Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия теории деятельности




Влияние педагогических и психологических теорий на практи­ческую деятельность врача-педагога реализуется в ее проектирова­нии — осознанном обосновании педагогом своей позиции на всех уровнях от ценностей до технологий. Выбор позиции происходит различными способами:

—> «сверху» - через выбор одной из теоретических концепций и реализацию ее принципов в практической деятельности;

—> «снизу» - через обобщение практических приемов и мето­дов работы и их авторскую концептуализацию.

В первом случае главное - перейти от понимания принципов концепции к их инструментальному применению в проектирова­нии, реализации и анализе собственной деятельности. Во втором случае необходимы рефлексия (осознание) собственной практики, обретение понятий, категориального языка для описания интуитив­но найденных приемов. Чтобы преподаватель мог выработать пози­цию, позволяющую ему осознанно разрабатывать и осуществлять процесс обучения, он должен уметь использовать психолого-педа­гогические знания в виде экспертных инструментальных средств на всех этапах разработки, реализации и коррекции своей педагогиче­ской стратегии. При этом неизбежно возникают вопросы о том, ка­кую теоретическую концепцию предпочесть из множества имею­щихся в литературе, как выяснить продуктивность теоретического направления и его разработок применительно к педагогическому процессу в медицинском вузе, реальному контексту деятельности врача-педагога.

Одной из целей данного пособия является помощь в формиро­вании у врачей-педагогов «хорошего вкуса» на психолого-педаго­гическое знание, помогающего воспринимать разработки всех уровней (философско-методологические, разработки отдельных психологических и педагогических теорий, методические), не раз­рушая, но обогащая собственную практическую деятельность.

Предложенная выше система понятий, описывающих педаго­гический процесс, может быть использована как инструмент, позволяющий взглянуть на педагогическую практику на методологи­ческом, теоретическом и технологическом уровнях.

Для теоретического анализа необходимы элементы общепси­хологического знания теории деятельности, разработанной в отече­ственной психологии. Понятийный аппарат теории деятельности описывает процессы, в которых проявляется зависимость психики от деятельности. Он продуктивен в педагогике и педагогической психологии, позволяет анализировать и решать задачи обучения. Кратко рассмотрим некоторые положения теории деятельности применительно к высшему медицинскому образованию.

Одним из важнейших условий профессиональной компетент­ности врача-педагога является умение анализировать собственную (и врачебную, и педагогическую) деятельность и деятельность сту­дента. Для этого необходимо психологическое знание. Дело в том, что деятельность не дана сознанию как вещь, поэтому нужны осо­бые понятия и представления, благодаря которым деятельность превращается в предмет теоретического анализа. В случае психоло­гического знания мы имеем особый тип знания, которое не нацеле­но на фиксацию законов естественной жизни объекта, но направлено на выявление условий возможного направленного его преобразова­ния (в нашем случае - преобразования деятельности). Иными слова­ми, важна не данность, а то, как мы хотим и можем ее изменить. Именно эти представления и понятия становятся средствами анализа собственной деятельности и деятельности другого человека.

Основой знания о деятельности является психологическая тео­рия деятельности, разработанная в отечественной психологии. В рамках этой теории описаны структура и механизм человеческой деятельности.

Деятельность рассматривается как единица жизни субъ­екта, его активности, функция которой состоит в том, чтобы ориентировать человека в окружающем мире. Деятельность ин­дивида протекает в обществе, во взаимодействии с окружающими людьми, а также всеми богатствами духовной и материальной культуры, накопленными предыдущими поколениями. Поэтому деятельность отдельного человека всегда включена в систему отно­шений общества и вне этих отношений не существует. Обществен­ные условия определяют мотивы и цели деятельности, ее средства и способы (они фиксируются в культуре, науке, технике). В дея­тельности происходит включение человека в эти многообразные общественные отношения, что позволяет ему познавать окружающий мир и осваивать опыт человечества, зафиксированный в куль­туре. Развитие человека происходит в результате присвоения тех средств и способов организации деятельности, которые выработа­ны человечеством на определенном этапе развития.

Деятельность может быть рассмотрена как развивающаяся сис­тема, имеющая определенную структуру.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строе­ние. Она содержит несколько слоев, или уровней.

Первый уровень - уровень разных видов деятельности (игро­вая, учебная и т.д.).

Второй уровень - уровень действий, образующих какую-либо конкретную деятельность.

Третий уровень - уровень операций (еще более мелких состав­ляющих действия).

Наконец, самый низкий - уровень психофизиологических функций, обеспечивающих реализацию программ деятельности на уровне физиологических механизмов и реакций организма.

I - деятельность (д);

II - действие (дь д2,........Д„);

III - операции (оь о2,.........оп);

IV - психофизические функции.

Единицей анализа любой деятельности является действие. Под действием понимается процесс, направленный на достижение опре­деленной цели.

Цель рассматривается как представление о желаемом результа­те, о том конечном продукте, ради которого деятельность осущест­вляется. Цель всегда является осознанной и удерживается в созна­нии все время, пока осуществляется действие.

Итак, действие соотносится с целью: цель порождает, задает действие.

Цель-действие.

Действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристи­ку цели можно охарактеризовать само действие.

Понятие «цель» также описывает сложное образование. Сами цели разнообразны по содержанию и «масштабу»: можно выделить глобальные цели и частные, конкретные, более мелкие, которые, в свою очередь, могут содержать еще более мелкие. Можно восста­новить в сознании всю эту бесконечную последовательность целей, если попытаться, осуществляя любое действие, ответить себе на вопрос: зачем это делается?

Следовательно, и в сложном действии могут быть выделены более мелкие действия, подчиненные частным целям.

Состав действия (или последовательность более мелких дейст­вий) усваивается в ходе обучения на основе инструкций, правил, алгоритмов, где раскрывается перечень того, что человек делает.

Далее возникает вопрос: каким образом он выполняет данное действие?

Для ответа на этот вопрос вводится понятие «операция». Опе­рация - это способ выполнения действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия и определяются теми условиями, в которых происходит это действие.

Что понимается под условиями? Это могут быть внешние об­стоятельства, внутренние возможности и ограничения (наличие или отсутствие средств деятельности у человека). Так, невозмож­ность выполнить действие привычным способом приводит к поис­ку иных вариантов достижения необходимого результата.

Таким образом, операции соотносятся с условиями, в которых производится действие.

Условия-операция.

Важно подчеркнуть, что операции практически никогда не осознаются (если нет специальной установки к осознанию). В этом их принципиальное отличие от действия, которое включает созна­ваемую цель. Этот признак (осознаваемость-неосознаваемость) часто является критерием для различия действий и операций.

Таким образом, в самом действии могут быть выделены следующие компоненты:

—> содержание (предметное содержание);

—> методы, средства (способы осуществления действия-операции);

—> результат (осознанная конечная цель преобразований);

—> рефлексия (сознательный контроль, удержание цели от на­чала до конца действия, сопоставление полученных резуль­татов с желаемыми).

Возвращаясь к предыдущему уровню анализа, покажем, как связаны цель и условия выполнения действия.

Связка цель-условия в теории деятельности обозначается как задача: цель, данная в определенных условиях, есть задача.

Переходя к IV уровню, выделенному нами ранее, отметим, что под психофизиологическими функциями в теории деятельности по­нимают физиологическое обеспечение психических процессов. Эти

функции изначально готовы к использованию, т.к. они являются врожденными и закрепленными в морфологии нервной системы. Они составляют необходимые предпосылки деятельности и явля­ются средствами ее осуществления.

Рассмотренные нами составляющие деятельности - действия, операции, психофизиологические условия - представляют собой операционально-технические аспекты (стороны) деятельности. Они характеризуют орудийно-предметную сторону деятельности.

При психологическом изучении деятельности необходимо выде­лять и другую важнейшую сторону - мотивационно-смысловую, под­разумевающую включенность деятельности в систему взаимоотноше­ний с другими людьми. Мотивационно-смысловые аспекты деятель­ности раскрываются при помощи понятий потребностей и мотивов.

В теории деятельности потребности рассматриваются в двух аспектах:

1) потребность - то, что направляет и регулирует конкретную деятельность (в том случае, если известен предмет, удовле­творяющий этой потребности, деятельность является актив­ностью, направленной на достижение этого предмета);

2) потребность как внутреннее условие, обязательная предпо­сылка любой деятельности (состояние нужды организма в чем-либо, что лежит вне его и является необходимым усло­вием его функционирования; это состояние вызывает бес­покойство и ненаправленный поиск предмета потребности и выполняет функцию побуждения, активизации всех сис­тем организма).

Только в результате обнаружения предмета, отвечающего со­стоянию потребности, возникает направленная на достижение это­го предмета (или, наоборот, избегания - частный случай) деятель­ность, регулируемая уже определенной потребностью.

Определенные потребности превращаются в мотивы. Мотив и есть предмет потребности. Появление мотива принципиально меня­ет тип поведения: из ненаправленного, поискового оно превращает­ся в направленное. Оно направлено на предмет или от него - если предмет опасен.

Следует подчеркнуть, что определение мотива как предмета потребности не предполагает наличие обязательно материального предмета, вещи. Предмет может быть идеальным: научная идея, ху­дожественный замысел и т.д. Мотивы приводят к образованию целей, а осознанная цель за­пускает действие. Сами же мотивы не всегда осознаются. Поэтому можно выделить осознаваемые и неосознаваемые мотивы.

Примерами осознаваемых мотивов могут быть большие жиз­ненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов жизни. Существование таких мотивов харак­терно для зрелых личностей.

Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании, но в особой форме - в форме эмоций и личностных смыслов.

В теории деятельности эмоции - это отражение отношения ре­зультата деятельности к ее мотиву. Если, с точки зрения мотива, деятельность проходит успешно, то возникают положительные эмоции, а если неуспешно, - отрицательные.

Таким образом, эмоции - важный показатель неосознаваемых мотивов - могут быть ключом к их разгадке. И работа по осозна­нию мотивов может происходить на основе анализа эмоций (по ка­кому поводу они возникали и какого свойства они были: положи­тельные или отрицательные).

Личностный смысл - это переживание повышенной субъектив­ной значимости предмета, действия, события. Личностный смысл обнаруживается тогда, когда нейтральный объект начинает пере­живаться как субъективно очень важный. Сильный мотив вовлека­ет в поле своего действия большой круг предметов, которые стано­вятся личностно значимыми.

Работа по осознанию собственных мотивов (рефлексия) очень сложна. Она требует интеллектуального и жизненного опыта, а иногда и мужества. Результатом такой работы является самопозна­ние, самоусовершенствование и в целом - повышение личностной и профессиональной компетентности преподавателя.

Знание основ теории деятельности позволит нам в дальнейшем содержательно анализировать реальную и нормативную деятель­ность врача-педагога.

Под нормативной деятельностью мы понимаем не стереотип­ную, алгоритмизированную, жестко детерминированную деятель­ность, но такую, которая содержит в себе смыслы, мотивы, цели, ее основные действия, операции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.