КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VI.5. СОВЕТСКая Культура 50-80-х годов ХХ столетия
1. Культурный подъем в СССР в период хрущевской "оттепели". 2. Советская культура периода "застоя". 3. Культурные процессы в эпоху "перестройки". Основные понятия: "оттепель", "шестидесятники", диссидентское движение, андерграунд, соц-арт, "застой", "перестройка". 1. П олитизация и поляризация культуры в период "холодной войны" имела и свои положительные стороны ― в безудержном стремлении доказать преимущества своего строя, оба лагеря добивались значительных успехов в самых разных областях культуры: медицине и спорте, науке и образовании. Серьезный, хотя и недолгий подъем переживала советская культура после смерти И.В.Сталина. Инициированное новым первым секретарем ЦК Н.С.Хрущевым на ХХ съезде КПССв 1956 г. разоблачение " культа личности " Сталина стало водоразделом в жизни страны и истории советской культуры. Произошло крушение советской "религии без бога", для которой имя и дух Сталина были и основой, и вершиной. Отныне почитание и прославление лидеров никогда больше не обретало фантасмагорические формы сталинского "культа личности". В 50-е годы началась постепенная деидеологизация культуры ― из ценностного восприятия жизни уходят черно-белые тона, однозначные жестко-нормативные оценки событий, характеров, поступков. Несколько смягчается и отношение к сопернику-Западу. Хрущев даже выдвинул тезис о том, что война между капитализмом и коммунизмом не является фатально неизбежной, а в 1957 г. выступил с заявлением, потребовав от стран Запада покончить с "холодной войной". Огромное значение для оздоровления общества имела реабилитация репрессированных при Сталине деятелей культуры. Этот шаг стал началом восстановления прав человека. В 60-е гг. формируется первое в истории советской страны либеральное течение интеллигенции ― " шсстидесятничество ", отличавшееся такими нравственно-идеологическими принципами, как личная независимость, творческая свобода, любовь и дружба, интернационализм, понимаемый отныне как открытость всем достижениям мировой культуры и цивилизации. Очень многое об эпохе способен "рассказать" господствующий художественный стиль. В советской культуре сталинской эпохи долгое время понятие "стиль" ассоциировалось с чем-то однородным, статично-монументальным, предполагавшим единство мнений, вкусов и эстетических оценок, которые должен был предвосхищать художник. В 50-60-е годы вновь заговорили о стилевом многообразии советского искусства.
Время демократических преобразований, ставшее первой ступенькой в деле раскрепощения советского общества и советской культуры, получило название " хрущевская оттепель ".
· Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Опубликованная через год после смерти Сталина повесть Ильи Эренбурга " оттепель " стала провозвестником новых тенденций в литературе и в жизни в целом, дав название всей эпохе. Автор так прокомментировал символический образ пробуждения природы, вынесенный в заголовок его повести: " Все это происходит именно в самом начале апреля, в дни перелома, когда на одной стороне улицы холодно и пусто, сосульки не двигаются с места, а на другой стороне солнце, гам, весна ". 1) атмосфера относительной свободы значительно оживила творческий процесс. Искусство 50-60-х годов отличает стремление изображать жизнь во всей ее полноте и противоречивости, вера в " социализм с человеческим лицом ". В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, стали без прикрас изображать тяготы военных будней. На смену несгибаемому герою соцреализма приходит герой, которому знакомы и страх, и боль, и душевное смятение (роман-трилогия К.Симонова " Живые и мертвые "). Литература пополнилась новыми темами и жанрами, к примеру, научной и философской фантастикой, в которой будущее нередко представало как реализация светлой мечты о коммунистическом обществе (И.Ефремов роман-утопия " Туманность Андромеды "). В повести " Трудно быть богом " братьяСтругацкие задаются вопросом: что лучше ― медленное, мучительное, но естественное развитие общества или искусственное внедрение ценностей более цивилизованного общества в менее развитое с целью направить его движение в более прогрессивное русло? Однако до полной свободы творчества в эпоху "оттепели" было еще далеко. Писатели и поэты, не допущенные на страницы официальных изданий, публиковали свои произведения в " самиздате " ― журналах, напечатанных на машинке. Появление "самиздата" стало одним из проявлений зарождавшегося в 50-е гг. в кругах интеллигенции оппозиционного власти движения диссидентов [ от лат. dissidens– несогласный ]. Основатель самого популярного "самиздатовского" журнала " Синтаксис ", молодой поэт А.Гинзбург был даже приговорен к двум годам лагерей за "антисоветскую агитацию". __________________________________ 1) Эренбург И. Оттепель // Оттепель. 1953-1956. Страницы русской советской литературы. ― М., 1989. Вып. 1. С.750. Но уже в 60-е годы огромным читательским спросом пользовались большие по объему литературные журналы " Юность ", " Новый мир " и др. В "Новом мире" с личного разрешения Н.С.Хрущева была издана повесть А.Солженицына " Один день Ивана Денисовича ", впервые поднявшая тему сталинских репрессий, заставив общество по-новому взглянуть на советскую историю. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. Читатель заново открыл для себя авторов, имена которых долгое время замалчивались: С.Есенина, М.Цветаевой, А.Ахматовой. Появляется целая плеяда замечательных дерзких молодых авторов ― поэтов-шестидесятников, чье творчество составило целую эпоху в советской культуре: Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Р.Рождественский. Большой популярностью пользовались поэтические вечера, как камерные, так и собиравшие огромные залы. Поэзия стала источником самовыражения, который позволял вести откровенную задушевную беседу, раскрывая эмоциональный и интеллектуальный мир личности. · Время "оттепели" открыло не только множество имен талантливых мастеров, но и разнообразные формы досуга, не имевшие аналогов в прошлом: поэтические вечера; телевикторины типа Вечеров Веселых Вопросов, позже ― Клуб Веселых и Находчивых (КВН); " кухонные посиделки " с жаркими спорами на самые острые темы; турпоходы с песнями у костра и т.д. Одной из примет эпохи "оттепели" стало публичное исполнение непритязательных камерных " бардовских" или авторских песен. Этот музыкально-поэтический жанр, когда исполнитель является автором слов и музыки, называли также " поэзией под гитару " или " поющейся поэзией ". В текстах этих песен удивительным образом сочетались тонкая лиричность и остросоциальная направленность. Песни бардов Юрия Визбора, Александра Галича, Булата Окуджавы тиражировались самодельными магнитофонными записями, пелись в походах у костров и в подворотнях. Вершиной бардовского искусства стало творчество актера театра на Таганке и кино Владимира Высоцкого, песни которого вошли в каждый дом, в каждую семью. Позже, в период "застоя", авторская песня появится в более жестком рок-варианте в творчестве Андрея Макаревича (группа " Машина времени "), Бориса Гребенщикова (" Аквариум "), Виктора Цоя (" Кино ") и др. Выше уже говорилось о том, какую роль в советской культуре играло кино ― походы в кинотеатры по-прежнему оставались любимейшей формой досуга. В послевоенное время на советский экран в качестве трофеев попало большое количество зарубежных фильмов, давших потрясающий эффект в стране, отгороженной от западного мира пресловутым "железным занавесом". Для большинства советских зрителей кино стало единственным окошком в чужой, доселе закрытый мир, а западные кинозвезды ― едва ли не такими же "своими", как отечественные артисты театра и кино. · Начатая еще в конце 40-х - начале 50-х гг. по указанию Сталина кампания против космополитизма и " иностранщины " (увлечения западными культурными ценностями) в среде молодежи вызвала, скорее, обратный эффект, проявившийся в период "оттепели" в форме первой в истории советского государства молодежной субкультуры ― " стиляжничества ". " Стиляги " имели собственный вызывающе яркий стиль одежды, свой сленг, музыкальные предпочтения (джаз) и танцы, формы бытового поведения и досуга. Подобное массовое увлечение не несло никакого идеологического содержания, отличаясь нарочитой аполитичностью, но при этом, субкультура стиляг явилась неосознанным стихийным протестом против принятых в советском обществе стереотипов поведения и жестких норм советской морали. · Сталинский стиль в архитектуре, являвшийся образцом, идеалом всей монолитной системы тоталитарной культуры советской эпохи, оказался совершенно невоспроизводимым без Сталина. Архитектура 60-х годов постепенно утрачивает торжественность и сдержанное величие, присущие "сталинским постройкам" послевоенного периода. Пожалуй, единственной сферой, которая и в хрущевскую эпоху развивала лучшие традиции сталинского стиля, было строительство мемориалов, посвященных героям Великой Отечественной войны, большинство из которых (см. раздел VI.4) было возведено именно в этот период. Такой мемориал в 1960 г. был открыт и в Одессе ― Аллея Славы с единственным в мире памятником Неизвестному матросу (ск. М.Нарузецкий, арх. Г.Топуз и П.Томилин). В период "оттепели" во весь голос заявила о себе национальная архитектура, в которой современная эстетика гармонично соче-талась с колоритными традиционными мотивами. В то же время, хрущевская эпоха у многих ассоциируется с неказистыми " хрущевками " ― однотипными пятиэтажками с малогабаритными квартирками-сотами. Справедливости ради следует отметить, что те, кто возводил эти безликие коробки, преследовали благие цели ― задумывались они как временное (на срок до 25 лет) жилье для отселения людей в сжатые сроки из подвалов и коммунальных квартир. Впоследствии планировалось построить более комфортное и эстетичное жилье. Но и полстолетия спустя эти архитектурные "шедевры" хрущевской поры остаются неизменной составляющей любого постсоветского города. · Процессы обновления нашли закономерное отражение в изобразительном искусстве. В то время, как многие художники продолжали успешно работать в стиле соцреализма, у других пробудилась жажда экспериментаторства. Были и те, кто стал по-новому трактовать реализм ― реальность в живописи того времени предстает без привычных для социалистического искусства лакировки и нарочитой парадности. Далеко не все новаторские веяния находили поддержку у руководства страны. Так, после выставки художников-авангардистов в Манеже, вызвавшей резко отрицательную реакцию у посетившего ее Н.С.Хрущева, многие из них были лишены права выставляться. Ирония судьбы заключается в том, что один из тех, чье творчество Хрущев назвал " дегенеративным искусством ", скульптор и художник Эрнст Неизвестный стал автором надгробного памятника самому Хрущевуна Новодевичьем кладбище. Аналогично самиздату в литературе, художники самостоятельно организовывали т.н. " квартирные галереи ", ставшие ответом на разделение художественной жизни на разрешенную и нелегальную или, как они сами считали, фальшивую и подлинную. Искусство, альтернативное официальному, называли также андерграундом [англ. под землей]. Одним из художественных течений периода "оттепели", не слишком обласканных официальной критикой, был так называемый "суровый стиль", принесший несколько иное, чем в соцреализме, понимание героизма. Здесь нет героического пафоса и классического телесного совершенства. Новый героизм предполагает, скорее, замкнутость, спокойствие, молчаливую усталость, за которыми скрыто внутреннее напряжение. Художники "сурового стиля" стремились воссоздать "правду жизни", показать действительность без прикрас. Появление в 1960 г. картины П.Никонова " Наши будни " вызвало скандал в художественных кругах ― советские люди не могут быть настолько суровыми, а такие грубые, обветренные лица просто неэстетичны. · В эпоху "оттепели" успешно развивалась советская НАука. В 50-е годы был взят курс на ускорение научно-технического прогресса и соединение науки с производством, существенно увеличилось финанси-рование научных исследований. Значительных успехов добились советские ученые в области химии, математики, общественных наук. На переднем крае развития науки была физика, ставшая в сознании людей всей новейшей эпохи символом научно-технического прогресса. Всемирную известность получили работы советских физиков Л.Ландау, А.Сахарова, Н.Боголюбова и др. В 1954 г. в СССР была пущена первая в мире атомная электростанция, построен самый мощный в мире ускоритель протонов ― синхрофазотрон (1957 г.), началось производство вычислительной техники. Под руководством ученого и конструктора С.Королева успешно велась разработка ракетной техники. В 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. А 12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин осуществил первый в истории человечества полет в космос, что стало настоящим триумфом советской науки и культуры в непрекращающемся соперничестве с культурой Запада. 2. К концу 60-х гг. СССР достиг апогея в своем развитии. Начало правления консервативного и осторожного Л.И.Брежнева отмечено отсутствием каких-либо серьёзных потрясений в жизни страны, экономической стабильностью и относительно высоким уровнем жизни. Советская культура развивалась во многом по инерции, заданной предыдущим периодом. Нельзя сказать, что достижений не было, но большинство из них уходят корнями в тот краткий период относительной свободы творчества, который был результатом "оттепели". Со временем брежневскую эпоху (конец 60-х – середина 80-х гг.)назовут эпохой " застоя ". Застойные явления постепенно охватывали практически все сферы жизни советского общества. Началась стагнация [от лат. stagnum ― стоячая вода], а затем и отставание экономики, особенно наукоёмких отраслей, техники, катастрофическим было отставание вычислительной техники. При этом, чем сложнее становилась ситуация в экономике и общественной жизни, тем громче звучали рапорты о трудовых успехах и достижениях. Параллельно началось сворачивание социальных и культурных реформ, претворявшихся в жизнь при Хрущеве, ограничение достигнутых прав и свобод. Сталинский тоталитаризм (правда, в смягченной форме) вернулся в обличье брежневского "застоя". Все отчетливей становилась грань между культурами официальной и "подпольной ". Все больше появлялось т.н. " отложенных " произведений (книг, картин, кинофильмов), к которым широкая аудитория получит доступ только в конце 80-х гг. Бюрократические и идеологические преграды заставляли деятелей культуры каким-то образом приспосабливаться. В литературе, театре, кино некоторые авторы стали использовать более изощренные методы, вроде эзопова языка иносказаний. Продолжался выпуск "самиздатовской" литературы. В машинописных копиях расходились по стране произведения А.Солженицына, которого советская печать больше не издавала. А за публикацию за рубежом романа " Архипелаг ГУЛАГ ", за которую писатель получил Нобелевскую премию, он был выдворен из страны. Уехать пришлось и замечательному ленинградскому поэту Нобелевскому лауреату И.Бродскому. В его стихах не было политических мотивов, но они были слишком непохожи на каноны советского искусства. Вынужденная эмиграция ждала многих представителей творческой интеллигенции: писателя В.Аксенова, барда А.Галича, режиссера Театра на Таганке Ю.Любимова, художника М.Шемякина, скульптора Э.Неизвестного и др. Творчество представителей " второй волны " эмиграции продолжило культурные традиции русского зарубежья, получив всемирное признание. Но на родине их имена были официально вычеркнуты из советской культуры, перестали упоминаться в исторических и искусствоведческих исследованиях. · Критическое отношение к советской культуре и государственной идеологии, лежащее в основе андерграунда, ярче всего проявилось в соц-арте. Термин " соц-арт " [сокращ. от "социалистический" + англ. арт ― искусство] был придуман московскими художниками В.Комаром и А.Меламидом как советский вариант поп-арта, точнее гибрид соцреализма и поп-арта (см. раздел VI. 3). Если поп-арт, возникший в обществе потребления, делал акцент на популяризацию потребительской продукции, то соц-арт иронизировал, издевался над идеологией и искусством страны советов. В этом постмодернистском течении, как в кривом зеркале, нашла свое пародийное преломление эстетика соцреализма. творчество представителей соц-арта строилось на доведении до абсурда социалистической символики, лозунгов, известных цитат. Комар и Меламид говорили: " Соц-арт ― это не просто пародия, это всегда автопародия, потому что мы все ― продукты системы и все это в нас, а не вне…" Для Запада социалистический реализм на протяжении всей его истории был объектом яростных нападок и насмешек, поэтому соц-арт был с восторгом принят зарубежным зрителем. "Комар & Меламид", выехавшие в США. стали участниками самых престижных международных выставок, их работы хранятся сегодня в крупнейших западных музеях, а имена попали в университетские хрестоматии. Идеология соц-арта нашла свое отражение и в других видах постмодернистского искусства ― инсталляциях, перформансе, фотографии, а также в литературе, театре. В настоящее время отдельными эпатажными деятелями культуры продолжают эксплуатироваться приемы соц-арта, но в целом, это направление пережило свой закат вскоре после развала СССР. · И все же, когда речь идет о художественной культуре, брежневскую эпоху нельзя однозначно назвать застойной. Гуманистические традиции в искусстве не были прерваны, несмотря на усиление административно-командных методов руководства культурой, продолжали развиваться в лучших произведениях советских авторов, как официально признанных, так и не признанных властью. Главное, что художественная культура поднимала насущные проблемы и пыталась в своих произведениях эти проблемы решить. В литературе этого периода сформировалось самобытное направ-ление, достигшее высочайшего уровня художественности, ― деревенская проза, обратившаяся к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни: повести В.Астафьева и В.Распутина, рассказы В.Шукшина и др. Деревню они любили беззаветно, считали ее воплощением традиций народной жизни — нравственных, бытовых, эстетических. Среди признанных лидеров советской литературы той поры выделяется своим ярким эпическим даром Анатолий Иванов. Он не боялся касаться любых, самых трагических и спорных тем из жизни советского народа, как никто другой, сумев увидеть в жизни простых, большей частью деревенских, людей мощное героическое и патриотическое начало. Не случайно на его романы-саги о жизни нескольких поколений " Тени исчезают в полдень " и " Вечный зов " обратили внимание телережиссеры, создав захватывающие сериалы-экранизации, популярные у миллионов советских зрителей. Расцвет творчества А.Иванова совпал с расцветом советского романа, ставшего заметным явлением в мировой литературе ХХ века. В то время, как в Европе твердили о смерти романа, в Советском Союзе, наперекор мировым тенденциям, появлялись великолепные романы П.Проскурина, В.Чивилихина, Ю.Бондарева, глобальные по замыслам, эпические по судьбам и характерам, глубокие исторические романы В.Пикуля... · Среди художников, представлявших в 70-80-е годы официальное искусство, одно из почетных мест занимает народный художник СССР, выдающийся мастер портрета Александр Шилов, работавший в манере близкой к "фотографическому реализму". Творчество А.Шилова весьма разнопланово: пейзажи, натюрморты, жанровые картины, графика. Главными же являются портреты людей самого разного социального положения, возраста, характера. Своими учителями, в самом высоком смысле слова, он считал великих русских художников К.Брюллова, В.Перова, Д.Левицкого. По всему миру на его выставках публика поражалась, как в эпоху постмодернизма удалось выжить академической школе живописи. Еще одним ярким представителем официального советского искусства является народный художник СССР Илья Глазунов, имя которого носит Российская академия живописи, ваяния и зодчества. Блестящий живописец и график в своем многогранном творчестве воспевал страстно любимую им русскую старину, поднимал актуальные темы современности и советской истории, иллюстрировал литературную классику, писал парадные и камерные портреты. Его сложное по замыслу и композиции монументальное многофигурное живописное панно " Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию " украшает здание ЮНЕСКО в Париже. Вершиной художественно-философского осмысления места и роли России и Советского Союза в мировой истории стали монументальные композиции " Распятая Россия ", триптих " Мистерия ХХ века ", " Вечная Россия " и " Великий эксперимент ", созданные И.Глазуновым уже в постсоветское время. · В эпоху "застоя" театр в СССР переживал далеко не худшие свои годы. В классических и новых театрах с аншлагами шли блестящие постановки, до настоящего времени пользующиеся неизменной популярностью у зрителей: " Три сестры " и " Вишневый сад " А.Чехова во МХАТе, режиссер О.Ефремов; шекспировский " Гамлет " режиссера Ю.Любимова, с гениальной игрой В.Высоцкого, и " Мастер и Маргарита " ― первое в мире сценическое прочтение романа М.Булгакова ― в театре на Таганке; мюзикл А.Рыбникова " Юнона" и "Авось ", поставленный М.Захаровым в Московском театре им. Ленинского комсомола. Галина Волчек, возглавившая театр " Современник ", стала первым советским режиссером, преодолевшим "железный занавес", поставив в США восторженно встреченный западной публикой спектакль " Эшелон " М.Рощина. · Если большинство сфер культуры в брежневскую эпоху действительно переживали "застой", то для кинематографа это было время творческого взлета, принесшее в советское кино новую эстетику и психологизм, более глубокое проникновение во внутренний мир человека, более откровенное, порой остросатирическое изображение действительности. Таковы неустаревающие фильмы Эльдара Рязанова " Ирония судьбы или с лёгким паром ", " Служебный роман ", " Гараж "; комедии Леонида Гайдая " Операция "Ы" и другие приключения Шурика ", " Бриллиантовая рука "; остросюжетные многосерийные картины " Семнадцать мгновений весны " Т.Лиозновой, " Место встречи изменить нельзя " С.Говорухина; нестандартные по советским меркам фильмы Андрея Тарковского в духе философского кино (" Зеркало ", " Ностальгия ") или научной фантастики (" Сталкер ", " Солярис "). Многие советские фильмы того времени получили всемирное признание: ― пронзительная лента М.Калатозова о любви и о войне " Летят журавли ", главную роль в которой сыграла Татьяна Самойлова, ― единст-венный советский фильм, получивший Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля и признанный критиками лучшим русским фильмом XX века!; ― фильм " Комиссар ", рассказавший о судьбе и любви женщины-комиссара времен Гражданской войны, был запрещен для показа в СССР, а режиссер А.Аскольдов уволен "за профессиональную непригодность". Чудом уцелевшая лента, выйдя на экраны лишь спустя 20 лет, получила Гран-при на многих международных фестивалях и была признана "Фильмом года" в ФРГ, ГДР, Швейцарии и др. странах, а актриса Нонна Мордюкова, сыгравшая главную роль, Британской энциклопедией названа в числе десяти лучших актрис мира!; ― снискавший всенародную любовь фильм В.Меньшова " Москва слезам не верит " стал не только самым кассовым советским фильмом, но и обладателем кинопремии "Оскар". Такой же чести удостоилась киноэпопея С.Бондарчука " Война и мир " ― превосходная экранизация романа Л.Толстого. · В 70-80-е годы западная рок-культура, исподволь просачиваясь из-под "железного занавеса", оказывала воздействие на советскую популярную музыку. Знамением времени стало появление вокально-инструментальных ансамблей (виа) самой разной направленности и стилистики ― от современного прочтения фольклорной музыки до андерграундного рока (" Самоцветы ", " Песняры ", " машина времени " и др.). Вся страна "подпевала" популярным исполнителям Софии Ротару, Льву Лещенко,Валерию Леонтьеву. 70-е годы ― время восхождения на небосводе отечественной эстрады ярчайшей звезды, " женщины, которая поет " ― Аллы Пугачевой. Эстрада, как и кино, и театр, была для советского человека настоящим "праздником души" в условиях, когда в повседневной жизни нарастали негативные застойные процессы. 3. П ровозглашенная на Апрельском (1986 г.) пленуме ЦК КПСС " перестройка " подвела итог эпохе "застоя". Взятый курс на " ускорение " темпов экономического развития страны преследовал амбициозную задачу " догнать и перегнать Запад ". Однако главные реформы идеолог "перестройки" Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев видел в сфере общественной и культурной жизни. Одним из главных лозунгов новой эпохи стала " Гласность " ― установка на расширение информированности народных масс о деятельности партии и правительства, свободное обсуждение недостатков и отрицательных явлений в жизни советского общества, открытость власти перед обществом. При этом подчеркивалось, что "Гласность" не имеет ничего общего со вседозволенностью " буржуазной свободы слова ". Было снято табу с многих прежде "закрытых" тем, которые в эпоху тотального контроля обсуждались только тайком "на кухнях". Шел стремительный процесс восстановления тех страниц истории, которые замалчивались в советское время. Роль рупора гласности в эпоху "перестройки" играло ТЕЛЕВИДЕНИЕ. Широкую аудиторию и колоссальную популярность имели телевизионные публицистические передачи " Взгляд ", " До и после полуночи ", " 600 секунд ". Непохожие на традиционных советских дикторов, раскованные, смелые ведущие В.Листьев, В.Молчанов, А.Невзоров и др., свободно рассуждали на самые жгучие и волнующие темы современности: проблемы молодежи, война в Афганистане, экологические катастрофы, преступность и пр. Политика открытости по отношению к внешнему миру принесла (не без активного содействия Запада) свои плоды в конце 80-х гг. в виде послабления таможенных, идеологических, политических барьеров и снижения давления СССР на страны социалистического содружества, что привело, в конце концов, к распаду социалистического лагеря. Важнейшим следствием "перестройки" стало окончание "холодной войны" и падение "железного занавеса", открывшие советским людям доступ к общемировым культурным ценностям.
Но не все так однозначно ― вместе с долгожданной свободой, советское общество получило и социальные проблемы и пороки, присущие западному социуму (наркоманию, проституцию и т.п.); и множество псевдокультурных ценностей низкопробной потребительски-ориентированной массовой культуры; и утрату многих высоких и поистине народных достижений и духовных принципов социалистической культуры (коллективизм, интернационализм, культ человека труда, одну из лучших в мире систем образования и т.д., и т.п.). Заострились этнические и религиозные противостояния, волной покатившиеся по Советскому Союзу и странам социалистического содружества. Падение "железного занавеса" положило начало " третьей волне эмиграции ", теперь уже не вынужденной, под давлением власти, а добровольной (для одних ― за более комфортной жизнью, для других ― за признанием или возможностью самореализации). Особенно актуальной стала проблема оттока высококвалифицированных кадров за рубеж для науки. Если исследования в прикладных областях в годы "перестройки" заметно оживились, то фундаментальная наука, на протяжении десятилетий являвшаяся предметом национальной гордости, неизбежно клонилась к упадку. Причинами " утечки умов " стали непонимание, а то и демонстративное нежелание руководства страны признавать социальную значимость роли ученого в обществе, отсюда ― сокращение финансирования, падение престижа научного труда, снижение качества научных исследований. · В области художественного творчества "перестройка" также сыграла двоякую роль. С одной стороны, художники обрели, наконец, долгожданную свободу для самовыражения; произведения, годами пылившиеся на полках, в мастерских, в запасниках музеев, нашли своего зрителя, читателя. Культурная жизнь стала несравнимо сложнее, разнообразнее, многовариантнее. С другой стороны, засилье массовой продукции сомнительного качества, бездумное подражательство Западу снизили планку требований к художественным произведениям и другим продуктам культурной деятельности, что неизбежно привело к утрате многих культурных ценностей, самобытности и лучших традиций советской культуры. В художественном и документальном кинематографе перестроечных лет на экран выплескиваются множество откровенно слабых картин, авторы которых старались обеспечить зрительский интерес за счет нарочито мрачного изображения социальной действительности или эпатажных сюжетов и сцен. На их фоне выделяется ряд замечательных созвучных эпохе острокритических фильмов, не просто отражавших болезненные перемены в советском обществе и негативные внешние влияния, но заставлявших зрителя задуматься, пробуждавших жажду перемен (" Так жить нельзя " С.Говорухина). Появляются и доселе немыслимые по откровенности фильмы: " Маленькая Вера ", " Интердевочка ", " Игла ", ставшие культовыми для целого поколения советских людей и последними ласточками советского кинематографа. · 80-е годы ― время сосредоточения общества на идее покаяния. Потрясение, связанное с открывшимися мрачными страницами советской истории, изобличением сталинского режима, заставили художников прибегать к таким художественным формам, как притча, миф, символ, аллегория (роман Ч.Айтматова " Плаха ", х/фильм Т.Абуладзе " Покаяние "). Начиная с часов "оттепели", эти больные темы продолжали волновать умы творческой интеллигенции. Но только в годы "перестройки" многие из них получили возможность представить на суд зрителя свои работы. Успешный театральный художник Петр Белов еще в период "застоя" начал создавать цикл оригинальных работ, в которых в символической форме выразил свое отношение к трагическим событиям, связанным со сталинскими репрессиями. Так, в ненасытной утробе пачки папирос, символизирующей одну из грандиозных советских строек, безвозвратно исчезают тысячи возводивших ее заключенных… В другой его работе отколовшаяся льдина уносит мусор и грязь, обнажив лики замученных и невинно осужденных режимом деятелей культуры. Свои надежды на очищение общества художник связывает с "перестройкой", провозглашенной на Апрельском пленуме 1986 г. Не остался равнодушным к теме сталинизма Эрнст Неизвестный, многочисленныескульптуры которого стоят по всему миру. В присущей ему экспрессивной манере, сочетающей символизм с формами кубизма, в Магадане ― одной из главных зон ГУЛАГа ― он создает свою " Маску скорби ", посвященную жертвам репрессий.
Завершая тему истории советской культуры второй половины ХХ века, подведем некоторые итоги. · Переломная эпоха "оттепели" оказалась не только кратковременной, но и достаточно поверхностной, Потепление было не столь устойчивым, а произошедшие позитивные перемены не столь глубокими, чтобы стать гарантией против возврата назад, к сталинским принципам жизни и управления. Идеологические послабления то и дело сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х годов "оттепель" сошла на нет. Тем не менее, ее значение для самоочищения советского общества трудно переоценить. · Главное противоречие эпохи брежневского "застоя" заключается в том, что официальная культура, вновь очутившаяся в условиях идеоло-гического диктата, во многом исчерпала возможности дальнейшего развития, а неофициальная не обладала достаточными средствами для укрепления своего воздействия на общественное сознание. Сформировался своеобразный "культурный тупик". Но масштабы этого процесса и возможные последствия в те времена еще не могли быть в достаточной степени осознаны. · Наряду с несомненным положительными переменами ― демокра-тизацией общества и оживлением культурной жизни, которые принесла эпоха "перестройки", нельзя не заметить и отрицательных последствий непродуманных реформ и ошибок, приведших в итоге к распаду Советского государства. Социокультурные последствия этих судьбоносных перемен, завершивших в 1991 г. эпоху Новейшей культуры, еще ждут своей исторической оценки. Но, как бы неоднозначно не относились сегодня к событиям, трагедиям и грандиозным достижениям советской эпохи, советская культура навсегда войдет в историю мировой культуры как один из ярчайших и величайших по своим масштабам и степени влияния на общемировые процессы этапов становления человеческого сообщества. Вопросы для самостоятельной работы:
1. Какой смысл несут в себе понятия "оттепель", "застой", "перестройка"? Дайте характеристику культурным процессам в каждый из этих периодов. 2. Какую роль в истории советского общества сыграл ХХ съезд КПСС, и как решения этого съезда повлияли на сознание и культуру советского народа? 3. Какие сферы культуры и формы досуга стали особо популярными в 50-70-е годы и почему? 4. В чем суть "шестидесятничества" и движения диссидентов? Творчество кого из представителей этих движений вы можете охарактеризовать? 5. В чем причины деления советской культуры на официальную и "подпольную"? Какие течения андергрунда вам известны? 6. Какие изменения происходили в советской культуре в периоды "застоя" и "перестройки" и в чем причина этих процессов? 7. Каковы наиболее значимые достижения советской художественной культуры второй половины ХХ века? 8. Каковы главные итоги трех послевоенных этапов развития советской культуры?
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 10145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |