Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В медицинском вузе




Принципы организации педагогического процесса

Деятельность врача-педагога многоаспектна, поэтому ее мож­но представить в виде принципов (требований) организации педа­гогического процесса. Эти принципы могут помочь преподавателю выбрать позицию и осознанно разрабатывать личностную страте­гию обучения. Врач-педагог может использовать эти принципы как экспертные инструментальные средства на всех этапах разработки, Реализации и коррекции всей педагогической стратегии.

Принцип диалогизации педагогического взаимодействия как равно­правного сотрудничества студента и преподавателя отражает психологическое содержание деятельности педагога, в основе которой лежит системообразующее отношение преподаватель-ученик. Принцип диалогизации отражает идею о неограничен­ных возможностях человека на пути самосовершенствования в ходе общения с другими людьми. В ситуации обучения препо­даватель - это не только посредник между культурой, этикой, знанием и студентом, но и партнер, эмоционально открытый, доброжелательный. Этот полисубъективный подход связан с преобразованием руководящей позиции преподавателя и под­чиненной позиции студента в равноправные отношения. Пре­ подаватель не учит, не воспитывает, а актуализирует и стиму­лирует стремления студентов к общему и профессиональному развитию, создает условия для их самосовершенствования. Нельзя забывать, что в этом диалоге заключаются условия для совместного личностного роста и творческого саморазвития и студента, и педагога.

Цель совместной деятельности преподавателей и студентов со­стоит в развитии у последних способности к самоуправлению (са­морегуляция, самоорганизация, самоконтроль). Нельзя думать, что реализация принципа диалогизации противоречит идее «управле­ния» учебной деятельностью студента. В данном случае речь идет о рефлексивном управлении, при котором преподаватель учитыва­ет учебный, житейский опыт студента, интересы, ожидания с точки зрения самого студента, его взаимодействие с пациентом и колле­гами по группе. При рефлексивном управлении учитывается внут­ренний мир, активность студентов и внутренний мир субъекта со­вместных действий - пациента.

Термин «управление» фактически выражает обучающий ха­рактер действий преподавателя, который:

—>ставит студента в позицию активного субъекта учения,

взаимодействующего с коллегами по группе и пациентом;

—> развивает способность студента к управлению собственной деятельностью;

—> организует образовательный процесс обучения как решение системы познавательных задач, моделирующих различные аспекты будущей профессиональной деятельности.

Психологическую структуру деятельности преподавателя мож­но представить как процесс рефлексивного управления «другой» деятельностью (деятельностью учащегося). Рефлексивные процессы взаимного отображения в системе «преподаватель-студент» являют­ся необходимым условием для организации взаимодействия, комму­никации и взаимопонимания между преподавателем и студентами.

Преподаватель не просто ставит перед собой и студентом не­которые педагогические цели, но и стремится, чтобы цели были внутренне приняты студентами. Он не просто разрабатывает спосо­бы достижения этих целей, но и создает условия для того, чтобы эти способы были освоены студентами. Преподаватель не только оценивает результаты деятельности студентов, но и формирует у них способность к самооценке.

В ходе руководства учебной деятельностью студента препода­ватель осуществляет следующие функции:

—> строит предметное содержание деятельности учащихся, представляя его как профессиональные способы действий;

> строит формы их совместной деятельности, отдавая предпоч­тение тем, в которых моделируется профессиональное адек­ватное поведение, развиваются межличностные отношения.

Тактика преподавателя в реализации этих функций должна ис­ходить из идеи развития активности и самостоятельности учащихся в педагогическом процессе. Характер регуляции деятельности сту­дентов колеблется от инструктивного, прямого до опосредованно­го, косвенного, от оказания максимальной помощи студенту на на­чальных этапах обучения до отношения как к партнеру-коллеге на выпускающей кафедре.

Принцип проблематизации раскрывает творческий характер обучения в медицинском вузе, которое строится как решение целой иерар­хии задач на различном предметном материале. Принцип пробле­матизации реализуется как в проблемном построении учебного материала, так и в способах обучения, дающих возможность про­явления активности и самостоятельности студентов.

Принцип персонализации направлен на преодоление недостатков традиционного ролевого педагогического взаимодействия, ко­гда в учебном процессе взаимодействуют не личности, а роли. Персонализация педагогического взаимодействия направлена на выявление дополнительных ресурсов, возможностей участ­ников этого взаимодействия: чувств, эмоций, отношений, действий и поступков, которые носят глубоко личностный харак­тер и могут не соответствовать ролевым нормативам.

Принцип индивидуализации педагогического взаимодействия ори­ентирован на так называемого «среднего», «сильного» или «слабого» студента. Индивидуализация взаимодействия реали­зуется на основе результатов педагогического наблюдения, психодиагностики, знаний возможностей, склонностей, спо­собностей студентов и установки на их развитие.

Принцип деонтологической направленности подготовки специали­ста отражает еще одну необходимую составляющую деятель­ности врача - этическую. Здесь имеется в виду как этический аспект - применение принципов нравственности к специфиче­ской деятельности врачевания, - так и более специальные во­просы межличностных отношений между медиками и немеди­ками, соблюдение профессиональных норм в целях исключе­ния возможных коллизий между медицинским персоналом и пациентами, родственниками. Проблема деонтологического воспитания студентов- медиков - это уникальная, необычайно сложная проблема, а ее решение связано с развитостью про­фессионального сознания врача-педагога и уровнем субъектности в профессии (об этом мы поговорим в отдельной главе).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.