Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II.3. культура Античности




 

1. Понятие об античном мире. Культурно-историческая периодизация Античности.

2. Особенности мировосприятия древних греков.

3. Художественная культура античной Греции.

4. Культура Древнего Рима.

Основные понятия: Античность, полис, антропоцентризм, калокагатия, агонистичность, катарсис, ордерная система.

1. А нтичный мир, античная культура, как завершающая фаза

культуры Древнего Мира, ― явление сложное и неоднородное.

Понятие " античность " впервые стали употреблять в эпоху Ренессанса для характеристики культуры древних греков и римлян, населявших территории Средиземноморья и Причерноморья, острова Ионического и Эгейского морей.

 

Понятие " античность " [от лат. antiquus ― древний], введенное деятелями итальянского Возрождения для обозначения культур Древней Греции и Древнего Рима, весьма условное, так как может означать и другие древние культуры. Однако в культурологии термин " античность " закрепился применительно именно к данным культурам.

 

Некоторые исследователи считают, что к античному миру следует также относить Крито-микенскую или Эгейскую цивилизацию ― непосредственную предшественницу древнегреческой. Основные очаги Крито-микенской цивилизации ― Критское царство со столицей в г. Кносс, города-государства Троя и Микены.

Время Эгейской культуры совпало с эпохой могущества древневосточных цивилизаций и земледельческой Трипольской культуры Поднепровья (3-2 тыс.л. до н.э.).

«Первый период Эгейской цивилизации ― критский или минойский (XX-XV вв. до н.э.);

«второй ― микенский или ахейский (XV-XIII вв. до н.э.) ― время господства племен греков-ахейцев на Балканском п-ове и о. Крит, время драматических событий Троянской войны (ХIII в. до н.э.).

Примерно через 100 лет после Троянской войны, в результате нашествия с севера Балкан племен греков-дорийцев, ахейская цивилизация погибает. Но высокий уровень Эгейской культуры стал мощным движущим фактором развития молодой греческой культуры. Это влияние сказалось в архитектуре греческих городов, мифологии, обрядах, искусстве и спорте.

Слова "Греция" и "греки" ― латинского происхождения. Сами греки называли себя " эллинами ", а свою страну ― " Элладой ".

Основные этапы древнегреческой культуры:

«гомеровский (ХI-VIII вв. до н.э.), названный по имени поэта Гомера, жившего в VIII в. до н.э. и увековечившего в поэмах "Илиада" и "Одиссея" события Троянской войны. гомеровский период часто называют " темными веками ", что связано с культурным упадком, последовавшим за гибелью Эгейской цивилизации;

«архаический [от лат. archaios ― древний] ― VII-VI вв. до н.э., период становления фундаментальных основ древнегреческой культуры;

«классический [от лат. classicus ― образцовый] период ― V-IV вв. до н.э., время наивысшего расцвета древнегреческой культуры;

«период с IV по I вв. до н.э. называется эллинистическим ввиду распространения греческой культуры на покоренных Грецией территориях. Начало этой эпохи было ознаменовано завоеваниями Александра Македонского. В конце эллинистического периода Греция теряет свою независимость и становится частью Римской республики.

Архаический период стал временем становления этнического самосознания греков на основе единства языка, религиозных верований и схожего образа жизни. Совершенствовалась особая форма государственности ― античный полис [греч.] ― политически и экономически независимый город-государство, гражданская община.

 

Древняя Греция не была единым государством, как, скажем, Египет, она представляла собой не политическую, а этническую и культурную общность, состоящую из множества самостоятельных полисов.

 

В классический период, время расцвета древнегреческой культуры, сложилась рабовладельческая демократия [от греч. demos народ + kratos власть ― народовластие], а греческие города объединились в два политических союза, один из которых возглавляли Афины, а другой ― Спарта. В эпоху классики достигают наивысшего расцвета философия, наука, литература, ведущие виды искусства ― монументальная живопись, керамика и вазопись, архитектура, скульптура, музыка, театр. Феномен классической эпохи нередко называют " греческим чудом " или " золотым веком ".

В период эллинизма греческая культура распространилась на огромные территории ― Египет, Персию и даже Индию.

Но влияние культуры античной Греции продолжалось и после завоевания Греции Римом во II в. до н.э. Это дало основание ряду исследователей считать римскую культуру в ее основных видах сугубо подражательной греческой. Однако, на наш взгляд, верней говорить о своеобразном синтезе греческой и римской культур.

Следующей эпохой античности является культура Древнего Рима. История римской культуры традиционно делится на следующие периоды:

«царский или этрусский период (VIII-VI вв. до н.э.) ознаменован основанием города Рима в 753 г. до н.э. Название данного этапа связано с правлением семи царей, избираемых народным собранием. Некоторые из них происходили из этрусков, народа, жившего на Апеннинском п-ове и оказавшего на римскую цивилизацию огромное влияние. Это ― время зарождения классового общества и государства, становления основ римской культуры;

«эпоха республиканского Рима (V в. до н.э. - 30 г. до н.э.) ―
период развития классической формы рабовладения. Это было время бурного строительства городов, крупномасштабных инженерных сооружений; в политической сфере ― правления народного собрания сената (первоначально ― совета старейшин) и выборных консулов. Территория государства расширялась за счет многочисленных войн. Это давало римлянам колоссальный приток богатств и рабов, однако тормозило развитие экономики, которая носила преимущественно экстенсивный характер;

«эпоха Римской империи (31 г. до н.э. - 476 г.) ― время правления императоров (цезарей). Для императорской власти, первоначально передававшейся по наследству, характерно ограничение, а подчас и полное прекращение деятельности всех демократических институтов. В это время Рим достиг наивысшего могущества и расцвета культуры благодаря многочисленным завоеваниям в Европе, Азии и Африке. Происходило не только распространение римской культуры на завоеванных территориях, но и обогащение последней за счет культурных достижений других народов.

К концу эпохи империи единое Римское государство в результате внутренних противоречий и внешней экспансии пришло в упадок. Распавшееся на две части ― Западную Римскую империю (погибшую в результате нашествия варварских племен) и Восточную империю ( впоследствии ― Византия) самое могущественное государство Древнего Мира прекратило свое существование.

С падением Рима завершилась не только история Античности, но и история Древнего Мира.

2. Д ревнегреческая культура формировалась, используя достижения

других народов ― египтян, вавилонян, финикийцев. Но, уже начиная с периода архаики, греческой культуре были присущи особые взгляды на мир, принципиально отличные от древневосточного мировосприятия.

О религиозных верованиях и мифологии древних греков мы узнаем из более поздних литературных источников. Это объясняется тем, что в Греции не было единого письменного источника религиозных и, тем более, мифологи-ческих текстов, в отличие, скажем, от древнеегипетской "Книги мертвых".

В истории древнегреческой религии выделяют два периода:

· доолимпийский, для которого характерны черты тотемизма, истоки которого коренятся в первобытном обществе. К древнейшим пластам верований греков относятся также культ мертвых и погребальные обряды. В это же время возникает культ древнегреческих героев, таких как Геракл;

· олимпийский, с его культом богов-покровителей античных полисов. Складывается пантеон во главе с богами, обитавшими на горе Олимп. Культ богов-олимпийцев становится единой религией всей Греции.

Религиозным верованиям эллинов, как и других народов Древнего мира, были присущи политеизм (многобожие) и пантеизм (отождествление божеств с природой и восприятие природы как воплощения божественной сущности).

Мифологичность ― важнейшая черта мировоззрения эллинов. Сквозь призму мифа греки воспринимали и осмысливали природные явления, прошлое и настоящее своей родины, весь окружающий мир. В мифе гармонично сочетались вымысел и правда, фантазия и исторические факты.

Античная культура по своему характеру космологична. Существование Космоса [греч. порядок, Вселенная] греки объясняли рациональными, отличными от сугубо религиозных, причинами. И если для других народов специальные знания о мироздании могут квалифицироваться лишь как преддверие науки, то античным грекам было свойственно стремление создать систему позитивных знаний о Вселенной, базирующуюся на идее космического порядка не от Бога, а на основе закона. Их заслуга ― это творческая переработка культурных традиций прошлого и привнесение оригинальных мировоззренческих идей, исходя из нового космологического типа мышления.

Космос для греков был не только воплощением мирового порядка и единого целого, в отличие от беспорядочного Хаоса [греч. пустое пространство, первозданная бездна, выступающая как порождающее начало], но и рассматривался как воплощение эстетических принципов, таких как красота, мера, гармония.

 

Соблюдать меру во всем и соразмерность, стремиться к всеобщей красоте и гармонии ― вот совет мыслителей и поэтов античной Греции.

Эти эстетические категории являются универсальными для понимания сущности античной культуры, особенно искусства.

 

Проблемы устройства Космоса, законов мироздания занимали особое место в греческой философской мысли. Еще в доклассический период зарождается наука о природе ¾ натурфилософия, полагавшая, что одна из природных стихий (вода, воздух, огонь, земля или все вместе) и есть первооснова бытия. Натурфилософы стояли у истоков греческой и будущей европейской науки.

Одним из самых ярких представителей доклассической философии был Пифагор. он и его последователи внесли значительный вклад в развитие математики, теории чисел, астрономии, теории музыки.

Впоследствии сформировался целый ряд философских школ, взгляды которых оказали огромное влияние на развитие всей европейской философии и науки. Эпоху классики прославили " отец диалектики " Сократ, Демокрит, обосновавший атомарное строение мироздания, ученик Сократа идеалист Платон автор учения о государстве, и энциклопедист Аристотель, разработавший целостное учение о взаимоотношении формы и материи.

Настоящий прорыв в медицине совершил Гиппократ.

 

Грекам, более других народов Древнего мира, были присущи антропоморфизм [от греч. anthropos человек + morphe вид, форма], суть которого в том, что животный и растительный мир, все явления природы наделялись человеческими свойствами (даже могущественные греческие боги обладали человеческим обликом и характерами), и антропоцентризм (человек ― в центре мироздания), которые проявились во всех сферах древнегреческой культуры.

 

Антропоцентрические черты в мифологии и литературе проявлялись в том, что одним из главных действующих персонажей, наряду с богами, полубогами и героями, являлся человек. В науке и искусстве антропоцентризм выражался и в уважительном отношении к авторству, и в том, что трактаты и художественные произведения предназначались, прежде всего, человеку, зрителю, в отличие от произведений той же древнеегипетской культуры.

В понимании античного грека упорядоченность и строгость Космоса соразмерны идеальной красоте человека, как внешней, так и внутренней. Идеалом в Древней Греции был человек, достигший калокагатии [от греч. kalos прекрасный + agathos добрый, хороший] ― эстетической гармонии телесного и духовного начал. Достигнуть такого идеала можно было путем физических упражнений, воспитания и образования, прежде всего, эстетического.

Античный идеал калокагатии неразрывно связан с состязательным принципом. агон [греч. борьба, состязание, игра] ― важнейшая черта древнегреческой и всей античной культуры. В агоне проявлялись личностные качества свободных граждан античного полиса. Агонистичность (состязатель-ность) была органично присуща всем сферам жизнедеятельности: спортивной, интеллектуальной, музыкальной, поэтической. Но особенно ярко выражена в спортивных состязаниях: Олимпийских, Истмийских, Немейских и др. играх.

В интеллектуальном агоне заложены истоки греческой диалектики, суть которой заключалась в умении вести диалог, логически критиковать высказывания оппонентов, тем самым, отстаивая свои убеждения. Этот принцип лежал в основе ораторского искусства и науки риторики, получивших развитие в античных Греции и Риме.

Состязательное, игровое начало в культуре создавало атмосферу зрелищности, праздничности и красочности. Как яркую и увлекательную игру воспринимали греки жизнь и важнейшие ее сферы ― мифологию и религию, политику и государство, философию и искусство. Подобные легкость и игривость по отношению к важнейшим проблемам мироздания свойственны людям, достигшим внутренней гармонии и свободы, менее всего зависящим от внешних непредсказуемых обстоятельств. Культура древних греков ориентировала их на достижение такого состояния духа. Граждане Эллады свободу отождествляли с самодостаточностью и самоудовлетворенностью ― автаркией. По их мнению, автаркия возможна, если свободен родной полис. В этом древние греки видели предназначение своей жизни.

3. Л итература. Истоки древнегреческой литературы лежат в

устном народном творчестве, мифах и эпических песнях, которые сочиняли и исполняли аэды ― певцы.

В гомеровский период появляются рапсоды ― сказители, авторы эпических поэм. Таким рапсодом был полулегендарный поэт Гомер. С записи поэм Гомера в VIII в. до н.э. начинается письменный период древнегреческой литературы.

Литературную традицию Гомера продолжил поэт Гесиод.

Позднее, в VII-VI вв. до н.э., появляется лирическая поэзия [от греч. lyricos ― музыкальный, напевный]. Яркой представительницей этого жанра была Сапфо (Сафо) ― поэтесса с острова Лесбос. Эпоху классики прославил лирический поэт Пиндар.

Популярным жанром была басня. Первым баснописцем, по преданию, был поэт Эзоп.

В эпоху классики появляется новый литературный жанр ― историческая проза, одним из первых авторов которой был " отец истории " Геродот (V в. до н.э.). Известными греческими историками были Фукидид и Ксенофонт. Описывая историю различных народов, они отдавали приоритет мифам и преданиям, не без основания полагая, что в них отражены реальные события.

В период классики появляются и такие литературные жанры, как: драма, трагедия, комедия. Эсхил"отец трагедии", воспитатель греческого народа. Самые известные его трагедии: " Персы ", " Прикованный Прометей ", трилогия " Орестея ". Софокл прославлял патриотизм, сознание общественного долга и веру в силу человека в трагедиях: " Электра ", " Царь Эдип ", " Антигона ". Творчество Еврипида отличалось большей реалистичностью и радикализмом по отношению к мифам и религиозным верованиям. Лучшие его трагедии: " Медея ", " Геракл ", " Вакханки ".

Аристофан ― основоположник греческой комедии. В комедиях " Всадники ", " Птицы ", " Лисистрата " автор удачно сочетал реальность и фантазию, представляя недостатки людей ярко и контрастно. Поэтому в ХIХ в. его признавали непревзойденным социальным сатириком.

Театр [греч. theatron ― место зрелищ] ― особый, возникший в Древней Греции в VI в. до н.э. синтетический вид искусства, в котором сплелись воедино игра актеров перед зрителями и драматическое литературное произведение, музыка и пение. Театром также называлось специальное место (позже ― сооружение), где осуществлялись драматические постановки.

Возникновение театра связано с Великими Дионисиями ― празднествами в честь бога виноделия Диониса. Театральное искусство выросло из Дионисийских мистерий ― сакральных театрализованных представлений.

Наивысшего расцвета театральное искусство достигло в классическую эпоху. Театр в Греции стал рупором государственной политики, главным воспитателем и наставником граждан. Каждый гражданин должен был быть зрителем. Но театр для греков был больше, чем зрелище. Так, театр Еврипида представляет собой своеобразную энциклопедию развития философских идей в Греции. Неслучайно, современники называли его "философом на сцене".

Театр будил не только мысль, а и чувства. При посещении театра эллины испытывали эффект катарсиса [греч. очищение], сущность которого ― в высшем проявлении духовности через сострадание героям трагедий и сопричастность к высшим идеалам общества и государства.

Архитектуру критского периода принято называть "дворцовой". Один из самых известных ― Кносский дворец на Крите, так называемый Лабиринт. Возможно, масштабы и множество комнат этого грандиозного сооружения, а также господствовавший на Крите особый культ быка, изображения которого украшали стены дворца, вдохновили греков на создание мифа о получеловеке-полубыке Минотавре, обитавшем в Лабиринте.

Для микенской культуры характерно строительство акрополей [от греч. akros верхний + polis город] ― укрепленной части города, размещенной на возвышенности. Один из самых известных акрополей того времени ― Микенский. Вход в Микенскую крепость украшают " львиные ворота " ― первый известный нам пример монументальной античной скульптуры.

Начиная с архаического периода, основным видом архитектуры были храмы, которые являлись не только культовыми, но отчасти и общественными зданиями. Самый распространенный тип храма ― периптер [от греч. peri вокруг + preton крыло] ― " со всех сторон окрыленный ", в котором колонны располагались по всему периметру сооружения.

Основой архитектуры Эллады и одним из примеров канонов является ордерная система ― строго определенное соотношение, пропорции между несомыми и несущими частями здания ― колоннами и перекрытием.

К классическим ордерам [от лат. ordo ― порядок] греческого зодчества, к которым не раз обращались архитекторы последующих эпох, относятся:

· дорический ордер, отличающийся простотой и мужественностью форм, строгой капителью (верхом колонны). Неслучайно поэтому дорические колонны иногда заменялись мужскими фигурами ― куросами. Самые известные храмы этого типа: храм Зевса в Олимпии и Парфенон в Афинах;

· ионический ордер, которому свойственны легкость и стройность. Капитель украшена волютами (завитками). Колонны этого ордера иногда заменялись женскими фигурами ― кариатидами. Наиболее известные храмы этого ордера: храм Артемиды в Эфесе (одно из семи чудес света), Эрехтейон в Афинах;

· коринфский ордер отличается особой изысканностью. Капитель украшалась листьями декоративного растения аканфы или цветами.

Особенности греческих архитектурных ордеров представляют собой еще одно воплощение антропоцентрической идеи, т.к. пропорции архитектурных сооружений соответствовали идеальным телесным формам человека ― например, отношение диаметра дорической колонны к ее высоте соответствует отношению стопы мужчины к его росту ― 1:7.

Изобразительное Искусство. Самые ранние образцы монументальной фресковой живописи (росписи по сырой штукатурке) сохранились в Кносском дворце.

Монументальная живопись периода классики представлена росписями художника Полигнота. Он предпринял первые попытки изобразить движение тела, мимику лица, ввел в изображение пейзажный фон.

Но греческая живопись, к сожалению, практически не сохранилась. Мы можем судить о ней лишь по дошедшим до нас римским копиям и описаниям очевидцев. Хорошо сохранились только многочисленные образцы вазописи ― лаковой росписи поверхности керамических сосудов для воды, вина, масла и т.п. Форма керамики, как и сами росписи, соответствовали строгому канону.

Идеи внешнего и внутреннего совершенства человека особо ярко воплотились в греческой скульптуре периода классики (V в. до н.э.), также известной, в основном, по римским копиям.

Первым из греческих скульпторов, кто сумел воплотить в своих произведениях движение человеческого тела, был Мирон. В скульптуре " Дискобол " (метатель диска) мастер продемонстрировал великолепное владение пластической анатомией, что позволило ему изобразить свободное движение и естественную мимику юноши-атлета.

Величайшим скульптором Греции был Фидий, творчество которого отражает наивысший расцвет классического искусства. Фидий руководил реконструкцией Афинского акрополя, строительством храмов Парфенон и Эрехтейон. Для храма Парфенон скульптор из золота и слоновой кости создал великолепную 9-метровую статую Афины Парфенос (Девы). Стены Парфенона украшали его многофигурные рельефы ―скульптурные изображения, частично выступающие на поверхности. Ему же принадлежит одно из чудес света ― 14-метровая статуя Зевса в Олимпии, выполненная в той же технике, что и Афина Парфенос.

В эпоху классики был широко известен ваятель Поликлет. Он был не только скульптором, но и теоретиком искусства. Его трактат " Канон " посвящен изучению идеальных пропорций человеческого тела. А открытые им законы построения тела Поликлет воплотил в статуе " Дорифор " (копьеносец).

Для классической и эллинистической эпох греческого искусства были характерны две основные тенденции: традиционное изображение идеальной телесной красоты и стремление раскрыть сложный духовный мир человека. Культ человеческого тела и другой эталон мужской красоты ― более аристократический ― воплощен в знаменитой статуе Аполлона Бельведерского скульптора Леохара (IV-III вв. до н.э.), которая находится в музее Ватикана.

Символом женской красоты по праву считается статуя Афродиты (Венеры) Милосской. Этот мировой шедевр, созданный во II в. до н.э. предположительно ваятелем Агесандром, находится в Лувре.

Греческие мастера стремились также запечатлеть бурные человеческие чувства и драматические события. Скульпторов Скопаса, Праксителя и Лисиппа (IV в. до н.э. ― период поздней классики) объединяет стремление раскрыть внутренний мир человека.

Трагические ноты зазвучали в искусстве в конце эпохи эллинизма, когда Греция потеряла независимость. Эта тенденция ярко воплотилась в известной скульптурной композиции " Лаокоон ", римская копия которой украшает площадь возле Археологического музея в городе Одессе.

Завоевание Эллады Римом не уничтожило греческую культуру. Наоборот, Рим сам попал в орбиту высочайшей культуры античных греков.

 

4. Г ород Рим, по преданию, был основан в 753 г. до н.э. сыновьями бога войны Марса Ромулом и Ремом. Ромул стал первым правителем Рима. До недавнего времени считалась легендарной версия о том, что предком основателей Рима был герой Троянской войны Эней. Но, благодаря археологическим раскопкам, установлена связь Рима с троянской эпохой.

На формирование древнеримской культуры оказали влияние многие соседние племена и народы, прежде всего этруски,греки и карфагеняне.

В Этрурии римляне учились инженерному делу, строительству и военному мастерству. Они позаимст-вовали у этрусков государственные должности и сословное деление граждан, некоторые религиозные представления и обряды, гадание, ставшее весьма популярным у римлян, и гладиаторские бои. Среди первых царей Рима были цари этрусского происхождения.

Позднее, когда Рим окончательно завоевывал Этрурию, а потом и Элладу (во II в. до н.э.) и установил республиканское правление, на его культуру решающее воздействие оказала греческая культура. Греческий язык становится языком высшего общества. У эллинов римляне заимствовали мифологию и философию, литературу и театральное искусство, архитектуру и изобразительное искусство.

Однако социальный статус мастеров искусства в воинственном Риме и в Греции эпохи расцвета был принципиально различным. Древнеримская культура отличалась большей прагматичностью и целесообразностью по сравнению с древнегреческой. Занятия искусством считались недостойными римлянина и потому оставались уделом вольноотпущенников и рабов.

Подтверждением рационализму римской культуры является высочайший взлет И НЖЕНЕР-НОГО ДЕЛА ― интенсивное дорожное строительство, сооружение многоярусных акведуков ( наземного водопровода), терм (бань), клоаки (канализации), изобретение нового строительного материала, дававшего большую свободу в выборе форм ― бетона. Арка, свод, купол так же характерны для римского зодчества, как ордерная система для архитектуры Греции.

Среди видов искусства времен расцвета римской культуры приоритетное положение занималаархитектура. В период Республики римляне достигли успехов не только в технике строительства, но и в теории архитектуры. Трактат инженера и архитектора Витрувия " Десять книг об архитектуре " стал настоящей энциклопедией строительного дела, не потерявшей актуальности и в последующие эпохи. По мнению автора, архитектурное сооружение должно сочетать в себе пользу, прочность и красоту, а зодчий должен иметь универсальное образование.

К шедеврам римского зодчества относятся: громадные амфитеатры (круглые и эллиптические сооружения с ареной для гладиаторских боев и др. зрелищ), самый грандиозный из которых ― амфитеатр Флавиев Колизей; форумы ― площади, окруженные колоннадами и украшенные множеством статуй, являвшиеся центрами культурной и общественно-политической жизни; триумфальные арки [от лат. triumphus ― триумф ― торжественный въезд армии-победителя в город], прославлявшие силу римского оружия; величественные храмы, в том числе купольные, такие, как Пантеон ― храм всем богам. Даже городские термы, построенные императорами Каракаллой и Диоклетианом были для римлян не просто банями, а местом проведения досуга и представляли собой настоящие архитектурные шедевры, грандиозные по масштабам и пышно украшенные.

В начале I-готысячелетия культура Рима достигла наивысшего расцвета. Значительный вклад в ЛИТЕРАТУРУ, ФИЛОСОФИЮ, НАУКУ внесли выдающиеся поэты и писатели: Вергилий, Гораций, Овидий; философы и политические деятели: Сенека и Цицерон; историки: Тацит, Светоний, Плутарх; талантливые ученые: Плиний Старший,Птолемей.

Культура императорского Рима пронизана идеями, прославлявшими величие и могущество рабовладельческого государства, незыблемость и вечность власти римских цезарей. Многочисленные статуи императоров и полководцев, похожих на олимпийских богов, были символами имперской идеологии для покоренных народов. В произведениях писателей и трудах историков утверждалась мысль о том, что именно " вечный Рим " призван господствовать во всем мире.

Видимо, в это время и родилось высказывание: "Все дороги ведут в Рим".

По мере роста могущества Рима, в культуре нарастали тенденции все большего размаха, роскоши и помпезности. Как справедливо заметил римский сатирик Ювенал: "Свирепей войн налегла на нас роскошь".

В эту эпоху возникла целостная система государственности и законности ― знаменитое римское право, провозгласившее приоритет закона: " да свершится правосудие, да погибнет мир!" Римское право лежит в основе всех современных европейских систем законодательства.

Изобразительное искусство. В эпоху империи успешно развивается монументальная живопись ― фреска и мозаика (изобретенное в Риме живописное изображение, выполненное из разноцветных кусочков стекла, камней, смальты).

В произведениях римских художников явственно прослеживаются традиции греческой живописи, не дошедшей до нас, а порой и прямое копирование. Поэтому именно римские фрески и мозаики дают представление об античной живописи в целом.

Римские скульпторы не только удачно копировали прекрасные произведения греческих ваятелей, но и достигли успеха в создании реалистического скульптурного портрета, в котором сочетались точность индивидуальных черт и эстетические идеалы греческой пластики.

Стремление к передаче, как внешнего сходства, так и характера портретируемого ― определяющая черта искусства императорского Рима. Художники научились раскрывать психологический облик своего персонажа, его духовную жизнь. Эти тенденции в немалой степени связаны с зарождением христианского мировоззрения.

На исходе II столетия кризис поразил все сферы жизни римского общества. Пессимизм, индивидуализм, разочарование в жизненных ценностях, конфликт между личностью и государством ― типичные настроения, бытовавшие в среде римлян. Придание императоромКонстантином в начале IV в. христианству статуса официальной религии и последовавшее за этим разделение Рима на Западную и Восточную империи еще ярче выявили кризисные тенденции в культуре.

В 476 г. Рим, ослабевший в результате внутренних противоречий, захватили готы и германские племена. Это время считается концом античного мира и началом новой средневековой культуры.

 

Бесценен вклад Античности в развитие культуры всех последующих эпох ― Средних Веков, Возрождения, Нового и Новейшего времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.