КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогическое общение. Цели, задачи и содержание деонтологического воспитания как формы нравственного развития студентов-медиков
Цели, задачи и содержание деонтологического воспитания как формы нравственного развития студентов-медиков. Цели, задачи и содержание деонтологического воспитания как формы нравственного развития студентов-медиков связаны с этизацией и гуманизацией их профессионального сознания и деятельности. Этот процесс предполагает следующее: — > освоение основных принципов ценностно-смыслового подхода врача к пациенту; — > понимание роли ценностно-смысловых и этических факторов в медицинской деятельности; — > осознание значения этической (духовно-нравственной) культуры врача в формировании концепции «Я - врач» и в профессиональном самоопределении; —> осмысление взаимосвязей личностного и профессионального роста врача; — > умение использовать принципы ценностно-смыслового подхода к пациенту в разрешении и предупреждении медико-деонтологических казусов; — > умение оказывать психотерапевтическое воздействие на пациента с помощью принципов биоэтики и деонтологии; —> умение психологически и этически грамотно решать медико-деонтологические задачи на смысл. Моральные требования, адресованные врачу как члену общества, в каждую историческую эпоху обретали свои характерные отличия. Религиозные, культурные, социальные, экономические традиции различных народов формировали понимание нравственных норм и оценок работы врача. Главный же моральный принцип - облегчение страданий больного человека, - как правило, оставался неизменным. Древнейшие трактаты, в которых излагаются моральные требования и права врача, - это свод законов вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), древнеиндийские медицинская энциклопедия «Аюрведа» (IX—III вв. до н.э.) и постановления Ману (II—I вв. до н.э.), труды древнегреческих врачей-мыслителей Гиппократа, Асклепиада, Галена, римского врача Цельса и т.д. Уникальный положительный вклад в развитие моральных традиций врачевания внесло христианство. Оно очистило медицинскую науку от всякого рода ложно-мистических, мифологических, языческих и откровенно сатанинских воззрений и техник, обогатило профессию врача своим учением о человеке, его природе и личности, о духовном смысле болезни и врачевания. В Церкви родилась неповторимая, христиански ориентированная этическая и духовная культура врача [71, 23, 24]. На становление моральных принципов медицины повлиял также ислам в лице средневековых арабских мыслителей и врачей Ибн-Сины (Авиценны) (X-XI вв.), Ар Рази (X в.), Ибн-Аль-Талмида (XII в.) и других. Кроме того, упомянем западноевропейские модели врачебной этики Парацельса (XV-XVI вв.) и Канта (XVIII в.). В 1834 году английский философ и правовед И. Бентам в книге «Деонтология, или наука о морали» впервые употребил термин «деонтология» (от греч. deontos - должное, надлежащее; logos -наука). В дальнейшем совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников стала называться медицинской деонтологией. Последняя включает в себя круг вопросов, входящих в рамки служебных обязанностей медперсонала: соблюдение врачебной тайны, ответственность за жизнь и здоровье больных, характер взаимоотношений с коллегами, пациентами, их близкими и т.д. В отличие от медицинской этики, деонтология имеет черты узкой специализации, например: деонтология терапевта, педиатра, стоматолога. Основной принцип деонтологии ~ это фактически «золотое правило» христианской этики в приложении к врачеванию: относись к больному так, как хотелось бы, чтобы в аналогичной ситуации относились к тебе. Данный принцип восходит к Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 12). В 1969 году американский биолог В. Поттер вводит в употребление два новых термина - «биомедицинская этика» и «биоэтика». Первый призван отделять традиционные взгляды на этические проблемы от подходов, привнесенных в биологию и медицину научно-технической революцией; второй - проецировать все эти воззрения непосредственно на медицинскую теорию и практику. Впоследствии одни исследователи отождествляют данные термины, другие - видят в биомедицинской этике часть биоэтики. В последнем случае под биоэтикой понимается систематическое изучение поведения человека, в частности врача, в области наук о жизни и медицине в свете моральных принципов и ценностей. Зарубежный ученый Р. Мур отмечает, что медицинская этика есть общечеловеческая этика, касающаяся медицинской деятельности, без каких-либо особых принципов, методов или правил. Это -«старая этика, пытающаяся найти свое место в новых, часто трудных обстоятельствах» [ 100]. Традиционно принято считать, что врач просто обязан выполнять свой служебный долг. Поэтому проблемы биоэтики и деонтологии в медицинских вузах до последнего времени оставались «в тени», как не требующие специальной подготовки студентов. Верная постановка диагноза, выбор методов лечения, адекватность прогнозирования отодвинули моральные аспекты врачевания на второй план, словно некое подспудное приложение к собственно диагностическим и лечебным действиям. Здравоохранение, увы, накопило немало вопиющих примеров игнорирования требований врачебной этики. Врач действует деонтологически грамотно тогда, когда он самостоятелен (сам ставит цели), свободен (сам выбирает средства их достижения), сознателен (способен осознать то, что делает) и совестлив (выражая себя, не нарушает прав и свобод других людей). Эти параметры фиксируются в качестве целей-ценностей образования на базе культурологической доктрины [1; с. 16]. Подчеркнем: свободное, самостоятельное и сознательное поведение, не ограничивающее прав других людей, - это поведение совестливого человека. Крупный австрийский психолог Виктор Франкл говорит: «Воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации» [цит. по: 1; с. 11]. Совесть - одно из проявлений нравственного самосознания, голос нашего внутреннего «я», помогающий различать добро и зло, чувствовать и осознавать свою ответственность перед Богом за себя и за других. Воспитать совестливость - значит помочь человеку регулировать свои отношения к Богу, окружающему миру и самому себе с позиций высоких нравственных требований. Морально-нравственная и духовная зрелость является важной составляющей личностной зрелости. Согласно педагогической концепции морального развития Л. Кольберга, уровень морального развития определяется не только полнотой познания «моральных правил» и степенью освоения соответствующего типа поведения, но в первую очередь - мерой личного принятия моральных норм как ценностей и мотивами этого принятия. Соответственно выделяются 3 уровня морального развития, подразделенные каждый на 2 ступени. а) Доморальный уровень: => ориентация на покорность и избегание наказаний; => наивный гедонизм (ориентация на индивидуальные сиюминутные интересы и наслаждения). б) Уровень конформной морали: => ориентация на сохранение хороших взаимоотношений (мораль «хорошего мальчика); => ориентация на поддержание авторитета. в) Уровень совести и высоких нравственных принципов: => ориентация на общественный договор; => ориентация на совесть и справедливость. Совесть, правда и справедливость лежат в основе чувства сострадания. В недавнем прошлом словосочетание «врачебное милосердие» официально у нас было «принудительно забыто» и заменено на «помощь людям». Но помогать можно без жалости и понимания, даже ненавидя. Возродить в душе чувство милосердия - означает не только уберечь будущего врача от «духовной анестезии», от «эмоционального выгорания», но и научить его эмпатии, сопереживанию, сочувствию нуждам и внутреннему состоянию пациента, глубокому пониманию внутренней картины болезни. Совесть и сострадание - проявления духовно-нравственного начала в человеке; их воспитание имеет огромное значение. Особенность этого воспитания заключается в формировании положительных духовно-нравственных ценностей путем воздействия на эмоциональную и мотивационную сферу личности. Здесь крайне важно создать подходящие условия для раскрытия и изменения личности в ответ на определенные переживания. Исходя из вышеизложенного, мы полагаем, что самое главное в духовно-нравственном воспитании студентов-медиков - привить им такие ценностные ориентации и личностные смыслы, благодаря которым в своей жизни и практике они руководствовались бы принципами совести и сострадания. Именно это позволит будущему врачу видеть в больном человеке неповторимую, духовную и при этом страдающую личность с правом выбора собственной позиции, а не просто бездушный материал для научно-исследовательской или лечебно-диагностической работы. В этой связи духовно-нравственная культура врача призвана отстаивать право его личности действовать не только по закону или различным критериям биомедицинской этики, но и по совести, чувству сострадания. На наш взгляд, исключительно с позиций совести нужно анализировать биоэтические ситуации, в частности медико-деонтологические казусы и такие понятия, как «право на жизнь», «право на смерть», «право врача», «право пациента», «информированное согласие», «клонирование», «эвтаназия» и т.