Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. 2. Культура Индии




1. Характерные черты индийской культуры и ее периодизация.

2. Особенности основных этапов индийской культуры.

3. Религия и философия в индийской культуре.

4. Художественная культура Индии.

5. Достижения индийской науки.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: индоарии (арии), Веды, варны, джати (касты), брахманизм, индуизм, буддизм, джайнизм, сикхизм, нирвана, сансара, карма.

1. И ндия ― одно из крупнейших и древнейших государств мира,

сокровищница удивительной культуры и искусства. В современной Индии проживает более 2 тысяч народностей, представители которых говорят на 2 государственных, 18 официальных языках и 844 диалектах!

Своеобразие индийской культуры обусловлено следующими чертами:

· синкретичность (неразделимость) этнических, религиозных, социальных и эстетических аспектов культуры. Любой элемент индийской культуры (будь то религиозный гимн, пещерный храм или танец) можно понять только в его взаимосвязи с другими явлениями культуры и жанрами искусства;

· гетерогенность [от греч. heteros другой + genos происхождение] ― неоднородность различных субкультур. Индийское общество чрезвычайно мозаично, оно включает в себя множество этносов, социальных групп и слоев. Деревушки народностей, исповедующих первобытную культуру и образ жизни, сложившиеся несколько тысячелетий назад, соседствуют с современными небоскребами и ускоренным ритмом жизни многомиллионных мегаполисов;

· ритуализированность жизни и культуры. Ритуал связывает человека с его окружением, отдельную группу и общество в целом, выполняя при этом функцию воспроизводства и трансляции культурного наследия;

· значимость мифологии и религии, составляющих основу и доминанту духовной жизни Индии, определяя особенности мировосприятия, художественной культуры и повседневной жизни каждого индийца;

· устойчивость жестких границ между социальными сословиями, на которое разделено индийское общество, о чем речь пойдет ниже;

· равнозначность устной и письменной традиции. Долгое время религия, литература, образование строились на устной передаче информации, на запоминании, поэтому многие выдающиеся произведения стали результатом творчества нескольких поколений индийцев. Санскрит, как письменный язык Индии, издревле стал важным фактором, который помог осознать единство (при всем ее многообразии) индийской культуры;

· равноценность чувственного и духовного опыта. Наряду с неизменным интересом к религиозно-философской проблематике в культуре Индии особое внимание уделяется чувственному началу, любви, наслаждению природой, искусством, как синтезу эротического и эстетического переживания.

В истории индийской культуры можно выделить четыре периода:

«архаический (первобытный) ― 70 тыс. л. до н.э. - XXV в. до н.э.;

«древний ― XXIV-III вв. до н.э.:

· индский (хараппский) ― XXIV-VIII вв. до н.э.,

· ведический ― XIII-VI вв. до н.э.,

· буддийский ― V-III вв. до н.э.;

«средневековый (традиционный) ― II в. до н.э. - первая половина XVIII в. (включая мусульманский период ― с XIII по XVIII вв.);

«современный ― вторая пол. XVIII в. и по сегодняшний день.

2. Р азвитие культуры Индии в архаический период принципиально

не отличалось от развития других регионов мира в эту эпоху. Первобытные люди занимались тут охотой и собирательством. Усовершенствование орудий труда способствовало появлению зачатков земледелия, приручению животных, распространению оседлого образа жизни.

Индский период древней культуры связан с появлением высокоразвитой цивилизации, центрами которой были города Хараппа и Мохенджо-Даро, обнаруженные в начале ХХ века.

Инды занимались выращиванием злаков, возделыванием хлопчатника, выплавкой металлов (меди, бронзы, свинца, олова), ткачеством.

Поражает правильная планировка городов, имевших самую древнюю из известных нам систему водопровода и канализации, общественные здания, бассейны, служившие, вероятно, для ритуальных омовений, зернохранилища.

Хараппская керамика отличается разнообразием форм. Было обнаружено большое количество терракотовых фигурок и глиняных печатей с вырезанными на них надписями, которые до сих пор не расшифрованы. Изображения на печатях свидетельствуют об обожествлении сил природы.

До сих пор остаются неизвестными причины, которые привели к падению индской цивилизации в XVIII в. до н.э. Но ее культурное наследие не исчезло, сохранившись в религиях и традициях последующих эпох индийской культуры.

Ведический период связан с приходом в Северную Индию во II тыс.л. до н.э. племен ариев [санскр. благородные], основавших в долине реки Ганг свои государства. Название эпохи связано с Ведами ― древнейшим (из всех известных человечеству) памятником духовной культуры Индии ― сборником священных текстов на санскрите.

Индоарии принесли с собой свои традиции, социальное устройство, ведическую религию. Им удалось быстро ассимилироваться с коренными жителями, в результате чего и возникла собственно индийская культура и брахманизм, как первая религиозная система Индии.

В этот период формируется социальная иерархическая система, состоящая из четырех сословий ― варн: брахманов (жрецов), чья священная обязанность ― изучение Вед, проведение религиозных ритуалов, обучение; кшатриев (воинов), чей долг ― ратное дело, защита народа и управление государством; вайшьев (земледельцев, ремесленников и торговцев) и шудр ― слуг высших варн. Особняком стояли парии ― " неприкасаемые ", выполнявшие самую тяжелую и грязную работу.

В ведической религии варна трактуется как сакрально освященная группа, которая имеет скорее религиозно-нравственное, нежели социальное значение. Три высшие варны считались " дважды рожденными ", так как проходили особый обряд посвящения, дававший им право на участие в ведийских обрядах и ритуалах. Шудры к культовым действиям не допускались.

Внутри варн существовалоболее мелкое сословное, профессиональное, религиозное делениена джати или касты.

 

Джати-варновый строй был основан на неравенстве прав и обязанностей членов индийского общества, ему присуща жесткая стабильность социальной стратификации (разделения общества). Варны и касты никогда не смешивались: браки совершались только внутри своей общности, переход из одной варны в другую, более высокую или более низкую, был строго запрещен. А принадлежность к определенной социальной общности определялась в соответствии с родительской варной.

 

Несмотря на то, что джати-варновая организация общества зародилась в древности, она оказалась столь живучей, что и спустя 3000 лет продолжает влиять на сегодняшнюю жизнь, как отдельного человека, так и всей Индии.

Буддийский период ― эпоха реформирования религиозно-мировоззренческих основ культуры, связанная с появлением и распространением буддизма и джайнизма с V в. до н.э.

Столетие спустя на территорию Индии пришли войска Александра Македонского. Преодолев сопротивление племен, живших в долине Инда, они получили отпор со стороны государства Магадхи, расположенного в долине Ганга. Могущественная империя Маурьев, род которых вскоре захватил власть в магадхском царстве, просуществовала более 200 лет ― до II в. до н.э.

Индия магадхо-маурийского периода ― одна из самых процветающих стран древнего мира со сбалансированным сельским хозяйством, развитыми ремеслами и товарно-денежными отношениями, бурным ростом городов. В этот период усиливается роль кшатриев, которые претендуют на ведущее положение в индийском обществе, хотя авторитет брахманов по-прежнему остается высоким (кстати, Будда происходил из рода кшатриев!).

Традиционная средневековая культура Индии считается классическим периодом в истории индийской культуры ― эпохой расцвета философии, науки, литературы и изобразительного искусства. В этот период буддизм начинает свое распространение по всей Азии, а на основе брахманизма появляется новая философско-религиозная система ― индуизм, вобравший в себя основные достижения духовной культуры древней Индии.

С XIII ст. начинается мусульманский период, связанный с захватом Индии тюрками-мусульманами. В Северной Индии возникает Делийский султанат, просуществовавший более 100 лет.

После века раздробленности вновь объединила Индию династия великихмоголов, основателем которой был Захиреддин Бабур. Расцвет государства Великих Моголов пришелся на период правления Акбара (1556-1605 гг.).

Мусульманская эпоха, несмотря на политическую нестабильность и насильственное насаждение ислама, продемонстрировала удивительную устойчивость культурных традиций и социально-экономических основ жизни индийского общества, которое продолжало развиваться по канонам, заданным в древнюю эпоху и классический период индийской культуры.

Впрочем, с распространением ислама, с его запретом на изображение живых существ (о чем речь будет идти в разделе Ш.4), происходит стагнация одних видов искусства (живописи, скульптуры) и стимулирование развития других (миниатюры, архитектуры, каллиграфии). С мусульманской эпохой также связано становление классической музыки и классического танца Индии.

В первой половине XVIII в. империя Великих Моголов распалась, а Индия стала объектом колониальных притязаний европейских стран. Современный этап (кон. XVIII-XX вв.) характеризуется заметным влиянием европейской культуры на культуру Индии, отдельные элементы европейской культуры органично влились в индийскую культуру, как например, английский язык, ставший впоследствии одним из государственных языков Индии.

3. Н есмотря на всю пестроту религиозной палитры Индии,

большинство духовных учений опираются на некоторые общие мировоззренческие установки: веру в многократное перерождение души ― сансару; в то,что судьба души в каждой новой жизни зависит от кармы, заработанной собственными деяниями; убежденность в возможности освобождения от кармы (это состояние в индуизме называют мокшей, в буддизме ― нирваной), которое достигается праведным поведением. При этом каждая религия по-своему трактует эти понятия.

· Результатом приспособления местных культов к ведической религии индоарийских племен стал брахманизм, который сложился как религиозная система в XV-XIV вв. до н.э. и стал основой мировоззрения и культурной жизни древнеиндийского общества.

Мифология брахманизма вобрала весь ведический пантеон, однако теперь уже боги не олицетворяли явления природы, а обрели анропоморфные черты.

Этика брахманизма провозглашала важнейшими добродетелями беспрекословное повиновение низших сословий брахманам, обожествление царской власти, соблюдение дхармы (закона) и обрядов своей варны.

Постепенное усиление роли жречества привело к противостоянию между брахманами и светскими властями и появлению различных направлений в религиозно-философской мысли.

· Ортодоксальные школы веданта, йога и др. признавали непререкаемый авторитет Вед и разрабатывали способы достижения духовного освобождения (мокши) путем изменения психического и физического состояния человека. Наибольшую известность приобретает йога как система различных духовных и физических практик (медитации, дыхательных упражнений, статических поз ― асан), нацеленных на достижение тотального духовно-телесного самоконтроля.

Неортодоксальные религииджайнизм и буддизм, несмотря на свое ведическое происхождение, отрицали авторитет Вед, брахманистские ритуалы, провозглашали равенство всех людей, игнорируя джати-варновую систему.

· Возникновение джайнизма в VI в. до н.э. связывают с деятельностью его основателя ― Джины Махавиры (Джайны). Джайны верят в возможность освобождения от перерождений путем ведения аскетического образа жизни (зачастую в крайних его проявлениях); исповедуют ценность каждой жизни в любой ее форме, строго соблюдая принцип непричинения вреда всему живому (к примеру, аскеты подметают перед собой дорогу, чтобы случайно не раздавить какое-нибудь насекомое).

· Основателем буддизма считается царевич Сиддхартха Гаутама (623-544 гг. до н.э.). Осознание мысли о страдании живых существ обратила его к подвижничеству. После долгих лет странствий и отшельничества на Гаутаму снизошло просветление, после чего он стал называться Буддой [санскр. просветленный] и начал свою долгую проповедническую деятельность.

Учение Будды ― образец философско-этического учения, согласно которому, целью каждой человеческой жизни, представляющей бесконечную цепь страданий, является достижение нирваны ― состояния абсолютного внутреннего покоя. Путь, ведущий к освобождению, ― это ступени духовно-нравственного самосовершенствования, укрощения страстей и желаний, но, в отличие от джайнизма, не предполагающий крайностей, и потому называется Срединным путем.

Со временем буддизм становится все более популярным у разных слоев индийского общества, вследствие чего царь Ашока в III в. до н.э.утвердил его в качестве государственной религии. Однако бытовая обрядность не имела для буддизма большого значения, поэтому индийцы по-прежнему обращались к брахманам, приглашая их на свадьбы, похороны и другие церемонии, от них ожидали помощи в обычных мирских делах ― получении урожая, приплода скота и т.п. Кроме того, джати-варновая система уже фактом своего существования разрушала основы буддийской религии, что привело к постепенной утрате буддизмом своей популярности.

· К этому времени ведущие позиции в духовной жизни индийского общества завоевывает новая религиозно-философская системаиндуизм.

 

индуизм, как синтез трансформированного брахманизма с культами многочисленных индийских этносов, становится духовной основой традиционной средневековой культуры Индии.

 

Индуизм многоеунаследовал от брахманизма: идею о джати-варновом устройстве общества и особой роли брахмана, как посредника между людьми и богами, учение о сансаре и возможности освобождения ― мокше,древнейшие обряды, ритуалы, традиции и священные тексты Вед и Упанишад.

Воспринял индуизм и ведический пантеон, однако возглавляет пантеон индуистская Троица ― Тримурти [санскр. tri ― три + mûrti ― образ, лицо], представленная богами Брахмой (Творцом Вселенной), Вишну (Хранителем Вселенной и Порядка), и Шивой (Разрушителем всего старого, отжившего).

Со временем индуизм стал и до настоящего времени остается государственной религией Индии, являясь, по сути, не просто религией, а религиозно- социо- этико- эстетическим фундаментом жизни индийского общества.

· Появившись в XVI в. до н.э. на севере Индии (штат Пенджаб), сикхизм первоначально заявил о себе как об индуистской секте, испытав при этом влияние ислама. Его основатель Нанак (1469-1538) призывал к объединению мусульман и индуистов, проповедовал равенство всех людей перед богом независимо от варны и джати, идеи добра и любви, воплощенные в божестве.

Велика в сикхизме роль учителя ― гуру. Смыслом жизни для сикха является служение триединому богу и выполнение своего долга в качестве члена семьи и общества. Сикхи ― отличные воины, и благодаря своей военизированной организации (кхальса), сикхизм является важной политической силой в Индии.

4. Х удожественная культура Индии отличается необычайной колоритностью, красочностью и оптимистичностью, и при этом остается крайне традиционной, как и любая культура средневекового типа.

Древнейшим из известных нам памятников мировой ЛИТЕРАТУРЫ являются Веды, состоящие из четырех сборников:

· Ригведа ― Веда гимнов, восхваляющих ведических богов;

· Самаведа ― Веда песнопений, которые исполняются во время жертвоприношений;

· Яджурведа ― Веда жертвенных формул (руководство для брахманов);

· Атхарваведа ― Веда заклинаний и заговоров.

За тысячу лет до н.э. Веды, изначально существовавшие в устной традиции, обрели письменную форму. После записи и обработки Вед появляются " Брахманы" ― комментарии к Ведам и интерпретации обрядов. Кроме того, Брахманы содержат множество легенд, некоторые вопросы исторического характера и обширные фактические данные.

К Брахманам примыкают " Араньяки" ("лесные книги"), предназначенные для истолкования ритуалов отшельниками и посвященными, и " Упанишады " ("тайные учения"), содержащие разделы, посвященные философской интерпретации взаимосвязи человека и Космоса.

Буддийская литература формирует свои канонические тексты, главным из которых выступает Трипитака ("Закон трех корзин") ― сборник религиозных, философских, риторических и дидактических текстов.

Выдающимися памятниками древнеиндийской литературы являются эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна". "Махабхарата", состоящая из 107 тысяч двустиший, представляет собойкомплекс эпических повествований, новелл, басен, легенд, мифов, рассказывающих о борьбе двух династий из царского рода Бхарата. "Рамаяна" ― отличающийся символизмом и стилистическим изяществом эпос, посвященный жизни легендарного царевича Рамы.

В светской поэзии большое внимание уделяется описанию любовных переживаний на фоне описания природы. Замечательным лирическим поэтом и драматургом является Калидаса (V в.), автор поэм " Облако-вестник " и " Времена года ". Наиболее известный жанр лирики традиционного периода ― поэзия бхакти, воспевающая эмоциональное и преданное служение богу. Пример бхакти ― поэма " Море поэзии Сурдаса " поэта-кришнаита Сурдаса (XVI в.).

Значительную часть литературы на санскрите составляет художественная проза, включающая притчи, сказки, романы и пр. В ХІ ст. кашмирским поэтом Сомадевой был создан сборник притч" Океан сказаний ", который содержит сотни басен, сказок, романов, приключенческих повестей.

АРХИТЕКТУРА. Самые древние из сохранившихся архитектурных памятников относятся к буддийскому периоду. Это ― культовые сооружения: ступы (монолитные сооружения в виде сферического купола с небольшой надстройкой для хранения реликвий буддийского культа), стамбхи (монолитные столбы), чайтьи (пещерные храмы).

На колоннах-стамбхах высекались тексты эдиктов (указов) царя Ашоки, они украшались символами буддизма, изображениями зверей. Широко известна колонна Ашоки в Сарнатхе, поставленная на месте первой проповеди Будды. Каменная капитель с четырьмя львами, повернутыми спинами друг к другу, стала национальным гербом Индии.

Прототипы пещерных храмов ― деревянные культовые сооружения. Пещерный храм представляет собой высеченный в скале продолговатый зал с двумя рядами колонн, со ступой или статуей Будды в центре. Поверхности каменных столбов, балок и других элементов храма покрыты рельефами, прообразом которых служила резьба по дереву.

Пещерные храмы (всего их около 1200, большинство из которых созданы в IV-I вв. до н.э), были огромных размеров, хотя и высекались в скалах. Так, подземный буддийский храм Элорра (VII ст.), общей площадью около 800 м2 и длиной 87 м, был высечен в базальтовой скале на глубине 33 м!

Постепенно пещерные храмы уступают место наземным комплексам. Памятником архитектуры Южной Индии традиционного периода является Большой храм Шивы в Танджуре (XI в.) ― грандиозный архитектурный ансамбль внутри двора, окруженного высокими стенами.

Для традиционной архитектуры северной Индии X-XII вв. характерны отдельно стоящие храмы, фасады которых изобилуют скульптурой и орнаментальной резьбой: комплекс шиваистских храмов Бхубанешвара, джайнистские храмы в Майсуре, храмовый комплекс в Кхаджурахо и др.

Мусульманская эпоха ознаменовала новый этап в развитии искусства Индии. Возводятся мечети, медресе (духовные школы), мавзолеи со сводчатыми конструкциями и куполами, светские здания: дворцы, форты, городские ворота и укрепления. Скульптура оказалась неприемлемой, зато в украшении строений широко использовалосьорнаментальное искусство. Но индийские мастера, переосмысливая исламскую традицию, придавали этим сооружениям новый облик. Монументальность форм и, в то же время, изысканность, торжественность, сочетание различных пород камня создавали особую гармонию.

Наиболее известными архитектурными шедеврами мусульманской эпохи являются: башня-минарет Кутуб-Минар (XII-Ш вв.) и соборная мечеть в Дели, считающаяся самой большой мечетью в мире; многочисленные дворцы в Дели и Агре; известный всему миру мавзолей Тадж-Махал в Агре (XVII ст.), выстроенный Шахом Джеханом в память своей любимой жены Мумтаз-Махал. Этот архитектурно-парковый ансамбль с беломраморным зданием мавзолея и четырьмя стройными минаретами считается одним из чудес света.

Видное место в художественной культуре Индии принадлежит СКУЛЬПТУРЕ. Примерами памятников древней скульптуры являются статуи якшей (полубогов) и якшинь (женских духов ― символов плодородия в виде юных девушек, качающихся на ветвях).

Символико-мистический смысл имеют изображения любовных пар животных и людей, украшающих, например, храмы Кхаджурахо.

Гадхарская школа скульптуры стала центром развития традиционного искусства. Ее главным новшеством стало реалистическое изображения Будды.

Одним из наиболее частых сюжетов традиционной индийской скульптуры являются деяния бога Шивы и его супруги Парвати, например знаменитое монументальное 6-метро-вое рельефное изображение трехликого Шивы Махешвара, находящееся в пещерном храме Элефант.

Особым жанром индийской пластики является бронзовая скульптура южной Индии, большей частью посвященная культу Шивы и предназначенная для празднеств и религиозных шествий. Самый известный образец бронзовой скульптуры ― образ четырехрукого Шивы-Натараджи (царя танца) в огненном кольце жизни и смерти, танец которого символизирует раз-рушение всего старого, отжившего.

