Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В Украине XIX - начала XX ВВ. 2 страница




Способность к обновлению, усовершенствованию, в первую очередь, отличает европейскую культуру последних столетий от традиционных культур Азии и Африки. Особый динамизм европейская культура обрела в Новейшее Время, пройдя поэтапно все ступени культурно-исторического развития, в то время, как развитие других культур "застопоривалось" на том или ином этапе.

в ХХ столетии центр культурного развития из Европы смещается в США, поэтому в контексте данной эпохи более точным представляется термин не "европейская", а " западная " культура.

К Новейшему типу культуры относится также культура социалистическая, сформировавшаяся в ХХ столетии в Советском Союзе и некоторых других странах Восточной Европы. Социалистическую культуру отличает не меньший динамизм, но базировалась она на принципиально иных идеологических установках и ценностях. Поэтому короткая, по историческим меркам, Новейшая эпоха ― это, по сути, история жесткой конкуренции двух систем ― западной и социалистической, что дало основание говорить о "двухполярности" культурного мира ХХ века.

 

Как культурно-исторический тип, " Новейшая культура " охватывает период с 1915-18 и до начала 90-х годов ХХ столетия и представлена двумя антагонистическими "полюсами", определявшими все важнейшие социокультурные процессы Новейшей эпохи, ― западной культуры, с одной стороны, и социалистической, с другой.

 

В истории Новейшей культуры можно выделить несколько этапов:

«период между Первой и Второй мировыми войнами ― с 1915 по 1938-39 гг. отмечен становлением социалистической культуры и формированием в связи с этим двухполярного мира Новейшей культуры;

«1939-1945 гг. ― периодВторой мировой войны;

«1945 – 50-е гг. ― обострение политического и культурно-идеологического противостояния между СССР и странами социалистического содружества, с одной стороны, США и "западным миром", с другой, получившее название " холодная война ";

«60-80-е гг. ― постмодернистский этап западной культуры, трансформация социалистической культуры, связанная с "оттепелью" и "перестройкой";

«период с 90-х гг. ХХ в. по настоящее время оценивается большинством исследователей как переходный или глобальный кризис культуры, и потому в культурно-исторической типологии этот этап пока не определен.

2. О дной из важнейших черт Новейшей культуры является ее крайняя политизация. Ни один вид деятельности не мог принести человеку в ХХ веке такую славу, как роль крупного политика. Имена знаменитых политических лидеров, таких, как Рузвельт, Черчилль, Сталин, Кеннеди, Мао Дзе-дун и др., известны не меньше, а порой и более широко, нежели имена великих ученых, музыкантов, артистов, писателей, юристов.

период между Первой и Второй мировыми войнами ознаменован непримиримым политическим противостоянием между молодым советским государством и капиталистическим западным миром, которое вылилось в жесткое соперничество между двумя культурными системами ― социалистической и западной.

Если научно-техническое развитие этих двух полюсов во многом шло параллельными путями, то в вопросах идеологических и социально-экономических (в первую очередь, своим отношением к собственности и методам достижения социального благополучия) они радикальным образом отличались.

 

Хотя термин " двухполярный мир " появился только после Второй мировой войны и относился, главным образом, к сфере политической, можно рассматривать двухполярность, как характерную особенность Новейшей культуры в целом. Политическое противостояние двух полюсов нашло свое отражение в социокультурной, идеологической, научной, художественной сферах.

 

В советской прессе и культурологической литературе "прогрессивная социалистическая культура" противопоставлялась "загнивающей буржуазной ", в то время, как Запад громил социалистическую культуру за чрезмерную идеологизацию и " отсутствие свободы творчества ".

Вторая мировая война 1939-1945 гг., как и Первая, была развязана фашистской Германией. В битву за мировое господство были втянуты почти все страны мира, включая Японию и США, она имела свои "филиалы" в Азии, Африке, Океании. с 1941 г. центром этой самой масштабной и кровавой за всю человеческую историю войны стал европейский театр военных действий двух гигантов ― Германии и СССР, завершившийся разгромом Германии и ее союзников и последовавшей затем перекройкой политической карты мира.

