Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурологический словарный минимум современного человека

Читайте также:
  1. I.3.I. Целостное и парциальное описание психологии человека. Личность. Характер.
  2. IV. Проблема человека в философии
  3. IV. Психические состояния и безопасность человека.
  4. Minimize — минимизировать, сводить к минимуму
  5. V. Терроризм как глобальная проблема современного мира
  6. А27. К признакам прав человека не относится
  7. Абсцисса минимума кривой совокупных затрат, полученных путем сложения все указанных затрат, даст оптимальное значение количества складов в системе распределения.
  8. Акмеологический подход к проблемам профессионального развития человека
  9. Активность личности человека
  10. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел
  11. Анализ условий поражения человека электрическим током
  12. Анатомические (морфологические) признаки наружного строения человека



абстракционизм [от лат. abstractio ― отвлечение] ― беспредметное, нефигуративное искусство ― течение модернизма (см. модернизм), для которого характерен отказ от формы, изображения конкретных предметов, достижение художественного образа посредством цветовых сочетаний, линий, геометрических фигур.

Античность― эпоха Древнего Мира, включающая Эгейскую культуру, культуру Древней Греции и Рима.

антропология(см. этнография).

антропоцентризм[от греч. anthropos ― человек] представление о человеке, как о центральной фигуре мироздания.

архетип культурный ― структурный элемент коллективного бессознательного (по К.Юнгу); древнейший образ, зафиксированный в подсознании, с помощью которого сознание воспринимает реальность и ориентируется в ней. Примером может служить круг — символ солнца, единства, вечности, бесконечности…

барокко ― вычурный, декоративный, динамичный и эмоционально напряженный художественный стиль Нового Времени. Наряду с классицизмом, один из т.н. "больших стилей".

виды искусства ― подразделения в искусстве, главными отличиями которых выступают средства художественного отражения действительности: литература (слово); архитектура (объем и конструкция); изобразительные искусства ― живопись (цвет), графика (линии, штрихи, точки), скульптура (объем); музыка (звук); театр и кино (синтез разнообразных средств) и др.

ВозрождениеилиРенессанс[фр.] ― эпоха возрождения идей и идеалов античной древности, пришедшая на смену культуре Средневековья в XIV-XVI вв., для которой характерны утверждение творческих сил человека, возникновение нового отношения к жизни, противоположного средневековому с его отрешением от мирского и обращением исключительно к божественному.

гуманизм[от лат. humanitos ― человечность] — а) в философии ― принцип отношения к человеку как самоценности ― "мере всех вещей" (Протагор); б) бережное, почтительное отношение к человеку.

декаданс[фр. упадок, разложение] ― понятие, обозначающее упадок культур и народов, их искусства, политики, нравов; деградация культурных ценностей и смыслов в условиях изменения социокультурной реальности.

доминанта культурная ― одна из сфер культуры, играющая доминирующую роль на определенном культурно-историческом этапе, оказывая существенное влияние на остальные области культуры и на жизнь общества в целом, как например, религия в культуре Средневековья.

доминирующая культура ― доминирование в том или ином регионе на определенном историческом этапе культуры определенного типа или культуры какого-либо этноса; совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.



Древний Мир― эпоха, сменившая первобытность (IV тыс.л. до н.э. - V в.). Включает культуры древних государств Двуречья, Др. Египта, Др. Греции, Др. Рима и др., для которых характерны рабовладельческий строй, классовое общество и разделение труда, становление и высокий расцвет разных сфер культуры, монументальность и каноничность искусства.

инсталляция [англ. inctallation ― установка] ― форма художественного произведения в искусстве постмодернизма (см. постмодернизм) ― пространственная композиция, созданная из самых разных готовых материалов и форм (промышленных и бытовых предметов, природных объектов, фрагментов текстовой и визуальной информации), в том числе, и живых людей.

канон [греч. строгое незыблемое правило] ― свод правил, которые закрепляли принципы изображения действительности в искусстве, специфику и порядок ритуального действия, нормы и правила взаимодействия людей.

классика, классический [греч. образцовый] ― а) лучшие произведения элитарной культуры, ставшие образцами, эталонами художественного вкуса; б) период наивысшего подъема в культуре ― например, классический период в истории Древней Греции.

классицизмнаряду с барокко, один из т.н. "больших стилей" Нового Времени, для которого характерны композиционная правильность, умеренный декор, сдержанность и величие человеческих эмоций и чувств.Для классицистов эстетическую ценность имело лишь то, что неподвластно времени и создано по законам гармонии.

контркультура ― совокупность радикальных культурно-политических процессов и явлений, смысл которых ― в отрицании господствующих стандартов официальной культуры и утверждении альтернативных культурных образцов, ценностей и смыслов.

кризис культуры (цивилизации) — период обострения противоречий определенной модели культуры или цивилизации, испытания жизненной силы ее социокультурных ценностей и смыслов, который может привести к переходу на новую ступень их зрелости.

кубизм [от фp. куб] ― течение модернизма (см. модернизм) первой четверти XX в., отрицающее изображение предметов в привычном виде, расчленение формы на фрагменты, приближенные к геометрическим фигуры.

культура ― восходит к латинскому слову "cultura", которое означало возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение природного объекта под воздействием человека, в отличие от изменений, вызванных естественными причинами. В самом широком смысле понимается, как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

культурное наследие — достояние материальной и духовной культуры, созданное прошлыми поколениями, выдержавшее испытание временем и передающееся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

культурный уровень — показатель "культурности", степень освоения отдельным человеком, группой, обществом определенных видов деятельности или моделей поведения, присущих данному типу культуры, культурных ценностей предшествующих поколений.

культурология ― комплексная наука о культуре во всем многообразии ее проявлений.

массовая культураилимасскульт — стандартизированная, доступная и зачастую бездуховная культура, порождение научно-технического прогресса, ориентированная на усредненные потребности и вкусы человека-массы.

мировая (общечеловеческая) культура — совокупность лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету.

модерн [фр. современный] ― художественный стиль на рубеже XIX-XX ст., для которого характерны подчеркнуто необычные, порой фантастические декоративные формы, орнаментализм.

модернизм [от фр. moderne ― современный] ― общее направление в искусстве XX в., объединяющее множество художественных течений, в основе которых ― свобода самовыражения и условность форм и стиля, вплоть до полного их разрушения.

народная культура— одна из форм культуры ― культурные образцы, функционирующие в народной среде, имеющие коллективный характер, созданные анонимными творцами: мифы, сказания, песни, танцы, предметы быта.

национальная культура — совокупность достижений различных классов, социальных слоев и групп той или иной нации, народа.

нео- [греч. neos ― новый] ― начальная составляющая сложных слов, означающая новый этап, обновленное состояние чего-либо: неоклассицизм, неоимпрессионизм и т.п.

Новейшая культура иликультура XX века― культурно-историческая эпоха, последовавшая за эпохой Нового Времени, которую отличают двухполярность культурного мира, доминирование науки во всех сферах культуры, технический прогресс и информационная революция, разнообразие творческого самовыражения в искусстве.

Новое Время― культурно-историческая эпоха (XVII-XIX вв.), последовавшая за эпохой Возрождения, которой присущ капиталистический тип отношений, антропоцентризм, культ разума и возрастание роли науки, стилевое многообразие в искусстве.

нормы культурные― исторически сложившиеся стандарты (требования, запреты, ограничения) определенного вида деятельности, регулирующие поведение и отношения людей и выражающие их представление о должном и желательном.

Нью-эйдж [англ. New Age ― Новая эра, Новый век] ― общее название совокупности множества мистических, оккультных и близких к ним течений и движений в западной культуре второй половины ХХ века.

обычаи ― воспринятые из прошлого неписаные правила поведения, отражающие стиль жизни народа, его отношение к природе, человеку, обществу, сфере священного; формы социальной регуляции деятельности и отношений людей, которые воспроизводятся в определенном обществе или социальной группе и являются привычными для его членов.

первобытная культура — самый ранний тип культуры и начальный этап культурной истории, начало которого относится приблизительно к 40-му тыс.л. до н.э. (по некоторым источникам ― на несколько десятков тысячелетий старше), на смену которому в начале 4-го тыс.л. до н.э. пришла культура Древнего Мира.

перфо́рманс [англ. представление, выступление] ― форма постмодернистского искусства ― т.н. "искусства действия", в которой произведение представляет собой театрализованную импровизацию художника (группы) в определённой ситуации, созданной им для персонажа, которым он сам же и является.

постмодернизм [от лат. post ― после + modernism] ― т.е. "следующий после модернизма" (см. модернизм) ― широкое и неоднозначное по методам и формам общественное течение конца ХХ – нач. ХХІ вв., провозгласивший возврат к эстетическому разнообразию и декоративности, переплетению элементов различных стилей прошлого. Искусство постмодернизма также называют неоэклектикой (см. нео-)

прогресс культурный ― качественное совершенствование структур, содержания и видов культурной деятельности как развитие творческого потенциала человечества.

Просвещение ― идейное, культурное и общественное движение в Европе в XVIII в., связанное с социально-экономическими, политическими и культурными переменами, в первую очередь, с распространением знаний, в эпоху Нового Времени.

Ренессанс(см. Возрождение).

ренессанс культурный — возрождение ранее утраченных или потерявших свою значимость ценностей определенной культуры, которое является не возвратом, а обогащением их человекотворческого смысла.

Реформация ― общественно-политическое и внутрирелигиозное движение за реформирование, очищение католицизма, совпадающее по времени с эпохой Возрождения.

ритуал ―набор стилизованных и четко распланированных жестов и слов, жестко закрепленный порядок действий в религиозной, политической и даже бытовой сферах.

символизм ― а) иносказательное, образно-символическое, проникнутое мистическим смыслом отражение действительности; б) направление в искусстве на рубеже ХIХ-ХХ вв.

синкретизм [гр.] ― соединение, нерасчлененность, характерные для первоначального неразвитого состояния чего-либо; органическая слитность материальных и духовных деяний, человека с природой, характерные для первобытной культуры.

Средневековье ― общеисторический тип культуры, следующий за культурой Древнего Мира и предшествующий культуре Нового времени (VIII-XIII вв.), специфическими чертами которого являются: феодальный строй, становление национально-государственных типов культур, господствующая роль религии в жизни общества.

стиль художественный― идейно обусловленная общность черт культуры, творческих, образно-изобразительных приемов, отражающих вкусы и эстетические взгляды своей культурно-исторической эпохи или определенной группы людей. Наиболее известные стили в истории культуры: древнеегипетский, античный, византийский, древнерусский, романский, готический, барокко, классицизм, рококо, ампир, модерн и др.

субкультура ― один из уровней культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей в обществе культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами. Различают молодежную субкультуру, субкультуру пожилых людей, субкультуры национальных меньшинств, профессиональную, городскую, сельскую и т.п.

сюрреализм [фр. сверхреальность] ― течение модернизма (см. модернизм), для которого характерны полная иррациональность, отражение фантазийного мира видений, галлюцинаций.

табу культурные ― жесткие запреты, которые удерживают субъектов культуры в пределах определенных норм.

теоцентризм[от гр. theos ― бог, божество] принцип абсолютизации роли Бога как центра мироздания.

"титаны Возрождения" ― разносторонние и многогранные личности, создавшие в эпоху Возрождения непревзойденные шедевры и утвердившие в культуре идеал человека-творца.

тоталитарная культура — официальная культура тоталитарных режимов, исторически сложившихся в 20-50-е гг. в СССР, Италии, Германии, Китае, Сев. Корее и т.д. Отличается жесткой управляемостью сверху и опорой на массовый аффектированный энтузиазм снизу; политико-идеологической заданностью; преданностью (как правило, вынужденной и показной) правящему режиму и его вождям; псевдодемократизмом, выражающимся в поэтизации безликого "человека из народа".

традиция [лат. передача, преемство] ― механизм передачи элементов социального и культурного наследия, наиболее устойчивые формы действий и отношений, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе и социальной группе в течение длительного времени.

универсалии культурные — присущие всем без исключения культурным сообществам наиболее значимые элементы, из которых складывается культура: правила, традиции, обычаи, ценности, язык и пр.

фольклор(см. народная культура).

футуризм [от лат. futurum ― будущее] ― течение модернизма (см. модернизм), для которого характерны преклонение перед динамизмом технического века, отвержение традиционной культуры, морали и академического искусства.

ценности культурные ― приоритетные, особо значимые для данной культуры или субъекта культуры значения, смыслы и достижения, предметы.

цивилизация ― согласно одной из наиболее распространенных точек зрения, особая форма самоорганизации человеческих сообществ, отличающаяся превалированием производящей деятельности, наличием классов и государства, письменности и собственной истории.

эклектика [от греч. eclektikos ― выбирающий] ― гармоничное сочетание в одном произведении разнородных стилевых элементов.

элита культурная― социально неформализованная наиболее прогрессивная и образованная часть народа, посвятившая себя культурному творчеству, просветительству или меценатству, как общественному служению.

элитарная культура― одна из форм культуры, создателем или заказчиком которой выступают привилегированные группы общества (элиты), характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом, высоким качественным уровнем и ценностно-смысловой самодостаточностью.

этнография или этнология [от греч. ethnos народ] ― наука о составе, расселении и культурно-историческом развитии народов мира. Так как в центр своего интереса этнология помещала человека, она получила еще одно название ― антропология[от греч. anthropos человек].

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебная литература:

1. Греченко В.А., Чорний І.В., Кушнарук В.А., Режко В.А. Історія світової та української культури: Підруч. для вищ. закл. освіти. — К., 2000.

2. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. — М., 1998.

3. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. — М., 1999.

4. Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведения. — М., 1998.

5. Історія світової культури: Навч. посібник/ Керівник авт. Колективу Л.Т.Левчук. — К., 1999.

6. Кармин АС. Основы культурологии: Морфология культуры. — СПб., 1997.

7. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н.Марковой. ― М., 1998.

8. Культурология. Учеб. пособие. / Под науч. ред. Г.В.Драча — Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998.

9. Культурология. Учебн. пособие. Под ред. А.А.Радугина. — М.: "Центр", 1997.

10. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. — М.: Высш. шк., 1990.

11. Мифологический словарь. — Ростов-на-Дону, "Феникс", 1997.

12. Полікарпов В.С. Лекції з історії світової культури: Навч. посіб. — К.: "Знання", 1999.

13. Полікарпов В.С. Лекції з історії світової культури. — Харків, 1999.

14. Попович М.В. Нарис історії культури України. — К., 1999.

15. Українська культура: Лекції за ред. Д.Антоновича. — К., 1993.

16. Українська культура, історія і сучасність: Навч. посібник/ За ред. Черепакової С.О. — Львів, 1994.

17. Українська та зарубіжна культура: Навч. посібник/ За ред. М.М.Заловича. — К., 2000.

18. Энциклопедический словарь по культурологии. — М., 1997.

Литература по разделам:

раздел I.1. Введение в культурологию

1. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т.1, 2 ― М., 1994.

2. Библер В. Цивилизация и культура. Размышления в канун XXI века. ― М., 1993.

3. Лихачев Д. Прошлое ― будущему. ― М., 1985.

4. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. ― М., 1993.

5. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. ― М., 1990.

раздел I.2. Культурологические теории: история и современность

1. Безклубенко С.Д. Теорія культури: учб. посіб. ― К., 2002.

2. Иконникова С.Н. История культурологических теорий: учеб. пособие. ― СПб., 2005.

3. История философии и культура. ― Киев: Наукова думка, 1991.

4. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. ― М., 1983.

5. Шор Ю. Очерки теории культуры. ― Л., 1989.

6. Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1992.

7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. ― М., 1991.

раздел I.3. Понятие, сущность и структура культуры

1. Кармин АС. Основы культурологии: Морфология культуры. ― СПб., 1997.

2. Лісовий В. Культура та цивілізація// Філософія і соціологічна думка. ― К., 1993.

3. Шендрик А.И. Теория культуры. ― М., 2002.

4. Шор Ю. Очерки теории культуры. ― Л., 1989.

раздел I.4. Задачи и функции культуры

1. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. ― СПб., 1997.

2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н.Марковой. ― М., 1998.

3. Победа Н.А. Социология культуры. ― Одесса, 1997.

 

раздел I.5. Уровни культуры и культурные универсалии

1. Кормич Л.І., Багацький В.В. Культурологія (історія і теорія світової культури XX століття): Навч. посіб. ― Харків, 2002.

2. Культура и культурология: словарь. Сост. и ред. Кравченко А.И. ― М., 2003.

3. Культурологія: теорія та історія культури. Навч. посіб./ За ред. Тюрменко І.І., Горбула О.Д. ― К., 2004.

4. Культурология XX век: энциклопедия (в 2-х томах). ― СПб. 1998.

5. Моль Абраам. Социодинамика культуры. ― М., 1973.

 

раздел I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы

1. Культура и культурология: словарь. Сост. и ред. Кравченко А.И. ― М., 2003.

2. Культурологія: теорія та історія культури. Навч. посіб./ За ред. Тюрменко І.І., Горбула О.Д.. ― К., 2004.

3. Культурология XX век: энциклопедия (в 2-х томах). ― СПб., 1998.

4. Оганов А., Хангельдиева И. Теория культуры. ― М., 2003.

5. Сапронов П.А. Курс лекций по теории и истории культуры. ― СПб., 2001.

раздел II.1. Культура первобытного общества

1. Абрамова З.А. Древнейшие формы изобразительного творчества (Ранние формы искусства). ― М., 1972.

2. Никольский В.К. Очерки первобытной культуры. ― М., 1989.

3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. ― М., 1989.

4. Фрезер Дж. Золотая ветвь. — М., 1986.

5. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. ― М., 1992.

раздел II.2. Культура древневосточных цивилизаций

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. ― М., 1970.

2. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. ― М., 1986.

3. Дьяконов И.М. Люди города Ура. ― М., 1990.

4. Кармин А.С. Основы культурологии. Мифология культуры. ― С-Пб., 1997.

5. Мифологический словарь. — Ростов-на-Дону, "Феникс", 1997.

Раздел II.3. Культура Античности

1. боннар А. Греческая цивилизация. В 3-х томах. ― М., 1992.

2. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. — М.: Высш. шк., 1990.

3. Лисовый И.А., Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Слов.-справ. — Мн.: Беларусь, 1997.

4. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. ― М., 1971.

5. Мифологический словарь. — Ростов-на-Дону, "Феникс", 1997.

6. Федоров Е.В. Императорский Рим в лицах. ― Ростов-на-Дону, 1998.

 

раздел III.1. Общая характеристика культуры Средних Веков

1. История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия Древности и Средневековья. ― М., 1995.

2. Культурология в вопросах и ответах. Учеб. пособие. ― Р.-на-Дону, 1999.

3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н.Марковой. ― М., 1998.

4. Культурология: Учебное пособие/ Составитель и ответств. редактор А.А.Радугин. ― М., 1998.

раздел III.2. Культура Индии

1. Альбедилъ М.Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. ― М., 1994.

2. Бонгард–Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. ― М., 1980.

3. Голоси стародавньої Індії: Антологія староіндійської літератури. ― К., 1982.

4. Мифы древней Индии. ― М., 1976.

5. Ольденбург С. Культура Индии. ― М., 1991.

раздел III.3. Культура Китая

1. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. ― М., 1970.

2. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. ― М., 1989.

3. Малявин В. Китайская цивилизация. ― М., 2000.

4. Оповідки Давнього Китаю: Збірник. ― К., 1990.

5. Рубин В.А. Идеология и культура древнего Китая. ― М., 1988.

6. Сэнсом Д. Япония. Краткая история культуры. ― С.-П., 1999.

раздел III.4. Культура мусульманского Востока

1. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. ― М. 1992.

2. Васильев П.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. ― М., 1999.

3. Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. ― М., 1989.

4. Максуд Р. Ислам/ Пер. с англ. В.Новикова. ― М., 2001.

5. Мец А. Мусульманский Ренессанс. ― М., 1996.

раздел III.5. Культура Византии

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. ― М., 1977.

2. Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики / Под ред. Г.Г.Латаврина. ― СПб., 2001.

3. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV вв. ― М., 1986.

4. Удальцова З.В. Византийская культура. ― М., 1988.

 

раздел III.6. Культура западноевропейского Средневековья

1. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. ― М., 1998.

2. Дворжак М. Очерки по искусству Средневековья. ― М., 1934.

3. История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия Древности и Средневековья. ― М., 1995.

раздел IV.1. Культура эпохи Возрождения

1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. ― М., 1989.

2. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. т. 1, 2.― М., Л., 1990.

3. Карэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. ― М., 1986.

4. Культура эпохи Возрождения и Реформации. ― Л., 1981.

 

раздел IV.2. Становление культуры Нового Времени. Эпоха барокко

1. Барокко и классицизм в истории мировой культуры. ― СПб., 2001.

2. Громов М.Н. Эпоха барокко/ История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия Древности и Средневековья. ― М., 1995.

3. Из истории западноевропейской культуры. ― М., 1979.

4. Культурологія: теорія та історія культури. Навч. посіб./ За ред. Тюрменко І.І., Горбула О.Д. ― К., 2004.

 

раздел IV.3. Культура эпохи Просвещения

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма// Избранные произведения. ― М., 1990.

2. Грищенко В.С. Культура эпохи Просвітництва// Історія світової культури. ― К., 1994.

3. Из истории западноевропейской культуры. ― М., 1979.

4. Момджян Х.Н. Французское просвещение XVIII века. ― М., 1983.

5. Проблема человека в западной философии. ― М., 1988.

раздел IV.4. Европейская культура ХIХ века

1. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. — М., 1990.

2. Історія світової культури: Навч. посібник./ Кер. Л.Т.Левчук. ― К. 1999.

3. Культура 19-20 сторіччя // Теорія та історія світової і вітчизніної культури. ― К., 1993.

4. Культурологія: теорія та історія культури. Навч. посіб./ За ред. Тюрменко І.І., Горбула О.Д.. ― К., 2004.

5. Українська та зарубіжна культура: Навч. посібник/ За ред. Заковича М.М. ― К., 2000.

раздел IV.5. Культура на рубеже ХIХ-ХХ веков

1. Історія світової культури: Навч. посібник./Кер. Л.Т.Левчук. ― К. 1999.

2. Культура 19-20 сторіччя //Теорія та історія світової і вітчизніної культури. ― К., 1993.

3. История русского и советского искусства: Учебное пособие/ Под ред. Д.В.Сарабьянова. ― М., 1979.

4. Символизм и модерн ― феномены европейской культуры ― М., 2000

 

раздел V.1. Феномен украинской культуры

1. Культура українського народу. ― К., 1994.

2. Національна культура в сучасній Україні. ― К., 1995.

3. Попович М. Нарис історії культури України. ― К., 1998.

4. Українська культура, історія і сучасність: Навч. посібник / За ред. Черепакової С.О. ― Львів: Світ, 1994.

5. Українська культура : Лекції за ред. Д.Антоновича. ― К.: Либідь, 1993.

раздел V.2. Культура Киевской Руси

1. Брайчевський М.Ю. Утвердження християнства на Русі. ― К., 1988.

2. Єфремов С.О. Історія українського письменства. ― К., 1995.

3. Знойко О.П. Міфи Київської землі та події стародавні. ― К., 1989.

4. Попович М. Нарис історії культури України. ― К., 1999.

5. Семчишин М. Тисяча років української культури. ― К., 1993.

раздел V.3. Украинская культура в ХIV-ХVI веках

1. Єфремов С.О. Історія українського письменства. ― К., 1995.

2. Ісаєвич Я.Д. Братства та їх роль розвитку української культури XVI-XVIII вв. ― К., 1996.

3. Попович М. Нарис історії культури України. ― К., 1998.

4. Семчишин М. Тисяча років української культури. — К., 1993.

5. Філософія Відродження на Україні. ― К., 1990.

раздел V.4. Культура Украины Нового Времени (ХVII-ХVIII вв.)

1. Макаров А. Світло українського Бароко. К., ― 1994.

2. Малюнок Є. Нариси з історії нашої культури. ― К., 1992.

3. Машталер О.В. Грани украинского барокко: Восток и Запад (на материале архитектуры)/ Барокко и классицизм в истории мировой культуры. ― СПб., 2001.

4. Степовик Д.В. Скарби України. ― К., 1990.

5. Хижняк З.І. Києво-Могилянська академія. ― К., 1991.

раздел V.5. Культурно-национальное возрождение в Украине ХIХ ― нач.





Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 126; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.156.47.142
Генерация страницы за: 0.041 сек.