Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вмусульманской культуре отношение кИзобразительному




искусству радикальным образом отличается от других культур средневекового типа.

Каноны ислама запрещают изображать Бога и живых существ. В этом мусульмане наследовали традицию иудеев, одна из заповедей которых гласит: " Не делай себе кумира (идола) и никакого изображения того, что на небе наверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли… " [Библ. Исх., 20]. Поэтому такие ведущие виды изобразительного искусства, как живопись и скульптура, в арабо-мусульманской куль-туре развития не получили.

Исключением является персидская миниатюра, посвященная, в основном, таким темам, как женская красота, лошади, бытовые и батальные сцены. Одно из направлений живописно-графической миниатюры ― книжная миниатюра, благодаря которой мусульманские книги, созданные вручную в период Средневековья, представляют собой настоящие произведения искусства.

Как бы компенсируя запреты, мусульманские художники достигли небывалого мастерства в орнаменталистике ― разнообразнейших, как по сложности и витиеватости узоров растительного или геометрического характера, так и по технике исполнения орнаментов. Поэтому скульптура и живопись носят в исламской культуре чисто декоративный характер, являясь дополнением и орнаментальным украшением архитектуры и предметов быта.

В области декоративно-прикладного искусства арабо-мусульманский мир достиг высочайших вершин. Изумительные образцы ювелирных украшений, посуды, мебели, тканей, оружия обеспечили славу исламскому Востоку как краю изысканной красоты и роскоши.

Орнаментальное искусство теснейшим образом связано с каллиграфией [греч. искусство писать четким красивым почерком]. Каллиграфическое письмо применялось во всех сферах духовной культуры: религиозных, философских и научных текстах, поэзии, декоративном оформлении архитектурных сооружений. Искусство каллиграфии занимало почетное место среди других видов изобразительного искусства, превратившись в одну из форм орнаменталистики. Обозначить Бога можно было с помощью букв и символов, а фрагменты священного текста Корана на арабском языке, выполненные в одной из каллиграфических техник, искусно вплетенные в орнамент, служили украшением книг, стен и куполов мечетей.

В мусульманском искусстве выделяют два вида орнамента: геометрический ― гирих и растительный ― ислими. В основе построения гириха чаще всего лежит геометрия круга. Любой гирих выверен математически, создается с помощью циркуля и линейки.

 
 

Даже в Европе, с ее богатыми художественными традициями, мусульманская орнаменталистика, которой европейцы дали название " арабески ", неизменно вызывала восхищение своей изысканностью и филигранностью исполнения.

В системе изобразительных искусств средневековой исламской культуры ведущая роль принадлежит архитектуре.

Типы архитектурных сооружений в мусульманском мире отличались разнообразием: мечети, дворцы, медресе, мавзолеитюрбе, погребальные сооружения, увенчанные куполом, караван-сараи (огромные постоялые дворы). В отличие от средневековой Европы, где абсолютным приоритетом пользовалась культовая (религиозного назначения) архитектура, в мусульманской культуре светская архитектура отличалась не меньшей пышностью и нарядностью, чем культовая.

В VII в. сложился специфический тип колонной арабской мечети. Во многом, на конструктивное решение мечети повлияла конструкция православного византийского храма (купола, колонны, арки). Однако, в отличие от христианского храма, в колонном зале мечети нет центральной оси, направляющей поток верующих от входа к алтарю. Наоборот, войдя в зал через один из входов (без обозначения главного входа), нужно было остановиться, чтобы охватить взглядом уходящие во все стороны ряды колонн.

Михраб ― богато украшенная ниша, заменяющая в мечети алтарь, могла располагаться в любой из стен, так как в извилистых кварталах мусульманского города далеко не всегда удавалось сориентировать здание мечети в нужном положении. Главное условие ― михраб должен быть обращенным к Мекке.

Кстати, немало христианских храмов на завоеванных мусульманами территориях были превращены в мечети с минимальными переделками: кресты заменялись полумесяцем, лики святых ― орнаментами. Так, знаменитый тринадцатикупольный собор св. Софии в Константинополе (ныне Стамбуле) известен сегодня как мечеть Айя-София.

Внешне средневековая мечеть напоминает крепость, окруженную высокими стенами. Стремление к замкнутости архитектурного пространства вообще характерно для мусульманской средневековой архитектуры, как бы воздвигавшей преграду между внутренним пространством и окружающим миром. Это в равной мере справедливо и для мечетей, и для светских сооружений ― дворцов, караван-сараев, окруженных глухими стенами. Тем самым, смысл здания, его индивидуальность, убранство, вытекающие из его назначения, сосредотачивались внутри.

Архитектурные детали даже в гигантских по размерам зданиях отличались утонченностью, изяществом. Богато декорированные резьбой, инкрустацией, орнаментальной мозаикой и позолотой стены и колонны создавали эффект легкости, воздушности.

Типично мусульманское архитектурное сооружение ― минарет ― высокая башня, возводившаяся рядом с мечетью, с которой служитель муэдзин пять раз в день созывает правоверных на молитву. Устремленные ввысь минареты (числом от 1 до 4) символически связывают земной мир с небом.

Особо следует сказать о главной духовной святыне ислама ― храме Кааба в Мекке.

Нередко мечети ошибочно называют храмами. Единственным в исламском мире храмом считается Кааба [араб. куб] ― сооружение почти кубической формы высотой 15 м, возведенное, согласно легенде, задолго до возникновения ислама праотцом арабского и еврейского народов Ибрахимом (евр. Авраамом) в память о чудесном спасении его сына исмаила (евр. Исаака) во время жертвоприношения. Храм воздвигнут на месте первого в истории человечества святилища, сооруженного Адамом. Стоит храм посреди огромного внутреннего двора мечети Аль-Масджид-аль-Харам (Запретная Мечеть), вмещающей несколько сотен тысяч верующих, а во время хаджа ― до полутора миллионов паломников. Все это сооружение считается культовым центром мусульманского мира. К Каабе обращают свой взор правоверные во время молитвы, в какой бы стороне света они не находились.

 

Подводя итог, можно констатировать, что самобытная и богатая мусульманская культура на протяжении без малого полутора тысяч лет является своеобразным промежуточным звеном между Западом и Востоком, одновременно и разделяя, и связывая два мира. И хотя эпоха Средневековья давно канула в лету, попав на улицы многих мусульманских городов и селений, словно окунаешься в застывшую во времени средневековую действительность, неспешную и традиционную, в которой, тем не менее, ощущается кипучая пульсация жизни.

вопросы для самостоятельной работы:

1. Каковы культурно-исторические корни арабо-мусульманской культуры? Как взаимосвязаны мусульманская и европейская культуры?

2. Раскройте суть и специфику мусульманской религии. Справедливо ли считать ислам только религией? Обоснуйте свое мнение.

3. Что такое шариат, какова его роль в жизни мусульманского общества?

4. Раскройте сущность основных черт мусульманской культуры. Как вы думаете, почему арабо-мусульманскую культуру можно назвать культурой "мужского типа"?

5. Охарактеризуйте философскую культуру мусульманского Востока, отношение мусульман к знаниям (науке), книге и образованию.

6. Расскажите о характерных особенностях и важнейших творениях религиозной и светской мусульманской литературы.

7. Дайте характеристику художественным особенностям исламского изобразительного искусства. Какое место занимала каллиграфия в системе изобразительного искусства?

8. Какие типы архитектурных сооружений исламского мира вам известны? Охарактеризуйте художественные особенности мусульманской архитектуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.