КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И деятельности врача. Профессионального сознания
Профессионального сознания Деэтизация и дегуманизация Низкий уровень духовно-нравственной культуры неизбежно приводит к деэтизации профессионального сознания и деятельности врача. Деформируется не только его клиническое мышление, но и моральные устои. Это выражается в трех планах: а) в социальных установках врача по отношению к пациенту; б) в моделях отношений врач - пациент; в) в медико-деонтологических казусах. Для наиболее полного соблюдения правил биоэтики и деонтологии, построения продуктивных взаимоотношений с пациентом врачу необходимо отчетливо представлять и учитывать весь комплекс его субъективных переживаний, связанных с болезнью. Совокупность эмоциональных, волевых, интеллектуальных и ценностно-смысловых психических явлений, связанных с осознанием, переживанием и отношением к болезни, называется внутренней картиной болезни (ВКБ). Деэтизация и дегуманизация профессионального сознания и деятельности из-за игнорирования ВКБ формирует у врача определенные социальные установки по отношению к пациенту. Эти установки отражают общую ориентацию, предрасполагающую врача к определенным (в данном случае - объектного типа) действиям относительно больного. В свою очередь, деформированная культура профессиональных межличностных контактов искажает смысл врачевания. Социальные установки составляют стержень моделей отношений врач-пациент. Американский исследователь Роберт Вич описал четыре таких модели: техническую, патерналистскую (сакральную), коллегиальную и контрактную [101]. Впоследствии к ним добавилась пятая (договорная) модель, предложенная Р. Вичем [102] и развитая Уильямом Меем [99]. 1) Техническая модель целиком построена на отношении врача к пациенту как к объекту. Врач устраняет какую-либо «неполадку» в организме больного подобно тому, как слесарь чинит водопроводную трубу. Это типичный нозоцентрический подход, в основе которого находится не больной, а болезнь. Врач прагматически интересуется только клиническими фактами, игнорируя ценностно-смысловые аспекты болезни (в первую очередь - страдания пациента). Клиническое суждение превалирует над моральным выбором. В процессе принятия решения ключевые, сущностные человеческие факторы, например религиозные воззрения, не учитываются. Предельное воплощение данного подхода - опыты нацистских врачей над заключенными концентрационных лагерей. Ради интересов третьего Рейха врачи-фашисты демонстративно пренебрегали общечеловеческими ценностями, вплоть до крайней «беспристрастности». 2) В патерналистской (сакральной) модели врач лечит даже взрослого пациента как ребенка, причем без уважения к автономии его личности. Доктор ведет себя, будто имеет неоспоримое моральное превосходство, и потому широко использует административно-командные методы подчинения пациента. При этом на словах декларируется, что врач обязан соблюдать моральные принципы: приносить пользу, а не вред; защищать личную свободу и достоинство пациента; говорить только правду; держать свои обещания и т.д. Однако исполнение всех означенных положений возложено исключительно на врача. Это требует от него высочайших моральных качеств. 3) В коллегиальной модели врач сотрудничает с пациентом как с коллегой, который доверяет ему и помогает решить общую задачу -ликвидировать болезнь и восстановить здоровье. Но этнические, социальные, экономические, ценностные и другие различия препятствуют достижению подлинного взаимопонимания и коллегиальности между врачом и пациентом, затрудняют реализацию принципа общих интересов и взаимного доверия. 4) В контрактной модели вне установленного контракта врач не несет абсолютно никаких обязательств перед пациентом. Все действия врача жестко регламентированы. Он является поставщиком медицинских услуг, а пациент - клиентом, покупающим эти услуги. Однако в понятие контракта не вкладывается чисто юридический смысл. Скорее это - символ: некое соглашение, традиционный обет, который подразумевает соблюдение принципов свободы, достоинства, честности, справедливости и т.д. По мысли Р. Вича, данная модель позволяет избежать отказа от морали со стороны врача (в технической модели), ущемления моральных прав пациента (в патерналистской модели), а также зачастую обманчивого и неконтролируемого равенства (в модели коллегиального типа). Отношения с врачом на основе контракта оставляют за пациентом право на выбор и управление своей жизнью и судьбой. Если такие отношения противоречат требованиям врачебной совести или взаимное доверие утрачивается, врач расторгает контракт либо не заключает его вовсе. 5) Договорная модель представляет собой сплав положительных особенностей двух предыдущих моделей. Договор врача и пациента строится на принципах взаимного согласия и доверия, поэтому врач не может расторгнуть его в одностороннем порядке. Такая модель менее формальна и более человечна. Она подразумевает моральную чистоплотность и пациента, и врача. Совершенно очевидно, что в технической и патерналистской моделях врачебное сознание и деятельность деэтизируются, а морально-нравственные нормы - деформируются. Врач руководствуется социальными установками объектного типа по отношению к пациенту. С этим и связаны отрицательные черты данных моделей. В коллегиальной же, контрактной и особенно договорной моделях преобладает субъектный тип отношения врач-пациент, что делает их предпочтительными. В первых двух моделях врач не способен критически анализировать медико-деонтологические казусы, т.