КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЭПОХа БАРОККО
IV.2. становление КУЛЬТУРы НОВОго ВРЕМени. 1. Культурно-исторический тип ― Новое Время. 2. Предпосылки формирования эпохи Барокко. 3. Особенности барокко как художественного стиля. 4. Эпоха Барокко в России. 5. Украинское барокко. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: Новое Время, секуляризация, рационализм, гео- и гелиоцентрическая картины мира, эпоха Барокко, всеобъемлющий стиль, эклектика, "казацкое барокко". 1. П роизошедший в конце Средневековья, кризис стимулировал две духовные революции: Ренессанс ― "революцию верхов, элиты", которая получила свою реализацию в народе в виде "смеховой" культуры, и Реформацию ― "народную революцию", которая в среде культурной элиты реализовалась в тонких духовных ценностях и высокой нравственности в противовес настроениям, царившим в тогдашней католической церкви. На этой основе сформировался новый культурно-исторический тип,объединивший XVII, XVIII и XIX века ― культура Нового Времени. Таким образом, Возрождение, которое представляется нам самоценной и самодостаточной культурно-исторической эпохой, некоторые культурологи склонны рассматривать как переходный этап к культуре Нового Времени. Каждый из трех веков культуры Нового Времени представляет собой относительно самостоятельный культурно-исторический период: «XVII век ― эпоха Барокко; «XVIII век ― эпоха Просвещения; «XIX век ― эпоха научно-технических революций. При этом можно выделить характерные особенности, присущие культуре Нового времени в целом: · окончательное утверждение капиталистических отношений в обществе и человека нового ― протестантского типа; · секуляризация ― освобождение общественного сознания и общественной жизни, интеллектуальной деятельности и художественного творчества от церковного влияния. Если в Средние Века мир сакральный (божественный) был выше мира профанного (земного), если до этого все сферы жизни были пронизаны духом божественного, то теперь утвердилась идея: " я ― человек, и ничто человеческое мне не чужд о"; · сциентизм [от лат. scientia ― знание, наука] ― окончательное утверждение научного мировоззрения и главенствующей роли науки в социокультурном прогрессе человечества. Вместе с заменой геоцентрической модели мироздания гелиоцентрической приходит осознание того, что и человек ― не центр мироздания, как это считали древние греки, а следом за ними, и деятели Возрождения; · рационализм [от лат. rationalis ― разумный] и реалистичность мировосприятия ― признание разума решающим и даже единственным источником истинного знания; · изменение системы образования, ставшего более доступным, более светским, в основу которого была положена научная картина мира; · эпоха географических открытий символизировала "разрыв" вертикальной связи между миром людей и Богом, перераставший в развитие связей по горизонтали ― человек "оглядывается" вокруг, становится "господином" Земли и начинает активно ее осваивать; · динамизм культуры: каждый век этого культурно-исторического этапа ― своеобразный культурный скачок. Возьмем, к примеру, научно-техническую сферу: XVII век ― взрыв теоретических научных знаний в Европе, открытия в области биологии, медицины и особенно математики; XVIII в. ― рост социальных наук; XIX в. ― революционное развитие техники и технологий; · новаторство и перспективность ― культура все более устремлена в будущее, ориентируясь на профанный мир. Появляется пренебрежение к опыту предыдущих поколений, стремление противостоять традициям, что предопределило многие нравственные проблемы современного человека; · стилевое многообразие в художественной культуре; · утверждение либерально-демократических ценностей, во многом обусловленное повышением доступности образования. Когда человек образован, у него появляется "собственное мнение", стремление к отстаиванию своих прав, а это, в свою очередь, ведет к утверждению индивидуализма; · культура Нового Времени стала единственным типом подлинно западноевропейской культуры и европейского типа мировоззрения. Отсюда ― присущий этой эпохе евроцентризм. 2. Эпоха Барокко (XVII век) ― одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью, эмоциональной напряженностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Это ― не просто время перехода от эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) к эпохе Просвещения (XVIII в.), а значительная самостоятельная фаза в развитии европейской культуры. В начале XVII века культурно-историческому типу Средневековья еще не пришло на смену целостное созревшее новое. Отшумела эпоха Возрождения, отгремела эпоха Реформации, в результате которых не столько сформировалось новое, сколько было разрушено многое из старого. И на этих обломках в муках и тревоге стало вырастать нечто, что в последствии назовут барокко. Существует несколько версий происхождения термина "барокко": · от итальянского "baruecco" ― жемчужина неправильной формы; · "baroco" ― одна из форм религиозно-догматического рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином; · от итальянского "barocco" ― грубый, неуклюжий, вычурный. В XVIII веке термин приобрел значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное. В середине XIX века барокко начинают рассматривать как исторический стиль, закономерный этап в развитии искусства позднего Возрождения. В конце XIX века происходит настоящее "открытие" барокко. За этой эпохой признали право на существование как особого художественного явления, самостоятельного целостного художественного стиля, проявившегося в самых разных областях культуры. В начале XX столетия пробуждается интерес к местным национальным вариантам барокко, устанавливаются исторические границы эпохи, ее периодизация. Для нашей современности, смутной, неопределенной, сверхдинамичной, жаждущей стабильности и упорядоченности, эпоха Барокко необычайно близка по духу. При всей неравномерности культурного развития разных стран (что и будет определять национальные особенности духовной жизни, создание национальных философских, художественных школ), есть нечто общее, что их роднит, и это общее лежит в области мироощущения и миропонимания. Рассмотрим те изменения переходного периода, которые стали идеологическим и мировоззренческим основанием культуры эпохи Барокко. В XVII веке все европейские страны развиваются в одном направлении ― от феодализма к капитализму, правда, характер развития был резко неравномерным и нередко принимал остродраматические формы. Именно с этого времени впервые намечаются контуры единого мирового культурно-исторического процесса. Раскол западной христианской церкви на протестантов и католиков, борьба вероучений, отражающих интересы разных классов (католицизм выражал феодальные интересы, протестантизм ― буржуазные), привели к еще большему ослаблению духовной силы религии, ее влияния на разные сферы культуры, противопоставлению духовной и светской культуры. На смену целостности и гармонии, свойственным мироощущению эпохи Возрождения, приходит новый тип мироощущения, который видит в самом фундаменте вещей противоречие, разорванность, коллизию. Мир воспринимается в противопоставлении материального и духовного, природного и божественного, эмоционального и рационального. В философии разгорается противоборство диаметрально противоположных учений и принципов ― идеалистического (метафизика Декарта) и материалистического (материализм Гоббса, Локка, Бэкона). Гуманизм эпохи Возрождения трансформируется в новую мировоззренческую установку ― " трагический гуманизм ". Исчезает уверенность в неизбежном торжестве положительных начал жизни; обостряется ощущение трагических противоречий и проблемности существования человека в обществе и мире; происходит "расслоение" человека, привыкшего осознавать себя неотъемлемой частью своей социальной общности, на частного и родового, личностного и сословного. Все эти коллизии имели грандиозные последствия для общественного сознания эпохи (обыденного и философского самосознания, художественного мышления), формируя типично барочную картину мира. Барочный мир неустойчив, соткан из контрастов, подвержен стремительным и трудноуловимым преображениям. Личность человека (по меткому выражению Пауля Флеминга, немецкого поэта эпохи барокко) ― " одновременно нечто и ничто ". Все зависит от внешних воздействий, от природы, окружения, людской массы. Судьба неуправляема, поток времени неуправляем, его можно лишь наблюдать ― до тех пор, пока он не сметет наблюдателя. Случайность и хаос управляют Вселенной. В этом хаосе рождается и трагическое, и чудесно-мистическое, ярко и колоритно отражаясь в импульсивном и динамичном барочном искусстве. Таким образом, о барокко можно говорить и как о культурологической эпохе, и как о всеобъемлющем стиле в художественном отражении мира. 3. П оявление барокко как стилевого направления связано, в первую очередь, с католической Италией. Зрелищность стиля стала "приманкой", служащей целям возврата паствы в лоно теряющей авторитет католической церкви. Со временем стиль "выплеснулся" за пределы Италии, распространив-шись по всей Европе, и стал отражением глубинных не только религиозных, но и политических, экономических и социальных перемен. Специфическими чертами стиля барокко являются: · вычурная декоративность, пышность, орнаментализм, " боязнь пусто-ты ", приводящая к перегруженности деталями и декоративными эффектами; · красочность, насыщенность цветовой палитры; · повышенная эмоциональная напряженность и экспрессивность; · предпочтение драматическим и трагическим образам и сюжетам ― так, например, религиозная тематика раскрывается через сцены, связанные с мученичеством, чудесами и видениями; · парадоксальность [от греч. paradoxos ― странный, неожиданный], а в определенной мере и эклектизм выражены в "созвучии несозвучного". Под эклектикой [от греч. eclektikos ― выбирающий] понимается гармоничное сочетание разнородных стилевых элементов; · динамизм, яркая контрастность образов; · сложность форм, линии плавного, текучего излома, пришедшие на смену геометрической правильности и лаконичности линий Ренессанса. Для барокко характерно то, что произведения искусства, выполненные в этом стиле " активно стремятся соединиться с другими " (художественными формами), мастер этой эпохи мыслит и как скульптор, и как архитектор, и как декоратор одновременно. архитектурА барокко представлена помпезными парковыми и дворцовыми комплексами, храмами и общественными постройками, для которых характерны пространственный размах, массивность, праздничность, нагруженность формы орнаментальным декором. Яркими примерами барочной архитектуры XVII в. являются церковь Сант Иво в Риме (зодчий Борромини), грандиозная колоннада собор св. Петра, завершившая оформление гигантской площади по проекту скульптора и архитектора ЛоренцоБернини. В интерьере ведущим становится эмоционально активный кроваво-красный цвет, используется большое количество позолоты. Стены, потолки обильно украшаются фресковой росписью, картинами, скульптурным декором, декоративными тканями. Соответствуют духу эпохи и богато декорированные мебель, светильники, посуда, экипажи и другие предметы декоративно-прикладного ис-кусства. Синонимом устойчивости занимаемого места в мире и положения в обществе выступают роскошь и богатство. Даже государственные мужи и серьезные ученые облачаются в пышные парики, сложно скроенные и перегруженные бантами, кружевами и лентами костюмы. Монументальная барочная скульптура связана с архитектурной средой, во многом подчинена общему декоративному замыслу, хотя имеет и самоценное значение. Фасады зданий, окружающее и внутреннее пространство заполняются множеством статуй. Скульптура этой эпохи отличается значительностью идей и высокой степенью обобщения, стирает индивидуальность. Все ― от мученического выражения лица персонажа, до линии изгиба, складки ткани, декоративных элементов ― все направлено исключительно на подчеркивание эмоциональных переживаний. Форма во многом преобладает над содержательными мотивами, эмоции ― над рационализмом, поэтому произведения искусства будят в зрителе сомнения, страсти, которые лишены индивидуализма и являются универсальными для всех. Скульптурные композиции Бернини, такие как " Экстаз святой Терезы " (тема, к которой скульптор возвращался не раз), " Аполлон и Дафна " и др. ― истинные шедевры барочного искусства. В живописи во многом происходит отказ от прямолинейной перспективы для подчеркивания "бесконечности" пространства. Основные живописные сюжеты ― сцены из Священного писания, мифологические сцены, парадные портреты, насыщенные натюрморты и пейзажи. Сюжеты, как правило, трагичны, композиция перегружена множеством фигур, предметов и деталей. Преобладание чувств над разумом, проблемы жизни и смерти, бурная динамика, восхищение физической силой и красотой тела характерны для самых драматических произведений. В композиции зачастую отсутствует центральная фигура, человек-герой смещен с пьедестала, мир живописи отражает грандиозный круговорот жизни, отдельные фигуры в котором трудноопределяемы. Предтечей живописи барокко можно считать итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо. Полотна этого мастера отличает простота композиции, выраженный контраст света и тени, драматизм сюжетов, которые обращены к основным жизненным коллизиям: проблемам верности и предательства, жизни и смерти, вечной борьбы Добра и Зла. Так, на картине " Взятие Христа под стражу ", бывшей украшением экспозиции музея Западного и Восточного искусства г.Одессы (похищена в 2008 г.), зритель видел не божество, а страдающего, преданного всеми человека, судьба которого определена неизбежностью мучений и принята им самим. Караваджо также часто обращается к реалистическим сюжетам народного быта. В результате появляется целое течение в живописи ― караваджизм. XVII столетие отмечено становлением национальных художественных школ. Во Фландрии (современная Бельгия) центральная фигура в живописи ― Питер Пауль Рубенс. Современники называли его " королем художников и художником королей ". Характерные для барокко патетика, бурное движение, декоративный блеск, богатый колорит неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. Картины на религиозные и мифологические сюжеты (" Снятие с креста ", " Персей и Андромеда "), историко-аллегорические (цикл " История Марии Медичи "), проникнутые ощущением могучих природных сил пейзажи и сцены крестьянской жизни, полные живого обаяния портреты ― часть золотого фонда мировой культуры. Наряду с итальянской, фламандской, голландской, французской, очень влиятельной художественной школой была испанская. В творчестве испанских художников особое место занимают религиозные сюжеты, ведь Испания ― классическая страна католицизма. Начало века ознаменовано творчеством Эль Греко, работы которого (" Святое семейство ", " Моление о чаше ", " Распятие ") отличаются ярко выраженным своеобразием. Самый выдающийся художник "Золотого испанского века" ― Диего Веласкес, кисти которого принадлежат острохарактерные портреты, в том числе, представителей королевского дома, групповой потрет придворных дам " Менины ", выразительные религиозные и мифологические сюжеты, правдивые, опоэтизированные им сцены труда. Однако творчество Веласкеса нельзя однозначно отнести к барочному или любому другому стилю. В не меньше мере его можно считать представителем реалистического направления. Современники даже называли Веласкеса " художником Истины " ― Истины с большой буквы. А его " Венеру с зеркалом " ― первое в консервативном испанском искусстве изображение обнаженного женского тела ― можно считать великолепным образцом раннего классицизма. Эмоциональность и экспрессивность эпохи Барокко ярко вспыхнула в таком виде искусства как литература. Испанский творец мирового масштаба Сервантес своим главным романом " Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский " перекидывает мост между литературой Возрождения и барокко. А другой испанский писатель ― драматург Лопе де Вега (Вега Карпьо) уже полностью творит в духе эпохи барокко. Его произведения обращены к воображению и чувствам, а не к разуму (драма " Звезда Севильи ", комедия о любви " Собака на сене "). Драматургия XVII века наполнена новаторством и стремлением создать новые, до того неизвестные формы отражения действительности в театре. Имена целой плеяды известных творцов связаны с этим периодом: драматург Пьер Корнель (трагедии " Сид ", " Береника "); комедиограф Жан БатистМольер (пьесы " Тартюф ", " Мнимый больной ", " Дон Жуан "); Жан Расин (пьесы " Андромаха ", " Федра "). Литература барокко отразила поиск гармоничного социального устройства в форме романов- утопий [от греч. место, которого нет], в которых идеальное общество обнаруживалось на далеких островах, других планетах или в далеком будущем: " Город солнца " Томмазо Кампанеллы, " Новая Атлантида " Фрэнсиса Бэкона. Особого внимания заслуживает музыкальная жизнь эпохи ― чрезвычайно насыщенная, полнокровная, вышедшая за рамки XVII в. В барочной музыке просматривается тяготение к обобщающим и связывающим формам. Это выразилось в создании циклических форм (соната, концерт), многочастных произведений (опера). Возникает, как устойчивое направление, полифония [греч. многоголосие] ― гармоническое сочетание нескольких самостоятельных мелодических линий. Отражением духовной атмосферы эпохи Барокко в XVII в. стала музыка К. Монтеверди, Г.Шюца, А.Вивальди и др. В XVIII в. барочная музыка опирается на плечи двух гениев: И.С.Баха и Г.Генделя, раскрывших разные грани этого богатого стиля.
С течением времени в мировой культуре не ослабевает притягательность искусства барокко, ставшего одним из двух, так называемых, " больших " стилей Нового Времени. Традиции барокко продолжали жить и развиваться и в XVIII. и даже в XIX столетиях. Если взглянуть из нашего "исторического далека" на эту бурную эпоху, в ней не может не поразить внутренняя закругленность, завершенность, исчерпанность смысла, присущая всему барочному искусству. 4. Р аспространение барокко, как стилевого направления, в Восточной Европе связано преимущественно с архитектурой. В истории России XVII век зовется " бунташным ". Начался он со "Смутного времени" и великого разорения страны, закончился стрелецкими мятежами и кровавой расправой Петра I над противниками его реформ. Вместе с тем, последний допетровский век был озарен великолепным закатным светом угасавшей древнерусской культуры, постепенно транс-формировавшейся из традиционной средневековой в новоевропейскую. Особую роль при этом сыграл стиль барокко. Бывший в Европе католической реакцией на ренессансные и реформационные веяния, в России он стал переходом к секуляризованной культуре Нового Времени. В эволюции русского барокко выделяют три этапа: «допетровский период (XVII в.), называемый " нарышкинским " (этот этап связан преимущественно с архитектурой Москвы); «период сдержанного " петровского " барокко (первая пол. XVIII в.) связан, в основном, с архитектурой новой столицы ― Санкт-Петербурга; «пышное " елизаветинское " ― " высокое " российское барокко (вторая пол. XVIII в.), центром которого, как и в предыдущий период, был Санкт-Петербург. С сер. XVII века происходит плавная, постепенная европеизация российского общества и органичное усвоение современных достижений Запада. Нарышкинское барокко отличает творческое соединение традиционных русских образцов архитектуры с умелым и тактичным использованием отдельных западных приемов. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, прозападноориентированному боярскому родуНарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви, в который русские традиции переплелись с элементами нового для России стиля барокко. Одним из самых известных памятников нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях. Петр I не начал, а лишь ускорил наступление новой культурно-истори-ческой эпохи и переход к новому типу культуры, насильственно и нетерпеливо подталкивая те процессы, которым осторожно давал дорогу его отец "тишайший" царь Алексей Михайлович, симпатизировавший западной культуре в польском ее варианте. Петровское барокко начала XVIII века отразило суровый дух становления новой России, ориентировалось на культуру балтийских стран и лучше всего воплощено в ансамбле Петропавловской крепости. В отличие от Нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, Петровское барокко представляет собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти тысячелетие. Елизаветинское же барокко тяготело к утонченной моде роскошных европейских резиденций вроде французского Версаля и прекрасно воплощено в творениях величайшего мастера стиля "высокого барокко" Франческо Бартоломео Растрелли. Им возведены великолепные императорские резиденции в Санкт-Петербурге и его окрестностях, в том числе, Зимний дворец (Эрмитаж), загородный дворец в Петергофе, Воронцовский и Строгановский дворцы (о них еще будет идти речь в следующем разделе). Щедрость фантазии, логика в объёмно-планировочных решениях, цвет и светотень, скульптурный декор ― все средства использовал зодчий в своих культовых творениях, вдохновляясь образцами древнерусского искусства. Вершиной творчества Растрелли и всего елизаветинского и российского барокко стал ансамбль Смольного монастыря. Им также построен один из красивейших киевских храмов ― Андреевская церковь. 5. Архитектура Украины также ярко отразила общеевропейскую эстетику стиля барокко. На неоднородности проявления украинского барокко сказался комплекс исторических, политических, религиозных причин: · культурные процессы XVII- XVIII вв. связаны с политическим ролью казачества. Будучи защитником украинского народа от национально-религиозного и социально-экономического гнёта, казачество становится также носителем нового художественного вкуса, что отразилось в распространенном термине " казацкое барокко "; · конфессиональная ситуация в Украине, когда Правобережье было преимущественно католическим, а Левобережье ― православным, обусловила формирование двух направлений украинского барокко ― западного ("львовского") и восточного ("казацкого"); · на украинского барокко в западных землях оказывало влияние западноевропейское барокко (польское, австрийское), которое переплеталось с народными традициями; в восточных ― на собственное культурное наследие накладывались черты русского барокко; · в архитектуре украинского барокко, особенно восточного направления, ощущаются византийские мотивы архитектуры Киевской Руси: барочная причудливость форм здесь уравновешивается чистыми плоскостями стен — стена соединяет, доминирует, обеспечивает общую гармонию элементов, благодаря чему во всем царят мера и такт. Архитектура украинского барокко отражает радость, праздничность, наряду с динамикой, экспрессией, контрастностью, декоративностью. Как в западноевропейском, так и в украинском барокко храм является частью архитектурно-ландшафтного ансамбля. Так называемые, "казацкие соборы" отражают иррациональный образ мира, воплощенный в камне. Показательными в этом отношении являются монастыри ― Михайловский и Выдубецкий в Киеве, Воздвиженский в Полтаве, Преображенский в Изюме. В XVII-XVIII вв. большое количество монастырей и храмов западного типа, преимущественно католических, строится в Галиции, на Волыни, Подолье: Доминиканский костел и собор Св. Юра во Львове, Успенский собор Почаевского монастыря на Тернопольщине. Несмотря на региональные и конфессиональные особенности памятников украинского барокко, в них явственно просматривается единство всеобъемлющего стиля барокко, которое указывает на вписанность украинской культуры того времени и в восточнославянский, и в общеевропейский контекст.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: 1. Объясните сущность культурно-исторического типа ― Новое время. 2. Объясните понятие "секуляризация" и расскажите о её влиянии на развитие культуры Нового времени. 3. Дайте характеристику понятию "научная картина мира", расскажите о гео- и гелиоцентрической картинах мира. 4. В каких условиях формировалась культура эпохи Барокко, в чем её историческая роль? 5. Опишите особенности барокко как художественного стиля. 6. Охарактеризуйте проявление барокко в разных видах искусства. 7. Расскажите об особенностях проявления стиля барокко в отечественной культуре.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |