Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка результатов. Исследование ситуативной и личностной




Исследование ситуативной и личностной

Практические задания.

тревожности (опросник Спилбергера).

Данный тест используется для измерения тревожности как психического состояния (ситуативная тревожность), которое может возникать при определенных условиях и сменяться другими со­стояниями, и тревожности как устойчивой индивидуальной харак­теристики (личностной черты). Соответственно этим двум измеряе­мым переменным в тесте предусмотрены две шкалы.

Инструкция. «Прочитайте утверждение и выберите наиболее подходящий Вам ответ. В таблице указано количество баллов, ко­торое присваивается за выбранный ответ».

 

  Выбираемые ответы  
    Нет, это не верно Пожа­луй, так Верно Совер­шенно верно  
Шкала ситуативной тревожности  
I. Я спокоен          
2. Мне ничто не угрожает          
3. Я нахожусь в состоянии напряжения          
4. Я внутренне спокоен          
5. Я чувствую себя спокойно          
6. Я расстроен          
7. Меня волнуют возможные неудачи          
8. Я чувствую душевный покой          
9. Я встревожен          
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения          
11. Я уверен в себе          
12.Я нервничаю          
13. Я не нахожу себе места          
14. Я взвинчен          
15. Я не чувствую скованности и напряжения          
16. Я доволен          
17. Я озабочен          
18. Я слишком возбужден и мне не по себе          
19. Мне радостно          
20. Мне приятно          
Шкала личностной тревожности
21. У меня бывает приподнятое настроение          
22. Мне ничто не угрожает          
23.Я легко могу расстроиться          
24. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие          
25. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть          
26. Я чувствую прилив сил, желание рабо­тать          
27. Я спокоен, хладнокровен и собран            
28. Меня тревожат возможные трудности            
29. Я слишком переживаю из-за пустяков            
30. Я бываю вполне счастлив            
31. Я все принимаю близко к сердцу            
32. Мне не хватает уверенности в себе            
33. Я чувствую себя беззащитным            
34. Я стараюсь избегать критических си­туаций и трудностей          
35. У меня бывает хандра          
36. Я бываю доволен          
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня          
38. Бывает, что я чувствую себя неудачни­ком          
39. Я - уравновешенный человек          
40. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах          

По приведенной ниже таблице определяется количество на­бранных испытуемым баллов по каждой шкале в отдельности, ко­торые делятся на число 20. Полученные два индекса рассматрива­ются как показатели ситуативной и личностной тревожности соот­ветственно. По Moor (1995) шкала ситуативной тревожности может использоваться для измерения дентофобии.

Ключ для оценки выраженности ситуативной и личностной тревожности (по Немову) приводится ниже.

 

Номер су­ждения Ситуативная тревожность (ответы) Номер суждения Личностная тревожность (ответы)
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Выводы об уровне развития.

3,5-4,0 балла- очень высокая тревожность.

3,0-3,4 балла - высокая тревожность.

2,0-2,9 балла - средняя тревожность.

1,5-1,9 балла - низкая тревожность.

0,0-1,4 балла - очень низкая тревожность.

Вопросы к главе

1. Какие проблемы решает психодиагностика?

2. Какие существуют методы психодиагностики?

3. Какие существуют типы тестов? Дайте им характеристику.

4. Какие требования предъявляются к психологическим тестам?

5. Какие особенности невербального поведения следует учи­тывать при наблюдении?

6. Укажите основные правила проведения интервью.

7. Укажите основные правила проведения клинической беседы.

8. Какие существуют типы психометрических шкал?

9. Дайте характеристику личностного теста MMPI.

10. Дайте характеристику личностного теста Кеттелла 16PF.

ГЛАВА 8.

 

ПРОБЛЕМЫ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

 

Духовно-нравственная составляющая врачебной деятельности -одна из основ профессионализма современного врача. Понимание целей, задач, содержания и характера психолого-педагогических ус­ловий духовно-нравственного развития студентов-медиков, умение их создавать - это глобальная проблема высшего медицинского об­разования в области этизации и гуманизации сознания и деятельно­сти будущих российских врачей. Эта проблема одинаково значима для всех кафедр медицинских вузов. Так, на кафедре педагогики и психологии МГМСУ она специально изучается в рамках диссертаци­онного исследования «Введение в духовную культуру врача» (ст. преп. Зорин, научный руководитель - проф. Кудрявая), идет работа над созданием образовательной программы для студентов лечебного факультета, несколько лет проводится экспериментальное обучение.

В наши дни высокая духовно-нравственная культура не мыс­лима вне осознания человеком смыслов, ценностей, мотивов чело­веческого существования как такового и, по большому счету, явля­ется залогом физического и психического здоровья. «... Понимание человеческих мотиваций, - говорит известный психолог Эрих Фромм, - должно вытекать из понимания общей характеристики смысла человеческого существования, то есть проблемы человече­ского существования в целом» [89; с. 52].

Со времен Гиппократа общепризнано и бесспорно, что «нрав­ственная культура врача - это не просто заслуживающее уважение свойство его личности, но и качество, определяющее его профес­сионализм» [70]. К особенностям медицинского профессионализма относится то, что его совершенствование стимулируется моральны­ми мотивами (милосердием, альтруизмом, заботой о человеке, стремлением спасти и сохранить жизнь и т.д.). В любой другой профессии «нет столь осмысленного нравственного целеполагания профессиональной деятельности» [72].

«Утрата морального смысла медицинской деятельности равно­сильна потере ее полноты и целостности»[70]. А это чрезвычайно опасно, т.к. превращает медицину в своего рода «полунауку». Дея­тельность настоящего профессионала обязательно включает в себя «компоненты научной компетентности и добродетели» [70]. Про­фессионал, выполняющий долг добровольно и осмысленно, в отли­чие от врача-технаря, исполняющего обязанности механически и бездумно, «осваивает реальность морально-этического знания и от­стаивает ценности своей профессии» [69].

Таким образом, этизация врачебного сознания и деятельно­стиодно из коренных условий образования врача-профессиона­ла. Подлинный профессиональный рост немыслим вне личност­ного роста. Поэтому требуется особая ценностно-смысловая, нрав­ственно ориентированная, этическая доминанта в высшем меди­цинском образовании. Она должна сменить прежнюю нормативно-регулятивную доминанту и способствовать воспитанию у врача вы­соких моральных качеств, без которых профанируется его благо­родная профессия. Вот почему духовно-нравственная ориентация — не придаток, а необходимая ценность и в мировоззренческом, и в педагогическом, и в профессиональном планах.

Только так может быть решена проблема гуманизации врачева­ния. Под гуманизацией врачевания мы понимаем развитие у врача та­ких личностных качеств (милосердие, альтруизм, ответственность, со­вестливость и т.д.), при которых гуманные принципы отношения к че­ловеку фактически воплощались бы в теоретической и практической работе врача. Это и делало бы врача настоящим профессионалом.

Гуманизацию и этизацию высшего образования обеспечивает его гуманитаризация, т.е. усиление гуманитарного компонента образования. По нашему мнению, гуманитаризация - основа духов­но-нравственного воспитания личности врача.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.