Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиции и новации




ВРАЧ-ПЕДАГОГ

К.В. Зорин

В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ:

 

 

Под редакцией академика РАМН,

профессора Н.Д. Ющука

 

Допущено Департаментом

образовательных медицинских учреждений

и кадровой политики Минздрава России

в качестве учебного пособия

 

 

Москва

ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ

АВТОРЫ:

Проф. Кудрявая Н.В, доцент Уколова Е.М., доцент Молчанов А С доцент Смирнова Н.Б., ст. преп. Зорин К.В.

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Вульфов Б.З. - доктор педагогических наук, проф. кафедры педаго­гической антропологии и истории образования УРАО,

Макарова И.В. - кандидат психологических наук, доцент кафедры пси­хологии Московского государственного педагогического университета.

Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б., Зорин К.В. ВРАЧ-ПЕДАГОГ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ТРАДИ­ЦИИ И НОВАЦИИ / Под редакцией академика РАМН, проф. Ющука Н.Д. - М: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 304 с.

ISBN 5-89004-144-4

 

В учебном пособии «Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации» раскрываются основные направления деятельности врача-пе­дагога. Учебное пособие направлено на формирование у врача-педагога умения проектировать и внедрять модели инновационного обучения, ос­ваивать новые пласты в культуре профессионального мышления и комму­никативной компетентности.

Книга отражает многолетний опыт работы авторского коллектива с врачами-педагогами в МГМСУ, на выездных циклах повышения квалифи­кации в Волгоградской, Тверской медицинских академиях и Архангель­ском государственном медицинском университете.

Пособие предназначено для врачей-педагогов, аспирантов, ординато­ров, т.е. всех тех, кому небезразличны судьбы высшего медицинского об­разования в России.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Слово редактора................................................................................. 7

Введение............................................................................................... 9

Глава 1. Психолого-педагогическая компетентность врача-педагога: традиции и новации.......... .11 1.1. Психологическая концепция «Я- врач-педагог».................. 13

1.2.Профессионально-деятельностное сознание врача - педа­гога................................................................ 14

1.3. Информационно-инструментальная готовность к про­фессиональной (врачебной и педагогической) деятельности........ 18

Глава 2. Философско-антропологические основы психоло­го-педагогической компетентности врача-педагога.................. 21

Глава 3. Различные подходы к организации педагогическо­го процесса в медицинском вузе........ 38

3.1. Информационные модели обучения....................................... 38

3.2. Операциональные модели обучения....................................... 43

3.3. Личностно-ориентированный подход.................................... 49

Глава 4. Педагогический процесс в медицинском вузе............ 54

4.1. Проектирование образовательного пространства. Основ­ные понятия, описывающие педагогический процесс. Управ­ление процессом усвоения.............................................................. 55

4.2.Принципы организации педагогического процесса в меди­цинском вузе 57

4.3. Разработка учебных программ................................................ 60

4.4. Основные понятия теории деятельности.................................... 65

4.5. Разработка методик обучения деятельности....................... 71

4.6. Проектирование образовательного пространства................. 78

4.7. Организация процесса обучения по разработанным мето­дикам.............................................................87

4.8. Управление процессом овладения деятельностью................ 90

4.9. Оценка результатов обучения................................................. 92

Глава 5. Формы организации педагогического процесса в медицинском вузе....................... 99

5.1. Вузовская лекция: традиции и новации................................. 99

5.2. Лекция в инновационном обучении..................................... 101

5.2.1. Проблемная лекция......................................................... 102

5.2.2. Лекция-визуализация...................................................... 102

5.2.3. Лекция вдвоем................................................................. 103

5.2.4. Лекция с заранее запланированными ошибками........... 104

5.2.5. Лекция-консилиум, или конференция........................... 104

5.2.6. Ораторское мастерство лектора..................................... 105

5.3. Психолого-педагогические основы планирования и мето­дики проведения практического занятия со студентами на клинической кафедре.................................................................... 106

5.3.1. Составление методических указаний для студентов к практическим занятиям.............................. 106

5.3.2. Определение цели занятия.............................................. 107

5.3.3. Составление логико-дидактической структуры (ЛДС) ……………... 109

5.3.4.Составление схемы ориентировочной основы дейст­вий 110

5.3.5. Составление учебных задач............................................ 115

5.3.6. Составление контрольных задач.................................... 117

5.3.7. Задачи для контроля исходных знаний......................... 117

5.3.8. Задачи для контроля результатов усвоения.................. 119

5.3.9. Психологические задачи................................................. 120

5.3.10. Последовательность расположения материала в ме­тодических указаниях ………. 122

5.3.11.Методика проведения практического занятия на клинической кафедре………….. 123

Глава 6. Методы обучения в подготовке будущих врачей..... 128

6.1. Беседа....................................................................................... 133

6.2. Групповые методы обучения................................................ 135

6.2.1. Групповое решение задач............................................... 135

6.2.2. Групповая дискуссия....................................................... 137

6.3. Ситуационно-ролевые, или деловые, игры в высшем ме­дицинском образовании................ 143

6.4. Технологии рефлексивного обучения в подготовке спе­циалистов-медиков (интерактивные методы)............................ 146

6.4.1. Педагогическая рефлексия............................................. 147

6 4.2. Структура рефлексивных представлений педагога...... 150

6.4.3. Технологии рефлексивного обучения........................... 153

6.4.4. Педагогические задачи как средство развития педаго­гического мышления...................... 156

6.5. Организационно-деятельностная игра................................ 159

Глава 7. Психодиагностика в педагогической и медицин­ской практике 163

7.1. Практические задания. Исследование ситуативной и личностной тревожности (опросник Спилбергера).......................... 187

Глава 8. Проблемы деонтологического воспитания и нравст­венного развития студентов-медиков......................................... 191

8.1. Деэтизация и дегуманизация профессионального созна­ния и деятельности врача.......... 193

8.2. Цели, задачи и содержание деонтологического воспита­ния как формы нравственного развития студентов-медиков..... 198

8.3. Вопросы для совместного обсуждения со студентами по теме «Мы и наши пациенты».................. 203

Глава 9. Педагогическое общение............................................... 207

9.1. Роль общения в образовании................................................. 207

9.2. Закономерности общения...................................................... 210

9.3. Стили руководства группой.................................................. 219

9.4. Виды и причины конфликтов................................................ 222

9.5. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций.................. 232

9.6. Способы анализа конфликтных ситуаций.......................... 242

Глава 10. Личность врача-педагога............................................ 252

10.1. Личность врача-педагога: возможно ли построение иде­ального образа врача-педагога?... 252

10.2. Личностное отношение преподавателя к предлагаемым решениям...................................... 255

10.2.1. Фактор новизны............................................................. 256

10.2.2. Эффект ореола............................................................... 256

10.2.3. Психологическая дистанция......................................... 257

10.2.4. Свобода выбора............................................................. 259

Глава 11. Вместо заключения: методы педагогических ис­следований и гуманитарная экспертиза высшего меди­цинского образования................................................................... 269

Приложение 1. Общие указания по составлению методиче­ского пособия.................................................................................... 275

Приложение 2. Опыт разработки и применения заданий в тестовой форме на кафедре госпитальной терапевтической стоматологии (зав. кафедрой - профессор Г.М. Барер)........ 282

Приложение 3. К проблеме «Врач-пациент» в стоматологи­ческой клинике................................................................................ 286

Приложение 4. Анкета самодиагностики готовности к твор­честву в педагогической деятельности....................................... 291

Приложение 5. Медико-деонтологические задачи на смысл для обсуждения со студентами................................................. 292

Словарь терминов........................................................................... 296

Список литературы......................................................................... 299




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.