Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностно-ориентированный подход




Личностно-ориентированный подход к медицинскому образо­ванию заключается в том, чтобы видеть не только учебные проце­дуры, обучение способам диагностики, лечения и т.д., а нечто го­раздо большее: человеческие отношения, например в такой уни­кальной образовательной ситуации, как практическое занятие (ме­жду врачом-педагогом, студентом-медиком и пациентом). Игнори­рование важности события «встречи поколений» привело к неоп­равданной «познавательной» доминанте. Ситуация, когда «воспи­тывает один разум» (Л.Н. Толстой, 1862), внедренная как инъекция рационализма Запада в российскую педагогику еще в середине XIX века, исказила педагогическое сознание и оказала негативное влия­ние на все гуманитарные аспекты образования. Поэтому с позиций педагогического плюрализма постараемся использовать определен­ные положительные наработки, направив их в русло целей и ценно­стей гуманитарного подхода.

Главная цель — способствовать личностному росту и студен­тов, и преподавателей (при сохранении значимости цели подготов­ки к профессиональной деятельности).

В результате определяющей ценностью являются личность и личное достоинство каждого (свободный выбор и ответственность за него), творчество, индивидуальность самопознания и самовыра­жения, нравственные ценности.

Главная педагогическая стратегия - стратегия сотрудничества, помощи, понимания, уважения, поддержки. Содержание и способы деятельности максимально осмыслены, индивидуально значимы.

Для преподавателя смысл, ценность приобретают решающий характер при выборе средств и методов работы со студентами. Спо­собность целеполагания и рефлексии способствует «связыванию» Ценностей и средств профессиональной деятельности. Именно этот характер согласования слоя ценностей и слоя средств (техноло­гий) порождает процесс смыслообрсаования, является пусковым ме­ханизмом профессионального становления личности.

Для преподавателя нормативные документы - программы, стандарты, методики и т.д. - становятся не догмами, навязываемы­ми администрацией, а своеобразным ориентиром в собственной творческой деятельности. В качестве главного источника ресурсов педагогического процесса выступает деятельность учащихся, т.е. активность студентов. Преподаватель является фасилитатором. Он создает психолого-педагогические условия для саморазвития, для осмысленного освоения основ профессиональной деятельности и развития профессионального сознания будущих врачей.

Главными критериями оценки эффективности обучения стано­вятся показатели личностного роста студентов и преподавателей. Это проявляется в более осознанном, зрелом отношении к обуче­нию не просто как к формальной подготовке к настоящей жизни, а как к проживанию ситуации «здесь и сейчас», что чрезвычайно важно для становления личности, собственной профессиональной позиции. Формальные критерии оценки (например, тесты) превра­щаются только в инструмент понимания степени освоения необхо­димой информации, знаний. Упор делается на решении реальных врачебных ситуаций (курация пациентов) или моделируемых, мак­симально приближенных к жизни (ситуационных, клинических и психологических задач).

Ведущий стиль общения и взаимодействия, характерный для личностно-ориентированного подхода, базируется на принципах:

• безусловного принятия партнера по общению;

• отказа от отрицательных оценок;

• равноправия, правдивости, искренности;

• открытости в общении;

• взаимопонимания и сопереживания (эмпатии);

• сотворчества и сотрудничества.

В этой связи подразумевается особенно продуктивное общение на уровне межличностного диалога в триаде: врач-педагог, паци­ент, студент-будущий врач.

Личностно-ориентированный подход в соединении с операционально-деятельностным в настоящее время используется для улучшения качества подготовки будущих врачей на доклиническом и клиническом этапах.

Гуманизация и демократизация высшей школы - это кредо, философия системы непрерывного образования. В высшей меди­цинской школе это условие утверждения приоритета общечелове­ческих ценностей, развитие творческих возможностей преподавате­лей и студентов, в совместной деятельности которых проявляется подлинно гуманное, деонтологически грамотное отношение к па­циенту - субъекту общения и деятельности.

Такой педагогический плюрализм позволит использовать две ведущие составляющие становления основ профессионализма будущего врача: ценностно-смысловую и операционально-деятельностную (цели, нормы, средства, способы, методы, способности).

Ниже мы приводим характеристики процесса обучения при традиционном (информационном) и инновационном подходах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.