КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психолого-педагогическая компетентность врача-педагога: традиции и новации. Кафедра педагогики и психологии мгмсу уже более 20 лет работает с врачами-педагогами, стараясь внедрять последние достижения психолого-педагогической науки в
Кафедра педагогики и психологии МГМСУ уже более 20 лет работает с врачами-педагогами, стараясь внедрять последние достижения психолого-педагогической науки в практику подготовки российских врачей. За эти годы совместно с профильными стоматологическими кафедрами была построена «Модель специалиста-стоматолога», обновлены методические указания к практическим занятиям на основе современных психолого-педагогических принципов управления процессом усвоения, разработаны принципы составления учебных планов и программ, начаты системная первичная психолого-педагогическая и методическая подготовка врачей-педагогов и совершенствование методики проведения практических занятий. В ходе этой работы мы опирались на огромный интеллектуальный, коммуникативный, нравственный потенциал врачей-педагогов, которые помогали нам профилизировать, адаптировать психолого-педагогическую теорию к задачам высшего медицинского образования. Постепенно высвечивались те узловые моменты деятельности врача-педагога, которые требуют более детальной проработки и специального изучения в рамках ФПКП. Предметом нашего исследования явились психологическое содержание и закономерности становления и развития сложной деятельности врача-педагога. Иначе говоря, нам представляется необходимым выявить и провести исследование тех компонентов профессиональной ориентировки преподавателей, которые определяют высокий уровень их квалификации. При этом следует отметить, что в системе высшей школы врач-педагог занимает особое место. Психологический анализ выявляет два сложных вида деятельности, выполняемых врачом-педагогом одновременно — врачебную и педагогическую, причем оба вида ненормированные, а педагогическая деятельность ни теоретически, ни практически не изучалась. Именно за счет кажущейся внешней, «обычности» преподавания в медицинском вузе, а реально - очень большой сложности, существующая подготовка врачей-педагогов неудовлетворительна. Анализ деятельности врача-педагога позволил нам выделить несколько сторон в этом динамическом многоуровневом процессе, которые всегда полностью присутствуют в деятельности хорошего преподавателя-медика и которые необходимо формировать у всех собирающихся заниматься преподаванием в медицинском вузе: 1) врачебная деятельность; 2) обязательное осознание смысла, ценностей, содержания и способов этой деятельности - врачебная рефлексия; 3) деятельность преподавателя по проектированию образовательного процесса; 4) обязательное осознание всех условий успешности выполнения этой деятельности - педагогическая рефлексия; 5) использование закономерностей межличностного взаимодействия; 6) осознание всех этих закономерностей. Нетрудно заметить, что первый, третий и пятый пункты - самостоятельные виды деятельности, имеющие сложный характер и различные компоненты, состоящие из многих звеньев, а второй, четвертый и шестой - осознание (рефлексия) этих видов деятельности. Ниже мы подробно опишем содержание деятельности врача-педагога и обоснуем необходимость ее осознания для полноценной, успешной высокопрофессиональной подготовки медика-преподавателя. Постепенно оформилось понимание психолого-педагогической компетентности врача-педагога, которую мы представили как интеграцию трех структурных компонентов: • профессионально-определенная концепция «Я - врач-педагог» (в профессиональной деятельности, в общении, в системе собственной личности); • информационно-инструментальная готовность к деятельности (нормативная, эвристическая, творческая - как проектирование собственной деятельности); • профессионально-деятельностное сознание, ориентированное на ценности развития личности и понимание средств (норм) педагогической деятельности. Профессиональная компетентность врача-педагога является комплексной характеристикой ведущей способности педагога быть субъектом собственной деятельности. Субъектность педагога-врача выступает в качестве системообразующего принципа, придающего относительную целостность и внутреннюю согласованность этой модели. Субъектность врача-педагога, в частности, проявляется в характере его смысловых установок, в способности к построению, проектированию собственной деятельности, самосовершенствованию.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |