятся участники учебного процесса - педагог и студенты. Можно выделить следующие переменные в структуре учебной ситуации: 1) объективное содержание учебного предмета, специально отобранное и структурированное в целях его усвоения. Структурирование (операционализация) определяет программу деятельностей, действий, операций, которые должен освоить студент; 2) процедуры, организующие процесс усвоения содержания учебных предметов, усвоение обобщенных способов учебной деятельности, переход от одного уровня, этапа усвоения к другому; 3) система учебных взаимодействий педагога и студентов и взаимодействий студентов друг с другом как форма социальной регуляции развития личности в процессе обучения; 4) динамика взаимосвязи этих переменных на протяжении всего процесса усвоения: приведение в соответствие формы учебного взаимодействия с уровнями и фазами процесса усвоения предметного содержания знаний и собственно учебных действий. Единицей и предметом управления в данном случае является целостная учебная ситуация, взятая в единстве и динамике всех ее переменных. Центральным фактором в структуре учебной ситуации является система учебных взаимодействий педагога со студентами, которая, в свою очередь, определяет характер взаимоотношений студентов друг с другом. Уточнение предмета управляющих воздействий в обучении позволяет педагогу, во-первых, избежать иллюзий относительно возможностей прямого воздействия своего учебного предмета или своей личности на обучаемых, во-вторых, обосновать функции преподавателя как организатора целостной учебно-воспитательной ситуации в единстве всех ее переменных. Это означает, что педагог: — > владеет знаниями учебного предмета; — > умеет структурировать его содержание в виде различных схем (ориентировочной основы действия, логико-дидактической структуры, классификаций и др.) и создавать на их основе систему задач; — > имеет представление о закономерностях усвоения и владеет процедурами перевода студентов с одного этапа усвоения на другой; —> организует учебные взаимодействия и формы общения с каждым студентом и студентов между собой. Проектирование обучения как учебно-воспитательной и развивающей ситуации необходимо начинать с отбора и структурирования предметного содержания. Этой цели служит система учебных задач, предложенная для разделения учебных действий по сложности познавательных процессов.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |