Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III.3. КУЛЬТУРА КИТАЯ И ЯПОНИИ 1 страница

Читайте также:
  1. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 1 страница
  2. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 2 страница
  3. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 3 страница
  4. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 4 страница
  5. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 5 страница
  6. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 6 страница
  7. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 7 страница
  8. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 8 страница
  9. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 1 страница
  10. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 10 страница
  11. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 11 страница
  12. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 12 страница



1. Характерные черты и периодизация китайской и японской культуры.

2. Исторические этапы становления культуры Китая.

3. Исторические этапы становления культуры Японии.

4. Дальневосточные религиозно-философские системы.

5. Художественная культура Китая и Японии.

6. Достижения китайской науки.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: конфуцианство, даосизм, чань- (дзэн-) буддизм, синтоизм, "благородный муж", Дао, самурай, чайная церемония, икэбана.

1. И Китай,иЯпония― страны с древними и самобытными

культурами. При всем их своеобразии, эти культуры тесно связаны между собой и имеют много общего.

Китай ― одно из древнейших и в настоящее время самое большое по численности государство мира (более 1,3 млрд. человек). Китайская культура дала человечеству множество открытий и изобретений, и в разные периоды своей истории оказывала влияние на весь Восточноазиатский регион.

Япония расположена на 4 крупных и многочисленных мелких островах. Уникальные природные условия определили своеобразие культуры и характера японцев. Японская культура отличается своей восприимчивостью к другим этническим культурам, демонстрируя при этом способность отбора и преодоления чужеземных влияний. Современная культура Японии ― результат уникального синтеза древнейших традиций и современных технологий.

Характерными чертами культуры Китая и Японии являются:

· традиционность, почитание древности. Жители данного региона рассматривают сложившиеся национальные культурные традиции как определенную данность, пришедшую из глубокой древности и проверенную временем, а потому требующую сохранения, а не изменения;

· ориентация на сохранение культурного своеобразия и самобытности, подчеркивание своей этнической уникальности, что привело к консервации национального менталитета и стиля жизни, к преемственности стилевых и жанровых особенностей в художественной культуре;

· восприятие действительности как совокупности естественных процессов и явлений, желание достичь гармонии и слиться с природой (природоцентризм). Искусство в этих странах воспринимается как продолжение жизни, а не создание чего-то нового, а творение культуры ― не как самоцель, а как средство раскрытия истины, достижения единства с миром;

· коллективизм, коллективное сознание―"растворение" личности в системе кровнородственных, культурных и общественных связей. В этих культурах отрицается ценность индивидуального начала в человеке, он оценивается лишь как часть семьи, общности, государства;

· символичность, иносказательность, аллегоричность.В культуре Китая и Японии не принято отражать и прямо упоминать переживания, чувства, эмоции, так как считается невозможным адекватно их передать. Поэтому художественное творчество пронизано символами-намеками, которые необходимо расшифровывать (так, изображение сосны означает пожелание долголетия, белая фиалка ― символ тоски и разочарования и т.д.).



Несмотря на общность означенных выше черт в обеих культурах, культуре Китая присущ ряд особенностей, определяющих ее своеобразие:

― стабильность основных духовных констант. Язык, традиции, письменность, основные жанры искусства, основы религиозного мировоззрения и культов, которые сложились в древнем и средневековом Китае, практически не изменились и являются основой современной китайской культуры;

― представление об изменчивости мира (сосуществование и взаимный переход "пяти природных сущностей" ― грома, ветра, солнца, холода и луны; Инь и Ян ― женского и мужского начал);

приоритетное значение нравственности, котораяв китайской культуре носит ритуализированный характер. Нравственные нормы регламентируют человеческую жизнь от рождения до смерти, отводят каждому человеку подобающее его происхождению и статусу место и роль в обществе;

― особая ценность государства как носителя нравственно-религиозных ценностей, что привело к тотальному государственному контролю всех сфер общественной жизни и к приоритету государственных и коллективных ценностей над личными интересами и желаниями.

Можно отметить и специфические особенности японской культуры:

― особая традиция заимствования, позволявшая усваивать и ассимилировать новое таким образом, что заимствованное воспринималось как органическая часть японской национальной традиции;

главным способом мировосприятия японцев выступает непосредственное чувственное переживание включенности в мир, интуитивное проникновение в сущность вещей, а не рациональный анализ;

― недосказанность, незавершенность, предоставляющая зрителю (читателю) простор для совместного с автором творчества. Так, одним из способов времяпрепровождения знати было сочинение экспромтом стихов на заданную тему в окружении других участников. Художественное творчество в таком контексте рассматривается какколлективная культура соучастия.

В истории китайской и японской культур можно выделить следующие периоды:

« архаический ―Китай 70-40 тыс.л. до н.э. - XVIII в. до н.э.

Япония 40 тыс.л. до н.э. - ІІІ в. до н.э.

« древний ―Китай XVII в. до н.э. - 220 г.

Япония ІІ в. до н.э. - VII в.

« традиционный (средневековый) ― Китай 220 г. - 1911-12 гг.

Япония 794-1867 гг.

« современный ―Китай с 1911-12 гг.

Япония с 1867 г. по настоящее время.

2. К архаической эпохе китайской культуры восходит становление первобытных верований и мифологических воззрений, появление основных видов художественного творчества: живописи, скульптуры, керамики, лакового и шелкоткацкого производства. Эпоха неолита представлена более чем 20 культурами, которые находились на территориях, благоприятных для возделывания сельскохозяйственных культур, в долинах рек Хуанхэ и Янцзы.

Первое государство эпохи древнего Китая, существование которого подтверждено археологическими данными, возникло в XVII в. до н.э. В это время формируются основы государственности (институт монархической власти, строгая социальная иерархия), высокого уровня достигает технология бронзового литья, появляются первые образцы китайской письменности ― пиктограммы, вырезанные на панцирях черепах и костях животных.

С переходом к железным орудиям труда, поливному земледелию, произошли качественные изменения в системе землепользования, начался рост городов, развивались ремесла.

Начало V вв. до н.э. становится рубежным для духовной жизни Китая. Это ― время появления двух национальных религий, на протяжении 2,5 тыс. лет направлявших жизнь китайского общества ― даосизма и конфуцианства.

В III в. до н.э. император Цинь-Ши Хуан-ди провел широко-масштабные реформы, в результате которых были созданы единая система административного управления империей и дорогами, единая письменность, к единой системе были приведены деньги, меры и веса, начато строительство двух выдающихся сооружений древнего Китая ― Великой китайской стены и Великого китайского канала.

Во времена правления династии Хань(III в. до н.э. ― III в.), сменившей циньскую династию, развиваются история, филология, историография. Заметным явлением стало открытие во ІІ-І вв. до н.э. Великого шелкового пути протяженностью более 6000 км, который связал Китай с тремя континентами и способствовал взаимодействию различных культур.

Развитие традиционной средневековой китайской культуры связано с проникновением в Китай из Индии буддизма и становлением в III-VI ст китайского варианта буддийского учения ― чань-буддизма, ставшего органичной частью духовной триады: конфуцианство-даосизм-буддизм.

Эпоха правления династий Тан и Сун (VII-XII вв.) считается классическим периодомкитайской культуры ― "золотым веком" становления городской культуры, которая содействовала появлению новых художественных традиций; развитию философии, литературы, живописи, искусства пейзажного сада; утверждению системы государственных экзаменов на любую официальную должность. Были сделаны ряд открытий и изобретений: книгопечатание, компас, ткацкий станок с гидроприводом и др.

Культура Средневекового Китая переживала периоды подъемов и упадка, чужеземных экспансий, монгольского и маньчжурского владычества. После 100-летнего экономического и культурного процветания в XVIII в. во время правления последней в истории Китая династии Цин начался период национального угнетения, проводимого императорским двором и приведшего к деградации всех сфер жизни общества.

Военная агрессия со стороны европейских стран и Японии в начале ХХ в., результатом которой стали войны, поражение в них Китая и подписание им кабальных договоров, положили начало последнего современного этапа развития китайской культуры.

3. В архаический и древний периоды были заложены основы

японской культуры последующих эпох: произошло формирование японской государственности, сельского хозяйства, ремесел, национальной религии синто.