е. такие ситуации, в которых врачу необходимо принять решение, правильное с точки зрения морали и нравственности. А сделать это очень трудно, поскольку такое решение всегда требует определенного выбора. Алгоритмов же, механических приемов или компьютерных программ, обеспечивающих верные ответы в ситуациях морального сомнения, не существует. Таким образом, деэтизация и дегуманизация профессионального сознания и деятельности врача деформирует его моральные установки и препятствует нахождению правильных ответов на вопросы морали. Из этого следует, что врачу становится труднее исполнять свои моральные обязательства по отношению к коллегам, пациентам и их родственникам. Суть этих моральных обязательств изложена в основных принципах биомедицинской этики [5]: 1) принцип уважения автономии личности; 2) принцип милосердия; 3) принцип «не навреди»; 4) принцип справедливости; 5) принцип правдивости; 6) принцип конфиденциальности. В идеале эти принципы должны являться нравственным стержнем отношений врач - пациент. В противном случае мы говорим о той или иной степени деэтизации и дегуманизации профессионального сознания и деятельности врача, прежде всего - его контактов с пациентами. Споры в этических дискуссиях, а следовательно, наибольшее число медико-деонтологических казусов преимущественно связаны с вопросом определения начали и конца человеческой жизни. Конфликт технических возможностей и этических принципов драматичнее всего развертывается в сфере воспроизводства человеческой жизни. В России до сих пор официально не определен моральный статус человеческого эмбриона. Внедрение в практику новейших биомедицинских технологий, в частности контрацепции и стерилизации, ведет к падению ценности человеческой жизни. Заготовка «запасных» зигот с последующим уничтожением «ненужных» - условие процедуры искусственного оплодотворения. Превращение зародышей в фармацевтическое «сырье» - основа фетальной терапии. Отрицательный результат пренатальной (дородовой) диагностики, которая отнюдь не застрахована от ошибок, - показание для преднамеренного уничтожения эмбриона. Указанные технологии сопряжены с искусственным прерыванием беременности. Поэтому проблема аборта, особенно медицинских и немедицинских показаний к нему, - одна из самых главных и острых в биомедицинской этике. Также очень остро медицина сталкивается с вопросами морального отношения к смерти. Имеются в виду формирование нового надежного критерия смерти, эвтаназия, право на «лжесвидетельство» в онкологии, право на донорство в трансплантологии и т.д. Современные реанимационные мероприятия могут не только «возвращать» больных из состояния клинической смерти и предотвращать биологическую смерть, но и обрекать на длительное продление умирания. Активная и пассивная эвтаназия входит в здравоохранение как особое медицинское «лечение». Это объясняется двумя факторами: во-первых, прогрессом реаниматологии, работающей уже в режиме «управления умиранием», а во-вторых - обесцениванием прежних духовных ценностей и моральных приоритетов и появлением новых, в центре которых стоят права человека (в том числе «право на смерть»). Помимо вышеназванных медико-деонтологических казусов, существует ряд других. Они связаны с этическими проблемами, возникающими при половом воспитании, технологических вмешательствах в геном человека (клонирование), злоупотреблении психиатрическими методами лечения, экспериментах над людьми и т.д. Деэтизация и дегуманизация профессионального сознания и деятельности врачей затрудняют разрешение всех перечисленных казусов и, продуцируя объектное отношение к человеку, накладывают серьезные негативные отпечатки на отношения врач - пациент [31; с. 164-165], а именно: 1) препятствуют врачу осознать себя и своего пациента духовной уникальной личностью, обедняют внутренний мир и саморефлексию; 2) поощряют видеть в больном не личность, а вещь, объект приложения профессиональных знаний, навыков и умений; 3) осложняют медработникам и пациентам реализацию своих прав и свобод (прежде всего духовных), закрепленных во Всеобщей декларации прав и свобод человека, декларациях Всемирной медицинской ассоциации, Международных кодексах медицинской этики, в клятве Гиппократа; 4) деформируют клиническое мышление доктора; 5) инспирируют узколобый фельдшеризм, психологизм, биологизм и прочие ложные ориентации; 6) задают обезличенно-формальный, утилитарно-прагматический стиль отношений с пациентом; 7) нивелируют психотерапевтическое значение деонтологического фактора; 8) не способствуют развитию целостных представлений о природе и сущности человека; 9) суживают в сознании врача клиническую картину больного человека до клинической картины болезни; 10) создают иллюзию всезнания и достаточности для эффективного врачевания только объективных естественнонаучных данных; 11) приводят к отказу от традиционной медицины в пользу оккультных, псевдодуховных, парапсихологических (экстрасенсорных), а подчас откровенно сатанинских учений и методов врачевания; 12) препятствуют духовному обогащению лучшими традициями христианской медицины; 13) мешают гуманному разрешению медико-деонтологических казусов и задач на смысл (см. Приложение 5).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |