Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В Украине XIX - начала XX ВВ. 3 страница




6. Как Вы понимаете социокультурную "двухполярность" мира?

7. Что понимается под массовостью в культуре? Каковы, на ваш взгляд, "плюсы" и "минусы" массовизации культуры?

8. Что понимается под "глобализацией" в политико-экономическом и обще-культурном значении, и в чем отличие "глобализации" от "американизации"?

9. Какие социокультурные прогнозы развития человечества в XXI веке Вам кажутся наиболее убедительными и почему?

 

 

VI.2. В поисках новой эстетики: искусство Модернизма

1. основные принципы и направления искусства модернизма.

2. Футуристические устремления в будущее.

3. Разрушение формы: кубизм и абстракционизм.

4. Выход за рамки реальности: дадаизм и сюрреализм.

5. Модернизм в литературе и кино.

Основные понятия: модернизм, футуризм, конструктивизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм.

1. Н аучно-технический прогресс не мог не затронуть сферу художественной культуры. Активное вовлечение художественного творчества в процесс создания предметов материальной культуры (техники, бытовых приборов и т.п.) дало толчок появлению таких сфер культуры, как промышленный дизайн и техническая эстетика. ХХ век стал временем бурного развития новых видов искусства, таких как кинематограф, художественная фотография, компьютерная графика.

Ничем не ограниченная свобода творчества и поиск новых способов самовыражения породили великое множество течений и направлений во всех видах искусства, объединенных широким названием "модернизм" (не путать со стилем модерн!). Даже простое их перечисление способно вызвать замешательство у неспециалиста: футуризм, кубизм, орфизм, фовизм, пуризм, дадаизм, сюрреализм, симультанизм, зенитизм, лучизм, вортицизм, супрематизм, имажинизм и т.д., и т.п.

 

Под модернизмом [фр. modernisme, от moderne ― современный] понимается искусство, объединяющее разнообразные художественные течения и направления, отошедшие от традиционных, классических образцов и принципов и сформировавшие собственные эстетические воззрения, в основе которых ― свобода самовыражения и условность форм и стиля, вплоть до полного их разрушения.

 

Особенно интенсивно модернистские тенденции проявились в западной культуре, где свобода творчества ограничивалась только законами рынка.

Рассмотрим основные принципы эстетики модернизма:

· само название "модернизм" подразумевает культ будущего и отрицание прошлого и настоящего;

· интернациональный характер модернизма также обусловлен игнорированием культурного наследия и национальных традиций;

· модернизм принципиально отличается и даже противопоставляет себя реалистическому искусству, основной задачей которого является правдивое отражение действительности. Свою задачу модернизм видит в создании новой художественной реальности;

· модернисты провозглашают право художника творить свой собственный мир. При этом художественное творчество рассматривается ими как воплощение бессознательно-иррациональных импульсов человеческой психики в акте творческого самовыражения;

· в своем отказе от изображения реального мира модернизм стремится к абстрактности художественного произведения, вплоть до полной беспредметности;

· в произведениях искусства ценятся, прежде всего, техника исполнения, цвет, композиция, акцентируется, в первую очередь, форма, а не смысл или содержание в традиционном понимании, т.е. налицо ― стремление к самоценности произведения;

· поиски "собственных путей" в творчестве приводит модернистов к экспериментаторству, принимающему порой нелепые и уродливые формы, вплоть до эстетизации примитивного и безобразного.

Остановимся на некоторых наиболее ярких и значительных модернистских течениях, возникших в первой половине ХХ в.

2. О дним из первых течений модернизма был футуризм [от лат. futurum ― будущее], для которого характерны преклонение перед динамизмом технического века, отвержение традиционной культуры, морали и академического искусства.

Итальянский поэт и романист Ф.Маринетти в своем " Манифесте футуризма ", ставшем наставлением для его последователей, провозглашал:

"Мы хотим воспеть дух опасности, внушить энергию и бесстрашие… смертельный прыжок, удар кулаком и пощечину...

…Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотойкрасотой скорости. Гоночный автомобиль… прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской…

…Мы хотим восславить войнуединственную гигиену мирамилитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть, и презрение к женщине…

…Мы уничтожим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов..." 1)

В начале XX в., насыщенного разрушительными революциями, войнами, идеями тоталитаризма, "Манифест футуризма" предвосхитил идеологию итальянского фашизма, положил начало новому искусству, внеся в художественную жизнь " кулачный удар ". Теперь поэт, артист, выходя на сцену, должен был всеми возможными способами эпатировать публику ― оскорблять, провоцировать, призывать к мятежу и насилию.

Футуризм очень быстро стал явлением международным. В отличие от других модернистских течений, как правило, не выходивших за рамки определенного вида художественного творчества, футуризм нашел свое проявление в разных видах искусства и областях культуры: архитектуре, живописи, скульптуре, технической эстетике, литературе, театре, философии и даже музыке.

В России также возникло авангардное направление кубофутуризм, как результат совместной деятельности поэтов-футуристов и живописцев-кубистов (см. ниже). Название первого поэтического сборника кубофутуристов ― " Пощечина общественному вкусу " говорит само за себя. В сборник вошли стихи молодых поэтов Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского, Давида Бурлюка и др. открывался сборник собственным "Манифестом", в котором говорилось: " Только мылицо нашего Времени… Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, ____________________________

1) Хрестоматия по культурологии. Под редакцией А.А.Радугина. ― М., 1998.

Толстого и проч. и проч. с парохода Современности... Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими …" 1 )

Вот один из примеров поэтического творчества кубофутуриста Д.Бурлюка ― " Op. № 37 " (1911 г.):

" Вечер гниенья

Старость тоскливо
Забытое пенье
Лиловым стремленье
Бледное грива
Плакать страдалец
Тропы залива
Сироты палец
" 2)

Художники -футуристы Л.Руссоло, У.Боччони, Дж.Северини и др. провозглашали превосходство техники, динамизма, силы. Их идеал ― гоночный автомобиль со взрывчатым дыханием, их цель ― изобразить движение и скорость ― символ нового времени, их работы ― кричащие "энергетичные" композиции с острыми углами, раздробленными формами, пересекающими их спиралями и зигзагами.

В основе модернистской архитектуры лежит установка на использование самых современных строительных материалов (бетона, стекла, металла, пластика); новизну конструктивных и планировочных решений; принципиальный отказ от украшательства. Начиналась архитектура модернизма в 20-е годы как архитектура футуристическая со зданиями, похожими на гигантские машины, аэро-планы, корабли, позже ― на космические корабли.

В последней трети ХХ в. футуризм пережил новый подъем. Так, на международных выставках "ЭКСПО" в 70-80-е годы настоящий фурор произвели неофутуристические проекты городов в океане японских архитекторов.

· К футуризму в архитектуре тесно примыкает конструктивизм.

Конструктивисты провозглашали художественную ценность того, что ранее всегда тщательно скрывалось ― конструктивных элементов, каркаса зданий, коммуникаций. Одно из самых первых проявлений эстетики конструктивизма ― знаменитая башня Густава Эйфеля, еще в конце ХІХ века ставшая визитной карточкой Парижа.

Ярчайшим примером архитектуры такого направления является Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду в Париже, больше похожий на нефтеперерабатывающий завод, опоясанный разноцветными трубами, непонятно каким образом очутившийся в центре города.

3. К убизм [от фp. куб] ― направление в изобразительном искусстве первой четверти XX в., отрицающее изображение предметов в том виде, в каком мы привыкли их себе представлять.

Пластический язык кубизма основывается на деформации и разложении предметов на геометрические плоскости и фигуры ― треугольники, призмы, конусы. Широко применялся метод изображения предмета одновременно с разных сторон, будто развертка куба (рис.180). Кубисты начисто отрицали связь своих картин-конструкций с реальностью, провозглашая самоценность этих произведений.

Основателями кубизма считаются Жорж Брак и Пабло Пикассо.

Сам термин " кубизм " появился после того, как один из художественных критиков назвал картины Ж.Брака " кубическими причудами ".

Творчество Пикассо, самого знаменитого художника ХХ века, можно в полной мере рассматривать как ретроспективу модернистского искусства. Трудно назвать направление, в котором не пробовал бы себя мэтр модернизма за время своего многолетнего творчества, что видно даже из тех немногих иллюстраций, которые приведены на страницах этого учебника.

· Значительным явлением новейшего искусствастал абстракционизм [от лат. abstractio ― отвлечение] или иначе ― беспредметное, нефигуративное искусство. Следуя по стопам футуристов и кубистов, начавших расчленять форму, абстракционисты постепенно пришли к ее полному разрушению.

Развивался абстракционизм в двух направлениях:

― первое пошло по пути создания гармонических цветовых сочетаний, способных выражать человеческие чувства (творчество Василия Кандинского);

― второе заменило предметные образы геометрическими фигурами, воплощающими, по мнению абстракционистов, "совершенную" красоту (Пит Мондриан).

Одним из главных методов абстракционизма является психический автоматизм ― творчество без участия сознания, без мыслей и образов.

Апофеозом беспредметного искусства стали работы Казимира Малевича, родоначальника и теоретика супрематизма[от лат. supremus ― наивысший]. Этот термин означал превосходство цвета над всеми остальными средствами живописи.

В абстрактных полотнах супрематистов краска впервые освобождалась от своей подсобной роли, став последним шагом к "чистому творчеству".

Содержание своих картин супрематисты объясняли таинственно и малопонятно. Создав в 1915 г. знаменитый " Черный квадрат ", К.Малевич заявил: "Черный цветпредысточник всего видимого, всего света, и связан с понятием Абсолюта ", подразумевая, что каждый зритель может увидеть в нем все, что пожелает. Впоследствии эту картину назовут " иконой XX века ".

4. В о время Первой мировой войны зародилось течение дадаи́зм или дада, последователи которого объявляли рационализм и логику одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Если футуристы и кубисты были очарованы миром научно-технического прогресса, то дадаисты считали, что современную европейскую культуру, в которой человек выступает придатком машины, необходимо уничтожить через циничное разложение искусства.

Несколько версий происхождения названия течения сходятся в одном ― оно повторяет бессвязный детский лепет: " да-да-да ". Основной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Наиболее ярко это выражалось в нелепых и скандальных выходках — заборных каракулях (предтече современных граффити); чертежах, не имеющих смысла; композициях, представляющих собой комбинации случайных предметов; литературных опусах, составленных из придуманных на ходу слов либо отличающихся предельным цинизмом, разочарованностью, бессистемностью, а порой и полным бессмыслием.

· Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма [фр. сверхреальность], во многом определив его идеологию и методы.

Возник сюрреализм в 20-е годы во Франции в литературе (его основатель и идеолог ― писатель и поэт Андре Бретон), затем перешел в живопись, театр, кино. Если абсурдный в своих проявлениях дадаизм был явлением кратковременным и хаотичным, то сюрреализм стал одним из ведущих художественных методов новейшего западного искусства.

Сюрреалисты опираются в своих исканиях на фрейдистское учение о бессознательном, считая, что в основе творческого акта лежит фантазия, интуиция, которые допускают " соединение несоединимого ". Само название " сюрреализм " подразумевает полную иррациональность, фантазийный мир видений, галлюцинаций, перенесенный на полотно, страницы книги, сцену, кино.

Наиболее впечатляющие ошеломляюще фантастические образы создал испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали: невероятные человеческие фигуры, пылающего жирафа, растекающиеся по камню часы, символизирующие текучесть времени, терзающее самое себя тело страны в предчувствии гражданской войны и др.

Сам Дали оценивал свое искусство как не поддающееся логическому пояснению. При этом к живописной технике мастер был предельно требователен: " Научись работать кистью так, чтобы из-под нее рождались золото и драгоценные камни… Перво-наперво научись писать и рисовать, как старые мастера. Потом ты можешь писать так, как ты хочешь… " 1)

__________________________________

1) Александр Шилов о своем творчестве и проблемах живописного искусства // Советская Россия, № 183, 7.08.88.

 

5. М одернизм ярко заявил о себе в творчестве поэтов и писателей ХХ в., которые средствами литературы воплощали идеи о жизненном порыве и абсурдности бытия, потоке сознания и превалировании бессознательного.

Образцами л итературного модернизма являются: поэзия французских поэтов-сюрреалистов Поля Элюара и Луи Арагона; творчество российских поэтов-кубофутуристов, о которых уже рассказывалось выше; роман ирландского писателя Джеймса Джойса " Уллис ", который считается вершиной литературы модернизма, несмотря на свою сюжетную простоту (в сущности, это подробный анализ одного дня, прожитого героем романа); цикл романов французского писателя Марселя Пруста " В поисках утраченного времени ", описывающих всплывающие из подсознания автора переживания детства; полные безысходности романы австрийского писателя Франца Кафки " Замок ", " Процесс " и др., исследующие сознание человека, оставшегося один на один с жестокостями и абсурдностью окружающего его мира.

В целом, критики справедливо оценивают литературу модернизма как довольно мрачную, если не безысходную.

· Кино, которое оставалось немым до 1927 г., также испытало влияние модернизма, ведь значимость яркого зрительного кинообраза, способного передать ту или иную идею, переживание или чувство, была в новых условиях особенно высока, затмив по популярности и литературу, и театр.

Но и с появлением звукового кино, значительно расширившего возмож-ности этого вида искусства и радикально изменившего тенденции в западном кинематографе, модернистское влияние ощущалось еще довольно долго.

В то время режиссером "номер один" был английский режиссер Альфред Хичкок, позже переехавший в Голливуд, который умел мастерски создавать в своих фильмах атмосферу тревожной неопределённости, напряжённого ожидания, предчувствия чего-то ужасного. Широкую известность он приобрел благодаря снятой в 1929 г. первой английской звуковой ленте " Шантаж ". А после фильма " Психо " его стали считать родоначальником фильмов ужасов.

В Европе, особенно в Германии, потерпевшей поражение в Первой мировой войне и потому особенно остро ощущавшей послевоенный кризис общества, фильмы также имели экспрессионистскую направленность и нередко были посвящены психопатологическим переживаниям людей, утративших контакт с окружающей действительностью.

Подводя итоги, следует отметить, что модернизм, с которого начинался ХХ век, очень напоминал подростковое бунтарство. Однако провозглашенная им "свобода" и последовавшая за этим коммерциализация культуры, по правде говоря, стали формой подавления и притеснения ― подавления высокого вкуса, притеснения классических образцов искусства. Не случайно самый знаменитый художник-модернист столетия Пабло Пикассо на своем 80-летнем юбилее, на самом пике славы с жесткой самоиронией признался: " Я не настолько глуп, чтобы считать себя великим художником. Я ― просто ловкий комедиант, который удачно сумел воспользоваться глупостью и тщеславием людей ХХ века... Я был беден, а у нас моду в живописи определяют торговцы картинами". 1)

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОстоятельной работы:

1. Раскройте сущность понятия "модернизм". Укажите основные принципы, на которых базируется эстетика модернизма.

2. Какие направления модернизма вам известны? Что объединяет такие разные подходы к искусству?

3. Охарактеризуйте такое стилевое направление, как футуризм. Что утверждали и против чего восставали футуристы в своих манифестах?

4. Какие течения и почему поставили своей задачей разрушение формы?

5. Что такое иррационализм? Каково его место в культуре ХХ века? Какие течения стремились отразить мир сверхреальности?

6. Какова роль кинематографа в культуре ХХ века и в частности, модернистского кино?

7. Каковы основные итоги модернистских экспериментов в культуре?

 

 

VI.3. западНАЯ КУЛЬТУРА: от модернизма к постмодернизму

1. Новые тенденции в культуре в период Второй мировой войны и послевоенного восстановления.

2. Сущность и основные черты культуры постмодернизма.

3. художественные формы и течения постмодернизма.

4. Феномен молодежной культуры.

5. Духовные поиски эпохи постмодернизма.

Основные понятия: неоампир, постмодернизм, поп-арт, гиперреализм, инсталляция, искусство действия, молодежные субкультуры, Нью-эйдж.

 

1. В торая мировая война стала водоразделом в культурном процессе ХХ века. Дойдя до предела в своем экспериментаторстве, искусство накануне новой мировой войны несколько "остепенилось". Постепенно на первый план выходят психологическая глубина характера, поэтическое отображение жизни, попытка разрешения проблем обычного человека.

· Первым на изменение настроений в обществе откликнулся кинематограф.

_____________________________

1) Александр Шилов о своем творчестве и проблемах живописного искусства // Советская Россия, № 183. 7.08.88.

Мировым центром киноиндустрии к тому времени стал Голливуд. Экраны всего мира заполнила разнообразная по стилям и жанрам продукция голливудских студий: музыкально-развлекательная, остросоциальная, мело-драматическая. Лучшие фильмы, вошедшие в сокровищницу мирового киноискусства, еще в конце 30-х гг. были отмечены реализмом, социально-критической направленностью, блестящим мастерством режиссеров и актеров.

Одним из примеров большого успеха американского кино того времени стала романтическая лента Виктора Флеминга " Унесенные ветром " (1939), снятая по одноименному роману Маргарет Митчелл. Картина удостоилась сразу десяти "Оскаров" и в течении 25 лет удерживала первое место по кассовым сборам. Главную героиню в ней сыграла английская актриса Вивьен Ли. И сегодня этот блистательный фильм (первоначально черно-белый, но в конце века с помощью компьтерной графики обретший цвет) нисколько не устарел, и остается любимым фильмом разных поколений.

Общая демократизация мира после краха фашизма нашла свое отражение в кинематографе, породив в нем ряд значительных явлений. Одним из них был итальянский неореализм. Закончилась эпоха модернистского кино.

Неореалисты, взяв рядовой жизненный факт или проблему обычного человека, правдиво отображали на экране антифашистскую борьбу, тяготы жизни в условиях послевоенной разрухи Р.Росселлини (" Рим ― открытый город "), Л.Висконти (" Земля дрожит "). Неореализм обогатил эстетику мирового кино, снимая простые житейские истории не в студии, а на улицах, в реальной обстановке.

Но уже в 50-60-х гг. крупнейшие мастера мирового кино, такие, как итальянец Федерико Феллини (к/ф " Дорога ", " Сладкая жизнь ") или шведский мастер Ингмар Бергман (" Седьмая печать ", " Земляничная поляна "), вновь обращаются к исследованиям психологии своего героя, социальных мотивов его поведения, причин смятения чувств и патологических переживаний, разобщенности между людьми и трагического одиночества человека в обществе.

В 70-80-е гг. ситуация в кинематографе меняется ― популярными в эпоху постмодернизма становятся снятые в Голливуде сверхдорогие космические фантазии (" Звездные войны "), сказки-фэнтэзи (" Бесконечная история"), фильмы-катастрофы (" Ад в поднебесье ", " Армагеддон "). Один из ярчайших режиссеров-постмодернистов ― Стивен Спилберг, работавший в разных жанрах ― от фантастики (" Парк Юрского периода ") до остросоциального реализма (" Список Шиндлера ").

Огромную популярность в мире завоевало анимационное кино или мультипликация. Важную роль в развитии этого жанра сыграло творчество Уолта Диснея, первым начавшего снимать полнометражные мультипликационные фильмы.

Благодаря колоссальным денежным вложениям, богатой фантазии и безграничным техническим возможностям американское кино заполонило весь мир, и до настоящего времени США остаются суперкинодержавой.

· В предвоенных Германии и Италии искусство также освобождалось от модернистского влияния. Здесь оно было подчинено целям фашистской шовинистической пропаганды, а модернизм, с его отрицанием любых рамок, никак не вписывался в официальную идеологию. Тем более, что фюрер Адольф Гитлер, сам будучи неплохим художником, тяготел к классике и не считал модернизм искусством. Поэтому множество художников, писателей и других деятелей культуры, в числе которых и модернисты, вынуждены были покинуть Германию.

В который уже раз в культурной истории вспыхнул интерес к античной культуре, в первую очередь, римской, традиции и размах которой как нельзя лучше соответствовали замыслам нацистских идеологов. Любимый режиссер-документалист и кинооператор фюрера Лени Рифеншталь сняла восторженно встреченный в Германии фильм " Олимпия " об Олимпийских играх 1936 г., в котором античные статуи оживают и бегут на Олимпиаду в Берлин.

Естественным было и возрождение интереса к эстетике классицизма, в первую очередь, ампира ― художественного стиля, впервые возникшего при Наполеоне, как " стиль победителей " (см. раздел ІV.4), для которого характерны героизация образов, обилие военной символики в декоре: знамена, шлемы, мечи и щиты (неслучайно неоампир обрел особую популярность именно в странах с тоталитарным режимом).

Гитлер, считавший себя прирожденным художником и архитектором (правда, так и не состоявшимся), был маниакально увлечен грандиозным планом перестройки Берлина, который под новым именем " Германиа " должен был стать столицей завоеванной Европы. Этот план включал постройку ратуши 500-метровой длины, грандиозный спортивный комплекс с плавательным бассейном в виде римских терм, и колоссальный Дворец наций для митингов и собраний или, как его еще называли, ― " Дворец с куполом ".

В этом гигантском куполе (диаметром 280 м) фюрер видел воплощение идеи тотального господства Германии над миром. Купол должен был завершаться 40-метровым фонарем, увенчанным орлом (некогда символом Рима, а теперь ― нацистской Германии), держащим в когтях земную сферу. Рейхстаг рядом с этим зданием казался бы садовым павильончиком!

" Самый вместительный зал собраний изо всех, до сих пор спроектированных в мире, состоял фактически из одного-единственного помещения, зато такого, где стоя могли разместиться от 150 000 до 180 000 слушателей" ― так описывает это невероятное строение не успевший реализовать свое детище архитектор Альберт Шпеер. 1)

________________________

1) Альберт Шпеер. Воспоминания. – Смоленск: «Русич», М.: Прогресс, 1997.

По сути, речь шла о культовом сооружении, которому предназначено было стать грандиозной трибуной для обладавшего поистине гипнотическим воздействием на толпу вождя нации.

В первые послевоенные годы важнейшей задачей стало восстановление разрушенных городов. Возникший в 30-е годы "интернациональный" архитектурный стиль становится весьма актуальным, т.к. отличался высоким техническим совершенством и строгим рационализмом ― лаконичные элегантные небоскребы представляли собой чистые геометрические формы из железобетона, стекла и металла. Эта архитектура индустриального общества, подчеркнуто утилитарного назначения, отказавшаяся от каких бы то ни было "архитектурных излишеств", заполонила улицы городов, игнорируя своеобразие местных пейзажей и исторической застройки.

Наиболее известные представители этого стиля — Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия-США), чьи строения можно встретить в разных уголках мира.

2. В о второй половине ХХ в. агрессивный новаторский дух модернизма себя исчерпал, равно, как и формализм интернационального стиля. Городская среда со скучными геометрическими постройками, выдержанными в духе рационализма, стала дискомфортной, создавая ощущение уныния, монотонности и однообразия. Когда же надоедают скупые формы минималистической архитектуры, культ техники и обнаженных конструкций, появляется ностальгия по более изощренной форме и цвету, по чему-то необычному, декоративному (рельефам, росписям, орнаментам и прочим еще до недавнего времени считавшимся лишними элементам т.п.). Художники начинают черпать вдохновение в природе либо в эстетике прошлых эпох.

· Одним из самых удачных примеров обращения архитектуры к природе признан Оперный театр в Сиднее, ставший таким же символом Австралии, как Эйфелева башня для Парижа или статуя Свободы для Америки.

История здания, названного " восьмым чудом света ", началась с победы на международном конкурсе в 1957 г. проекта молодого датского архитектора Йорна Утсона (правда, завершить строительство удалось только в 1973 г.). Плавные органичные формы Сиднейской Оперы схожи не то с огромными белыми парусами яхт, отражающимися в воде, не то с крыльями чудо-лебедя, не то со створками огромных морских раковин…

В этом уникальном архитектурном сооружении удалось сочетать функциональность и пластическое изящество, положив, тем самым, начало новым тенденциям в культуре. Утсон, никогда не бывавший в Сиднее, идеально вписал свое детище в окружающий пейзаж, доказав, что технический прогресс и современные технологии вполне могут существовать в гармонии с природой.

· в 60-80-е годы в архитектуре формируется новое направление ― постмодернизм [от лат. post ― после + modernism] ― т.е. " следующий после модернизма ", провозгласивший возврат к эстетическому разнообразию и декоративности, переплетению элементов различных стилей прошлого. Поэтому искусство постмодернизма также называют неоэклектикой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.