 

влияние китайской культуры― письменности, религии, искусства, традиций ― стало определяющим фактором становления и развития традиционной культуры Японии и всей Юго-Восточной Азии.

 

Эпоха Хэйан (IХ-ХII вв.) ― первый этап японскойсредневековой культуры считается классическим периодом. В это время буддизм, проникший в Японию уже в китаизированной форме и признанный государственной религией, идеологически оформил сложившееся централизованное иерархическое государство, в котором вся власть перешла в руки родовой аристократии. Это содействовало установлению еще более тесных связей с Китаем и интенсивному проникновению китайской культуры.

Со временем влияние китайской культуры постепенно снижается. К концу Х ст., в связи с разрывом отношений с Китаем, происходит осмысление китайских заимствований и их адаптация к местным культурным традициям. Именно этот период и стал временем создания национальной письменности, расцвета искусства. Буддизму была дана новая интерпретация.

Период Камакура (кон. ХII ― сер. ХIV вв.) ― время выделения самураев [от япон. служить], как особого сословия воинской знати, установления сёгуната (правления самурайского сословия с верховным военачальником сёгуном во главе) и формирования самурайского мировоззрения с присущим ему культом воли, мужества, чести и верности сюзерену ― кодекс "Бусидо".

В эту эпоху восстановились связи с Китаем, расширилась торговля. Буддийская секта Дзэн,пришедшая из Китая, учение которой отличалось простотой и доступностью, оказала существенное влияние на все стороны культуры и быта Японии.

Эпоха Мурамоти (ХV-ХVI вв.), несмотря на постоянные междоусобные войны, связана с ростом городов и развитием городской светской культуры. В японской культуре приживается пришедшая из Китая чайная церемония, развивается искусство аранжировки цветов ― икебана, театральное искусство.

эпоха Эдо ― последний период средневековья, затянувшийся до конца ХIХ в., ― время упрочения сёгуната и самоизоляции страны. Это ― период демократических процессов в культуре, нашедших свое отражение в смешении религиозных верований (неоконфуцианства, дзэн-буддизма и синтоизма), возникновении новых жанров в изобразительном искусстве, литературе, театре (становление кукольного театра и драматического театра Кабуки).

Влияние западной культуры на культуру Японии на современном этапе, особенно во второй пол ХХ ст., способствовало стремительному научному и технологическому прорыву, поставившему Японию на самые передовые позиции мирового культурного процесса, породив при этом массу проблем, связанных с сохранением традиционных основ японской культуры.

4. Основы духовной жизни Китая заложены учениями трех религий ― национальных конфуцианства и даосизма ― и пришедшего из Индии буддизма. именно через Китай буддизм получил распространение в странах Восточной Азии, став со временем мировой религией.

Появление конфуцианства [кит. шу цзя― школа образованных людей] связано с деятельностью Конфуция― латинизированная форма имени Кун Фу-Цзы (551-479 гг. до н.э.). Будучи государственным чиновником, Конфуций ставил целью выработку прочных нравственно-религиозных принципов для китайского общества. В своем учении, изложенном в сборнике "Лунь-юй"[кит. "Беседы и суждения"], он обращается к древним верованиям, по-своему интерпретируя их и придавая им этическое содержание.

Культ Неба и культ предков, утратив архаическое содержание, превратились в конфуцианстве в этические концепции. Небо выступает символом социокосмического порядка, а император страны ― Сыном Неба, посредником между людьми и Небом. Да и сам Китай называют Поднебесной.

Культ предков является не только почитанием памяти усопших, но и формой проявления "сыновней почтительности" как основы нравственности любого человека. Уважение и почтение к старшим, как в семье (в первую очередь, к родителям), так и в обществе (к правителю, чиновникам, страшим по званию), должна выражаться в полнейшем послушании и подчинении их воле и желаниям. В этом ― суть конфуцианского учения о семье и государстве.

Во II в. до н.э. конфуцианское учение становится официальной религией Китая, оставаясь и по сей день духовным фундаментом китайской культуры, во многом определяя ее характер и своеобразие.

 

В центре внимания конфуцианства находится человек, проблемы его воспитания и поведения в обществе, поэтому ядром религии стало учение Конфуция об идеале личности ― "благородном муже".Как представитель интеллектуальной и правящей элиты, благородный муж отличается от обычного человека не происхождением или материальным богатством, а наличиемпяти добродетелей: гуманности (человеколюбия), благопристойности (соблюдения сложных по исполнению ритуалов и норм этикета), справедливости и чувство долга (умения подчинить личные интересы общественным), мудрости(образованности, эрудиция), верностигосударству, правителю, семье.

Пренебрежение или недостаточное внимание к любой из добродетелей неизменно ведут к деградации общества и падению правящего режима.

Конфуцианство, проникнув в Японию, оказало на ее духовную культуру значительное влияние, наряду с другими воспринятыми японцами религиями.

Возникновение даосизма традиция связывает с творчеством легендарного мудреца Лао-Цзы (VI ― первая пол. V в. до н.э.).

Даосизм, с одной стороны, вобрал в себя самые древние верования, которые не вошли в официальную идеологию Конфуция (гадание, лечение с помощью магии и др.); с другой стороны, философская концепция даосизма базировалась на достаточно сложных онтологических, космологических и антропологических представлениях.

Главный священный текст даосизма, авторство которого приписывают Лао-Цзы ― трактат "Дао-дэ-цзин". В нем изложено учение о Дао ―Абсолюте, который рассматривается одновременно как причина возникновения всего сущего, универсальный естественный закон и конечная цель бытия.

Силой (энергией) Дао и формой его проявления в индивиде является "дэ".

Целью человеческой жизни провозглашается блаженство, достигаемое слиянием с Дао и растворением в нем человеческой самости. Методом достижения такого состояния выступает "принцип недеяния" (у вэй) как отказ от разрушительной деятельности, противоречащей естественному порядку вещей, а также отрицание традиционных конфуцианских норм.

Со временем идея слияния с Дао трансформировалась в стремление обрести бессмертие. Чтобы стать бессмертным, необходимо продлить на неограниченно долгое время свою жизнь, что достигается путем физических упражнений, дыхательных гимнастик, рационального питания, употребления эликсиров и пилюль бессмертия (что вызвало бурное развитие алхимии), медитаций, сексуальных практик.

Чань-буддизм (по-японски ― дзэн-буддизм),как направление буддистского учения, возник в Китае в VII в. и в дальнейшем оказал большое влияние на развитие китайской, японской и всей дальневосточной культуры.

Эта религия отвергала буддийские обрядность и литературу, а признавала только созерцание, которое трактовалось как волевой акт самоуглубления и как единственно возможный для каждого путь постижения истины. Только при помощи медитации личность может понять свою изначальную природу и достичьсатори ― пробуждения, озарения, просветления, постигнув сокровенную суть всего сущего. Для ускорения просветления в чань-буддизме используется как физическое воздействие (неожиданные резкие окрики, толчки, удары во время медитации), так и умственная стимуляция (разгадывание парадоксальных загадок, диалоги между учителем и учеником).

Духовной константой японской культуры наряду с дзэн-буддизмом был синтоизм [япон. синто ―путь богов] ― древнейшая японская религиозно-мифологическая концепция, основным содержанием которой является поклонение силам природыи культ предков. В связи с тем, что Вселенная, как единственно возможная форма жизни, рассматривается как вечный круговорот рождения и смерти, синто отрицает существование потустороннего мира и признает сосуществование людей и ками (духов умерших людей, сил природы и пр.). Цель жизни каждого человека, согласно синтоизму, ― гармоничное духовное единство с окружающим миром.

Основное внимание в синтоизме уделяется обрядам, догматика же разработана достаточно слабо. Так, очень важный для японцевкульт чистоты понимался ими как ритуальный обряд очищения тела и мыслей.

Важное место в синтоизме занимает также культ императора. Император всегда рассматривался в качестве главы нации, предметом гордости синтоистов была непрерывность императорской династии.

5. Развитие художественной культуры Китая и Японии протекало под непосредственным воздействием религиозно-этических и социально-политических взглядов, характерных для этих стран.

При этом, японская культура долгое время находилась под непосредственным влиянием китайской.

Становление ЛИТЕРАТУРЫ восходит к древней поэтической (народные и ритуальные песни, исполнявшиеся под музыкальный аккомпанемент) и прозаической (исторические предания, летописи, сказки) традициям.

· Классический период средневековой культуры считается "золотым веком" китайской литературы.В своих стихах китайские поэты воспевали могущество империи и китайского императора, для лирических од характерны красочные пейзажные описания, воспевание любви и женской красоты.

Развитие китайской художественной прозы начинается с распространения небольшого по размеру рассказа "сяошо". Несколько позже в прозе утверждается новелла, которая отличается динамичным сюжетом и интересом к любовным переживаниям героя, и литературно-драматический жанр, видным представителем которого был Гуань Ханьцин, написавший 63 драмы, в том числе популярную и в наши дни пьесу "Обида Доу Э".

В XIII-XVI вв. широкое распространение получают романы, в числе которых четыре известных классических китайских романа: "Троецарствие" Ло Гуань-чжуна, "Речные заводи" Ши Найаня, "Путешествие на Запад" У Чэнъ-эня и "Сон в красном тереме" Цао Сюециня, переведенные на многие языки мира.

· Японская литература долгое время находилась под влиянием литературы Китая, многие ее произведения создавались на китайском языке. Первыми книгами стали "Кодзики" ("Записи деяний древности"), первый памятник письменной поэзии "Манъёсю" ("Собрание мириада листьев") и др.

Классический период японской культуры считается расцветом придворной литературы. А в XIII-XV вв., когда ведущую роль в обществе играло военное сословие, большую популярность приобретают "гунки моногатари" ― собрания легенд о событиях и героях самурайских войн.

Классическим жанром японской лирической поэзии, который появился еще в VII ст. считается стих в стиле "вака" (японский стих), называемый также "танка" (короткий стих), состоявший из 5 строк, в которых был 31 слог. Выдающимися поэтами, творившими в жанре "танка", являлись Камо Мабути и Отомо Якамоти, а самым известным сборником ― "Кокинсю" (собрание старых и новых песен), который включал 1100 стихотворений.

В эпоху Эдо появился еще один жанр поэзии ― "хайку" (хайкай), состоящий из 3 строк (17 слогов) и допускавший использование разговорного языка. Выдающимся мастером хайку считается великий Мацуо Басё (XVII ст.).

В XVIII-XIX вв. получил развитие жанр дидактического, бытового и плутовского романа, например, "История восьми псов" Такидзава Бакина.

АРХИТЕКТУРА.Первые города в Китае появились в XVII-XVI вв. до н.э., тогда же сложились и градостроительные принципы: прямоугольный в плане, ориентированный по оси север-юг, пересеченный магистральными улицами и разбитый на прямоугольные жилые кварталы.

Древнейшими памятниками архитектуры Китая и Японии являются культовые сооружения ― святилища, храмы, монастыри.

Самым грандиозным архитектурным сооружением мира и сегодня остается Великая китайская стена(6714 км).

В классический период складывается своеобразный декор многих сооружений Китая и Японии ― особый вид крыши с приподнятыми углами, которую поддерживают массивные многоярусные кронштейны доу-гуны, покрытые цветными росписями.

Традиционными архитектурными сооружениями Китая и Японии являются: многоярусные пагоды (башни), храмовые и дворцово-парковые комплексы. Самыми известными пагодами в Китае являются: Даяньта (Большая пагода диких гусей) и Биюньсы (Храм лазурных облаков), в Японии ― Хорюдзи, пагода при монастыре Якусидзи. Среди храмовых комплексов наиболее известны китайский храм Неба и храм Тодайдзи в Японии. Среди дворцово-парковых комплексов ― императорский дворец "Запретный город" в Пекине, Кинкакудзи и Гинкакудзи (Золотой и Серебряный павильоны) в Японии.

Вокруг дворцовых построек сооружались сады, состоящие из комбинации камней, деревьев и водоемов, имитировавших естественную красоту природы. Появились сады, воспроизводящие прославленные уголки природы, и миниатюрные сады, занимавшие очень небольшую площадь, где камни символизировали скалы, кустарник ― леса и т. д. Одним из уникальных памятников садового искусства является "Сад камней" монастыря Рёандзи в Японии, в котором с любой точки обзора один из 15 камней исчезает из поля зрения, символизируя вечную ускользающую тайну.

Существует еще один вид сада ― чайный, связанный с чайной церемонией, очень популярной в Китае и Японии, которая проводится в чайном домике (площадью около 8 кв.м). Возникнув, как разновидность медитации в чань- (япон. дзэн-) буддизме, она переросла в ритуализированную форму совместного времяпрепровождения, своеобразный спектакль, в котором каждый предмет и деталь ритуала имели особое символическое значение.

Древнекитайская СКУЛЬПТУРА была связана с ритуалом погребения ― пространство гробниц заполняли фигуры фантастических животных, воинов, слуг, а стены гробниц украшали рельефы. Уникальным памятником этой эпохи является гробница императора Цинь Ши Хуан-ди(III в. до н.э.), в которой было найдено свыше 7000 глиняных фигур воинов, более 600 коней и 100 моделей боевых колесниц в натуральную величину, а также большое количество оружия.

Наибольшее развитие дальневосточная скульптура получает с распро-странением чань-буддизма (дзэн), когда формируется традиция скульптурного изображения Будды, его учеников и пр. Наиболее известными скульптурными изображениями являются: фигура Будды Вайрочаны высотой 25 м (Китай) и статуя Великого Будды Русяна высотой 22 м (Япония).

Первые образцы китайской ЖИВОПИСИ ― изображения людей и рыб на керамических сосудах ― восходят к периоду архаики (6-5 тыс.л. до н.э.). В эпоху древности появляетсяживопись на шелке и бумаге, фресковая живопись.

Своеобразной визитной карточкой художественной культуры Китая и Японии, а также самым популярным жанром изобразительного искусства стала пейзажная живопись под названием "горы-воды" (кит. "шань-шуй", япон. "ямато-э"), которая начала формироваться в IX-X вв.

Пристальное внимание художников к изображению гор и вод связано со стремлением проникнуть в суть природы, порожденной взаимодействием двух начал ― Инь и Ян. Все предметы на картинах этого жанра как будто увидены художником сверху, изображаемая природа величественна, спокойна и необъятна.

Традиционно живописные произведения писались тушью на горизонтальных и вертикальных свитках.

Наиболее известными пейзажистами являются: Ван Вэй, работавший в манере монохромной (черно-белой) живописи (Китай), в Японии ― Косэ Канаока, Сэссю.

Развитие также получили жанры "цветы-птицы" и изображения людей ― портреты, исторические полотна. Мастера, работавшие в жанре "цветы-птицы", изучали все живое ― растения, птиц, насекомых, подобно естествоиспытателям, они знали и прекрасно передавали строение каждого листка, фактуру поверхности цветка, форму оперения птиц. Изображения этого жанра наносились на свитки, веера и ширмы, украшали почтовую бумагу, альбомные листы.

Одним из видов изобразительного искусства Китая стала каллиграфия, нередко сочетавшая иероглифыс живописным изображением.

В конце XVIII ст. ведущее положение в изобразительном искусстве постепенно переходит от живописи к гравюре. Популярными становятся миниатюры и иллюстрации.

Особое внимание в дальневосточной культуре уделялось развитию МУЗЫКИ, так как она рассматривалась как некая космическая сила, которая способна изменять мир. Сформировались такие жанры музыки, как песни, танцевальная музыка, музыка песенных сказов, музыка местных опер и инструментальная музыка.

Во II в. до н.э. в Китае была создана придворная музыкальная палата с целью подготовки музыкантов и музыкального сопровождения всех церемоний.

Музыка сопровождала не только религиозные и светские празднования, но и стала одним из важнейших элементов ТЕАТРАЛЬНОГОиСКУССТВА.

В Китае существует более 300 театральных жанров, наиболее известным из них является пекинская опера, представления которой включают пение, речитатив, элементы акробатики и боевых искусств.

Театр в Японии, исполнители которого используютмаски или сложный грим, представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы. Самыми выдающимися формами традиционного театра Японии являются театр масок Но (Ногаку); Кабуки, в котором разыгрываются остросюжетные историко-героические и бытовые драмы; Бунраку ― театр больших кукол.





Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.58.62
Генерация страницы за: 0.128 сек.