КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
III.1. общая характеристика культуры средних веков
Понимаю, чтобы верить. Духовный мир античности явился фундаментом всей будущей европейской культуры и мерилом основных человеческих ценностей.
В эпоху античности рождается принципиально новое понимание и отношение к человеку. Античная культура сформировала два архетипа человеческой личности. Гармоничный человек, исходя из представлений греков, воспринимал Вселенную как Космос ― порядок, одушевленный внутренней гармонией. А для римлян больше характерен человек героический, стремящийся упорядочить мир своей активной преобразующей силой.
Именно в античной культуре в условиях рабовладения зарождается понимание того, что свобода человека ― это необходимое условие прогрессивного развития общества. Античность подарила нам не только величайшие образцы человеческой мысли и таланта, но и дала пример уважительного отношения к человеку-творцу, поставив его чуть ли не вровень с богами. В то же время, судьба и гибель античной цивилизации предупреждают потомков о том, как опасны неограниченная власть и необузданная демократия, способные привести в итоге к тоталитаризму и краху.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОстоятельной работы: 1. Объясните сущность понятия "античность". Каковы основные черты античной культуры? 2. Дайте характеристику Эгейской культуры. 3. Объясните сущность эстетических принципов древних греков: красоты, меры и гармонии. 4. Греческий философ Протагор известен своим изречением: "Человек есть мера всех вещей". Раскройте суть этого высказывания. 5. Как Вы думаете, почему философ Платон отдавал приоритет двум направлениям в воспитании греческих граждан ― гимнастике и музыке? 6. Сравните культуру античной Греции и культуру Древнего Рима. Чем отличается римский антропоцентризм от греческого? 7. Охарактеризуйте важнейшие достижения древнегреческой культуры и искусства. 8. Каковы важнейшие достижения древнеримской культуры? 9. В чем видятся Вам причины гибели античной цивилизации и ее уроки?
Пьер Абеляр. Раздел III. культура средневековья 1. Понятие Средневековья, географические и хронологические рамки. 2. Средневековый теоцентризм. 3. Общие черты культуры Средневековья. Основные понятия: Средневековье, теоцентризм, сакрализация, монотеизм, догматизм, символизм, иконография. 1. П ервоначально Средними Веками или эпохой Средневековья называли исключительно тысячелетний период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем ― с V по ХV века. термин "Средние Века" впервые был употреблен в Италии в ХV-ХVI вв. в среде гуманистов эпохи Возрождения. С самого момента возникновения ему был присущ негативно-пренебрежительный оттенок. Длительное время такие эпитеты, как "темные века", "пропасть", "перерыв в поступательном развитии цивилизации" характеризовали отношение к этой удивительной и во многом непостижимой для нас эпохи. Термин "Средневековье" стал едва ли не синонимом отсталости и бескультурья, утвердившихся после гибели блестящей цивилизации классической древности. Немецкий философ Г.Гегель, к примеру, называл Средневековье " своеобразным типом варварства". Однако уже романтики ХIХ века и представители христианского персонализма (религиозно-идеалистического течения в философии конца ХIХ - нач. ХХ вв.) высоко оценивали роль европейского Средневековья в истории культуры. Они справедливо считали эту эпоху, с ее не похожей ни на какую другую системой ценностей и идеалов, едва ли не самым плодотворным периодом духовно-культурного подъема в мировой истории, оставившим яркий след в самых разных сферах человеческой культуры ― образовании и философии, научном познании и искусстве, политике и морали. Позже, когда культурологи выделили наиболее характерные черты средневекового типа культуры, расширилось смысловое поле этого понятия.
В современной культурологии под культурой средневековья понимают общеисторический тип культуры, следующий за культурой Древнего Мира и предшествующий культуре Нового времени. Важнейшей специфической чертой культуры данного типа является господствующая роль религии и религиозного мировоззрения в жизни общества. Эпоха Средневековья ― это период становления национально-государственного типа культуры, для которого характерны идеологическое и стилевое единообразие и государственное управление культурным процессом, при сохранении национальной и этнической самобытности народной культуры. Для разных регионов, государств и народов Средневековье имеет различные хронологические рамки: «Западноевропейское Средневековье ― V-ХV вв. (в Италии до ХIV в.); «в Северной Европе Средневековье затянулось до ХVI в.; «культура Византии ― V-ХV вв.; «Средневековье на Руси ― с кон. Х - до кон. ХVII вв.; «в странах Восточной Азии ― с III-VI по ХVI-ХVIII вв., а в ряде стран вплоть до нач. ХХ в.; «мусульманское Средневековье ― с нач. VII в. и во многих мусульманских странах ― вплоть до нашего времени. Сегодня, при изучении особенностей предыдущих культурно-исторических эпох, культур разных стран и народов, нас не перестают изумлять универсальность и энциклопедичность знаний лучших представителей средневекового общества, и это особо поразительно на фоне всеобщей малограмотности. Мы не можем не признать значительный вклад философов-богословов и зодчих Средневековой Европы, арабских ученых и поэтов, византийских и русских иконописцев, индийских мудрецов и ваятелей, китайских целителей и изобретателей в сокровищницу культурного наследия человечества. В основе средневековых представлений о мироздании лежали разные, порой весьма далекие от современных научных знаний, " картины мира " (как например, господ-ствовавшая в христианском мире " геоцентрическая система " [от греч. gё ― земля] греческого ученого Птолемея, согласно которой земля являлась центром мироздания), и в Европе, и на Востоке всегда были ученые, приближавшиеся к истине и даже осмели-вавшиеся открыто заявлять об этом. 2. Г лавной особенностью культуры Средневековья следует считать доминирование религии и религиозного мировоззрения в жизни общества. являясь культурной доминантой, религия оказывала огромное влияние практически на все сферы и стороны социальной и личной жизни. Это в одинаковой мере присуще как культурам Восточной Азии, в основе духовной жизни которых лежали политеистические верования (многобожие), так и христианской Европе и исламскому миру, исповедовавшим монотеизм ― единобожие. Безусловный авторитет Церкви способствовал процессу сакрализации [от лат. saсer ― священный] ― т.е. вовлечения в сферу религиозного влияния всех слоев общества, их сознания, деятельности, социальных отношений и институтов. Отсюда ― приоритет культового искусства, богословского образования; жесткий контроль со стороны религии за научными исследованиями (вплоть до преследования и уничтожения ученых); активное участие религиозных институтов в политике и управлении государством, регулировании семейных и социальных отношений. Средневековое мировоззрение базируется на принципе теоцентризма, когда центральной фигурой мироздания и источником всякого блага выступает Бог. Так, в отличие от античной философии, где человек считался " мерилом всех вещей ", в средневековой христианской картине мира образ Бога довлеет над человеком, являясь для него высшим авторитетом и высшей ценностью, а служение и уподобление Ему рассматривается как основа и образец нравственности. Бог выступает и в роли единственного истинного Творца, не только создающего мироздание, но и продолжающего преобразовывать мир руками своего детища ― человека. Последнему же остается только следовать предначертанным ему путем, исполняя волю своего Создателя и прославляя Его своими деяниями. Средневековье ― эпоха наиболее жесткого ограничения свободы воли человека. Мусульманская [от араб. муслим ― покорность] идея предопределенности Бытия, обуславливающего всю жизнь людей еще до их рождения, конфуцианская этика, сковывавшая каждый шаг человека строго прописанными ритуалами ― т.н. "китайскими церемониями", христианское учение о происках Дьявола, толкающего человека на путь греха, и неизбежности возмездия в виде адских мучений за отступление от единственно верного пути, предписанного Церковью, твердо стояли на страже суровой средневековой морали. Строгие ограничения во многом сковывали свободу творчества. Яркий пример тому ― жесткие каноны христианской иконографии, регламентировавшие композиционное строение иконы, выбор сюжетов, цветов, поз, антуража. Тем более ценными сегодня представляются шедевры средневекового искусства, архитектуры, литературы, философской мысли, ставшие, несмотря на жесткие рамки, в которых вынуждены были творить их авторы, выдающимися памятниками мировой культуры. И действительно, при всем уважении к деятелям Возрождения, можно ли, глядя, к примеру, на чудо " пламенеющей " готики ― Миланский собор, 1) согласиться с их утверждением о том, что готическое искусство ― искусство варварское, примитивное, а Средневековье ― провал в культурной истории, или поверить в то, что фантазия его создателей прозябала в тесных рамках запретов и жестких ограничений?!!
3. К ультурам Средневековья, при всем их многообразии, в той или иной мере присущи общие для всех черты, позволяющие столь разные, на первый взгляд, культурные системы отнести к одному типу: · с редневековые государства в большинстве своем ― это общества с феодальным устройством. Так, в средневековой Европе феодал, владеющий землейявлялся, в свою очередь, вассалом (подданным) вышестоящего феодала ― сюзерена; на вершине социальной иерархии стоял монарх ― король, император, а в самом низу ― практически бесправные крестьяне и простолюдины; · доминирующая роль религии во всех сферах жизни общества; · теоцентризм; · традиционализм и идейная нетерпимость к любому инакомыслию ― достаточно вспомнить деятельность института Святой инквизиции в Европе, пресекавшей на корню любое проявление свободомыслия; выражавшийся в ревностном отношении к традициям, обычаям, установившемуся порядку. Средневековые общества отличает высокая степень консерватизма, тормозящего прогрессивные процессы и явления в культуре. Средневековое общество настороженно относится к любому новаторству, считал его проявлением гордыни, особенно к научным поискам, не терпящим, как известно, рутины; · каноничность ― ограничение свободы творчества жестко установленными рамками и канонами; анонимность культуры, обусловленная тем, что единственным истинным творцом признавался Бог (боги), стала причиной того, что до нас не дошли имена создателей большинства выдающихся памятников средне-вековой культуры ― архитекторов, художников, изобретателей;
______________________ 1) Миланский собор Дуомо (1386-1856) ― самый крупный и помпезный из шедевров "пламенеющей" готики (наивысшего взлета готического искусства), фантасмагорический лес колонн, изваяний, шпилей, скульптур, чудовищ ― 3400 статуй, 96 огромных химер, на 80-метровой высоте! И над всем этим ― символ Милана ― Золотая Мадонна, венчающая центральный портал. · средневековому сознанию присущ догматизм, опирающийся на незыблемые догмы [греч. dogma, dogmatos ― положения, принимаемые за непререкаемую истину], непреложность системы ценностей и норм, без учета конкретных условий и динамики развития; · ретроспективность ― верность и обращение к идеалам прошлого: " чем древнее, тем подлинней "; · дидактизм ― поучительность, наставительность [от греч. didakticos поучительный] в самых разных областях культуры ― от религиозных проповедей и философских трактатов до выступлений уличных актеров; · символизм, как иносказательное, образно-символическое, проникнутое мистическим смыслом отражение действительности.
Названная своими амбициозными последователями " темными веками ", " варварской культурой", эпоха Средневековья, тем не менее, остается уникальной и во многом непостижимой. При всех своих противоречиях, это ― в первую очередь, эпоха беспримерного духовного подвижничества, давшая человечеству колос-сальный духовный запас, на котором выросло европейское Возрождение, и смогла развернуться культура нового Времени. А для многих стран и народов, особенно на Востоке, она и сейчас остается неисчерпа-емым источником духовной силы, в немалой степени определяя сегодня-шнюю культурную реальность.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОстоятельной работы: 1. Раскройте происхождение и сущность понятия "Средневековье". 2. Назовите географические и хронологические рамки средневековой культуры. 3. Охарактеризуйте отличительные черты средневековой культуры. 4. В чем особенности средневековых представлений о человеке и его месте в системе мироздания? 5. Объясните термин "теоцентризм". Как проявлялся этот принцип в культуре Средневековья? 6. В чем вы видите причины "анонимности" средневековой культуры?
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |