Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К специализированным законодательным актам в области банковской деятельности можно отнести следующие федеральные законы. 5 страница




- проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

- запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (ч. 2 ст. 23 названного Закона) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений в рассматриваемой сфере и применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций любым категориям агентов валютного контроля, кроме уполномоченных банков, установлен Правительством РФ; для представления уполномоченным банкам - ЦБ РФ. Уполномоченные банки передают подобную информацию в порядке, установленном ЦБ РФ.

Выше уже было отмечено, что органы и агенты валютного контроля представляют Росфиннадзору для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ. Примечательно, что по существующим Правилам представления органами и агентами валютного контроля в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган валютного контроля (Федеральную службу финансово-бюджетного надзора) необходимых для осуществления его функций документов и информации, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 166 <1>, такая информация подлежит обязательному представлению только по официальному запросу Росфиннадзора или его территориальных органов.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 9. Ст. 1129.

 

Закон о валютном регулировании наделяет агентов валютного контроля в пределах своей компетенции правом запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов; документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом о валютном регулировании;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты нашего государства, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

12) паспорт сделки <1>;

--------------------------------

<1> Паспорт сделки - базовый документ валютного контроля, который подписывается представителями резидента и уполномоченного банка. В нем содержатся информация о внешнеэкономическом контракте (экспортном, импортном или бартерном) и сведения о сроках поступления денежных средств на счета резидента (или нерезидента) в уполномоченном банке (см. подробнее ст. 20 Закона о валютном регулировании).

 

13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, например, свидетельство о заключении брака, и иные документы, подтверждающие родство или свойство.

Законодатель устанавливает также ограничения в деятельности агентов валютного контроля. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 23 Закона о валютном регулировании агенты вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Установлены также требования к документам, предъявляемым в ходе валютного контроля: они должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке.

Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов.

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

- осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

- представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять, в соответствии с законодательством Российской Федерации, коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

1) в отношении юридического лица - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

2) в отношении физического лица - фамилию, имя, отчество; данные о документе, удостоверяющем личность; адрес места жительства; содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта; дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных Законом о валютном регулировании, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

 

Глава XXIV. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

§ 1. Понятия инвестиций и инвестиционной деятельности

 

Понятие "инвестиция" происходит от англ. investment и означает "вложение", т.е. некие материальные ценности, совокупность активов. Инвестирование - это процесс передачи указанных материальных ценностей собственником инвестиций - инвестором.

В этом смысле инвестиционный процесс, связанный с аккумулированием, передачей инвестиций от одного субъекта инвестиционной деятельности (инвестора) другому - получателю инвестиций (реципиенту), можно назвать инвестиционной деятельностью.

Инвестиционная деятельность в экономическом смысле является элементом управления собственными финансами, реализацией финансовой политики или плана. Ее целью является достижение максимальной эффективности совокупных активов, имеющихся в распоряжении. И в этом смысле этот процесс может затрагивать практически любой хозяйствующий субъект, физическое лицо или группу лиц. Так, приобретение группой фермеров сельхозтехники "вскладчину" не что иное, как коллективное инвестирование в общие средства производства. Как видно из примера, подобная деятельность относится к внутрихозяйственным операциям наряду с учетной или кадровой политикой и вполне самостоятельна по отношению к основной (уставной) деятельности, и в частности, к предпринимательству.

Современная инвестиционная деятельность очень разнообразна: от простых форм, например, депозитов, до сложных долгосрочных многоэтапных концессионных соглашений. В сложных инвестиционных правоотношениях инвесторам приходят на помощь профессиональные посредники и консультанты. Это посредничество при проведении инвестиционной деятельности может осуществляться специализированными организациями на основании выданных им лицензий. Так, в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг операции купли-продажи на организованном рынке совершают специальные субъекты - профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию на осуществление определенного вида деятельности. В остальном инвестиционная деятельность есть многообразный спектр операций весьма широкого круга субъектов по управлению собственными активами.

