Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие. На практическом занятии студенты должны показать навыки и умения работы с публицистическим текстом, которые заключаются в следующем:




На практическом занятии студенты должны показать навыки и умения работы с публицистическим текстом, которые заключаются в следующем:

- нахождении, объяснении, исправлении различных (лексических, синтаксических, грамматических и др.) ошибок;

- умении сделать лингво – стилистический анализ текста;

- обосновании употребления иноязычных слов, разговорной лексики, неологизмов, профессионализмов и т.д. в публицистическом тексте;

- определении типа текста;

- классификации названий (заголовков) с учетом использованных при их образовании семантических переносов и т.д.

 

Исходя из этого, были определены следующие практические задания для студентов:

 

Задание 1.

Прочитайте один «дефектный» текст (по выбору педагога) из раздела «Слово в эфире. Типичные ошибки в употреблении слов, словоформ и в строе предложения», составленный М.П. Сенкевич (см. приложение Н), и выполните следующие задания:

- найдите и подробно объясните каждую ошибку;

- предложите свой исправленный вариант каждого предложения (если требуется исправление);

- распределите все ошибки по типам и сведите их в определенные группы (разряды): лексические, грамматические, синтаксические, стилистические и др. (можно представить материал в виде таблицы или схемы).

 

Рекомендации для выполнения задания:

1) студенты для выполнения этого задания распределяются по группам (лучше, если будет пять групп, так как М.П. Сенкевич предлагает в работе 5 «дефектных» текстов, составленных из 29 – 44 предложений), и каждая группа работает с определенным «дефектным» текстом;

2) желательно, чтобы группы были однородны по своему уровню;

3) на выполнение упражнения отводится 15 – 20 минут.

Задание 2.

Прочитайте публицистический текст (1 или 2) из хрестоматии, предлагаемый преподавателем, и выполните следующие задания:

- из текстов «Из России делают траншвеститку» Владимира Константинова и «Королева мира» Игоря Изгаршева выпишите все заимствования, замените их (где возможно) русскими эквивалентами, докажите стилистическую обоснованность употребления иноязычных слов;

- из текстов «Нация и «кайф» Наталии Амановой, Дмитрия Макарова и «Кто слезам не верит» Елены Скворцовой-Ардабацкой выпишите разговорные речения, объясните степень уместности их употребления в тексте;

- из текстов «Гобсек» Андрея Кулагина, «Вкус войны» Андрея Морозова выпишите авторские неологизмы, профессионализмы, слова, характерные для недавнего прошлого («историзмы»), слова с военно-политической окраской и покажите, за счет каких языковых средств формируется общая интонация текста.

 

Рекомендации для выполнения задания:

1) каждое из предлагаемых заданий достаточно объемно и требует много времени для выполнения, поэтому задания распределяются по рядам, а в анализе текста следует предложить участвовать всем студентам группы;

2) тексты для анализа могут быть выбраны другие (по усмотрению педагога);

3) на выполнение упражнения отводится 10 – 15 минут.

 

Задание 3.

Просмотрите принесенные газеты (определенного издания (см. об этом ниже) и выполните следующие задания:

- выделите все заголовки;

- объедините их в группы по структуре, смыслу, происхождению (аллюзия, реминисценция), можно представить материал в виде таблицы или схемы;

- покажите соотношение «говорящих» заголовков и «немых» (не раскрывающих содержание материала).

Рекомендации для выполнения задания:

1) задание выполняется на основе домашней заготовки: студенческая группа заранее делится на 4 – 5 групп, и каждая группа готовит подборку из нескольких газет одного издания за один месяц (например, «Оренбуржье», «Южный Урал», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда» и т.д.);

2) задания выполняются на занятии по группам, готовящим материал;

3) газеты должны быть принесены на занятие;

4) на выполнение упражнения отводится 15 – 20 минут.

 

 

Задание 4.

Используя словарный минимум (см. приложение И), выполните следующие задания:

- составьте 9 – 10 предложений, обращая внимание на то, чтобы взятое вами слово вписалось в естественный контекст фразы;

- замените это слово его русским эквивалентом и проанализируйте получившийся вариант;

- выберите лучший вариант и обоснуйте его преимущество.

 

Рекомендации для выполнения задания:

1) задание выполняется на основе словарного минимума, составленного Л. Введенской, представленного в приложении 4;

2) на выполнение упражнения отводится 10 – 15 минут.

 

Задание 5.

 

Дайте полную характеристику газетного текста (например, «Бескрылые летуны» Василия Пескова), проведите его лингво-стилистический анализ по следующему плану:

а) определите в тексте:

- смысловую структуру;

- тип логической схемы, способ ее выражения;

- вид текста;

- стиль текста;

- типы речи (описание, повествование, рассуждение);

б) выделите виды внутренней связи;

в) составьте вопросный и назывной планы текста;

г) проведите лексический анализ текста:

- использование антонимов, синонимов, омонимов;

- лексика с точки зрения её происхождения (исконная, заимствованная);

- лексика с точки зрения сферы её употребления (диалектная, профессиональная, терминологическая, жаргонная);

- лексика с точки зрения функционально-стилевого расслоения и экспрессивно-стилистической окраски (межстилевая, функционально-закрепленная, стилистически нейтральная и экспрессивно окрашенная);

- лексика с точки зрения её активного и пассивного запаса (устаревшие слова, неологизмы);

- фразеология языка;

д) объясните правомерность использования заголовка (примеры вашего заглавия материала);

е) выявите:

- основные типы синтаксических конструкций текста (простые, сложные, неполные, осложненные и т.д.);

- преобладание того или иного типа конструкции в тексте;

- зависимость общей интонации текста от доминирующего типа конструкций;

ё) рассмотрите начальные слова предложений с точки зрения использования инверсии и её обоснованности;

ж) найдите в тексте все ошибки (если они есть) и охарактеризуйте их.

Рекомендации для выполнения задания:

1) задание выполняется на основе домашней заготовки: заранее студентам предлагается текст для анализа, даются задания;

2) на занятии осуществляется проверка того, что было сделано дома; подготовленный материал анализируется, оценивается, исправляется (если это необходимо);

3) текст для анализа подбирается преподавателем; он должен быть достаточно объемным и насыщенным разнообразными языковыми моментами, что позволит студенту показать весь комплекс полученных им на занятиях знаний;

4) лучше, если текст будет дан один на всех, что позволит провести анализ наиболее полно и профессионально.

 

Практическое занятие, опирающееся на знания, полученные на всем протяжении спецкурса, должно помочь студентам анализировать публицистический материал, с которым им придется работать на протяжении всей их профессиональной деятельности.

Работа с «чужими» текстами, их анализ и оценка позволит, по нашему мнению, будущим журналистам самим создавать такие тексты, которые будут отвечать необходимым требованиям, предъявляемым сегодня к идеальным публицистическим материалам как в области газетно-журнального творчества, так и в сфере радио- и тележурналистики.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.