Однако окончание войны не принесло на Землю долгожданного мира. Великая Победа сделала Советский Союз одной из двух влиятельнейших стран мира наряду с США, которые не пережили в полной мере ужасы войны и потому сохранили свой экономический и научно-технический потенциал. Мир окончательно разделился на два враждебных лагеря, опиравшихся на экономическую и военную мощь СССР и США, боровшихся за влияние на всех "спорных" территориях. На Земном шаре практически не осталось уголка, который не был бы втянут в это противостояние, что порождало непрекращающуюся цепь политических и локальных военных конфликтов.

Наступила эпоха " холодной войны " 1946-1989 гг.

Отныне тезис о " двухполярности мира " стал общепризнанным. Даже такие величайшие события мирового значения из области науки и техники, как эксплуатация атомных источников энергии и первые космические экспедиции, "прочитывались" современниками в контексте " соревнования двух систем ". Юрий Гагарин, первый человек, полетевший в космос в 1961 г., и Нейл Армстронг, совершивший первый пилотируемый полет на Луну в 1969 г. стали символами побед в этом "матче". Спорт тоже оказался втянутым в политическое противостояние: нередко громкие международные турниры и футбольные матчи того времени осмысливались как сражения за престиж между двумя системами.

Сложившаяся в ХХ веке социокультурная ситуация актуализировала не просто противостояние наций, классов или социально-политических систем, а конфликт культурных ценностей.

В послевоенном двухполярном мире выросли два поколения, привыкшие определять себя, прежде всего, через принадлежность к одному из его полюсов, условно именовавшихся " свободным " или " западным миром " и " миром социализма " ― "миром равенства и справедливости".

Начатая в 80-е гг. в Советском Союзе М.С.Горбачевым новая политика " перестройки " привела к смягчению политического противостояния. Разрушение в 1989 г. Берлинской стены (разделявшей послевоенную столицу Германии на две части, принадлежащие ГДР и ФРГ) было воспринято как символическое падение " железного занавеса " ― информационного, политического и пограничного барьера, на протяжении семи десятилетий отделявшего народы социалистического лагеря от Запада, как символ победного для Запада завершения "холодной войны".

Последовавший вслед за этим в начале 90-х гг. распад Советского Союза и ряда других социалистических стран, обусловленный как внутренними факторами, так и внешним влиянием, создал новую политическую ситуацию, структура которой до сих пор не вполне сформировалась. Однако в условиях отсутствия противовесов установилась мировая гегемония "супердержавы" США, одним из проявлений которой стала активная американизация мировой культуры. Человечество вступило в следующую фазу своего культурно-исторического развития, суть и значение которой мы сможем оценить лишь по прошествии времени.

3. И ногда (и это довольно несправедливо!) привычность и доступность вещей вытесняют в нас чувства гордости за свой век и благодарности тем, кто своим трудом и талантом щедро обогатил человечество. Шариковая авторучка, антибиотики, телевидение, компьютер, интернет, мобильная связь, авиация, выход в космос ― все, что порождено культурой ХХ века, кажется нам существующим так естественно, будто это ― явления природы, образовавшиеся сами собой.

Вместе с тем, ХХ век ― это две мировые войны со ста миллионами убитых; это ― геноцид (физическое уничтожение многочисленных групп населения по расовому, национальному или религиозному признакам) и унижение человеческого достоинства в массовом масштабе; это ― новинка современной цивилизации ― оружие массового уничтожения…

В этом столетии человечеству удалось, наконец, подавить страшные инфекции чумы и холеры, эпидемии которых опустошали в прошлом города и села, взять под контроль оспу, малярию, сифилис и другие тяжкие заболевания. Но этот же век принес новую смертельную болезнь с уклончивым названием " синдром приобретенного иммунного дефицита " ― СПИД, которую ряд ученых не без основания считают "творением" рук человеческих.

 

Главный урок культуры ХХ века ― это осознание того, что прогресс цивилизации двойственен. Благодаря талантам и усилиям людей он несет избавление от известных бед и проклятий человечества, но он же творит новые, не менее серьезные проблемы.

 

· мировая культура в целом неоднородна. Если взять, к примеру, сферу материального производства, то часть населения земного шара все еще существует в условиях архаичной первобытной культуры; другая значительная часть остается носителем традиционной культуры аграрного типа, в основе которой лежат образцы и нормы, воспроизводящие опыт предков. И только западное сообщество поднялось за последние три-четыре столетия от аграрной культуры до культуры индустриального и постиндустриального общества. Таким образом, только около одной трети из 6 млрд. человек (большей частью, на Западе) достигли уровня современной цивилизации ― детища научно-технического прогресса (НТП).

Именно эта наиболее прогрессивная часть человечества (хотя и она весьма неоднородна по уровню культуры и качеству жизни) и играет сегодня ведущую роль в мировом культурном процессе.

Осознание того, что культура неоднородна, можно считать еще одним из уроков ХХ века.

· Западная культура является единственной культурой, которая на протяжении последних столетий успешно транслирует свои достижения и культурные образцы на все континенты. Это, как мы знаем, породило еще в начале Нового Времени " евроцентристское " сознание, нашедшее свое выражение в формуле " The West and the Rest " [англ. " Запад и все остальное "]. Так, еще сто лет назад принято было считать христианское летоисчисление всемирным. Однако ни индусы, ни арабы, ни большинство африканцев не ведут счет годам так, как мы, представители европейской цивилизации. Теперь уже и мы внимательно следим за тем, какой "талисман" имеет наступающий год по восточному (китайскому, вьетнамскому, японскому) календарю ― год тигра, собаки и пр.; теперь мы уже понимаем, что за пределами христианского летоисчисления никакого " порога третьего тысячелетия " нет.

На смену евроцентризму в ХХ веке пришла двухполярность, а к концу столетия ― многополярность культурного мира. Сегодня Запад вынужден считаться с исламским сообществом, во весь голос заявляющим о своих взглядах и культурных предпочтениях (вспомним, к примеру, недавний грандиозный скандал, связанный с невинными, с точки зрения европейцев, карикатурами на пророка Мухаммеда, вызвавшими, тем не менее, бурю возмущения в среде мусульман). Набирают политический, экономический, культурный вес азиатские гиганты Китай и Индия. А маленькая Япония давно уже заявила о себе на международной арене как об одном из мировых лидеров.

К концу второго тысячелетия евроцентризм вышел из моды, и это ― тоже отрезвляющий урок ХХ столетия.

· Для мыслящей части человечества Первая мировая война 1914-18 гг. оказалась той гранью, за которой начался настоящий ХХ век. На этой грани оборвались и сломались миллионы судеб, оборвались бессмысленно, и потому унизительно. На этой грани пошатнулась вера в способность "разумного" "цивилизованного" человечества поддерживать мир и порядок в отношениях между странами и народами. За этой гранью началась серия европейских революций, а за ними ― самоубийственный расцвет тоталитарных режимов: "евро-фашизма" (режимы Муссолини в Италии, Гитлера в Германии и др.), "евро-социализма" (режим Сталина в СССР), азиатских и латиноамериканских режимов (режим Полпота в Кампучии и др.).

Тоталитарные [от лат. totalis ― весь, целый] политические системы, при которых жизнь людей всецело регулируется государственным аппаратом принуждения, начиная с 30-х гг. для экономически более слабых стран казались единственно возможным ответом на вызов истории. Эти общественные системы с идеологически обусловленным и строго регламентированным образом жизни, представлялись в свое время эффективными, с хорошим будущим.

Катастрофический провал тоталитарных систем в их соперничестве с системами демократическими ― еще один урок Нового Времени.

· Культура ХХ в., особенно первой его половины, многими идеями связана с культурой века предшествовавшего. Так, Первая мировая война со стороны всех воюющих сторон была идеологически окрашена высшими проявлениями шовинизма [фр.] ― крайней формы национализма, состоящей в проповеди своей национальной исключительности. Но, как известно, национализм, какпредставление о национальной самобытности народов, сложился еще в первой трети XIX века в эпоху романтизма и сводился тогда, в основном, к увлечению собиранием и изучением фольклора. Политический же смысл национализм приобрел на волне национальных революций 1830-40-х. гг. Именно тогда в сознании европейцев закрепилась идея тождественности государства и нации. Участники Первой мировой войны воевали именно как национальные государства ради утверждения национального превосходства.

Апофеозом шовинизма в ХХ в. стал германский национал-социализмнацизм. Эта политическая философия базировалась на убежденности в расовом превосходстве немцев (проявление крайнего национализма) и их способности установить во всем мире совершенный " здоровый " социальный порядок (социализм) путем тотального господства избранного народа ― единственного, способного к порядку, над остальными, природно к порядку не способными, к числу которых относились и славяне. Очень просто!

Катастрофа Второй мировой войны дискредитировала национализм как идею, неизбежно приводящую к конфликтам, связала само понятие "национализм" с представлением о варварском образе мыслей. На место идеи о чьей бы то ни было национальной исключительности и превосходстве пришли идеи объединенной Европы, объединенного Запада или, как теперь говорят, "Атлантического мира" ― того, что по обе стороны Атлантического океана.

Таким образом, понадобились две мировые войны для того, чтобы извлечь еще один урок ― в сознании прогрессивного человечества идея национальной принадлежности человека, как его высшей ценности (наследие культуры XIX в.), уступила место иным ценностям. Прежде всего, это ― уважение к достоинству каждой конкретной личности и высокое качество жизни, которое оценивается такими критериями, как комфорт, здоровье и долголетие, образованность.

4. С пецифической особенностью культуры ХХ века является ее небывалая массовость. Никогда в прошлом еще не складывалась подобная общественная ситуация всеобщей вовлеченности населения в текущие исторические и культурные события ― совместное переживание момента.

Массовость, как своеобразная уравненность людей различного социального положения, уровня образованности, достатка, проявилась в самых разных сторонах жизни современной западной цивилизации ― характере потребностей, вкусах, политических, спортивных, эстетических и прочих симпатиях. Политика, экономика, искусство, даже религия стали ориентироваться только на такие публичные действия политиков, производителей, деятелей культуры, которые вызывают массовый интерес, встречают массовую поддержку.

Слово " массовый " стало одним из ключевых для современной культуры: "оружие массового поражения", "массовое производство" и "массовое потребление", "массовое образование", "массовые зрелища и праздники", "массовые политические движения", "массовое искусство ". Таким образом, массовая культура, являясь одной из трех форм культуры, сложившихся в ходе культурно-исторического процесса, наряду с народной и элитарной (см. раздел І.6), становится в ХХ столетии доминирующей формой культуры.

Одним из важнейших явлений в этом ряду выступают " массовые коммуникации ", которые осуществляются с помощью " средств массовой информации " (СМИ) ― газет и журналов, сплошной сети радио- и телевещания, а в последнее время ― компьютерной сети "Интернет".

Исторически массовая коммуникативная среда стала формироваться еще до Первой мировой войны на основе массовой печати (газет, журналов, дешевых брошюр большого тиража) и раннего кино. Она сыграла важную роль в пропагандистском обеспечении политики воюющих стран.

Сегодня Атлантический мир ищет пути к консолидации посредством развития "сетевой философии". Сеть "Интернет" выступает здесь не только универсальным средством коммуникации и неисчерпаемой базой информирования людей, но, главное, моделью такого мира, в котором доступ к его благам обеспечен каждому.

Современные средства массовой коммуникации создают непрерывную образную и интеллектуальную среду, объединяющую большинство стран и континентов. Для человека современной цивилизации массовая информационная среда стала едва ли не единственным постоянным источником знаний о мире; новостей политики, экономики, спорта, искусства; представлений о моде, потреблении, организации среды обитания; образцов поведения и даже религиозной пропаганды.

Но массовая коммуникативная среда не только информирует, но и (что особенно важно!) задает представления о важности тех или иных новостей, формирует отношение к явлениям жизни, природе и людям. Тем самым, массовая коммуникативная система способствует пониманию мира и себя в нем, оказывая непосредственное и весьма активное влияние на формирование одновременно у огромной массы населения системы ценностей, эталонов и идеалов. Благодаря СМИ, мы ― едины в том, что знаем, обсуждаем, потребляем, любим, о чем мечтаем.

Система массовых коммуникаций берет на себя часть функций, раннее выполнявшихся другими сферами культуры ― образованием и воспитанием, моралью и нравственностью, религией и искусством.

Научно-технический прогресс стал одним из важнейших факторов массовизации сферы искусства. Решающую роль в обеспечении доступа широких масс к художественным ценностям и другим достижениям культуры сыграло изобретение радио, видео- и звукозаписи, фотографии, кинематографа.

Одной из главных целей массового искусства, как и массовой культуры в целом, становится релаксация, дающая возможность психологического расслабления для человека, живущего в напряженном, динамичном и информационно насыщенном ХХ веке.

Отличительными чертами массового искусства является его доступность, простота содержания, развлекательность, оптимизм. В своем творчестве создатели произведений массового искусства ориентируются на усредненный непритязательный вкус, обращаются к таким интересным большинству людей темам, как семья, любовь, секс, карьера, насилие, преступность, приключения и т.п. И хотя художественный уровень массовой продукции в большинстве случаев остается не слишком высоким, она пользуется широкой популярностью благодаря яркому внешнему виду, экстравагантным эффектам.

Такие низкопробные творения ― подделки под "благородство" ― носят название китч, что для ценителей высокого искусства является синонимом псевдоискусства, безвкусицы.

С массовой культурой связан и такой феномен Новейшей эпохи, как молодежная культура, точнее молодежные субкультуры (см. раздел І.5), появление которых в определенной мере обусловлено разрывом между образованием и духовным воспитанием. Можно смело утверждать, что сложившаяся в современном "цивилизованном" мире система образования, нацеленная на трансляцию общенаучных и узкоспециальных знаний, практически не занимается развитием духовности, нравственности, потребности самосовершенствования, ограничиваясь, в лучшем случае, освоением правил приличий.

Изменение в Новейшей культуре роли искусства, религии, семьи, отрыв от многовекового культурного наследия и традиций и ориентация на "массовые" ценности сформировали довольно бедный истинными ценностными смыслами культурный мир молодежи.

Этот духовный вакуум и заполняют разнообразные псевдокультурные новообразования, о которых речь пойдет в разделе VI.2.

5. Н есмотря на всю противоречивость и неоднозначность культурного процесса в ХХ веке, попробуем все же выделить наиболее характерные черты, присущие Новейшему типу культуры:

· в результате ряда научно-технических революций и достижений XIX-XX вв. формируется техногенная цивилизация, а к середине ХХ в. в обществе утверждается политическая и экономическая власть технократии ― технических специалистов, инженерной и научной интеллигенции, рассматривающих изобретения науки и техники в качестве главных достижений культуры;

· доминирующая роль науки практически во всех сферах жизнедеятельности общества становится неоспоримой;

· научно-технические и технологические изменения способствуют стремительной трансформации социальных и культурных сфер, когда на протяжении жизни всего одного-двух поколений происходит радикальное изменение способа жизни и формирование новых личностных качеств (как

следствие ― культурно-идеологические "разрывы" между поколениями);

· политизация культуры;

· двухполярность, обусловленная противостоянием западного и социалистического типов культуры; при этом, неоднородность Новейшей культуры актуализирует не просто противостояние наций, классов или социально-политических систем, а конфликт культурных ценностей;

· как западному, так и социалистическому типам культуры присущи интернациональный или, скорее, наднациональный характер;

· начавшийся в эпоху Возрождения процесс секуляризации (обмирщения) культуры в ХХ веке достигает своего апогея в форме научного атеизма; несмотря на достаточно высокий уровень религиозности в ряде западных стран, в целом Новейшая культура остается культурой светской;

· свобода творчества, за которую так долго боролись деятели культуры предыдущих эпох, способствует появлению множества разнообразных течений и направлений в искусстве; при этом, в художественной культуре Новейшего Времени так и не сформировался сколько-нибудь значительный самобытный стиль, такой, как готика, барокко или модерн, что дало основание называть ХХ век "эпохой без стиля";

· массовизация культуры и доминирование массовой формы культуры и над народной, и над элитарной (см. разделы І.6, VI.1);

· нарастание темпов и масштабов глобализации социокультурных процессов, проявлениями которой стали мировые войны; международные объединения: Организация Объединенных Наций (ООН), Европейский союз (ЕС), Североатлантический блок (НАТО), Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и др.; всемирное информационное пространство, включая Интернет; международное сотрудничество в научной сфере; мировые религии; межнациональный характер моды, кино и других видов массового искусства; международный туризм и даже всемирная сеть McDonald’s.

Изначально под "глобализацией" понимался процесс перехода от экономик отдельных стран к экономике международного масштаба, например, к появлению транснациональных корпораций. Противники глобализации видят в ней (и не без оснований!) целенаправленные процессы интеграции и унификации в сфере экономики и политики в интересах крупнейших стран, в первую очередь, США, несущие угрозу национальным экономикам и культурной самобытности. Не случайно поэтому глобализацию нередко отождествляют с "американизацией".

Однако в последнее время приходит осознание объективности, системности и всеобъемлющего характера процесса глобализации, ведущей, в итоге, к трансформации мировой культуры, которая до сих пор представлялась как сумма национальных и региональных культур, в общее культурное пространство единого человеческого сообщества.

Подводя итоги, отметим, что культура ХХ века, унаследовав часть присущих ей характерных особенностей от прошлого, сформировала принципиально новые представления о миропорядке, об образе современного человека и высших ценностях человеческой жизни. Судьбу этих представлений и их влияние на будущее человечества сложно предугадать.

Еще в 50-60-е годы западные исследователи У.Ростоу, Д.Белл и др., рассматривавшие достижения науки и техники в качестве главных достижений современной культуры, обосновывали возможность построения на Земле "технотронного рая".

Создание компьютера стало глобальным, не имеющим себе равных по масштабам и открывшимся возможностям явлением технической культуры. Информационный, обучающий, игровой, коммуникативный, инструментальный потенциал компьютера вносит в жизнь его пользователя невиданные ранее преимущества. В 80-е гг. появляется концепция "информационного общества", одним из авторов которой является японский исследователь Е.Масуда. Был разработан план-прогноз формирования информационного общества, в котором главное место в научно-техническом прогрессе принадлежит информации. По мнению Масуды, появление информационного общества означает переход к новому типу цивилизации. В последние десятилетия ХХ ст. усилились пессимистические оценки последствий научно-технического прогресса и прогнозы в отношении дальнейшего развития человечества. Если в начале века осознание надвигающегося кризиса было присуще лишь отдельным выдающимся мыслителям, то в конце века кризисное состояние человеческой культуры обрело вполне материальные очертания практически для каждого мыслящего обитателя Земли.

Лишь на рубеже 2-го и 3-го тысячелетий человечество в полной мере осознало противоречивую и неоднозначную связь научно-технического прогресса и породившей его культуры ― высокому уровню развития науки и техники далеко не всегда соответствует столь же высокий уровень культуры как системы духовных ценностей. Создатель и первый президент Римского клуба (европейского сообщества ученых) А.Печчеи в своей работе " Человеческие качества " (1980 г.) подчеркивает, что понимание сущности глобальных проблем связано, в первую очередь, с осмыслением сущности человека. Человек и общество либо должны измениться, либо им суждено погибнуть.

В целом Новейшую культуру можно охарактеризовать как чрезвычайно емкий, предельно динамичный и противоречивый этап развития человечества, подошедшего к порогу, когда необходимо сдавать экзамен на зрелость. Научно-технический прогресс и процесс глобализации вызвали к жизни не только новые проблемы и противоречия, ставшие причиной весьма пессимистических прогнозов к концу столетия, но и породили надежды на то, что совместными усилиями с помощью научных открытий и технических достижений будут разрешены трудности и жизненные проблемы как отдельного человека, так и человечества в целом.

Несомненно одно ¾ бесполезно отвергать достижения человеческой цивилизации, бороться с ними или осуждать. Куда разумнее отнестись к ним как к данности, и постараться с их помощью подняться на качественно новую ступень своего развития, став воистину человечеством новой формации.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОстоятельной работы:

1. Что понимают под Новейшей культурой, и какие периоды можно выделить в ее истории?

2. Какими крупнейшими историческими событиями отмечен ХХ век, и как эти события согласуются с понятием культурного прогресса?

3. Назовите важнейшие завоевания человечества в ХХ веке в области научных знаний и технических изобретений. Является ли научно-техническое новшество само по себе благом? обоснуйте свой ответ.

4. Какова роль западного типа культуры в культурных процессах ХХ столетия?

5. Охарактеризуйте важнейшие черты Новейшего типа культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.