КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И педагогической) деятельности. Готовность к профессиональной (врачебной
Готовность к профессиональной (врачебной Информационно-инструментальная При решении данной проблемы особенно ощущается наличие дисбаланса достаточно высокой готовности к врачебной деятельности и отсутствия базового психолого-педагогического образования. Вступление в педагогическую деятельность далеко не всегда происходит на основе благоприятного опыта. Действительно, информационно-инструментальная готовность к врачебной деятельности совсем не означает умение обучать этой деятельности будущих врачей. Поэтому часто приходится наблюдать, что достигшие подлинного мастерства на врачебном поприще преподаватели испытывают затруднения в проектировании, организации педагогического процесса. Этим, вероятно, можно объяснить как некую психологическую защиту нежелание некоторых преподавателей вникать в тонкости (якобы ненужные) этого процесса (например, развернутое построение схем ориентировочной деятельности ведущих способов диагностики, лечения и т.д.). В то же время можно наблюдать слишком доверчивое отношение врачей-педагогов к подчас совсем примитивным технологиям, средствам диагностики (например, тесты с выбором одного единственно верного ответа), которые могут иметь место только как средства самодиагностики овладения студентами теоретическими знаниями. В медицинских вузах они уже достаточно долго используются в неадекватном самому характеру врачебной деятельности варианте. Необходимо стремиться к тому, чтобы информационно-инструментальная готовность к педагогической деятельности принимала инновационный характер, когда наступает момент определенной свободы от сращенности со средствами и постоянного использования одних и тех же методов, приемов и техник. В гуманитарном подходе особое значение приобретает готовность к проектированию собственной деятельности, пониманию ее смысла, самостоятельному выбору тех или иных средств в зависимости от целей и смыслов становления личности будущего врача, а уже потом собственной деятельности. Функционирование всех трех образующих профессиональную компетентность, степень их интеграции задают уровень профессиональной компетентности врача-педагога как субъекта профессиональной деятельности. Таких уровня три: репродуктивный, эвристический и креативный. Репродуктивный уровень профессиональной компетентности характеризуется способностью врача-педагога решать типовые профессиональные задачи (клинические и педагогические), использовать готовые технологии, методы, средства, образцы без критического осмысления, изменения, коррекции. Рефлексия этого уровня - полагающая и сравнивающая. Полагающая рефлексия способствует формированию эталонного образа врача-педагога-профессионала; расширяется его информированность о двух составляющих его деятельности - педагогической и врачебной. Благодаря сравнивающей рефлексии врач-педагог соотносит свою деятельность с деятельностью коллег, концепция «Я - врач-педагог» представляет позицию исполнителя. Предметная нормативная рефлексия является преобладающей. Эвристический уровень профессиональной компетентности вносит элементы творчества, стремление к инновациям, желание критически переосмыслить свой опыт, оценить его. Для этого уровня характерна определяющая рефлексия, которая помогает врачу-педагогу оценить готовность к профессиональной деятельности с позиции «Я» - в деятельности («Я» - знающий, умеющий либо «Я» - не знающий, не умеющий). Креативный уровень характеризуется способностью врача-педагога проектировать, корректировать образовательное пространство, самостоятельно ставить и решать профессиональные задачи оригинально, нестандартно. Это является проявлением синтезирующей и трансцендентальной рефлексии врача-педагога, способности соотнести «Я - реальное» и «Я - идеальное» как зоны пространства своего личностного и профессионального развития. Вопросы к главе 1. Позволяет ли содержание главы получить представление о пространстве профессионального и личностного развития? 2. Как бы Вы для себя определили понятие психолого-педагогической компетентности? 3. Можете ли Вы в своей педагогической деятельности выделить репродуктивный, эвристический и творческий уровни? Приведите примеры. 4. Как влияет опыт врачебной и педагогической деятельности на характер профессионального сознания (объектный, задачный, проблемный, экзистенциальный)? ГЛАВА 2.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |