Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология труда




ТЕМА 9

ТЕМА 8

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Социология образования – обширная сфера исследования [78]. Остановимся на одной из сторон образования, связанной с комплексом всех социальных проблем общества от личности до сферы труда, творчества и оргкультуры общества – проблеме профессиональной ориентации. В условиях провозглашения «идеологии успеха», свободы выбора видов деятельности, разрастающейся сферы обслуживания, предпринимательства, «поглощения» коммерческим и государственным высшим образованием всех выпускников школ, совершенно очевидно проявилось усиление дисфункций социального процесса, возникла проблема перекоса на рынке труда: потребности в высококвалифицированном работнике работодателей и невостребованность рабочих профессий учащейся молодежью.

Молодые когорты выпускников школ и учреждений НПО, СПО ориентированны на труд с применением информационных технологий, основанных на всеобщей компьютерной грамотности учащейся молодежи, а региональные общности могут предоставить доиндустриальный и индустриальный тип занятости. Более того, отсутствие уверенности в трудоустройстве по профессии «завтра» сказывается на нежелании учиться рабочей профессии «сегодня». Из-за нехватки связей между образовательной средой и рынком труда, из-за увеличения социального поля безработицы и изощренной гибкости в поисках образования и работы, молодые когорты пришли в динамичное движение, миграциям.

Происходит и другая несогласованность потребностей и возможностей. Работодатель в условиях индустриализма нуждается в работниках с высоким академическим ресурсом и высокими квалификационными навыками, а школа, учреждения НПО и СПО, направляют на предприятия выпускников со средними способностями, знаниями и невысокими практическими навыками. Материальная база обучения навыкам труда осталась доперестроечной, в то время как мир переходит от этапа тяжелой индустриализации на этап вторичной модернизации, формирует новое разделение труда и новое качество «человеческого капитала».

Сложилось противоречие между потребностью 1/3 части молодежи работать на крупном промышленном предприятии и ограниченными возможностями приема самих предприятий. По данным исследований в одном из индустриальных регионов страны 1/4 часть выпускников отправится работать в государственные организации, 1/6 часть будет искать работу в сфере обслуживания, 1/8 часть отправится на средние и малые предприятия промышленного профиля. (Исследование «Перекос на рынке труда: потребность в рабочих специальностях работодателей и невостребованность рабочих профессий учащейся молодежью» проведено с января по июнь 2009 г. и включал 2200 человек. Проект реализован на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 192-рп.).

Обозначилось семь факторов перекоса между потребностью общества в высокообразованном работнике производства и неориентированностью выпускников школ, учреждений НПО и СПО на овладение рабочими специальностями. Первый фактор перекоса обусловлен неясностью ориентаций системы образования школ, учреждений НПО, СПО на перспективу: какие профессии требуются обществу. Второй фактор перекоса на рынке труда: низкая материальная база учреждений среднего профессионального образования снижает возможность получения квалификационных навыков для индустриального производства, не говоря о переходе к постиндустриальному типу труда. Третий фактор перекоса – институт стажеров – опирается на экстенсивный фактор двухгодичных доплат молодым рабочим, после окончания узаконенных доплат, молодежь уходит с предприятия. Четвертый фактор перекоса выразился в закрытости предприятий для прохождения практики старшеклассниками школ, старшекурсниками учреждений НПО и СПО, что препятствует усилению тяги молодых работать в индустриальном производстве. Пятый фактор перекоса: престижными считаются профессии административно-управленческого аппарата, а привлекательными являются профессии в сфере индустриального труда, гуманитарной и технической сфере, сфере обслуживания. Шестой фактор перекоса: перепроизводство юристов, бухгалтеров и экономистов обусловлено тем, что неясным остается ответ на вопрос, что считать справедливым и престижным в обществе социального неравенства? Седьмой фактор перекоса: противоречие между привлекательностью и непрестижностью рабочих профессий приводит при сократившейся базе труда – к массовому исходу молодежи вначале из глубинки в крупные города, а затем за пределы страны.

♦ Социологическому сообществу на основе социологической информации следует сравнить степень развития производства (ландшафт профессий) среднеразвитых стран, собственных отраслей внутри РФ и региона. Требуется привести национальные проекты в систему. Социологам необходимо проявлять инициативу и предлагать проекты правительству региона и РФ.

♦ Установить долгосрочную перспективу развития общества и региона. Этому может послужить развернутая обнародованная программа социального планирования региона. Сетевые структуры: образование − кадры − труд должна носить законодательный характер. Выделить функции заместителей директоров школ по профориентации.

♦ Сегодня на одном полюсе существует перенасыщенность общества профессиями, невостребованными на рынке труда, на другом полюсе – у работодателей недостаток технически высоко образованной и квалифицированной рабочей силы. Государству и региону необходимо найти меру свободы и необходимости в вопросах потребления и использования образованных специалистов.

♦ Государство и регион должны брать на себя затраты по созданию модернизированной производственной базы учебных заведений. Значительные масштабы и способность школ выстраивать свои графики занятий с созданием таких образовательно-технических комплексов – подготовки рабочей силы под организацию технопарка.

♦ Открыть, по возможности, предприятия для организованного прохождения практики школьниками на заводах и в учреждениях. Организовать качественное прохождение практики на предприятиях региона.

♦ Соотнести потребность в кадрах с количеством бюджетных мест в системе государственного образования. Обеспечить занятость студентов, окончивших вуз, на основе распределения. Организовать и узаконить сетевую систему образование – кадры – труд, где установить связь школьного, начального, средне профессионального и вузовского образования для подготовки в сфере нанотехнологических комплексов и технопарков.

♦ Руководству каждого Федерального округа информировать о рабочих специальностях в регионе. Повернуть интересы СМИ к рабочим профессиям. Следует заинтересованно представлять в СМИ работу различных рабочих специальностей. Совершенно очевидно стремление молодых работать во всех сферах общества, особенно там, где есть развитие. Если нет подкрепления, молодежь мигрирует, города стареют.

 

Основные понятия:

1. Социально-необходимое образование.

2. Профессионально-необходимое образование.

3. Тропы молодежи на рынке труда.

4. Социальная лестница престижа профессий.

5. Привлекательность профессий.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему мигрирует молодежь?

2. Социальная политика малых городов и мегаполисов.

3. Почему произошла «утечка умов» из России?

4. Технико-технологический прорыв, готовящийся США.

5. Престиж и привлекательность профессии: в чем различие?

6. Перепроизводство или недопроизводство образования?

7. Социальная политика и занятость молодежи на рынке труда.

8. Оптимальный вариант системы образования.

9. Образование и воспитание. История как идеологическое поле борьбы за будущее страны.

10. Роль гуманитарного знания в век информационных технологий.

 

 

 

Понятие труда. Содержание и характер труда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.