д. Следовательно, воспитание врачебной совести является стержнем этюации профессионального сознания и деятельности врача, а значит, целью преподавания биоэтики и деонтологии. Врачебная совесть позволяет действовать и по букве закона, и в соответствии с духом врачевания. Лишь тогда снимается противоречие между медициной как профессией и медициной как искусством. Устранив это противоречие, врач может правильно ответить на ключевые вопросы о смысле своей жизни и профессии. Поэтому содержание духовно-нравственного воспитания должно выходить на самые существенные, экзистенциальные проблемы человеческого бытия, чтобы компенсировать отсутствие в учебных программах тех мотивов, ценностей и смыслов, которые предельно значимы для личностного и профессионального роста. Усиление духовно-нравственных и культурологических аспектов необходимо для воспитания чистого нравственного облика врача и осмысления избранной им профессии. Колоссальная важность такого осмысления проходит лейтмотивом в исследованиях ряда авторов. Например, крупный отечественный патологоанатом И.В. Давыдовский придавал огромное значение философскому осмыслению сущности болезни. Именно благодаря этому он, в отличие от своих научных оппонентов, изучал болезнь не просто как сбой в организме, но как одну из сторон жизни человека со всеми присущими ей основополагающими принципами (единство организма и среды, приспособление к среде, саморегуляция, целостность, самодвижение, биологическая целесообразность и т.д.) [15, 16]. Итак, в осмыслении сути врачевания и в нравственном развитии студентов-медиков биоэтика и деонтология играют первостепенную роль. Они призваны стать полноправной частью духовно-нравственной культуры и гуманитарного образования врача, поскольку напрямую влияют на эффективность учебного процесса, а также на формирование профессионально-моральных ценностей и менталитета врача XXI века. 8.3. Вопросы для совместного обсуждения со студентами по теме «Мы и наши пациенты». Культура отношения врача к пациенту в зависимости от «образа» больного человека во врачебном сознании. Личное достоинство врача и пациента. 1. Насколько часто Вы задумываетесь над тем, какое отношение к пациенту формирует у врачей медицинское образование? 2. Считаете ли Вы, что медицинское образование учит врача видеть в пациенте объект приложения профессиональных знаний, навыков и умений? 3. Считаете ли Вы, что медицинское образование учит видеть в пациенте союзника в борьбе с недугом? 4. Вы согласны, что отношение врача к больному как к совокупности патологических симптомов является приемлемым? 5. Вы согласны, что отношение врача к пациенту как к клиническому случаю не сочетается с теплым, сердечным участием к нему? 6. Вы считаете, что изучение закономерностей жизнедеятельности организма позволяет увидеть в больном человеке страдающую личность? 7. Вы согласны, что больной, выдавая врачу «аванс доверия», подчас вынужден раскрывать глубоко личные тайны? Целостность и единство природы человека. Осознание физического и духовного «я», разотождествление болезни и больного человека, лечения организма и личности. Психолого-антропологические аспекты медицины. 1. Насколько Вы согласны, что лечение человека - это лечение его организма? 2. Вы считаете, что больной человек - это человек плюс его болезнь? 3. Насколько Вы согласны, что физический организм - только часть человека? 4. Считаете ли Вы, что нормальная анатомия и физиология здорового человека отличаются удивительной гармонией и совершенством? 5. Вы согласны, что оригинальность и неповторимость человека как биологического вида может приводить к мысли о нем как о чудесном творении Божием? 6. Совместима ли психологическая уникальность человека с воззрением на него как на объект? Ценность и уникальность человеческой жизни. Моральный статус плода. 1. Имеет ли человек право на жизнь с момента оплодотворения? 2. Человеческий эмбрион в первые три месяца беременности -это просто биомасса? 3. Человеческий эмбрион в первые три месяца беременности -это часть материнского организма? 4. Является ли человеческий эмбрион в первые три месяца беременности человеком, развивающимся в организме матери? 5. Можно ли расценивать человеческий эмбрион с момента зачатия как полноправного пациента? 6. Насколько Вы согласны, что эмбрион, убиваемый при аборте, испытывает мучения? 7. Согласны ли Вы, что человеческий эмбрион активно сопротивляется при аборте? 8. Вы согласны, что аборт без медицинских показаний - это единственная операция, в которой сам по себе организм женщины не нуждается? 9. Можно ли рассматривать угрызения совести как психологическое послеабортное осложнение? 10. В какой мере Вас волновали бы угрызения совести женщины, сделавшей аборт, если бы эту операцию произвели Вы? 11. В какой мере Вас тревожат нравственные аспекты аборта? 12. Какую степень ответственности за аборт несет отец ребенка? 13. Вы согласны, что узаконенный аборт (без медицинских показаний) есть преступление с точки зрения нравственности? 14. Вы согласны, что религия справедливо осуждает аборт по прихоти женщины как страшный грех? 15. Этично или не этично участвовать врачу в движении против абортов? 16. Этично или не этично клонирование человека, подобно животным? Ценностно-смысловая природа болезни. Духовный смысл болезни и смерти, его значение для самосознания врача и пациента. 1. Вы согласны, что пациент часто ищет ответ на вопрос: «За что я страдаю»? 2. Есть или нет смысла в вопросе: «Для чего я страдаю»? 3. Приводит ли к болезни асоциальное поведение? 4. Предрасполагают ли к болезни сексуальные извращения? 5. Является ли половая распущенность фактором риска болезни? 6. Может ли болезнь быть расплатой за нарушение нравственных норм? 7. Может ли болезнь быть расплатой за пренебрежение к общечеловеческим ценностям? 8. Может ли болезнь быть расплатой за преступление христианских заповедей, за грех? 9. Может ли грех быть своего рода предболезнью личности, порождающей психосоматическую патологию? 10. Может ли соблюдение нравственных норм быть своего рода профилактикой заболеваемости? 11. Какое внимание врачи уделяют смысловым аспектам заболевания при изучении анамнеза, истории болезни и жизни пациента? 12. Способна ли тяжелая болезнь, близость смерти заставить человека переосмыслить свою жизнь? 13. Способна ли тяжелая болезнь, близость смерти склонить человека к попытке исправить самого себя? 14. Способна ли тяжелая болезнь, близость смерти подтолкнуть человека к исправлению содеянных ошибок? 15. Вы согласны, что перед лицом смерти обесцениваются материальные ценности? 16. Вы согласны, что перед лицом смерти возрастает значение духовных ценностей? 17. Может ли тяжелая болезнь, наступление смерти подвигнуть человека обратиться к Богу? 18. Насколько Вы согласны, что душа человека умирает вместе с его телом? Духовный облик, призвание, долг и совесть врача. Роль религии в становлении профессионального самосознания врача. Опыт пастырского попечения о больных и его значение в современной медицине. 1. Вы согласны, что высокий профессионализм врача предполагает его высокую духовно-нравственную культуру? 2. Насколько взаимосвязаны профессиональный рост и личностный рост врача? 3. Полезно ли врачу, делая назначение больному, спросить себя: «Допущу ли я то же самое по отношению к себе, если окажусь в его положении?» 4. Согласны ли Вы, что со временем у постоянно практикующего врача может возникнуть «духовная анестезия» (привыкание, нечуткость к страданиям пациента)? 5. «Духовная анестезия» - это профессиональная патология врача? 6. Может ли вера врача в Бога быть психотерапевтическим фактором, препятствующим «духовной анестезии»? 7. Может ли вера врача в Бога помочь врачу быть милосерднее, сострадать положению и нуждам больного? 8. Врачевание - это своего рода «жизненный крест»? 9. Считаете ли Вы, что в служении врача и священника много общего? 10. Считаете ли Вы, что характеристика «Врач милостью Божией» - глубже, чем просто комплимент или иносказание? 11. Интересует ли Вас христианское учение о человеке? 12. Интересует ли Вас христианское учение о болезни и врачевании? 13. Интересует ли Вас христианское учение об умирании и смерти? 14. Интересуют ли Вас христианские методы исцеления больных? ГЛАВА 9.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |