Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В Украине XIX - начала XX ВВ. 4 страница




 

Возникнув в архитектуре как протест против модернизма, постмодернизмсо временем превратился в широкое и неоднозначное по методам и формам общественное течение, распространившееся и в других областях культуры: философии, литературе, музыке, театре, изобразительном искусстве.

Утверждая, что ни в философии, ни в религии, ни в искусстве ничего принципиального нового сказать уже нельзя, постмодернисты обращаются к прошлому, используют то, что уже было в употреблении, по своему усмотрению связывая воедино разрозненные факты и элементы культуры.

 

Желая восполнить недостаток собственного содержания, постмодернизм декларирует "новую философию" ― ироничную, порой циничную, не нуждаю-щуюся в достоверности и объективности, справедливости и моральности. "Вечные ценности" и идеалы, с точки зрения постмодернистов, создают ненужные проблемы, препятствуют творческой реализации.

Истинный идеал постмодернизма ― это свалка, но свалка "организованная" и эстетизированная, а вся мировая культура рассматривается им как неисчерпаемый поставщик вторсырья.

Постмодернизму присущи следующие черты:

· в отличие от модернизма, постмодернизм не нуждается в скандаль-ности, вызове, пафосе, облекая всё в игровую ироничную форму;

· если для модернистов важным было изобретение нового, устремление в будущее, то для постмодернизма ― цитирование прошлого;

· модернисты декларировали свою элитарность (" если публике не нравится ― значит, она просто не доросла!"), а постмодернисты подчеркивали свою демократичность и общедоступность, характерные для массовой культуры. При этом постмодернизм не стесняется использовать классические внешние формы, низводя элитарное в массы путем упрощения, а нередко и опошления (пример тому ― то, что называют " гламуром ");

· модернизм утверждал превосходство идеального и иррационального над материальным, постмодернизм же четко ориентировался на утилитарность и коммерческий успех.

Вся вторая половина ХХ столетия отмечена неслыханной коммерциализацией культуры. Постмодернистское искусство не видит больше в художнике творца высших ценностей ― искусство становится бизнесом...

3. О становимся на некоторых наиболее заметных течениях и новых формах искусства, получивших распространение в эпоху постмодернизма.

· Поп-арт ― популярное общедоступное искусство, раскрывающее эстетические ценности образцов массовой продукции: потребительских товаров, упаковки, персонажей новостей и кино (Мэрилин Монро, Микки-Маус и пр.); культивирующее комиксы, рекламу, фотографии, случайное сочетание бытовых предметов, смятые автомобили, обрывки газет и афиш. " Художественную ценность можно отыскать в любом предмете, даже уличных отбросах", ― утверждали идеологи поп-арта.

Поп-арт стал художественным удовлетворением " тоски по предметности ", порожденной длительным господством в западной культуре беспредметного искусства абстракционизма. Поп-арт вернул предмет в искусство, но предмет не опоэтизированный художественным видением, а нарочито бытовой или сугубо информативный.

Произведения поп-арта отражают " жизнь, как она есть ", и нередко содержат долю юмора ― таковы, к примеру, известные картины Энди Уорхола, изображающие долларовую банкноту или банки томатного супа.

Едва ли не главным рупором поп-арта стала музыка. Эстрадное искусство,котороепредставляет собой сплав музыки, пения, танца, циркового искусства, световых и цветовых эффектов, трансформировалось в целую индустрию шоу-бизнеса, львиную долю которого составляет поп-музыка разного рода и качества.

· оп-арт (оптическое искусство) в качестве художественного приема использует обман зрения, создающий различные зрительные иллюзии, например, иллюзию движения. Задача оп-арта ― обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать неявный, на первый взгляд, образ.

· Гиперреализм [греч. сверхреализм] или фотореализм ― художественное течение в живописи и скульптуре, которое основывается на сверхнатуралистическом воспроизведении действительности, передаче с фотографической точностью мельчайших подробностей изображаемого объекта.

Несмотря на то, что излюбленная тематика гиперреалистов — реалии повседневной жизни, городская среда или предельно близкий к фотографическому портрет человека, их произведения чаще всего оставляют впечатление холодной, статичной, отчужденной от зрителя сверхреальности.

· Искусство ХХ века открыло, что основой для живописи может служить не только холст или стена, но и человеческое тело. Так появилось еще одно популярное направление постмодернизма ― боди-арт [от англ. body ― тело]. Украшение собственного тела издревле является частью культуры, поэтому боди-арт, помимо росписи по телу, вобрал в себя такие способы и формы украшения, как тату (татуировка), пирсинг, шрамирование, принявшие в наше время форму повального увлечения.

· Постмодернизм породил еще одну форму художественного произведения ― инсталляциЮ [от англ. inctallation ― установка].

" Картина устарела, ― провозглашают постмодернисты, ― и на арену изобразительности выходит инсталляция " ― пространственная композиция, созданная из самых разных готовых материалов и форм (промышленных и бытовых предметов, природных объектов, фрагментов текстовой и визуальной информации). Элементом инсталляции могут быть, в числе прочего, и живые люди. Включенные в самые неожиданные комбинации, вещи освобождаются от привычного утилитарного назначения, автор стремится придать им символическое, а нередко и "сакральное" значение.

По мере развития этот вид искусства принимал все более эпатажные и нелепые формы. Так, "шедевр" одного из самых чтимых лидеров российского постмодернизма Ильи Кабакова " Моя Родина. Мухи " представлял собой зал выставки, потолок и стены которого были сплошь залеплены наклеенными мухами, а в композиции " 16 веревок " к каждой веревке был привязан какой-нибудь предмет: окурок, крышка унитаза и т.п.

Следуя по стопам своих предшественников футуристов, дадаистов и пр., современные творцы инсталляций в погоне за оригинальностью меньше всего озабочены эстетичностью, и уж тем более, духовным содержанием своих "творений". Поэтому в книгах отзывов нередки и такие записи: " Такое чувство, что побывали на экскурсии в дурдоме… ".

· Хэппенинг [англ. событие ― то, что случается здесь и сейчас] ― вид постмодернистского искусства в форме художественного действия, лишенного и сценария, и драматургии, и даже цели. Хеппенинг ― это импровизация в высшей степени абсурда. Здесь все абсолютно непредсказуемо ― нет даже примерного плана поведения, никто из участников не может знать заранее, как будет развиваться событие и когда оно закончится. Представление может заключаться, к примеру, в долгом мучительном высвобождении из-под брезента, когда как бы стирается грань между реальностью и творчеством.

Появилось это явление в культуре в 60-е годы. Устроителем первого хеппенинга был американский художник Аллан Капроу.

Участники хеппенинга зачастую надевают яркие, утрированно нелепые костюмы, подчеркивающие неодушевленность исполнителей, например, делая их похожими на ящики или ведра... В хеппенинге активно используется световая живопись, свет, то и дело меняя цвет и яркость, освещает актера или просвечивает сквозь ширмы. Представление сопровождается звуковыми эффектами ― музыкой, голосами, звяканьем, скрежетом, порой очень сильными, неожиданными, рассчитанными на шоковый эффект. используются и другие эффекты ― такие, как ароматические вещества.

Несмотря на некоторую театральность, хеппенинг нельзя полностью отнести к театральному искусству, так как это чисто художественное действие далеко не всегда оперирует театральными атрибутами. Главное, что должно быть достигнуто в ходе хепенинга, ― это особые взаимоотношения со зрителем, активно вовлекаемым в данную художественную игру. Причем взаимоотношения эти, как правило, вызывают у людей нестандартную реакцию.

Таким образом, хепенинг можно определить как осознанные игры со зрителем, в основе которых ― спонтанность и неожиданность.

· В 70-е годы хепенинг трансформировался в Перфо́рманс [англ. представление, выступление] ― еще одну форму постмодернистского искусства, в которой произведение представляет собой импровизацию художника (группы) в определённой ситуации, созданной им для персонажа, которым он сам же и является.

Поначалу акции перформанса представляли собой разыгрываемые перед зрителями в художественной галерее, музее или прямо на улице живые композиции, в которых в качестве скульптурного элемента использовалось человеческое тело, с символическими атрибутами, жестами и позами (вспомним фигуры на улицах, оживающие, если зритель положит монетку). Эффект, к которому стремится перформанс ― шокирование зрителя.

Под влиянием массовой культуры художники перенесли действие из галерей и улиц в театры. Примером такого театрального перформанса является известный во всем мире пражский " Черный театр ", в котором соединились пластика, свет, цвет, музыка, трюки с полетами и исчезновениями.

В настоящее время границы между перформансом, хепенингом и некоторыми другими видами театральных представлений размыты, и все они определяются широким термином "искусство действия".

· Саморазрушающееся искусство — еще один из странных феноменов постмодернизма. Это ― и картины, написанные краской, выцветающей на глазах у зрителей; и огромное 18-колес-ное сооружение, которое выкатывается на площадь и при всем честном народе взрывается так, что колеса разлетаются в разные стороны; и книга " Ничто ", выпущенная в США в 1975 г. и переизданная в Англии ― в ней 192 страницы, и ни на одной нет ни строчки, как будто автор утверждает: мне нечего вам сказать.

Саморазрушающееся искусство имеет свои проявления в музыке: исполнение произведения на разваливающемся рояле или на распадающейся скрипке; беззвучная пьеса Джона Кейджа (основателя перформанса) " 3,33 минуты тишины "; выступление дирижера без оркестра; ансамбль, сопровож-дающий безмолвного солиста.

· Установка на разрушение формы затронула даже такую сферу культуры, в которой форма является базовой составляющей, ― архитектуру. В противовес индустриальной эстетике конструктивизма, функционализму интернационального стиля и декоративности раннего постмодернизма, в конце 80-х гг. появляется новое направление в искусстве ― ДЕконструк-тивизм.

По определению теоретика деконструктивизма Жака Дерида, это ― не стиль, а метод, не разрушение построенных зданий, а сознательное создание конфликта между тем, как человек привык воспринимать форму и смысл, и тем, что он видит. Деконструктивизм принимал разнообразные, но всегда необычные формы, неизменно шокируя зрителя. Это ― вопрос архитекторов к самим себе: можно ли освободить архитектуру от эстетики, красоты, пользы, функциональности, так ли уж незыблемы понятия "порядок" и "беспорядок", и можно ли построить здание, отказавшись от всех общепринятых принципов создания архитектурных сооружений?..

· литература тоже не осталась в стороне от влияния постмодернизма, несущего на себе печать разочарования в традиционных ценностях и идеалах, неверия в прогресс, разум и возможности человека. Литература постмодернизма ― это отчаянная реакция на духовно-философский вакуум, псевдорелигиозность и тотальную коммерциализацию культуры. Она не ищет и не утверждает никаких истин, стремится все обратить в ни к чему не обязывающую игру. Литература становится кривым зеркалом, отражающим изменения, происходящие в западном и западноориентированном обществе с его переходом от культа разумности и духовности к культу секса, насилия и потребительства.

Среди известных постмодернистов ― современные писатели и поэты: Уильям Гибсон, Владимир Набоков, Джон Фаулз, Иосиф Бродский,Виктор Пелевин, Владимир Сорокин.

4. Р азочарованность в ценностях западного общества породила в 60-е годы протестные настроения в молодежной среде. Участники первого молодеж-ного движения социального протеста в США и странах Западной Европы ¾ хиппи любили ссылаться на известное высказывание А.Камю: " я бунтую, следовательно, я существую ". Хиппи протестовали против лицемерной морали протестантских церквей и войны во Вьетнаме (и войны как таковой), выражали солидарность с бесправным, живущим в резервациях коренным населением Америки, пропагандировали возврат к природной естественности. Их называли " детьми цветов ", поскольку своим символом они избрали цветок.

Хиппи, ведущие бунтарский образ жизни, сформировали совершенно новую культурную среду с рок-музыкой и молодежной модой, наркотиками и свободной любовью, став началом становления молодежной культуры, точнее первой из множества молодежных субкультур.

На мировоззренческие установки хиппи серьезное влияние оказал фрейдизм, что вылилось в итоге в сексуальную революцию, которая, отринув все устоявшиеся нормы, провозгласила: это ― не разврат, а новый подход к миру ― через свободу собственного тела, исполнение сиюминутных желаний, через ощущения, через секс как танец.

Уходу от реальности и снятию запретов способствовал прием марихуаны и ЛСД. В моду входит психоделическая музыка (от слова " психоделия ", означающего наркотический опыт и всё, что с ним связано).

Основной формой хипповского бытия, вне общества и цивилизации, стали совместные собрания (тусовки), любимейшим времяпрепровождением ― рок-концерты на зелёных полянах под открытым небом, где кто-то внимательно слушал музыку, кто-то курил "косяк", а кто-то открыто занимался любовью, загорал нагишом, читал книгу или мечтал.

Рок-музыка, имевшая фольклорные корни и ярко выраженный протестный характер, стала главным художественным выразителем идеологии бунтующего поколения.

С лёгкой руки хиппи рок-музыка проникла в театр, породив новый жанр ― рок-оперу. Ошеломительная популярность рок-оперы Эндрю Ллойда Веббера и Тима Райса " Иисус Христоссуперзвезда " была такова, что в среде хиппи утверждается мода на причёски и бородку а-ля Иисус, белые грязноватые одежды до пят, а также назидательный учительский тон, которым хиппи вели душеспасительные беседы с "непросвещенными" ― не-хиппи.

Религиозные пристрастия фанатов Иисуса Христа не ограничивались новым прочтением христианства. Необыкновенно привлекательными казались им индейские шаманские практики с использованием галлюциногенов, погружённый в мистическое созерцание Восток с его благовониями и гирляндами цветов, склонностью к перемене мест и уходом от мира монахов-отшельников. Все это манило хиппи, разочарованных в традиционных религиях, породив мистическое сектантство с многочисленными новомодными течениями типа Харе Кришна.

В 70-е годы движение хиппи начало постепенно терять популярность. Повзрослев, многие хиппи приняли общественную мораль, которую еще недавно решительно отрицали. В моду входят яппи [от англ. young professionals ― молодые профессионалы] ― техническая элита (технократия), представители умственного труда, имеющие неплохие заработки и положение в обществе. Те же люди, что еще несколько лет назад танцевали в наркотическом угаре по зелёным лугам, добровольно заточили себя в стеклянные офисы в окружении компьютеров, секретарш и гамбургеров.

И все же движение хиппи оставило заметный, хотя и неоднозначный, след в мировой культуре. С одной стороны, это ― популяризация наркотиков, ставших настоящим бедствием для нескольких поколений молодежи; сексуальная революция, скатившаяся в разнузданность и вседозволенность, благословившая нетрадиционную сексуальную ориентацию и однополые браки, внеся немалую лепту в разрущение института семьи и распространение венерических болезней и СПИДа; расплодившиеся новомодные религиозные секты и культы, в том числе, тоталитарные, зомбирующие своих последователей, культивирующие суициды и т.п.

С другой стороны, юные бунтари, пытавшиеся создать собственный мир, основанный на любви, дружбе и взаимопомощи, показали человечеству новую ступень духовного развития своей терпимостью к расовым и социальным различиям; уважением к праву на самовыражение; пацифизмом (миротворчеством) и движением за альтернативную службу в армии; экологическим движением; популяризацией здоровой пищи (в т.ч. вегетарианства). Они обогатили культуру рок-музыкой, трансформировавшейся со временем в рок-культуру; новыми направлениями в моде; свободными путешествиями (автостопом).

Хипповская культура и символика дали толчок развитию многих других молодежных субкультур, каждая из которых творила собственную своеобразную эстетику.

· Новое поколение бунтарей сформировало панк- мировоззрение [от англ. жарг. punk ― гнильё, отбросы]. Длинноволосых хиппи с фенечками и цветными браслетами сменили супергрубые юноши и девушки-панки в тяжеленных ботинках, с цветными ирокезами (высоким гребнем из волос) на головах, татуировками и шипованными браслетами, неистово орущие под оглушительный панк-рок. И хотя панки являются прямыми наследниками хиппи, их агрессивная субкультура разительно отличается от миролюбия "детей цветов".

· Вслед за панками на гребень моды вознеслись романтики в кружевных рубахах; за ними последовали кибер -люди (люди-роботы) с невероятными по сложности брейк-танцами; на улицы вышли скинхэды [англ. бpитоголовые] ― агрессивное молодежное течение с ярко выраженной расистской окраской, и так до бесконечности...

· Накануне 3-го тысячелетия декадансные (упаднические) настроения в молодежной среде породили такие субкультурные течения, как готика (не путать со средневековым художественным стилем!) и эмо (производное от "эмоциональный"), культивирующие отстраненность от активной жизни, пессимистические, вплоть до суицидальных, настроения.

В жизненной философии готов абсолютный индивидуализм сочетается с необычной мрачной романтикой и эстетствованием. Готы стремятся привнести утонченную красоту в серые, банальные будни, мрачно иронизируют над жизнью и смертью ― " умирай, улыбаясь ", находят удовлетворение в собственных "странностях", боли, грусти и даже отчаянии. В радости для них нет вдохновения ― " радость проста ", в то время, как внутренняя сосредоточенность, холодная грусть и депрессия имеют множество оттенков.

Отсюда ― эффектный имидж, длинные сурово-черные одежды, нередко весьма изысканные и оригинальные, корсеты, бледные лица с "тяжелой" косметикой. Им вполне хватает двух цветов: черный дополняют вкрапления красного (иногда розового или синего).

Крайние формы готики культивируют заигрывание со смертью ― времяпрепровождение на кладбищах, эстетизацию суицида и т.п. Не случайно одним из готических течений является вамп-готика, культивирующая вампирскую тематику и атрибутику.

Готы черпают энергию и жизненное вдохновение из той музыки, литературы, фильмов, которые стимулируют эмоции и чувства и позволяют погружаться в свой мир, но другим кажутся слишком мрачными, "заумными", депрессивными. К таковым относятся: фильмы "Ворон", "Голод", "Солярис", работы режиссеров Линча, Тарковского, Кубрика, книги Брэма Стокера " Граф Дракула ", Энн Райс " Интервью с Вампиром ".

· В более юной подростковой среде готика трансформировалась в течение эмо. Эмо-киды — подростки с чёрными (реже цветными) прямыми волосами, косой рваной челкой, закрывающей один глаз, в одежде черно-розовых тонов с двуцветными узорами (клетка, полоски) и многочисленными значками. Любимая символика эмо ― розовое сердце (часто с поперечной трещиной или разорванное в клочья), череп с костями.

Эмо живут эмоциями, их отличает особенное, чувствительное миро-ощущение. Эмо-кид чаще всего ― ранимый и депрессивный подросток, остро переживающий сложность окружающего мира и испытывающий нехватку любви и понимания. Он мечтает о счастливой любви, а пока проливает слезы над разбитым сердцем, пусть даже чужим. Эмоциональность эмо проявляется в крайностях ― от радости к грусти, от счастья к горю. Именно эта особенность выделяет их на фоне других молодежных субкультур, как правило, культивирующих какое-то одно крайнее настроение.

К несчастью, боль и томление по любви, свойственные многим подросткам, но предельно обостренные у эмо, нередко приводят к таким уродливым проявлениям, как резание вен, попытки или имитация суицидов.

Готы и эмо, панки и скинхеды стали воплощением глубокого кризиса культуры. Юные неискушенные души, жаждущие самовыражения в таких крайних, нередко уродливых формах, ― жестокий упрек официальной культуре, забывшей о своем главном предназначении ― нести Свет и Благо.

5. В своих духовных поисках западный человек окончательно запутался и разочаровался. Наука и новейшие технологии впечатляют и облегчают материальное существование, но не способны заменить истинные духовные ценности и потому далеко не всегда могут разрешить насущные проблемы. Да и новых глобальных проблем добавляют!

Традиционное христианство и мораль катастрофически отстают от стремительно изменяющихся условий жизни в ХХ веке. Прогрессирующее обезбоживание выхолостило чувства, души, отношения; при этом атеизм нередко сам превращался в "религию без бога". "психоделическая революция" хиппи завела многих своих последователей в убийственный наркотический туман; а ставшие популярными в молодежной среде шаманские практики и восточные медитации не смогли ответить на вопросы о смысле жизни так, чтобы удовлетворить потребности современного человека.

давление внешнего мира на сознание порождает стрессы, желание сбросить напряжение. Постмодернистским ответом на эти вызовы стало движение Нью-эйдж, провозгласившее возможность духовного самосовер-шенствования, достижения жизненного успеха и душевного равновесия через релаксацию, позитивные переживания, оздоровительные практики.

термин " Нью-эйдж "[англ. New Age ― Новая эра, Новый век] связан с необходимостью трансформации человека для вхождения в новую эру Водолея. Отсюда ― потребность в личном мистическом или психическом опыте, вполне постмодернистский интерес к восточным духовным учениям, медитативным практикам, правда, в модернизированной упаковке.

подобно тому, как понятия " модернизм " и " постмодернизм " охватывают широкий спектр художественных течений Новейшей культуры, "Нью-эйдж" ― обобщающее название совокупности множества мистических, оккультных и близких к ним течений и движений в современной западной культуре.

История этого явления восходит к спиритизму, оккультизму и эзотерике конца ХІХ в. В 60-70-е гг. ХХ столетия Нью-эйдж вылилось в массовое движение, приобретшее ошеломляющую популярность на Западе (около 20% американцев признают, что так или иначе связаны с организациями нью-эйдж).

Ньюэйджеры предпочитают не называться религиозными организациями, действуя под вывеской оздоровительных, экологических, воспитательно-образовательных и культурных центров. По сути же, многие из них вполне подпадают под определение сектантства: Саентология (Дианетика), Университет Махариши, многочисленные околохристианские организации вроде Открытого христианского университета.

Стремление западного человека к быстрому решению проблем, достижению комфортного существования сделало Нью Эйдж своего рода " фаст фудом " для души и тела. Самодисциплина и нравственное самосовершенствование устарели, ведь проблемы, копившиеся годами, могут быть решены за один уик-энд! Нью-эйдж услужливо предлагает широкий ассортимент, на первый взгляд, независимых подходов:

· движение холистического здоровья ― Нью Эйдж провозглашает панацеей от всех проблем возвращение к естественному порядку вещей, здоровому образу жизни: правильному питанию, относительному целомудрию, работе с энергиями, натуральному лечению без таблеток и хирургического вмешательства (иглоукалыванию, мануальной терапии, массажу, диете и т.п.);

· движение расширения сознания ― трансформация сознания путем использования галлюциногенных грибов, ЛСД, холотропного дыхания и других техник. Хотя подобные приемы зачастую противоречат установке на здоровый образ жизни, они весьма популярны в среде ньюэйджеров ― это дает им ощущение избранности, "продвинутости" на психическом плане;

· движение за развитие потенциальных способностей человека. К соответствующим организациям относятся широко известные: Лайф Спринг, Summit Workshop, Сайентология и многие другие. Огромное число корпораций участвуют в семинарах и тренингах, сделав их посещение обязательным условием принятия на работу или продвижения по службе своих сотрудников.

Философия Нью-эйдж открыто или в завуалированной форме стала центральной темой популярных фильмов и книг Пауло Коэльо, Ричарда Баха, Карлоса Кастанеды. Под этим названием кроется целое направление в современной музыке ― сплав духовной, электронной, этнической (чаще восточной), классической, инструментальной, симфонической музыки со звуками природы в самых разных пропорциях и долях. Это, прежде всего, личная, интимная музыка для релаксации, претендующая на нечто сокровенное.

Нью-эйдж конца ХХ века отличается от более ранних мистических и духовных течений своей очевидной практической направленностью ― наибольшую выгоду из него извлекают предприниматели. Издание книг, организация всевозможных тренингов, кино- теле- и шоу-бизнес ― вот далеко не полный перечень бизнес-интересов деятелей нью-эйдж.

Нью-Эйдж ― это беспрецедентный по масштабам социально-идеологический проект ( около 100 млн. человек, более половины из которых проживают в США, объединенных в 5000 различных течений, организаций и сект) под руководством людей, преследующих вполне конкретные политические и коммерческие цели. Цинизм этого явления, детища массовизации и глобализации, ― в том, что оно вообще не имеет цельного характера системы, а представляет собой хаотический набор практик и идеологий для духовно-психологического переформатирования широких масс людей путем предоставления каждому "увлечения на любой вкус".

После распада СССР наблюдается активная экспансия движения нью-эйдж на постсоветском пространстве, в том числе, в Украине, куда буквально хлынули разнообразные целители, гуру, бизнес-консультанты, секты, хотя сам термин "New Age" в нашей стране мало кому известен. Наряду с заезжими "учителями", как грибы после дождя плодятся и местные школы и организации, такие, как " Симорон ", " Радостея ", " Орден Зодиака " и многие другие.

 

Окидывая критическим взглядом эпоху постмодернизма, понимаешь, что мы подошли к рубежной черте. Особенно ярко это демонстрирует искусство, которое всегда дает наиболее "зримые" образы той или иной эпохи. Творя из чего попало и как попало "выдающиеся" картины и скульптуры, инсталляции и перформансы, художественное творчество второй половины ХХ века пришло к разрушению таких фундаментальных понятий культуры, как эстетика, гармония, нравственность. А духовность свелась к массовому зомбированию технологиями Нью-эйдж.

Недавно ушедший из жизни философ-антиглобалист А.Панарин вынес жестокий приговор современной культуре: " Начало нового, XX века ознамено-вано в искусстве смертью Бога. А рубеж тысячелетия ― это смерть человека ". 1)Культура без духовности стала " культурой без человека "…

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОстоятельной работы:

1. Охарактеризуйте такое стилевое направление, как неоампир. Культуре каких государств была присуща эстетика неоампира и почему?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.