Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. 3. Культура Китая и Японии 2 страница




Общим для всех театральных жанров являются развитая драматургия и запрет женщинам там играть.

К числу выдающихся достижений ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Китая и Японии относятся: лаковое производство (в частности, лак использовался во фресковой живописи, для покрытия бытовых изделий, оружия и предметов роскоши), фарфор и керамика, шелкоткачество в Китае, изготовление нэцкэ (брелков для кимоно) в Японии.

Суть икебаны [япон. живые цветы] ― японской системы аранжировки цветов ― в создании гармоничной композиции из цветов и веток, которая отражает связь между землей, небом и человеком. В икебане существуют строгие правила составления букетов. Особое внимание уделяется отражению течения времени, соответственно трактуется используемый материал: распустившиеся цветы и засохшие листья символизируют прошлое; наполовину распустившиеся цветы и зеленые листья ― настоящее; бутоны, набухшие почки ― будущее.

6. К итай обогатил мир такими научными и техническими открытиями

как компас и спидометр (III в. до н.э.), бумага, фарфор, глобус, сейсмограф (III в.), спички и книгопечатание (VI-VII вв.), порох (X в.).

Уже в 136 г. до н.э. было основано первое высшее учебное заведение Китая ― " Тайсюэ " (Университет).

Древнекитайские астрономы предсказывали солнечные и лунные затмения, составили годовой календарь, насчитывающий 365 дней, звездный каталог на 800 светил и карты звездного неба. Астроном Чжан Хэн (II в.) сконструировал небесный глобус, воспроизводивший движения небесных тел, дал описание 2500 звезд, объединив их в 320 созвездий, разработал теорию сферичности земли и безграничности вселенной во времени и пространстве.

В китайской математике впервые были введены отрицательные числа и посчитано число π, в математических расчетах использовались десятичные дроби, системы уравнений, арифметическая прогрессия. Математические знания были сведены в трактат " Искусство счета в девяти книгах " (I в.).

Знаменитая китайская медицина первая в мире начала использовать в качестве методов лечения иглоукалывание, массах, прижигания, анестезию при операциях. В эту эпоху было написано много медицинских трактатов, в которых фиксировались рецептура и методы лечения (в частности, инфекционных заболеваний), был описан метод диагностирования по пульсу.

Среди гуманитарных дисциплин особенно интенсивно развивается филология (как наука об истолковании текстов) и история, возникновение которой связано с " Историческими записками " Сыма Цяня (146-86 гг. до н.э.).

 

Таким образом, традиционная (древняя и средневековая) культура Китая и Японии выработала канонизированные образцы художественной творчества, сделала прорыв в науках, которые не только повлияли на культурное развитие данного региона, но и обогатили мировую сокровищницу классической культуры.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Назовите основные черты культуры Китая и Японии.

2. Раскройте сущность преемственности как одного из механизмов традиционной культуры Китая и Японии.

3. Охарактеризуйте основные положения конфуцианского учения и его влияние на жизнь китайского общества.

4. Каковы основные идеи чань- (дзэн-) буддизма?

5. Раскройте смысл понятия Дао и принципа недеяния в даосизме.

6. В чем проявилось влияние культуры Китая на традиционную японскую культуру?

7. Какими техническими и научными изобретениями обогатил мир древний Китай?

8. Назовите и охарактеризуйте классические образцы традиционной дальневосточной культуры.

 

 

III.4. культура мусульманского востока

1. История и общая характеристика мусульманской культуры.

2. Религиозный характер мусульманской культуры.

3. Философия, наука и образование в арабо-мусульманском мире.

4. Литература и музыка.

5. изобразительное искусство и архитектура.

основные понятия: ислам (мусульманство), Коран, Сунна, халифат, шариат, суфизм, Мекка, Кааба, мечеть, минарет, медресе, книжная миниатюра, орнамент (арабески), каллиграфия.

1. Мусульманская или исламская культура ― классический образец средневекового типа культуры, с абсолютным доминированием религии во всех сферах общественной жизни. Формирование арабо-мусульманской культуры относится к началу VII в. и связано с распространением среди народов, населявших Аравийский полуостров, новой религии ― ислама или мусульманства.

фундаментом новой культуры стали традиции кочевников-бедуинов, называвших себя " арабами " [араб. лихие наездники]. Значительное влияние на мусульманскую культуру оказали иудейская, античная и христианская культуры.

Создание уже в середине VII в. могучего исламского государства ― арабского халифата, правитель которого (халиф) был одновременно и высшим духовным лицом, способствовало стремительному распространению ислама, ставшего цементирующим фактором для союза арабских племен, а со временем и мировой религией. Завоевание арабами соседних государств привело к расширению влияния арабо-мусульманской культуры на культуры других этносов и народов, не только воспринявших, но и обогативших ее.

Спустя несколько столетий после зарождения ислама границы мусульманского мира охватывали громадные территории:Аравию и Ближний Восток, север Африки, Европейское Средиземноморье, Кавказ, Среднюю Азию, север Индии. И хотя единое исламское государство так и не сложилось, мусульманский мир объединяли общая религия, единый язык межнационального общения ― арабский, особая ментальность и система мировоззрения и мировосприятия, схожий образ жизни, своеобразные понимание красоты и взгляд на искусство.

Интересно то, что для мусульманина весьма благочестивым актом считалось отпустить на волю раба. Однако на протяжении всего Средневековья (вплоть до XVIII, а кое-где и до XIX вв.) работорговля была привычным для мусульманского мира делом.

Современный исламский мир представляет собой довольно пестрое соцветие множества культур, в основе которых ― мусульманский средневековый тип культуры, но при этом сохраняющих национально-региональную самобытность.

 

Мусульманской культуре в полной мере присущи все черты, характерные для Средневековья в целом, такие, как религиозный характер культуры, теоцентризм, традиционализм, догматизм, отсутствие новаторского духа, приведшие, в конце концов, к отставанию в научно-технической сфере и др. (см. раздел III.1).

Однако ряд черт проявляются в мусульманской культуре даже более ярко, нежели в других культурах этого типа. При этом есть и некоторые специфические черты, отражающие неповторимый облик исламской культуры:

· жесткая регламентация всех сфер жизни, отсутствие свободы самовыражения, в том числе, значительные ограничения в творчестве;

· доминирование мужчин во всех сферах жизни мусульманского общества, и, как следствие этого ― "мужской" характер культуры;

· отсутствие единого строгого стиля, что способствовало развитию местных художественных школ (арабской, турецкой, персидской, испано-арабской и др.), с сохранением при этом общих базовых основ мусульманской художественной культуры;

· неприятие реализма, как способа художественного и научного отражения действительности, запреты на изображение живых существ, символизм в искусстве;

· стремление к пышности и декоративности;

· гедонизм [от греч. hedone ― наслаждение] ― стремление к роскоши, неге, наслаждению жизнью.

2. Т ак как мусульманская культура по духу своему является культурой религиозной, понять и почувствовать ее можно только через призму исламской религии, пронизывающей все сферы жизни общества.

Основоположником ислама был пророк Мухаммед (570-632 гг.), вошедший в историю не только как основатель одной из трех мировых религий, которую сегодня исповедуют 1,5 млрд. человек (почти четверть населения земного шара!), но и как выдающийся политический, общественный и духовный лидер. Этому человеку, не умевшему ни читать, ни писать, удалось объединить в могучий союз арабские племена, сформировать социальные и моральные устои жизни мусульманского общества, заложить основы нового типа культуры, сохраняющей свой уникальный облик на протяжении без малого полторы тысячи лет!

До Мухаммеда арабский мир представлял собой бурлящий котел враждующих между собой кочевых племен, поклоняющихся племенным языческим богам. Город-оазис Мекка, где родился и вырос будущий пророк, был торговым центром Аравии. Там же находился храм Кааба, который окружали несколько сотен идолов разных племен, давая возможность каждому, кто приходил с караваном в Мекку, поклониться своим богам. Именно там Мухаммед впервые выступил как проповедник, призывая к вере в единого всемогущего и непостижимого Бога Аллаха [араб. бог].

Сегодня Мекка― религиозный центр ислама, куда хотя бы раз в жизни должен совершить хадж ― паломничество ―каждый правоверный мусульманин.

Ислам стал третьей, вслед за иудаизмом и христианством, монотеистической религией, провозгласив: " Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммедпророк Его ".

Проповеди Мухаммеда, записанные его сподвижниками, составили главный священный текст ислама ― Коран [араб. чтение вслух]. Мусульманское вероучение утверждает, что содержание Корана, созданного Аллахом в самом начале творения мира, открылось Мухаммеду свыше. В связи с этим мусульмане считают, что только они обладают высочайшей истиной Откровения, данной им Аллахом через Великого пророка.

Отношение верующих к этой священной книге как нельзя лучше характеризуют слова одного из исламских теологов: " Если в какой-то книге говорится о том, что уже есть в Коране, значит эта книга бесполезна. Если же в ней есть то, чего нет в Коране, значит она бессмысленна! "

Вторым по значимости священным текстом стала Сунна [араб. путь, пример, образец], представляющая собой сборник хадисов ― преданий о жизни и деятельности Мухаммеда, а также его высказываний. Сунна была записана последователями пророка уже в VIII-IX вв. До того эти повествования существовали в устной форме. Поэтому в качестве доказательства их подлинности используется своеобразный прием ― иснад ― цепочка ссылок на предыдущих рассказчиков: А рассказывал, что Б ему рассказывал, что В сообщил ему и т.д.

 

 

На основе Корана и Сунны был составлен свод законов ислама ― шариат [араб. надлежащий путь], регламентирующий каждый шаг правоверного от рождения до смерти, его обязательства перед людьми, обществом, но главное, перед Аллахом. Не случайно название религии ― ислам означает "покорность, послушание" [араб. муслим ― покорность].

 

Отличительной особенностью мусульманского права является то, что законы шариата охватывают все сферы жизни общества: религиозную жизнь, социальные и семейные отношения, имущественное и наследственное право, уголовное право, этические и моральные нормы.

Главная же особенность системы мусульманского права ― это оценка жизненных обстоятельств и человеческих поступков с позиции религии. Суд шариата превыше любого земного суда!

Именно поэтому знание основ вероучения ислама в мусульманском мире считается высшим знанием, а соблюдение культовых предписаний ― высшей добродетелью мусульманина.

При этом шариат проводит четкую границу между правами и обязанностями мужчин и женщин, ставя последних в материальную, социальную и духовную зависимость от отца или мужа, который может иметь до четырех жен. " Божья благодать лежит только на сыновьях", ― утверждает ислам, ― а потому только после рождения сына человек считается полноценным.

3. В эпоху Средневековья, особенно в VIII-XIII вв., динамично развивающаяся арабо-мусульманская культура опередила европейскую цивилизацию, вступившую с VIII века в полосу заметного упадка. Арабский язык, искусство, государственность, обычаи, этика оказали огромное влияние на страны и народы, попавшие в орбиту влияния мусульманской культуры.

В период средневекового расцвета мусульманской культуры особых успехов достигли арабская философия и наука.

Истоки исламской философии относятся к VIII веку. В основе ее лежит стремление мусульманских мыслителей рационально осмыслить истины Откровения. В этом на них большое влияние оказали труды античных философов. В центрах мусульманского образования в городах Багдаде, испанской Кордове и др. активно работали переписчики и переводчики античных текстов с греческого и сирийского языков на арабский. Там же возникают различные направления и школы, тяготеющие к учению Аристотеля, Пифагора.

Интересным и своеобразным течением мусульманской философии является суфизм ― религиозно-мистическое учение, главная цель которого ― достижение экстатического состояния просветления или озарения. С точки зрения суфиев, достичь высшей Истины нельзя, следуя только путем рационального познания. Пройдя особую подготовку, можно научиться выходить в другую, высшую реальность, достигнув состояния "мистического опьянения" (например, путем длительного верчения на одном месте, как это практиковалось в шаманизме). В суфийской практике психотренинга (как и в дзэн-буддизме) особую роль играют стихи, притчи, парадоксы.

Идеи и труды выдающихся исламских мыслителей Авиценны (Ибн Сины), получившего прозвище " князь ученых ", Аверроэса (Ибн Рушда), Аль-Газали и др. со временем стали известными и популярными в университетах средневековой Европы.

Средневековая наука Арабского Востока безоговорочно признавала авторитет древнегреческих ученых. Влияние античной научной мысли выразилось в классификации наук на Востоке, разделенных на два блока: теоретическую и практическую философию.

Теоретическая философия включала науку о природе, состоящую из медицины, астрономии и химии; науку о Боге и математику. Достижения арабской медицины долгое время были панацеей от многих болезней в Европе, в том числе, от свирепой чумы. В мусульманской системе образования приоритетными считались арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Эти же науки являлись основой "семи свободных искусств", преподававшихся в университетах Европы, а до этого, в древнегреческих школах (см. раздел III.6).

Практическая философия разделялась на этику, экономику и политику.

Значительное влияние испытала наука Арабского Востока со стороны индийской науки. " Арабские " цифры пришли к арабам из Индии, а затем, будучи позаимствованными у арабов европейцами, значительно упростили нам математические записи. Алгебра [араб. аль-джебра], достигшая успехов в Индии, также стала известна европейцам из трактатов арабских ученых.

Большой вклад внесли арабские ученые и путешественники в развитие географической науки. В арабских трудах Х в. по географии мы находим подробные описания не только тогдашнего мусульманского мира, простиравшегося от Атлантического океана до низовьев Инда, но и соседних с мусульманскими территорий, в том числе, славянских. В них описываются главные города, обычаи жителей, приводятся точные сведения о добывающей и обрабатывающей промышленности, распространении культурных растений, некоторые из которых были привезены арабами в Европу (например, хлопчатник). Благодаря арабским географам мы располагаем сегодня материалами для сопоставления климатических процессов, изучения изменений физико-географических условий в этих регионах за последние 1-1,5 тысячи лет.

В арабо-мусульманской культуре эпохи Средневековья существовал культ книги. Каждая крупная мечеть [араб. масджид ] ― дом для коллективных молений ― была своеобразным культурным центром и имела библиотеку, ибо существовал обычай завещать свои книги мечетям.

Наряду с библиотеками были популярны " дома науки ", в которых хранение книг по любой отрасли знания сочеталось с обучением. Посещение библиотек и "домов науки" было весьма демократичным. Доступ к книгам был открыт каждому желающему, а неимущим даже выдавалась бумага. Правда, право такое имели только мужчины ― женщины на средневековом Востоке в большинстве своем были неграмотны.

Поначалу основной формой передачи знаний являлось диктование. позже к диктованию добавилось богословское толкование текстов. В дальнейшем популярными становятся диспуты, как оптимальная форма обучения. Это способствовало появлению нового типа учебных заведений ― медресе ― религиозной мусульманской школы.

Со временем религиозное образование стало доминирующим в мусульманской культуре.Философия и наука вступили в период стагнации.

В значительной мере на эти процессы повлияло бурное развитие европейской культуры, начиная с эпохи Возрождения далеко и надолго опередившей культуру мусульманского Востока. И хотя в отдельных областях исламской культуры еще будут периоды подъема, присущие ей консерватизм и традиционность стали тормозом для прогресса философии и науки.

4. М ировую литературу сегодня нельзя представить без

замечательных творений прославленных мусульманских поэтов и писателей.

Даже Коран, являющийся сугубо религиозным текстом, международной культурной организацией ЮНЕСКО признан самым поэтичным религиозным произведением всех времен и народов!

Текст Корана не читается, а "поется", так как написан он особым стилем ― рифмованной прозой. Может поэтому, будучи переведенным с певучего арабского на другие языки, он утрачивает большую часть своего поэтического очарования? Правда, сами мусульмане объясняют это иначе ― якобы Аллах создал Коран на арабском языке ― языке Бога, а значит, любой перевод не может считаться священным!

Язык Корана оказал значительное влияние на формирование литературного арабского языка.

Традиции светской литературы были особенно сильны на Ближнем Востоке ― в Иране (Персии) и близких к нему странах, где доминировали три литературных языка: арабский, персидский, а с XIII в. ― турецкий. Главным достоинством арабской литературы считалось красноречие, персидской ― идейное содержание, а турецкой ― правдивость и искренность чувств.

На литературу Арабского Востока большое влияние оказала индийская литература в персидской обработке. А вот античное литературное наследие, в отличие от науки и философии, не было воспринято арабами.

Ярчайшим образцом мусульманской литературы по праву считается лирическая поэзия. Вырваться из строгой регламентации ислама человек мог только в своем восхищении красотой, в чувственных переживаниях, любви. Суровые условия жизни в пустыне приучили арабов, а за ними следом и всех мусульман, ценить красоту во всех ее проявлениях, любоваться цветком, драгоценным камнем, грацией лошадей. На вершине же этого культа ― женская красота. Не потому ли мусульмане так трепетно оберегают красоту своих женщин от посторонних глаз (этому служит и социальная изоляция женщин, и традиции в одежде) и, в то же время, так любят украшения, еще больше подчеркивающие эту красоту?! Что же, как не поэтическая форма позволяет максимально красочно выразить свое восторженное отношение к красоте, воспеть тонкость чувств?!

В арабо-мусульманской литературе любовь воспринимается как вершина чувств, приносящая блаженство любящим, и в то же время, любовь ― роковое чувство, нередко несчастное и трагическое. Диапазон любовных переживаний в восточной поэзии необычайно широк ― от чистого целомудренного восхищения до откровенного эротизма и чувственности.

Весомый вклад в сокровищницу мировой литературы внесли иранские поэты Рудаки (IХ-Х вв.), прозванный " Хорасанским соловьем "; Фирдоуси (Х-ХI вв.), снискавший себе славу изумительной поэмой " Шах-Намэ "; Низами (ХII-ХIII вв.), автор знаменитой " Пятерицы " (пяти поэм).

Важное место в литературе, в том числе, поэтической, занимают вечные философские вопросы, тревожащие беспокойный человеческий ум.

Таджикский поэт Омар Хайям (ХI-ХII вв.), соединивший в себе талант ученого-математика и мудрость философа, обессмертил свое имя созданием кратких, чеканных по форме четверостиший ― рубаи (одноименное название носит сборник поэзии Хайяма). Каждое четверостишие ― это законченное лирическое произведение, в четырех строчках которого поэт сумел выразить широчайшую палитру человеческих чувств и глубокие философские мысли.

Арабское музыкальное искусство всегда было тесно связано с поэзией. Даже простое чтение стихов (включая Коран) превращается в напевание текста.

Изначально традиционная арабская музыка носила преимущественно вокальный характер. Это объясняет тонкую восприимчивость арабов к пению, техническую сложность и особую пронзительность вокальной техники, от которой у многих слушателей, по их же словам, " улетала душа ".

Расцвет классической арабской вокально-инструментальной музыки берет свое начало с конца VII в. Формируется музыкальная наука. Самым популярным жанром становится вокально-инструментальный ансамбль с минимальным набором музыкальных инструментов, главным образом, струнных, в котором ведущая роль принадлежала певцу.

Еще одним примером синтеза в музыкальном искусстве являются различные направления танцевальной музыки, соединившей инструментальную музыку, вокал и танец (например, ритмичный, чувственный "танец живота").

Средневековая арабская музыка оказала сильное воздействие на музыкальное искусство Испании и Португалии, на конструкцию ряда европейских музыкальных инструментов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.