Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ правдоподобия сообщения




К числу наиболее распространенных искажений в рассказах о событиях относятся следующие:

- пропуск некоторых фактов;

- дополнения, «развитие», преувеличение;

- замещения – комбинация пропусков и дополнений, которые не имеют отношения к подлинному событию, но их подставляют вместо фактов, действительно имевших место (иногда развитие событий додумывается по аналогии);

- выдумка – когда описание событий ведется в соответствии не с действительностью, а с представлением интервьюируемого, по законам воображения;

- ложная исповедь – чаще всего встречается у лиц с высокой внушаемостью, повышенной впечатлительностью;

- перестановка – когда излагаются реальные факты, но в ложных связях и отношениях.

Анализ поведения собеседника в процессе интервью заключается в контроле достоверности информации. Контролировать достоверность получаемой информации помогает наблюдение за поведением интервьюируемого в ходе беседы. Прежде всего следует обратить внимание, как он реагирует на ситуацию интервью в целом, насколько охотно дал согласие; где назначил встречу, настаивал ли на разговоре с глазу на глаз или, наоборот, на присутствии третьего лица или просто не придал значения такому обстоятельству; как встретился с корреспондентом; каким тоном ведет разговор, волнуется или нет, может быть, скрывает волнение и т. д. Затем обращают внимание на то, как реагирует собеседник на отдельные темы и вопросы (в каких случаях он отмалчивается, старается уклониться от ответа, в каких раздражается или оживляется, отвечает охотно и т. д.). Кроме того, журналист должен следить за «выразительными движениями» интервьюируемого в процессе всей беседы: мимикой, жестами, интонацией голоса и т. д.

Помимо этих способов существуют довольно эффективные приемы контроля достоверности информации. Один из них – способ регистрации данных интервью.

В основном журналисты ведут записи в блокноте.

Но в некоторых ситуациях запись на магнитофон или диктофон может быть необходима (например, в интервью с официальными лицами, привыкшими к публичным выступлениям), а для непринужденной откровенной беседы может стать губительной.

Журналисту полезно выработать способность к запоминанию информации. Если невозможно записывать синхронно, это нужно сделать сразу же по окончании интервью, так как потеря информации с течением времени происходит очень быстро и необратимо. Лучше, когда магнитофонная запись осуществляется с ведома интервьюируемого, даже если материал предназначен для критического выступления, чтобы не оставлять у собеседника представления о журналисте как о человеке, который ради того, чтобы «выудить» нужные сведения, способен на любые средства. При сборе материалов для критических выступлений такие записи очень полезны, так как они позволяют дословно воспроизвести все сказанное и могут быть использованы как документ, подтверждающий правоту журналиста.

Регистрация ответов в любом случае должна быть быстрой и не бросающейся в глаза, чтобы не отвлекать внимания собеседника. Поэтому, если запись ведется в блокноте, журналисту следует выработать для себя систему условных сокращений, знаков, помогающих быстрее записывать, или овладеть стенографией. Если интервью особо важное, требующее сосредоточенного внимания и большей точности при невозможности пользоваться магнитофоном, лучше идти на такое задание вдвоем: один корреспондент будем вести беседу, другой – записывать ее содержание.

Таким образом, рассмотрев композиционные особенности каждого этапа проведения интервью, мы можем сделать следующий вывод:

- Интервью – важный, незаменимый в журналистике метод сбора информации.

- Успешному его применению способствует та или иная специализация журналиста.

- Для интервью необходима определенная специальная подготовка.

- Интервью требует напряжения, собранности, сосредоточенности, мобилизации способностей и навыков журналиста.

Однако нельзя забывать, что в интервью всегда остается место для проявления инициативы, способностей интервьюера и интервьюируемого.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.