Неотъемлемой частью культуры индии является миниатюра, которая представляет собой живописные листы средних размеров, собираемые в папки.

По технике и трактовке изображения индийская миниатюра похожа на фрески, росписи на тканях или на иллюстрации в рукописях.

Видное место в художественной культуре Индии занимает ТАНЕЦ ― сложное взаимодействие нескольких видов искусства: пантомимы, пластической постановки поз и жестов, ритмических движений, макияжа, костюмов, освещения, музыкального и даже словесного сопровождения по ходу танца. Индийские танцоры используют характерные для каждого танца костюмы ярких цветов, символизирующих счастье, силу и энергию жизни.

Сначала появились народный и ритуальный (религиозный) виды танцев, в дальнейшем сформировался классический танцевальный жанр.

Древнеиндийский классический танец имеет храмовое происхождение и является важной частью религиозной церемонии. Представление может длиться всю ночь. танцевальное искусство было привилегией варны брахманов, обучавших ему только храмовых танцовщиц ― девадаси.

Самым ранним из сложившихся видов музыки была этническая музыка, возникшая в III тыс.л. до н.э. Подобно любой народной музыке, она была проста по форме и структуре, приближалась к звукоподражаниям.

Затем появляется религиозная (традиционная) музыка, которой приписывали магические ― творческие и разрушительные свойства. Звукоряд индийского лада, состоявший из семи главных тонов, ассоциировался с семью планетами Солнечной системы. Критерием совершенства исполнения в этом стиле музыки считается особая мелодичность, трогающая сердца слушателей и пробуждающая в них возвышенные чувства.

С VII в. начал складываться жанр светской классической музыки.

В целом же,музыкальное искусство ― сангина [санскр.] трактовалось в синкретическом единстве инструментального начала, пения и танца.

5. О собое сакральное отношение к знанию, сформированное в Индии в

период древности, повлияло на становление индийской науки.

В связи с развитием брахманистского культа в VI в. до н.э. появляются руководства по отдельным направлениям знания: фонетике, метрике, грамматике, этимологии, астрономии.

Значительных успехов достигла лингвистка. На основе брахманистских руководств в IV в. до н.э. была создана грамматика санскрита, удивляющая даже современных ученых своей точностью и сложностью. С ее созданием санскрит обрел классическую форму и с того времени практически не изменялся.

Выдающийся вклад в развитие мировой науки внесли индийские математики. Ими были разработаны цифры (включая ноль), которые принесли в Европу арабы (поэтому мы называем их "арабскими"); десятичная система исчисления; арифметика; методы вычисления квадратных и кубических корней.

Индийскими астрономами был разработан календарь, который делил год на шесть сезонов по два месяца в каждом, точно прогнозировались затмения. Появившиеся в XVII-VIII вв. обсерватории поражают своим оборудованием.

Хотя развитие медицины было тесно связано сзаклинательной магией, тем не менее, индийские медики были умелыми диагностами и фитотерапевтами (травниками) Еще в древности начала формироваться Аюрведа ― особое учение индийской медицины о долголетии, которое оказало большое влияние на развитие арабской и европейской медицины.

 

Культурное наследие древней и средневековой Индии не только органично входит в современную индийскую культуру, влияние индийской философии, художественной культуры и научного знания прослеживается в культуре многих народов Востока и Запада. А духовно-этическое учение буддизма, распространившись по всей Юго-Восточной Азии и Дальнему Востоку, стало первым в истории примером мировой религии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Каковы характерные черты индийской культуры?

2. Дайте характеристику основным периодам культуры Индии.

3. Объясните сущность джати-варнового устройства индийского общества.

4. Какое влияние оказала религия на развитие индийской культуры? Охарактеризуйте важнейшие религии Индии.

5. Прокомментируйте образное сравнение кармы с рекой: " Жизнь реки поддерживается тысячами ручьев, которые несут в то же время и чистые воды, и нечистоты. Отбрасывая их или вбирая, река может изменить свою будущую карму и в будущем стать прозрачным ручьем или вонючей канавой ".

6. Охарактеризуйте индийские архитектуру и изобразительное искусство.

7. Какова роль в индийской культуре играло танцевально-музыкальное искусство?

8. Назовите основные достижения индийской науки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.