Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. 1. Культура первобытного общества




1. Культурно-исторические предпосылки становления человека.

2. Историческая периодизация первобытной культуры.

3. Материальная составляющая культуры первобытного общества.

4. Духовный мир первобытной культуры.

Основные понятия: каменныйвек (палеолит, мезолит, неолит), синкретизм, миф, мегалиты, праискусство, петроглифы, ранние религиозные верования: тотемизм, фетишизм, магия, анимизм.

1. к олыбель культуры ― это колыбель человека как такового,

субъекта, способного к рациональному мышлению, проявлению творчества и продуктивной деятельности. Первого человека, но не примитивного. Колыбель культуры ― это младенчество общества в самых ранних формах его организации.

Современная наука связывает возникновение культуры с появлением у человека способности открывать, развивать, создавать новый мир и воспроизводить естественный, природный в его полезных и прекрасных чертах, комбинировать из первого и второго нечто третье ― не только полезное, но и ласкающее взгляд. Способности эти появились от сочетания случайных и закономерных обстоятельств, в которых находился предок человека.

Как же теория объясняет возникновение культуры? Какие точки зрения существуют по этому вопросу?

Вот, к примеру, мнение выдающегося историка-философа ХХ века Карла Ясперса: "Первое становление человекаглубочайшая тайна, до сих пор совершенно нам недоступная, непонятная. Такие обороты речи, как "постепенно", "переход" лишь маскируют ее. Можно, конечно, фантазировать по поводу возникновения человека, однако эти фантазии быстро оказываются несостоятельными: представление о человеке всегда уже есть в момент, к которому относят его становление.

К тому же нам неизвестен даже окончательный, удовлетворительный ответ на вопрос: что такое человек?" 1)

Тем не менее, он не отказывался от попытки реконструировать начало нашего прошлого, высказывать свои соображения. Типичное состояние ученого ума: обращаться к тайне, неизведанному, и, увлекшись этой "темнотой", стремиться открыть истину, познать ее грани!

Существуют разные подходы к проблеме происхождения человека и культуры, разные способы ее разрешения.

 

Появление культуры связывают с появлением человека, а человека ― с созиданием культуры: "человек родился в культуре, и онав человеке, и кто раньше?бессмысленный вопрос, ибо они по сути одно и то же" 2 ).

 

И все же это ― не тождественные субстанции. Иной субъект и далек от культуры, и противостоит ей, и стремится разрушить...

Наиболее древняя точка зрения ― религиозная. Согласно ей, человек ― творение Божье, созданное по его образу и подобию. Культура в этом контексте понимается как проявление в человеке божественного дара, как ниспослание верующим высших духовных ценностей, как приобщение к богоугодной жизни.

В культурологии существует и космологическая точка зрения, предполагающая "транспортировку" разумного существа на землю с одной из ближайших планет. Это существо, с присущими ему культурными навыками, привычками, способностями, и является нашим досточтимым предком.

Согласно марксистскому пониманию человека и культуры, культура ― производное от общества, является продуктом и субъектом общественно-трудовой деятельности. Если животное приспосабливается к естественным условиям существования, то люди, объединяясь в совместном труде, преобразуют эти условия, создавая мир материальной и духовной культуры в соответствии со своими развивающимися потребностями. Марксистская (формационная) концепция рассматривает данную проблему сквозь призму становления первобытнообщинной общественно-экономической формации.

К.Ясперс рассматривает проблему истоков человечества и последующего его бытия на земном шаре с позиций экзистенциализма. Он разделяет предысторию или доисторию (т.е. период прошлого человечества, не зафиксированный, не имеющий описания в памяти людей) и историю ¾ период, который имеет такое описание.

В предыстории К.Ясперс выделяет два аспекта: биологическое и историческое (также имевшее место в доистории) развитие человека.

__________________________

1) Ясперс К. Смысл и назначение истории. ― М., 1991.

2) Там же.

В первом случае создаются наследуемые свойства, во втором ¾ осуществляется передача опыта с помощью речи, поведения, труда. У человека складываются своеобразные биологические свойства, которые позволяют ему с помощью сознания построить свое бытие иным образом, чем животные, приспосабливаться к любой среде. Он биологически предрасположен к научению быть социумом, к духовной деятельности.

В предыстории, по мнению Ясперса, существенными моментами, вероятно, были следующие: использование огня и орудий, появление речи, способы насилия человека над самим собой (например, в форме табу), образование групп и сообществ, формирование жизни посредством мифов.

История же начинается с таких реальных событий, как организация ирригационных систем, создание государства, открытие письменности, формирование наций, мировых империй, использование лошади. Скачок из природного состояния в историю связан с использованием техники, передачей духовного достояния, с наличием людей, которые становятся примером и образцом для подражания, освобождая других от страха и открывая перед ними возможности самосознания.

2. З емля существует примерно два миллиарда лет, а жизнь на ней ―

около полумиллиарда лет. Переход от биологического предка человека к человеку насчитывает несколько миллионов лет. Согласно последним данным, современные человекообразные обезьяны не являются предками человека, они ― лишь параллельная ветвь (или ветви), которые развивались самостоятельно рядом с человеческой ветвью.

Данные археологии, палеонтологии и других наук позволяют утверждать, что, согласно закону эволюции, развитие производственной деятельности от случайно-элементарного уровня до всего многообразия постоянно услож-няющейся деятельности человека было исторической неизбежностью. Вместе с этой деятельностью развивалось человеческое мышление. В сложных, экстремальных условиях, в которые попадали "звериные предки" наши, выживали те, которые могли вести себя неординарно.

Становление человека Разумного (Homo Sapiens) знаменовалось качественными изменениями в информационной системе жизнедеятельности, восприятия и переработки информации, созданием нового языка ― языка мышления, мышления знаками, перерастающего в словесно-понятийное сознание. В этой сфере формируется главным образом духовная область жизни, проникнутая элементами духовной культуры.

Одним из важнейших аспектов развития переходного состояния является игровой. Игра изначально присуща высокоразвитым животным. Игра предшествует культуре, является одним из формирующих ее начал. В ней заложены качества предкультурной деятельности: это ― свободное занятие (в ней еще отсутствует "практическая" заинтересованность), действия, хотя и по определенным правилам, понимаются как "не взаправду".

Йохан Хейзинга, нидерландский культуролог, отмечает в игре те предпосылки культуры, которые в становлении человека и общества играют существенную роль. Она украшает жизнь и дополняет ее, она значима своей выразительной ценностью, что-то означает и что-то знаменует. В игре завязываются и апробируются духовные и социальные связи.

Опорными моментами, обусловившими формирование человека как существа более высокого порядка, нежели животные, были:

· переход к прямохождению,

· использование орудий труда,

· совместная деятельность,

· парадоксальное поведение,

· развитие языка, речи, общения на базе использования сигналов, знаков и коммуникации,

· игровые ситуации.

Конечно, ими дело не исчерпывается. Ученые выдвигают и другие гипотезы, например, космического характера: был, по всей вероятности, период, благоприятный для скачка в развитии мышления, психики предчеловека.

 

Биологическая эволюция человека завершилась примерно 40 тыс. лет тому назад. Некоторые ученые отодвигают эту границу до 80 тысяч лет. Где-то в тех временных границах начинается становление и развитие социума, человека как существа социального (общественного).

 

На начальном этапе человек использовал каменные орудия, поэтому этот период называют каменным веком. Основные периоды каменного века:

«палеолит [от греч. palaios древний + lithos камень] ― начальный этап каменного века, когда первобытный человек изготовлял орудия приемами скалывания и оббивки камня. Завершился примерно в 35-33 тыс.л. до н.э.;

«мезолит [от греч. мesos средний + lithos] ― период применения микролитов (миниатюрных каменных орудий) и отбитых рубящих орудий, тогда же появляются лук и стрелы. Датируется 12-6 тыс.л. до н.э.;

«неолит [от греч. neos новый + lithos] ― период, завершающий эпоху использования каменных орудий труда. Хозяйственная деятельность человека переходит от присваивающей к добывающей экономике. Это ― время "неолитической революции", связанной с началом развития скотоводства и земледелия. Большинство культур неолита Европы и Азии относятся к 6-4 тыс.л. до н.э.

Энеолит [от греч. aeneus медный + lithos] ― медно-каменный век, время вытеснения каменных орудий медными и бронзовыми. Датируется 4 тыс.л. до н.э. В конце 4 тыс.л. до н.э. энеолит сменяется бронзовым веком.

Переход к применению железа завершил первобытную и раннеклассовую историю человечества, положив начало железному веку.

3. Х отя современная культурология применительно к первобытной

культуре отказалась от традиционного деления культуры на материальную и духовную, на наш взгляд, имеет смысл остановиться отдельно на материальном аспекте культуры.

Материальная составляющая первобытной культуры включает, в первую очередь, создание и совершенствование орудий труда, способових использования и обработки. Орудия труда делятся на первичные (палка, камень, дубина и т.п.), с помощью которых добывалась пища, и вторичные ― с помощью которых создавались первичные орудия. Вторичные орудия как раз и составляют ту специфическую искусственную среду, которая создается не природой, а человеком и являет собой начало возникновения культуры.

Важная особенность развития техники заключается в росте механической мощности создаваемых орудий. Человек постоянно искал способы повышения силы физического воздействия: увеличивал вес ударных орудий, применял рычаг, использовал бревна, плоты, долбленые лодки в качестве транспортного средства, наращивал скорость и расширял возможности передвижения.

Для становления человека, развития его культуры большое значение имел огонь. Огонь ― это тепло, свет, средство защиты и приготовления пищи, это одна из основ человеческой жизни. Применение огня способствовало преобразованию животной психики в направлении развития интеллекта, становлению хозяйства.

А какую роль в жизни первобытного человека играло жилище? Это ― не только убежище, место отдыха, восстановления сил, это и место своеобразной культуротворческой деятельности. Пещеру сменяет искусственное жилище. На берегах Днестра обнаружены жилища шалашеобразного типа, относящиеся к середине палеолита. В период неолита существуют уже три типа жилищ: полуземлянки, сооружения из настланных бревен и свайные постройки.

На ранней стадии своего развития люди создавали орудия труда, но пищу еще не производили, а присваивали ее путем собирательства, охоты и рыболовства, используя для этого различные орудия. Так, в рыболовстве применялись крючки, остроги, сети и пр. Поэтому ранний период развития культуры, ее материального аспекта, можно условно определить как тип преимущественно присваивающей культуры.

Только затем, когда человек переходит в своей деятельности на стадию земледелия, скотоводства и далее ремесленничества, формируется материальная культура производящего типа.

4. К ак уже говорилось, материальное бытие на раннем этапе развития

человечества было органически связано с духовным. Человеческая деятельность, образ жизни носили синкретический характер.

 

Первобытной культуре присущ синкретизм [греч. ― соединение, нерасчлененность, характерные для первоначального неразвитого состояния чего-либо], осознание своего единства с окружающим миром, органическая слитность материальных и духовных деяний человека.

 

Так, ритуал, совершаемый перед охотой, включал танец (зачастую основанный на подражании повадкам животных), пение, музыку, магические действия, существовавшие в нерасчленимом единстве.

Духовная жизнь первобытного человека представляла собой, таким образом, динамичную развивающуюся целостность. Ее составляющие компоненты: язык, знания, верования, нравственность, художественное творчество, табу (запреты), законы и обычаи, которые человек открывал, создавал, распространял и усваивал в обществе.

Язык, как знаковая система, служил для первобытного человека средством выражения, мышления, общения. Формирование членораздельной речи явилось результатом и средством дальнейшего духовного развития человека, осмысления своего "Я" и окружающего мира, закрепления информации в языковых структурах, передачи социального опыта.

Сконструировать связь между предметом и представлением о нем с помощью набора звуков, произведенных артикуляционным механизмом, слышимых и, главное, понимаемых собеседником ― настоящее творчество. Когда это было достигнуто, возникла основа культуры в области духа.

На ранних этапах развития культуры появляется миф [греч. mythos ― сказание, предание] ― древнейшая форма представления человека об устройстве и происхождении мироздания, позже ― о божествах и героях. Его понимают как способ осмысления природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития, проявляющийся в очеловечивании окружающей среды, одушевлении космоса, стремлении гармонизировать человека с миром, "сделать" мир подобным себе, а значит понятным и ясным.

Мифотворчество ― это познание человеком мира путем соотношения его с собой, с тем, что уже известно, понятно, переживаемо.

Мифотворчество первобытных людей лежит в основе их верований и религиозных представлений.

Ранние религиозные верования ― это отдельные и относительно систематизированные представления первобытных людей, отображающие их убежденность в существовании сверхъестественных сил и существ, способных оказывать влияние на них и окружающий их мир. Первоначальными объектами религиозного поклонения были предметы и животные.

Верования теснейшим образом связаны с религией. Но религия, в отличие от разрозненных верований, представляет собой стройную систему взглядов, отображающих веру человека в существование сверхъестественной сущности или существа ― бога (богов).

· Фетиш [фр. амулет] ― реальный неодушевленный предмет, наделяемый сверхъестественной силой. Фетишизм ― вера в сверхъестественную силу каких-либо предметов.

· Фетишизм связан с магией. Под магией понимается совокупностью обрядов, основанных на вере в способность человека воздействовать на силы природы и потустороннего мира.

· Тотем [индейск. его род] ― животное, растение, явление природы, считающееся родоначальником племени. Тотемизм, соответственно, вера человека в его сверхъестественную связь со своим тотемом.

· В дальнейшем сверхъестественные свойства предметов, животных и явлений природы воображение человека отделило от них самих, превратив в самостоятельные существа ― "духи". На этой основе возникла вера в существование "души" в отрыве от тела, обозначаемая термином анимизм [от лат. anima ― душа]. Это создало впоследствии возможность разделения в сознании людей мира на реальный и сверхъестественный.

На основе веры в неумирающую душу формировались заупокойный культ и культ предков, оказывающих огромное влияние на жизнь рода.

С ранними религиозными верованиями связано воздвижение т.н. мегалитов [от греч. megas большой + lithos камень] ― сооружений из гигантских камней, служивших, по всей вероятности, могильными памятниками и святилищами. Мегалитические сооружения стали прообразом архитектуры, они органически сплетались с проявлениями художественного сознания первобытного человека. Но "первые шаги" в сфере художественного творчества имели, несомненно, и самостоятельное значение.

Искусство, как отдельная сфера культуры, возникает, когда человек научился создавать и передавать специфическую художественную информацию. С обретением способности художественно-образного восприятия и отображения действительности формируется художественно-образное мышление ― метафорическое, оценочное, эмоционально значимое. Однако об искусстве можно говорить лишь с того времени, когда первобытный человек смог закреплять, сохранять и передавать художественную информацию с помощью специальных средств ― в рисунке и звуке, камне, глине и дереве.

Искусство выполняет важные функции развития духовности человека, преобразования окружающей действительности на основе представлений о красоте, идеалах и совершенстве.

Предметом первобытного изобразительного праискусства были животные, сцены охоты, позже ― фигуры людей, танцы, а также ритмически организованные геометрические образования, линии, цветовые "гаммы". Эти символические изображения были уже чем-то выходящим за рамки простого воспроизведения окружающего мира ― отражением эстетических чувств, абстрактного мышления, духовного мира человека.

Сохранились целые "галереи" художественного творчества наших первобытных предков: в пещерах Ляско (Франция), Альтамире (Испания) и др.

Первобытный человек научился создавать петроглифы ― наскальные изображения животных, птиц, рыб, охотников, как бы повествующих о каких-то событиях. Их называют "летопись на скалах". И хотя первобытная культура ― это культура бесписьменная, именно из петроглифов впоследствии "вырастает" письменность.

 

Таким образом, духовный мир нашего далекого предка был миром культуры, миром создания значимых для его души ценностей.

Первобытный человек создал множество удивительных творений, оставив свой след в летописи человеческой культуры. Яркие мифы и красочные религиозные представления, восхитительное искусство и практические знания о жизни природы, богатый повседневный опыт и представления о том, как лучше жить в своем сообществе и в гармонии с окружающим миром, ― все, созданное им, служило основой для становления культуры последующих поколений, помогало им восходить в своем культурном развитии все выше, к той черте, от которой человечество начинает отсчет развития цивилизации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОстоятельной работы:

1. Каковы истоки и предпосылки появления человека и культуры?

2. Какие точки зрения на проблему "человек и культура" Вам известны?

3. Приведите историческую периодизацию первобытной культуры.

4. Охарактеризуйте культурные достижения каменного века в материальной сфере.

5. Охарактеризуйте ранние первобытные религиозные верования.

6. Поясните понятие "синкретизм". Как Вы понимаете синкретичность первобытной культуры?

7. Охарактеризуйте взаимосвязь материальной и духовной составляющих первобытной культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.