Вложения, осуществляемые инвестором, являются или его собственными финансами, временно изъятыми из внутреннего оборота, или привлеченными в виде кредита, займа. Таким образом, указанные экономические понятия (инвестиция, инвестиционная деятельность, инвестор) находятся во внутренней логической взаимосвязи.

В мировой экономике инвестиционные процессы играют ключевую роль и обеспечивают естественный приток капиталов между финансовыми рынками отдельных стран, образуя мировой финансовый рынок. Данный процесс охватывает самый широкий круг субъектов экономических отношений: от групп государств, межправительственных организаций и крупнейших международных корпораций, оперирующих миллиардными оборотами, до мелких частных инвесторов, осуществляющих инвестиции, например, в виде пенсионных накоплений. Все они являются инвесторами. Не менее широк и круг получателей инвестиций.

Наиболее распространенная классификация различает инвестиции:

- прямые;

- косвенные (портфельные).

Прямые инвестиции, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <1>, представляют собой инвестиции в уставный капитал хозяйствующего общества в размере более 10% акций (долей) уставного капитала. Принято считать, что, приобретая акции (доли), превышающие этот рубеж, инвестор имеет долгосрочные цели, связанные с желанием принимать участие в деятельности общества.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.

 

В то же время наличие пакета акций (долей) общества менее 10% можно рассматривать как портфельные инвестиции, имеющие краткосрочный характер и спекулятивные цели. Этот достаточно формальный признак не всегда соответствует целям инвестирования. На практике ситуация может зависеть от ряда факторов, а именно от уровня капитализации общества; величины активов, находящихся в свободном обращении; корпоративной модели управления; величины и срочности инвестируемых средств (все это влияет на инвестиционную стратегию).

По сроку инвестирования можно выделить инвестиции:

- краткосрочные;

- среднесрочные;

- долгосрочные;

- бессрочные;

- до востребования.

Длительность инвестиций, в первую очередь связанная со срочностью инвестируемых ресурсов, закрепляется договорными обязательствами и в дальнейшем определяется общей рыночной конъюнктурой:

- краткосрочные инвестиции в рамках биржевой торговой сессии могут составлять от нескольких минут до 30 дней;

- среднесрочные инвестиции - до одного года;

- долгосрочные инвестиции - свыше одного года;

- бессрочные инвестиции не ограничены сроком инвестирования;

- инвестиции до востребования возвращаются инвестору по первому его требованию.

По своей направленности инвестиции бывают:

- внешние;

- внутренние.

Внешние инвестиции по отношению к самому инвестору направлены во внешнюю среду, предназначены для внешних субъектов. Получателем инвестиций в данном случае является иное, отличное от инвестора лицо или группа лиц. Любые операции, связанные с передачей инвестором собственных или заемных ресурсов в распоряжение другого лица в целях стоимостного прироста или иного положительного эффекта, можно рассматривать как процесс инвестирования.

Таким образом, выданные займы и кредиты, осуществление иных форм финансирования, приобретение долей, ценных бумаг организаций являются инвестированием во внешнюю среду, или внешним инвестированием.

Оплату студентом или рабочим своего обучения можно рассматривать как инвестиции в образование, повышение квалификации самого инвестора, т.е. как внутреннюю инвестицию. Кроме того, к внутренним инвестициям можно отнести вложения в переоборудование производства, в приобретение современных технологий; вложения, связанные с продвижением бренда и улучшением имиджа компании на рынке. Все активы, направленные на качественное улучшение положения самого инвестора и способствующие повышению его капитализации, можно отнести к внутренним инвестициям.

Таким образом, главной целью внутренних инвестиций можно считать улучшение (повышение) качественных характеристик самого инвестора.

Инвестиции можно классифицировать по территориальному признаку. Так, выделяют:

- иностранные инвестиции;

- национальные инвестиции.

Иностранные инвестиции предоставляются иностранными государствами, международными и межправительственными организациями, а также частными иностранными компаниями и гражданами иностранных государств.

Национальными инвесторами могут выступать все субъекты национальной экономики с учетом особенностей их деятельности.

Оба источника инвестиций в равной степени важны для поступательного развития экономики. При этом величина иностранных инвестиций отражает степень открытости национальной экономики для иностранных инвесторов и их защищенности.

По источнику формирования инвестиции, как и финансы в целом, можно разделить:

- на централизованные;

- децентрализованные.

Централизованные инвестиции аккумулируются государством, муниципальными образованиями, различными их органами и учреждениями.

Децентрализованные инвестиции формируются частными инвесторами, как юридическими, так и физическими лицами.

Возможно инвестирование различными группами лиц. Так, например, организация синдицированного кредита осуществляется группой банков. В этом случае организатором может выступать наиболее крупный банк.

Инвестор, передав имеющиеся активы, не прерывает своих взаимоотношений с получателем инвестиций, поскольку он заинтересован в правильном их использовании. В большинстве случаев инвестор не имеет возможности существенно влиять на предпринимательскую деятельность получателя инвестиций. Это влияние ограничено, и разные формы инвестиционной деятельности имеют разную степень воздействия на предпринимательскую деятельность организации - получателя инвестиций.

По степени участия и возможности воздействия на деятельность получателя инвестиций условно можно разделить способы осуществления инвестиций:

- активное инвестирование;

- пассивное инвестирование;

- агрессивное инвестирование.

Инвестирование имеет целью получение прибыли путем прироста стоимости инвестиционного актива или получение иного положительного эффекта, в связи с чем каждая из приведенных инвестиционных моделей имеет свой выраженный акцент. Это может быть величина прибыли, время ее получения, степень риска, наличие гарантийных инструментов и проч.

Активное инвестирование связано с возможностью и реализацией данной возможности в той или иной степени участвовать в деятельности организации, в капитал которой была направлена инвестиция. Став участником (акционером) хозяйствующего субъекта инвестор получает возможность через корпоративные механизмы воздействовать на объект инвестирования. Например, войдя в состав совета директоров предприятия, инвестор вправе получать соответствующую информацию о его деятельности; через решения совета директоров влиять на производственную, финансовую, кадровую политику предприятия.

Как правило, такие инвестиции имеют долгосрочные цели, являются частью продуманной стратегии. Эти инвестиции не приносят быстрого дохода или доход может быть получен косвенно через увеличение объемов продаж, сокращение производственных издержек, получение более дешевых источников сырья или иных конкурентных преимуществ.

Форма пассивного инвестирования не предполагает какого-либо влияния инвестора на бизнес-процессы предприятия - объекта инвестирования. Инвестор не ставит цель разобраться в особенностях деятельности объекта инвестирования или воздействовать на принимаемые решения. Эта инвестиционная модель строится на ожиданиях роста стоимости инвестиционного актива в силу независящих от инвестора факторов: высокой доходности бизнеса, эффективности избранной стратегии предприятия или положительной макроэкономической обстановки. Осуществляя депозитный вклад в банке, приобретая вексель организации, инвестор ограничивается правом получения только инвестиционного дохода, оговоренного заранее.

Агрессивное инвестирование предполагает получение инвестиционного дохода за счет изменений стоимости (волатильности) отдельных активов в течение времени: чем выше степень изменчивости стоимости, тем выше возможности инвесторов получения доходов от разницы купли-продажи активов. Данное инвестирование предполагает очень короткий период инвестирования и преследует цель получения быстрого спекулятивного дохода. Существенный инвестиционный доход в этом случае возможен даже при небольшой волатильности фондового рынка и достигается путем привлечения больших финансовых ресурсов.

Аккумулировать значительные ресурсы для подобных операций возможно, например, с использованием привлеченных средств, что, в свою очередь, сопряжено с существенными рисками для инвесторов. Для фондового рынка в целом подобные инвестиции имеют отрицательный эффект, так как несколько искажают реальную рыночную стоимость актива и могут провоцировать искусственное расшатывание фондового рынка участниками торгов.

 

§ 2. Инвестиционная деятельность

как институт финансового права

 

Развитие рыночных механизмов в Российской Федерации в 90-х гг. прошлого столетия дало существенный импульс развитию законодательства, нормы которого призваны регулировать экономическую деятельность. В наибольшей степени этот процесс затронул отрасль финансового права. В ее составе сформировались такие крупные подотрасли права, как налоговое, бюджетное и др. Динамично развивались и иные правовые институты, прямо или косвенно регулирующие финансово-правовые отношения, например, отношения в области денежного обращения, кредита, расчетов.

В этот же период сформировался и большой блок нормативных актов, регулирующих отношения в сфере операций на финансовых рынках, а также инвестиционных операций. Наряду с системной обособленностью указанное законодательство помимо норм финансового права включало в себя большое количество норм гражданского, административного, предпринимательского и других отраслей российского права. Вместе с тем нормы финансового права играли ключевую и системообразующую роль.

Следует иметь в виду, что инвестиции - это не только фонды денежных средств, но и иные материальные и нематериальные активы, имеющие денежное выражение. В соответствии с Законом об обществах с ограниченной ответственностью вкладом в капитал хозяйственного общества могут быть денежные средства, а также ценные бумаги, вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. В качестве инвестиций вещи, имущественные права, включая объекты интеллектуальной собственности, приобретают качественно новые характеристики: они вместе с деньгами становятся единым целым - капиталом конкретного общества.

В широком смысле можно говорить о наличии в российском праве комплексного правового образования - инвестиционного права, которое имеют в своем составе финансово-правовые нормы в качестве системообразующих. Публичное начало, присущее нормам финансового права, определяет содержание и смысл инвестиционной деятельности в целом.

Инвестиционное право как наука представляет собой сумму научных знаний, суждений и даже гипотез, выработанных учеными и специалистами, изучающими инвестиционные правоотношения.

Как учебная дисциплина инвестиционное право представляет собой совокупность знаний в области инвестиционных правоотношений, а также систематизированные приемы и методы преподавания этих знаний слушателям. На практике инвестиционное право может преподаваться не только в рамках курса финансового права, но и как самостоятельная учебная дисциплина.

В свою очередь, инвестиционное право - подотрасль финансового права, регулирующая общественные отношения в области консолидации, движения, использования, возврата централизованных и децентрализованных фондов (собственных или привлеченных инвестором) денежных средств и иных активов в целях извлечения инвестиционного дохода.

Можно выделить следующие субинституты инвестиционного права (как комплексной подотрасли российского права):

- правовое регулирование инвестиций в форме капитальных вложений (прямые инвестиции);

- правовое регулирование инвестиционных операций на финансовых рынках (портфельные инвестиции, арбитражные операции);

- правовое регулирование специальных форм кредитования, таких как синдицированный, субординированный кредиты;

- правовое регулирование специальных форм финансирования (лизинговые, факторинговые и форфейтинговые операции);

- правовое регулирование иностранных инвестиций;

- правовое регулирование коллективных инвестиций (общие фонды банковского управления, паевые и акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, кредитные кооперативы, общества взаимного страхования);

- правовое регулирование инвестиций в недропользование и раздела продукции;

- правовое регулирование инвестиционной деятельности в строительстве.

Институт правового регулирования операций на финансовых рынках, в свою очередь, можно условно разделить на два субинститута:

1) правовое регулирование на рынке ценных бумаг;

2) правовое регулирование на валютном рынке.

Современное инвестиционное законодательство динамично эволюционирует, что позволяет предположить формирование новых институтов, например, регулирование инвестиций в области инновационных технологий, венчурного бизнеса и др. Во многом это зависит от государственной инвестиционной политики, от желания развивать, а значит, регулировать приоритетные отрасли экономики.

Предметом рассматриваемого правового образования являются общественные отношения, связанные с процессом функционирования особого вида финансов - инвестиций, вкладываемых инвестором в хозяйственный оборот получателя инвестиций. Немаловажно, что инвестор может как использовать для этих целей собственные свободные финансовые ресурсы, так и привлекать их дополнительно путем займа или кредита.

Данные операции для большинства участников инвестиционного процесса не создают самостоятельного вида предпринимательской деятельности, так как являются всего лишь элементом управления собственными внутренними финансами наряду с организацией бухгалтерского или управленческого учета, реализацией маркетинговой стратегии или внутренней кадровой политики.

Таким образом, предметом регулирования инвестиционного права (как комплексной отрасли российского права) являются общественные отношения:

- связанные с аккумулированием финансов инвесторами, выработкой инвестиционных стратегий, определением целей и задач инвестирования, оценкой инвестиционных объектов (оценка инвестиционной привлекательности);

- связанные с процессом вложения накопленных активов в различные финансовые инструменты путем приобретения и продажи разнообразных активов, их консолидации, диверсификации, реструктуризации;

- связанные с управлением инвестиционными активами и контролем за ними;

- возникающие при реализации инвестиционных активов, получении инвестиционной прибыли, реинвестировании.

Как видно из перечисленных общественных отношений, инвестиционную деятельность можно охарактеризовать как замкнутый инвестиционный цикл: накопление - вложение - управление, контроль - продажа и получение прибыли.

Каждый из циклов может варьироваться в зависимости от объема финансовых ресурсов, времени инвестирования, источников и объектов инвестирования, круга субъектов, степени и видов риска, отраслевой направленности, уровня доходности и проч., но неизменным остается единство данных общественных отношений, что и образует обособленный предмет инвестиционного права (в широком смысле как комплексной отрасли российского права). Единство обеспечивается еще и тем, что объектом данных правоотношений являются финансы в той или иной форме.

Предметом инвестиционной деятельности как института финансового права, в свою очередь, являются отношения по аккумулированию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, имеющих особую финансовую специфику, состоящую в их инвестиционном предназначении.

Другим ключевым критерием отраслевого деления норм права является метод правового регулирования, который включает в себя набор приемов и способов регулятивного воздействия на общественные отношения. Метод правового регулирования инвестиционной деятельности не является самостоятельным методом, а использует метод правового регулирования финансового права. Это своеобразное сочетание императивных и диспозитивных норм права, где явный приоритет отдается императивному методу, методу государственно-властных предписаний.

В этом случае государство прямо устанавливает правила поведения всех участников инвестиционных правоотношений. Для финансово-правового метода регулирования характерна его приоритетная направленность на экономические интересы государства, которая была отмечена еще Е.А. Ровинским.

Источниками инвестиционного права являются объективные формы, в которых нашло выражение данное правовое направление.

Главенствующая роль в инвестиционном праве, как и в российском праве в целом, принадлежит законам как нормативным актам, обладающим высшей юридической силой.

Подзаконные акты по отношению к законам играют вспомогательную роль и предназначены развивать положения законов, конкретизировать их применение, и в совокупности эти источники являются инвестиционным законодательством.

Акты органов местного самоуправления, международно-правовые акты также являются источниками инвестиционного права.

Особую роль в системе источников инвестиционного права играют нормы Конституции РФ. Конституция РФ устанавливает законодательные основы инвестиционной деятельности, правового режима инвестирования на территории Российской Федерации и основы правового статуса инвестора.

Отдельные статьи Конституции РФ обеспечивают единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых потоков, свободное использование имущества и иных результатов инвестиционной деятельности, регулируют права и обязанности инвесторов, а также охрану частной собственности инвесторов.

Конституция РФ координирует международные внешнеэкономические связи Российской Федерации, определяет порядок заключения инвестиционных международных договоров и соглашений. Отдельные вопросы осуществления иностранных инвестиций закреплены в конституциях субъектов Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.