КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессионально - деятельностное сознание врача-педагога. Круг вопросов названной проблемы оказался наименее исследованным в педагогике и психологии высшей медицинской школы в период
Круг вопросов названной проблемы оказался наименее исследованным в педагогике и психологии высшей медицинской школы в период, когда акцент делался только на формирование профессиональной деятельности. Субъектный и деятельностный подходы ориентируют на исследование условий и закономерностей становления и развития целостного субъекта-профессионала, и тогда в качестве важнейших атрибутов субъекта выступают сознание, общение, деятельность (Рубинштейн, Слободчиков, Петровский). Категория «профессионал» рассматривается как спроецированный в сфере психологии и педагогики профессионализм категории «субъект», представляющий собой единство и взаимообусловленность профессиональной деятельности, профессионального сознания, профессиональной общности. Профессиональное сознание определяется как функциональная характеристика, один из способов бытия педагога-профессионала. Такой трактовке длительное время мешали гносеологизм и натурализм отечественной психологии советского периода, понимавшие сознание как форму отражения действительности, отрицавшие его онтологический статус и творческий характер. Признание субъективного мира как психологической реальности открывает возможность трактовки сознания как осознанного бытия. В таком случае содержание, механизм сознания возникают не в познавательной сфере, а в самой практике реальной жизни и для целей этой жизни (Слободчиков, Исаев, 1995). Для понимания сущности профессионального педагогического сознания мы предлагаем различение категорий «педагогическая деятельность» и «образовательный процесс» (Слободчиков). Особенности профессионального сознания врача-педагога заключаются в том, что он одновременно является субъектом образовательного процесса и субъектом педагогической деятельности. Врач-педагог как субъект образовательного процесса выступает организатором, участником «встречи поколений», носителем личностной и социокультурной позиции, ответственным за подготовку будущих врачей. Субъектность в педагогической деятельности проявляется во владении ее нормами, средствами, способами, технологиями. В этом случае врач-педагог выступает как носитель деятельностной позиции. Введение этапа педагогической практики (пассивной и активной с супервизией) - это отличительная черта первичной психолого-педагогической подготовки, которая отсутствовала в традиционной системе ФПКП. Необходимость освоения врачом-педагогом норм, средств, методов, техник педагогической деятельности для обеспечения целей развития и образования личности студента-медика побуждает искать более адекватные, чем прежде, формы работы. Укорененность профессиональной позиции педагога-транслятора предметных знаний мешает переориентации на главную цель ФПКП, заключающуюся в образовании педагога-профессионала, способного строить собственную профессиональную деятельность в соответствии с ценностями развития и образования личности. В профессиональном сознании происходит сопряжение слоя ценностей развития личности со слоем средств (норм) педагогической деятельности. Процесс смыслообразования - это пусковой механизм выявления и включения ресурсов личности, степень субъектности участников образовательного пространства. Здесь следует обратить внимание на значимость ведущих педагогических способностей - рефлексии и целеполагания, благодаря которым обеспечивается это согласование, происходит т.н. «сшивание» предметной и ценностно-смысловой сторон деятельности. Характер соотнесения ценностей и средств их реализации проявляется в следующих вариантах внутреннего плана действий врача-педагога: наличие-отсутствие, достаточность-недостаточность, полнота-неполнота, адекватность-неадекватность. Процесс смыслообразования возникает как результат сопряжения слоя ценностей и слоя средств (норм) педагогической деятельности: происходит трансформация предметных значений и становление смысловых структур профессионального сознания. Саморазвитие врача-педагога, становление его профессиональной позиции может быть представлено как процесс оценки, отбора, создания средств, способов, технологий, техник, методик, наиболее адекватных и эффективных в становлении личности будущего врача. Для целенаправленного формирования профессионального сознания врачей-педагогов необходимо выделить психолого-педагогические условия и механизмы этого формирования. Анализ практики высшего медицинского образования и методики подготовки и проведения практического занятия на клинической кафедре убеждает нас в том, что именно в организации этой уникальной встречи поколений таится мощнейший ресурс развития профессионального сознания будущих врачей. Практическое занятие можно рассматривать как профессиональную общность в триаде: а) врач-педагог; б) студент - будущий врач; в) пациент - как условие введения студентов-медиков в профессию. Практическое занятие развивает рефлексию, сферу смыслов, установок. Для понимания именно такой роли практического занятия на клинической кафедре необходима соответствующая методика подготовки врачей-педагогов в ходе педагогической практики с более опытными кураторами, наставниками, супервизорами. В ходе педагогической практики развитие профессионального сознания понимается врачами-педагогами как наращивание и соорганизация слоя ценностей образования и развития личности со слоем средств, норм педагогической деятельности, как движение от объектного уровня к задачному и проблемно-экзистенциальному. Напомним еще раз, что только на основе способности к рефлексии и целеполаганию становится возможным такое «восхождение». Приведем краткое описание этих уровней сознания и их феноменологии. Объектный уровень характеризуется концентрацией сознания на объекте деятельности (например, содержание обучения); преподаватель поглощен тем, как «передать» студентам это содержание, упростить, найти примеры клинических ситуаций, типовых задач, информации и т.д. Преподаватели, находящиеся на объектном уровне развития сознания, обычно неуспешность своей работы связывают с низким уровнем развития студентов, отсутствием у них мотивации, отсутствием соответствующей материальной базы, ограниченным временем и т.д. На задачном уровне ситуация деятельности рассматривается как комплекс внешних, объективных условий достижения цели. Преподаватель связывает успешность или неуспешность своей деятельности с полнотой условий (существенных или несущественных) и их комбинированием. Появление затруднения способствует выходу в рефлексивную позицию и поиску средств, способов преобразования начальной ситуации в ее предметном содержании. На проблемно-экзистенциальном уровне преподаватель превращается в субъекта своего профессионального действия, он способен проектировать, преобразовывать образовательное пространство в целях реализации ценностей образования и развития. Экзистенциальные проблемы участников образовательного пространства превалируют над собственно передачей предметного материала, который перестраивается: в него вводится новый материал или исключается что-либо. Врач-педагог превращается в творца, технологии лишь способствуют воплощению экзистенциальных целей, а следовательно, имеют развивающий эффект.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |