Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III.1. общая характеристика культуры средних веков




Понимаю, чтобы верить.

Духовный мир античности явился фундаментом всей будущей европейской культуры и мерилом основных человеческих ценностей.

 

В эпоху античности рождается принципиально новое понимание и отношение к человеку. Античная культура сформировала два архетипа человеческой личности.

Гармоничный человек, исходя из представлений греков, воспринимал Вселенную как Космос ― порядок, одушевленный внутренней гармонией.

А для римлян больше характерен человек героический, стремящийся упорядочить мир своей активной преобразующей силой.

 

Именно в античной культуре в условиях рабовладения зарождается понимание того, что свобода человека ― это необходимое условие прогрессивного развития общества.

Античность подарила нам не только величайшие образцы человеческой мысли и таланта, но и дала пример уважительного отношения к человеку-творцу, поставив его чуть ли не вровень с богами.

В то же время, судьба и гибель античной цивилизации предупреждают потомков о том, как опасны неограниченная власть и необузданная демократия, способные привести в итоге к тоталитаризму и краху.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОстоятельной работы:

1. Объясните сущность понятия "античность". Каковы основные черты античной культуры?

2. Дайте характеристику Эгейской культуры.

3. Объясните сущность эстетических принципов древних греков: красоты, меры и гармонии.

4. Греческий философ Протагор известен своим изречением: "Человек есть мера всех вещей". Раскройте суть этого высказывания.

5. Как Вы думаете, почему философ Платон отдавал приоритет двум направлениям в воспитании греческих граждан ― гимнастике и музыке?

6. Сравните культуру античной Греции и культуру Древнего Рима. Чем отличается римский антропоцентризм от греческого?

7. Охарактеризуйте важнейшие достижения древнегреческой культуры и искусства.

8. Каковы важнейшие достижения древнеримской культуры?

9. В чем видятся Вам причины гибели античной цивилизации и ее уроки?

 

 

 

Пьер Абеляр.

Раздел III. культура средневековья

1. Понятие Средневековья, географические и хронологические рамки.

2. Средневековый теоцентризм.

3. Общие черты культуры Средневековья.

Основные понятия: Средневековье, теоцентризм, сакрализация, монотеизм, догматизм, символизм, иконография.

1. П ервоначально Средними Веками или эпохой Средневековья называли исключительно тысячелетний период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем ― с V по ХV века.

термин "Средние Века" впервые был употреблен в Италии в ХV-ХVI вв. в среде гуманистов эпохи Возрождения. С самого момента возникновения ему был присущ негативно-пренебрежительный оттенок. Длительное время такие эпитеты, как "темные века", "пропасть", "перерыв в поступательном развитии цивилизации" характеризовали отношение к этой удивительной и во многом непостижимой для нас эпохи. Термин "Средневековье" стал едва ли не синонимом отсталости и бескультурья, утвердившихся после гибели блестящей цивилизации классической древности. Немецкий философ Г.Гегель, к примеру, называл Средневековье " своеобразным типом варварства".

Однако уже романтики ХIХ века и представители христианского персонализма (религиозно-идеалистического течения в философии конца ХIХ - нач. ХХ вв.) высоко оценивали роль европейского Средневековья в истории культуры. Они справедливо считали эту эпоху, с ее не похожей ни на какую другую системой ценностей и идеалов, едва ли не самым плодотворным периодом духовно-культурного подъема в мировой истории, оставившим яркий след в самых разных сферах человеческой культуры ― образовании и философии, научном познании и искусстве, политике и морали.

Позже, когда культурологи выделили наиболее характерные черты средневекового типа культуры, расширилось смысловое поле этого понятия.

 

В современной культурологии под культурой средневековья понимают общеисторический тип культуры, следующий за культурой Древнего Мира и предшествующий культуре Нового времени. Важнейшей специфической чертой культуры данного типа является господствующая роль религии и религиозного мировоззрения в жизни общества.

Эпоха Средневековья ― это период становления национально-государственного типа культуры, для которого характерны идеологическое и стилевое единообразие и государственное управление культурным процессом, при сохранении национальной и этнической самобытности народной культуры.

Для разных регионов, государств и народов Средневековье имеет различные хронологические рамки:

«Западноевропейское Средневековье ― V-ХV вв. (в Италии до ХIV в.);

«в Северной Европе Средневековье затянулось до ХVI в.;

«культура Византии ― V-ХV вв.;

«Средневековье на Руси ― с кон. Х - до кон. ХVII вв.;

«в странах Восточной Азии ― с III-VI по ХVI-ХVIII вв., а в ряде стран вплоть до нач. ХХ в.;

«мусульманское Средневековье ― с нач. VII в. и во многих мусульманских странах ― вплоть до нашего времени.

Сегодня, при изучении особенностей предыдущих культурно-исторических эпох, культур разных стран и народов, нас не перестают изумлять универсальность и энциклопедичность знаний лучших представителей средневекового общества, и это особо поразительно на фоне всеобщей малограмотности.

Мы не можем не признать значительный вклад философов-богословов и зодчих Средневековой Европы, арабских ученых и поэтов, византийских и русских иконописцев, индийских мудрецов и ваятелей, китайских целителей и изобретателей в сокровищницу культурного наследия человечества.

В основе средневековых представлений о мироздании лежали разные, порой весьма далекие от современных научных знаний, " картины мира " (как например, господ-ствовавшая в христианском мире " геоцентрическая система " [от греч. gё ― земля] греческого ученого Птолемея, согласно которой земля являлась центром мироздания), и в Европе, и на Востоке всегда были ученые, приближавшиеся к истине и даже осмели-вавшиеся открыто заявлять об этом.

2. Г лавной особенностью культуры Средневековья следует считать доминирование религии и религиозного мировоззрения в жизни общества. являясь культурной доминантой, религия оказывала огромное влияние практически на все сферы и стороны социальной и личной жизни. Это в одинаковой мере присуще как культурам Восточной Азии, в основе духовной жизни которых лежали политеистические верования (многобожие), так и христианской Европе и исламскому миру, исповедовавшим монотеизм ― единобожие.

Безусловный авторитет Церкви способствовал процессу сакрализации [от лат. saсer ― священный] ― т.е. вовлечения в сферу религиозного влияния всех слоев общества, их сознания, деятельности, социальных отношений и институтов. Отсюда ― приоритет культового искусства, богословского образования; жесткий контроль со стороны религии за научными исследованиями (вплоть до преследования и уничтожения ученых); активное участие религиозных институтов в политике и управлении государством, регулировании семейных и социальных отношений.

Средневековое мировоззрение базируется на принципе теоцентризма, когда центральной фигурой мироздания и источником всякого блага выступает Бог. Так, в отличие от античной философии, где человек считался " мерилом всех вещей ", в средневековой христианской картине мира образ Бога довлеет над человеком, являясь для него высшим авторитетом и высшей ценностью, а служение и уподобление Ему рассматривается как основа и образец нравственности.

Бог выступает и в роли единственного истинного Творца, не только создающего мироздание, но и продолжающего преобразовывать мир руками своего детища ― человека. Последнему же остается только следовать предначертанным ему путем, исполняя волю своего Создателя и прославляя Его своими деяниями.

Средневековье ― эпоха наиболее жесткого ограничения свободы воли человека. Мусульманская [от араб. муслим ― покорность] идея предопределенности Бытия, обуславливающего всю жизнь людей еще до их рождения, конфуцианская этика, сковывавшая каждый шаг человека строго прописанными ритуалами ― т.н. "китайскими церемониями", христианское учение о происках Дьявола, толкающего человека на путь греха, и неизбежности возмездия в виде адских мучений за отступление от единственно верного пути, предписанного Церковью, твердо стояли на страже суровой средневековой морали.

Строгие ограничения во многом сковывали свободу творчества. Яркий пример тому ― жесткие каноны христианской иконографии, регламентировавшие композиционное строение иконы, выбор сюжетов, цветов, поз, антуража. Тем более ценными сегодня представляются шедевры средневекового искусства, архитектуры, литературы, философской мысли, ставшие, несмотря на жесткие рамки, в которых вынуждены были творить их авторы, выдающимися памятниками мировой культуры.

И действительно, при всем уважении к деятелям Возрождения, можно ли, глядя, к примеру, на чудо " пламенеющей " готики ― Миланский собор, 1) согласиться с их утверждением о том, что готическое искусство ― искусство варварское, примитивное, а Средневековье ― провал в культурной истории, или поверить в то, что фантазия его создателей прозябала в тесных рамках запретов и жестких ограничений?!!

 

3. К ультурам Средневековья, при всем их многообразии, в той или иной мере присущи общие для всех черты, позволяющие столь разные, на первый взгляд, культурные системы отнести к одному типу:

· с редневековые государства в большинстве своем ― это общества с феодальным устройством. Так, в средневековой Европе феодал, владеющий землейявлялся, в свою очередь, вассалом (подданным) вышестоящего феодала

сюзерена; на вершине социальной иерархии стоял монарх ― король, император, а в самом низу ― практически бесправные крестьяне и простолюдины;

· доминирующая роль религии во всех сферах жизни общества;

· теоцентризм;

· традиционализм и идейная нетерпимость к любому инакомыслию ― достаточно вспомнить деятельность института Святой инквизиции в Европе, пресекавшей на корню любое проявление свободомыслия; выражавшийся в ревностном отношении к традициям, обычаям, установившемуся порядку. Средневековые общества отличает высокая степень консерватизма, тормозящего прогрессивные процессы и явления в культуре. Средневековое общество настороженно относится к любому новаторству, считал его проявлением гордыни, особенно к научным поискам, не терпящим, как известно, рутины;

· каноничностьограничение свободы творчества жестко установленными рамками и канонами;

анонимность культуры, обусловленная тем, что единственным истинным творцом признавался Бог (боги), стала причиной того, что до нас не дошли имена создателей большинства выдающихся памятников средне-вековой культуры ― архитекторов, художников, изобретателей;

 

______________________

1) Миланский собор Дуомо (1386-1856) ― самый крупный и помпезный из шедевров "пламенеющей" готики (наивысшего взлета готического искусства), фантасмагорический лес колонн, изваяний, шпилей, скульптур, чудовищ ― 3400 статуй, 96 огромных химер, на 80-метровой высоте! И над всем этим ― символ Милана ― Золотая Мадонна, венчающая центральный портал.

· средневековому сознанию присущ догматизм, опирающийся на незыблемые догмы [греч. dogma, dogmatos ― положения, принимаемые за непререкаемую истину], непреложность системы ценностей и норм, без учета конкретных условий и динамики развития;

· ретроспективность ― верность и обращение к идеалам прошлого: " чем древнее, тем подлинней ";

· дидактизм ― поучительность, наставительность [от греч. didakticos поучительный] в самых разных областях культуры ― от религиозных проповедей и философских трактатов до выступлений уличных актеров;

· символизм, как иносказательное, образно-символическое, проникнутое мистическим смыслом отражение действительности.

 

Названная своими амбициозными последователями " темными веками ", " варварской культурой", эпоха Средневековья, тем не менее, остается уникальной и во многом непостижимой. При всех своих противоречиях, это ― в первую очередь, эпоха беспримерного духовного подвижничества, давшая человечеству колос-сальный духовный запас, на котором выросло европейское Возрождение, и смогла развернуться культура нового Времени. А для многих стран и народов, особенно на Востоке, она и сейчас остается неисчерпа-емым источником духовной силы, в немалой степени определяя сегодня-шнюю культурную реальность.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОстоятельной работы:

1. Раскройте происхождение и сущность понятия "Средневековье".

2. Назовите географические и хронологические рамки средневековой культуры.

3. Охарактеризуйте отличительные черты средневековой культуры.

4. В чем особенности средневековых представлений о человеке и его месте в системе мироздания?

5. Объясните термин "теоцентризм". Как проявлялся этот принцип в культуре Средневековья?

6. В чем вы видите причины "анонимности" средневековой культуры?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.