Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жанры телевизионной публицистики 3 страница




Наиболее концентрировано и полно сущностные признаки процесса межличностного общения проявляются в жанре интервью.

Интервью – жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с политическим, общественным или иным деятелем по актуальным вопросам (см. подробнее в 6).

Репортаж – наиболее распространенный, действенный, ведущий жанр тележурналистики.

Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком – либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент (см. подробнее в 5.2). В репортаже на первое место выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа, что не противоречит объективности этого информационного жанра.

В газете и на радио репортер должен словами «нарисовать» событие, поэтому описательная функция – главная в творческой работе газетного и радиорепортера. Совершенно иначе обстоит дело на телевидении: телекамеры наблюдают саму жизнь; репортер смотрит на событие глазами телезрителя (точнее, телезрители видят события глазами оператора и репортера). А поскольку описательная функция осуществляется камерами, репортеру остаются закадровые пояснения, рассказ о неочевидных обстоятельствах происходящего. Это мы очень часто наблюдаем в новостных программах (например: «Новости», «День за днем» (ГТРК «Оренбург») (см. приложение Ё).

Поэтому и нет никакого противоречия в том, что, с одной стороны, телерепортаж отражает жизнь в формах самой жизни, то есть максимально приближен к реальной действительности, объективен по сути своей, а с другой стороны, сущностным свойством жанра становится то, что субъективное восприятие события репортером выходит на первый план, журналист в большинстве случаев выступает свидетелем, а иногда и участником отражаемого действия.

По способу трансляции различают прямой репортаж и фиксированный. Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной телевизионной станции (ПТС) (например, репортажи с демонстраций, с парадов, с открытий выставок и т. д.). Невозможность показать событие в момент его свершения или в его реальном временном объеме требует его фиксации (например, записанные репортажи со спортивных соревнований, рассказ о событиях за рубежом).

По способу фиксации репортажи называются видео-, кино- и фоторепортажами.

Особенности звукового сопровождения позволяют говорить о двух разновидностях телерепортажа:

- синхронный – это репортаж, содержащий естественные шумы события и речь его участников (например, репортажи о военных действиях в Чечне, о спортивных соревнованиях и т. д.);

- немой – отсутствие звукового сопровождения с места событий, закадровый текст читает теледиктор, это для предельно официальных сообщений жанр, а в практике крупных телестудий все реже употребляется (например, показ официальных встреч президентов).

К типологическим особенностям репортажей относится и деление их на событийные, тематические и постановочные. В первом случае речь идет о показе реального события, протекающего независимо от репортера, задача которого – по возможности точно и достаточно подробно проинформировать об этом (например, репортаж о посещении детского дома главой города). В тематическом репортаже автор – журналист подбирает объект показа и происходящие на нем события в соответствии с избранной темой, заданной идеей телевизионного произведения (например, репортаж о работе системы здравоохранения или образования). В постановочном репортаже журналист откровенно выступает организатором события. Подобная организация может быть интересной и полезной (например, репортажи С. Доренко), а может – вредной и непрофессиональной.

Тележурналист может сам смоделировать событие. Этот метод получил название «спровоцированная ситуация» или «спроектированная ситуация» (например, в репортажах Сергея Доренко он сам создает события, провоцируя ситуацию, вызывая тем самым общественный резонанс). Часто этот метод сочетается с использованием скрытой камеры..

Поскольку событийный репортаж выполняет информационную функцию, а тематический (проблемный) – чаще всего культурно – просветительскую и социально – педагогическую, исследуя жизнь в различных ее проявлениях, жанр репортажа является переходным и может решать задачи, свойственные аналитической публицистике /157, с 190-194/.

К жанрам аналитической публицистики относятся следующие.

Комментарий – одна из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно – политического события, документа и т. д.

Телевизионный комментарий – это чаще всего разновидность выступления в кадре (см. выше). Впрочем, все шире используется закадровый комментарий, иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами (например, показ военных событий (в Чечне, Югославии и т. д.) с закадровым комментарием).

Комментарий относится к аналитической публицистике потому, что при достаточно широком охвате событий комментатор, следуя своей главной цели, освещает прежде всего причинно – следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего. Основу комментария как жанра составляет открытая авторская оценка, анализ.

Как и другие жанры, комментарий может быть органичной составной частью другой жанровой формы.

Обозрение – один из традиционных, устойчивых жанров аналитической публицистики. Основные особенности, которые характеризуют этот жанр следующие:

- оно строго фактологично, причем факты отбираются и группируются в соответствии с определенной авторской целью;

- обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее;

- обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие;

- материал обозрения ограничен нередко хронологическими рамками (например, в аналитической программе «День за днем» (ГТРК «Оренбург», выходящей по субботам, выступают политические обозреватели: Павел Рыков, Булат Калмантаев; спортивный обозреватель Анатолий Юденич; обозреватель по вопросам культуры Надежда Гротт).

Итак, предмет данного жанра – общественные события, а цель – предъявление зрителям причинно – следственных связей (порой скрытых, трудно уловимых), выявление их значения и тенденций дальнейшего развития.

При всем тематическом многообразии сообщений этого жанра обычно все же различают общее обозрение, в котором рассматриваются разнообразные события определенного отрезка времени (например: воскресные вечерние передачи «Зеркало», ведущий Н. Сванидзе (РТР), «Итоги», ведущий Е. Киселев (НТВ), в которых делается обзор событий в мире за неделю) и тематическое обозрение, ограниченное сферой конкретной проблематики – экономики, науки, искусства, спорта (например: «Футбольное обозрение» (ОРТ), «Третий тайм», обозреватель С. Шустер (НТВ), «Кинопанорама. Встречи» (Культура) и т. д.).

Кроме обозрения монологического характера появились обозрения диалоги, в которых обозреватель со своими компетентными собеседниками обсуждает главные события в той или иной области общественной жизни – здесь обозрение, по сути, превращается в беседу (например, в программах Е. Киселева «Глас народа» (НТВ), А. Любимова «Здесь и сейчас», «Взгляд» (ОРТ) и др. обозрение превращается в беседу). Используются зрелищные возможности телеэкрана: документальные кадры, фотодокументы и т. д. Они органично сочетаются с устной речью и представляют собой не столько иллюстрацию, сколько материал, на котором обозреватель строит свои выводы и обобщения.

Музыкальное обозрение, театральное обозрение и им подобные программы по своим жанровым особенностям, в сущности, ничем не отличаются от международного или спортивного обозрения. Меняется тема передачи, специализация обозревателя, но сущностные характеристики жанра остаются неизменными (например: «Время музыки» (Культура); «История одного шедевра» (ОРТ).

Беседа, пресс – конференция и дискуссия носят диалогический характер и ведут свою родословную от интервью.

Беседа – это специфический телевизионный жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения (например, программа С. Сорокиной «Герой дня» (НТВ). Он широко представлен в программах, представляющих общественный интерес: политический, экономический, социальный, морально – этический, научный и т. д. Нередко беседа перерастает в дискуссию (например: программы «Круглый стол», «Политические теледебаты» (ГТРК «Оренбург»), «Здесь и сейчас» А. Любимова (ОРТ).

Наличие конфликта, столкновения различных точек зрения, развитие мысли, движущейся по заранее намеченному сценарию (сценарному плану), а в результате – разрешение конфликта путем выбора наиболее убедительных аргументов – все эти качества обуславливают действенность и популярность таких передач, а вместе с тем и сложность их осуществления.

Работа автора – публициста при подготовке таких бесед начинается с определения темы передачи, подбора участников, композиционного решения. Сценарный план намечает лишь вехи будущей передачи. Чересчур конкретизированный сценарий таким программам противопоказан, ибо он лишил бы их естественности, импровизационности, зримого саморазвития мысли. Основой беседы является сценарный план, достаточно подробно раскрывающий содержание, намечающий и характер взаимодействия тех, кто приглашен в студию.

Отличаясь внешней статичностью, беседа обладает напряженной внутренней динамикой. В ней могут также широко использоваться различные вспомогательные средства (кадры, фотографии, схемы, документы).

Дискуссия – жанр, притягательный для телеэкрана, ибо демонстрирует процесс живой мысли, ее рождение, развитие и движение к цели, происходящее на глазах у зрителей. Столкновение различных мнений включает телеаудиторию в процесс исследования, активизируя интеллектуальную деятельность, преодолевая пассивность, характерную для восприятия готовых истин. Отсюда высокий познавательный потенциал жанра. Уже первыми фразами ведущий сообщает, что люди собрались в студии спорить, у них разные точки зрения на предмет обсуждения, который обозначен во вступительных словах ведущего (например,

 

Добрый вечер, дамы и господа!

Сегодня в студии собрались люди, которых волнует проблема наркомании. Для обсуждения этого вопроса мы пригласили на передачу…).

 

Предмет спора должен отвечать тем требованиям, которые применительны к интервью – анкете (см. подробнее в 6): тема должна быть достаточно дискуссионной, предполагать по крайней мере несколько вариантов возможного ее решения, понятной зрителям настолько, что они могли почувствовать себя арбитрами. Наконец, предмет дискуссии безусловно должен быть общеинтересным, социально значимым.

Однако важно следить, чтобы разговор не превращался в узкоспециальное обсуждение, непонятное широкой публике. Для этого ведущему надо разобраться в проблеме самому и, найдя интересные, ключевые моменты, при помощи системы сравнений и образов «перевести» эту проблему на язык публицистики. Ведущий в данном случае выступает и как представитель интересов аудитории, и как посредник между ней и специалистами.

Несмотря на важность предшествующей передаче подготовки, ведущий должен быть готов к импровизации, неизбежной во всяком живом общении. Хорошая беседа, а тем более дискуссия – это общение интересных собеседников между собой, а нередко и с телезрителями. Установленные в студии телефоны обратной связи, дающие возможность любому зрителю задать вопрос, принять участие в обсуждении проблемы, расширяют творческие возможности жанра дискуссии.

Ток – шоу. В переводе с английского ток – шоу дословно – разговорное зрелище, разговорное представление. Перенесенное с подмостков эстрады в телевизионные павильоны ток – шоу завоевало широкую популярность у зрителей уже в 60 – е годы: сначала в США, затем в Западной Европе, наконец во всем мире.

Ток – шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. Необходимы личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и пр. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, то есть регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи».

Примерами ток – шоу можно считать программы Юлии Меньшовой «Я сама», Артура Крупенина «Мужской клуб» (ТВ-6), Леонида Ярмольника «Отель» (ОРТ), Владимира Соловьева «Страсти по Соловьеву» (НТВ).

Непременными «компонентами» ток – шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») – люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков «простых зрителей», возможно и наличие компетентных экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления – это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителям.

В некоторых ток – шоу предусмотрена возможность подключения телезрителей к разговору – по телефону и «громкой связи» в студии, при этом возможен двусторонний диалог разных аудиторий (такие ток-шоу получили название «телемост»).

Иногда термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, например беседу за «круглым столом» или даже простое интервью в студии, если его берет достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист – «звезда» экрана или радиоэфира (например, программы Е. Киселева «Глас народа» (НТВ), А. Гордона и В. Соловьева «Процесс» (ОРТ).

Пресс – конференция – разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам.

Краткий инструктаж для журналистов, ориентирующий их в программе того или иного важного (официального) события и желаемых аспектах его освещения, называется брифингом.

Любая пресс-конференция может стать одновременно телевизионной передачей – в том случае, если ее тема представляет всеобщий интерес. Иногда работники телевидения сами становятся организаторами пресс-конференции как своеобразного телевизионного жанра аналитической публицистики. В этом случае, пригласив в студию выдающегося политика, общественного деятеля, ученого, писателя, художника, организаторы передачи не ограничивают возможность задать вопросы также представителям известных периодических изданий, журналистам, чьи острые материалы на соответствующую тему завоевали популярность. Такая телевизионная пресс-конференция иногда превращается в острую дискуссию, становится необычайно интересной для телеаудитории, захватывает зрителя драматургией развития темы, коллективным поиском истины (например, «Акулы пера» (ТВ-6). Телевизионная пресс-конференция обычно не подвергается сокращениям и идет в прямом эфире.

Правила пресс-конференции:

- ведущий представляет ее участников и предоставляет им слово для краткого заявления. Иногда дающий пресс-конференцию от вступительного слова отказывается (если тема встречи хорошо всем известна) и предлагает сразу задавать вопросы;

- прежде всего следует представиться: назвать себя и орган средства массовой информации, который вы представляете. Затем четко, ясно, лаконично формулируется вопрос, желательно один. Попытки задать сразу несколько вопросов редко приводят к позитивным результатам. Вступать в полемику с отвечающим не принято;

- если зал большой, то вопрос задают стоя (чтобы и отвечающий и телеоператоры сразу нашли вас). Не забывайте, что во время вопроса вас непременно покажут крупно на экране.

Пресс-конференции, как правило, посвящаются актуальным вопросам и представляют интерес для самой широкой аудитории. В жанре пресс-конференции заложена возможность разностороннего, глубокого освещения важнейших экономических, политических или научных проблем.

Корреспонденция, подобно другим жанрам аналитической публицистики, пришла на телевидение из газеты и радиовещания. Жанр корреспонденции близок к заметке («сюжету»): здесь также сообщаются факты. Но факты эти проанализированы, обобщены. По своему методу корреспонденция близка к репортажу, на практике ее нередко путают с этим жанром, для которого элементы анализа, вовсе не обязательны, тогда как корреспонденция – жанр аналитический, разрабатывающий на конкретном материале ту или иную актуальную проблему, взятую в достаточно ограниченном масштабе. Тематика корреспонденции практически безгранична: сельское хозяйство, искусство, бизнес, изобретательство и т. д. (см. подробнее в 5.2.).

В телевизионной публицистике жанр корреспонденции получил широкое распространение в программах в виде публичных размышлений, телевизионных расследований острой проблемы конкретным, составившим себе имя журналистом (например, в программе К. Абаева и А. Пиманова «Человек и закон» (ОРТ) очень часто проводятся журналистские расследования). В сущности, телевизионная корреспонденция – экранный эквивалент газетно-журнальной корреспонденции или проблемной статьи.

У телекорреспонденции два полноправных автора – литератор и оператор. Обычно текст корреспонденции читает сам автор, при этом важна изобразительная сторона.

Корреспонденции часто используются в качестве органичной составной части интервью (как метод получения информации) – и это вовсе не разрушает жанр, но лишь придает ему известную синтетичность.

Корреспонденции свойственна яркая, лаконичная форма материала, четко и остро определенная проблематика сообщения /157, 195 – 200/.

К жанрам художественной публицистики относятся очерк, зарисовка, эссе.

Очерк – пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом. От рассказа он отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт – основа очерка.

Очерк – ядро художественной телепублицистики, один из наиболее сложных жанров. В очерке органично сочетаются исследования документального материала и художественно обобщенная форма.

Главный предмет очерка почти всегда – человек. Предмет очерка – не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия. Очерк – история характера.

Разновидности очерка – портретный очерк, путевой очерк. Очерк – отражение более или менее длительного временного процесса. Поэтому для экранного очерка, в отличие от литературного, одна из основных трудностей состоит в документальном отражении уже свершившихся фактов, то есть изображение прошедшего. Один из способов отражения документального материала – метод длительного наблюдения (так называемая «привычная камера» вместо «скрытой камеры»). Здесь предметом экранного изображения становится реальная жизнь в ее естественном течении, композиционно организуемая впоследствии (при отборе и монтаже) в соответствии с замыслом автора. Обязательно создание литературного сценария, в котором подробно характеризуются объект очерка, предлагаемый характер и метод телевизионного исследования проблемы, содержатся описания героев, определяется композиционная структура всего произведения.

Зарисовка - э то жанр, где образность преобладает над информационностью. В отличие от очерка для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телевидении зарисовкой часто называют так называемые видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров.

У зарисовки нет четко определенного событийного повода. Но есть высокая художественность операторской работы, проявляющаяся в строго выверенной композиции каждого кадра, в тщательности выбора ракурса, выразительной световой тональности. Особые требования предъявляются к закадровому тексту (если он есть), в котором автор должен отойти от сухой информационности, протокольности и стараться использовать разнообразные средства образности языка.

Очень часто в структуру жанра телевизионной зарисовки журналистский текст вообще не входит, все выражает изображение. Журналист заранее выбирает объект съемки, обсуждает с режиссером ее ход, продолжительность эпизодов и уже вместе с ним задает оператору определенную тональность, которая воплощается в соответствующий материал не только в процессе съемки, но и последующего отбора кадров и их монтажа. В зарисовке широко используется музыкальное и естественное шумовое оформление.

Эссе – жанр философской, эстетической литературно – критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. С появлением и развитием телевидения жанр эссе обрел новую жизнь. Эссе – жанр глубоко персонифицированной журналистики. Произведения этого жанра могут быть приняты аудиторией лишь тогда, когда их авторы по-настоящему интересные люди, обладающие высоким профессионализмом, пользующиеся авторитетом и популярностью у зрителей. Именно таким представал на телеэкране И. Андроников – актер, писатель, ученый; его эссе «Воспоминания о Большом зале», «Невский проспект» и другие вошли в золотой фонд отечественного телевещания /157, 201 – 205/.

Сатирические жанры: фельетон, памфлет.

Фельетон обладает теми же жанрообразующими чертами, что и очерк, - «образом автора» и наглядностью изложения (см. 5.2). Однако у него есть и третья стилистическая жанрообразующая черта – он обязательно должен использовать средства комического в передаче событий и их оценки (например, программа «Куклы» (НТВ). Это приводит к тому, что степень наглядности, зримости изображения в фельетоне ниже, чем в очерке: фельетон реже использует описания (портреты, интерьеры, пейзажи), менее подробно рисует события, выделяя в них меньше эпизодов и сами эпизоды подавая менее развернуто, чем это делается в очерке. «Образ автора» может использоваться и как источник комического эффекта (например, образ Виктора Шендеровича в программе «Итого» (НТВ).

Фельетон находит смешное не только в самом факте, в его повороте, но и в языковой его подаче, в поведении повествователя, ведущего об этом факте рассказ.

Подводя итог, следует отметить, что не все жанры одинакого используются журналистами: одни пользуются большей популярностью, другие – меньшей. В то же время постоянно рождаются новые жанры, как на телевидении, так и в печатных средствах массовой информации. Таким образом, сама теория жанров отличается чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, находится в постоянном процессе развития в соответствии с изменяющейся практикой.

 

 

Контрольные вопросы для закрепления материала

 

1. Дайте определение понятию «жанр» с учетом различных трактовок этого слова в научной литературе.

2. Расскажите о классификации жанров. Какие разновидности классификации жанров существуют?

3. В чем заключаются стилистические особенности каждого жанра?

4. Назовите жанрообразующие признаки каждого жанра.

5. Назовите жанры телевизионной журналистики.

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. Аграновский А. Избранное в двух томах: Том 1. Очерки. - М.: Известия, 1987. – 544 с.

2. Аграновский А. Избранное в двух томах: Том 2. Очерки последних лет. Из записных книжек. Письма. – М.: Известия, 1987. – 496 с.

3. Алексеев В.А. Русский советский очерк. – Л.: ЛГУ, 1980. – 120 с.

4. Аналитические жанры газеты: Хрестоматия: (Сост. В.Д. Пельт, М.З. Тузова). – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 236 с.

5. Аргументация в публицистическом тексте: (Жанрово-стилистический аспект): Учеб. пособие / Под ред. И.В. Гущина и др.). – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1992. – 242 с.

6. Багиров Э.Г. и др. Основы телевизионной журналистики: (Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика» / Под ред. Э.Г. Багирова. – М.: МГУ, 1987. – 238 с.

7. Барашев П.Р. Свидетельствует репортер: (Сборник). – М.: Правда, 1985. – 320 с.

8. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА - М, 1999. – С. 464-469.

9. Беневоленская Т.А. Портрет современника: Очерк в газете. – М.: Мысль, 1983. – 134 с.

10. Борецкий Р., Кузнецов Г. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. - М., 1990.

11. Важуров В.Н. и др. Стилистика газетных жанров: (Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика») / В.Н. Закуров и др. – М.: Высш. шк., 1978. – 183 с.

12. Варустин Л.Э. Вровень с героем: Проблемы творчества и мастерства публициста. – М.: Мысль, 1987. – 267 с.

13. Власова Л.И. Анализ и синтез в очерках А. Аграновского // Журналистика развитого социализма: пути совершенствования работы журналиста: Сб. науч. тр. – Свердловск: УрГУ, 1984. – С. 50-57.

14. Газетные жанры: (Сборник / Ред. Коллегия: В.И. Власов и др.). – М.: Политиздат, 1976. – 176 с.

15. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства: (Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика»). – М.: Высш. шк., 1989. – 147 с.

16. Горюнов Д.П. Пути-дороги: Очерки разных лет. – М.: Сов. Россия, 1986. – 269 с

17. Кожеурова Н.С. К вопросу о специфике философской публицистики // Журналистика развитого социализма: пути совершенствования работы журналиста: Сб. науч. тр. – Свердловск: УрГУ, 1984. – С. 97-105.

18. Кузнецов Г. В. Журналист на экране. – М.: Искусство, 1985. – 208 с.

19. Кузнецов Г.В. «Для себя ничего нам не надо, лишь бы голос звучал в тишине…» // Журналист. – 1999. - № 11. – С. 12- 14.

20. Летунов Ю.А. Что скажешь людям. – М.: Мысль, 1980. – 192 с.

21. Майданова Л.М. Логическая схема газетного текста и способы ее выражения // Журналистика развитого социализма: пути совершенствования работы журналиста: Сб. науч. Тр. – Свердловск: УрГУ, 1984. – С. 114-131.

22. Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. – Свердловск, 1987. – 65 с.

23. Муратов С., Фере Г. Люди, которые входят без стука. – М: Искусство, 1971. – 168 с.

24. Мясникова М.А. К вопросу о бытовании театральной критики в периодике // Журналистика развитого социализма: пути совершенствования работы журналиста: Сб. науч. тр. – Свердловск: УрГУ, 1984. – С. 84-97.

25. Ненашев М. Ф. Газета, читатель, время. – М.: Мысль, 1986. – 160 с.

26. Рабочая книга редактора районной газеты: Опыт, методики, рекомендации / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Мысль, 1988. – 575 с.

27. Рубинов А.З. Операции без секретов. – М.: Мысль, 1980. – 174 с.

28. Руденко И.П. Лицо и маска: (Заметки журналиста). – М.: Педагогика, 1990. – 377 с.

29. Руденко И.П. Улица, по которой ты идешь каждый день: очерки разных лет. – М.: Правда, 1986. – 380 с.

30. Руденко – Десняк А. Возвращение жанра: фельетон. Птичку жалко… // Журналист. – 1999. - № 12. – С. 67 – 68.

31. Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 229 с.

32. Телевизионная журналистика: Учебник. - М.:Изд-во МГУ, 1998: - 228 с.

33. Уроки Аграновского. - М.: «Известия», 1986. - 320 с.

34. Цвик В. В кадре и за кадром: Рассказы тележурналиста… - Киев: Мыстэцтво, 1988. – 182 с.

35. Эрнст Г. Заметки публициста. – М.: Изд-во Агентства печати «Новости», 1988. – 309 с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.