Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоотношения, связанные с осуществлением прямых инвестиций. 4 страница




3) ПБУ 18/02 "Учет расходов по налогу на прибыль организаций" <1>;

--------------------------------

<1> См.: Приказ Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н // БНА РФ. 2003. N 10.

 

4) ряд других ПБУ.

Важным элементом финансовой правосубъектности организации служит учетная политика, утверждаемая ее руководителем или руководящим органом. Подлежат утверждению рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичной документации и документов для внутренней бухгалтерской отчетности, методы оценки активов и обязательств, правила документооборота, порядок контроля за финансовыми операциями. Тем самым требования финансового и учетного законодательства подлежат обязательной адаптации и конкретизации в преломлении к каждой организации, становятся частью локального внутрихозяйственного правового регулирования.

Гражданское законодательство исходит из принципа, устанавливающего, что банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами (ст. 845 ГК РФ). Финансовые ресурсы, преимущественно находясь в денежной (безналичной) форме, в полной мере подпадают под действие этого принципа. Вместе с тем законом гарантируется защита ряда публично-правовых и частноправовых интересов, связанных с осуществлением имущественного оборота в целом и денежного в частности.

Прежде всего обеспечивается достоверность воли организации по распоряжению денежными средствами. Для этого любому действию, направленному на отчуждение одной и приобретение другой организацией денежных средств, имущества или иных активов, придается конкретно-определенная правовая форма, предписанная финансовым законодательством, а именно форма финансовой операции.

Во-вторых, любая финансовая операция перед ее осуществлением подлежит финансово-учетной классификации с одновременным отражением в данных бухгалтерского учета. Тем самым определяются правовая природа и юридические последствия совершенной финансовой операции.

В-третьих, в результате совершения соответствующей финансовой операции возникают гражданские и финансово-правовые обязательства и обязанности организации в отношении других организаций и граждан, выступающих кредиторами. Осуществление тех или иных сделок и операций только в установленной финансовым законодательством форме служит предметом субъективного права для неопределенного круга лиц.

В-четвертых, возможное противоправное отступление от правил финансовой квалификации (например, незаконное отнесение на себестоимость платежей, подлежащих совершению их из прибыли) затрагивает интересы государства, недополучающего причитающиеся ему доходы.

В-пятых, несоблюдение финансово-правового режима распоряжения денежными средствами осложняет применение специальных норм, ограничивающих применение принципа свободного и беспрепятственного распоряжения денежными средствами (в случае существования запрета, ограничений или специальных правил совершения соответствующих операций).

В-шестых, отступление от правового режима совершения финансовых операций дезорганизует бухгалтерский, статистический, налоговый учет и тем самым затрудняет государственное программирование и финансовое планирование экономического развития в рамках региона или всей страны.

В силу этих и ряда других важных обстоятельств гражданско-правовое регулирование имущественных отношений с участием организаций сопровождается и дополняется финансово-правовым регулированием, а гражданская правосубъектность организации реализуется не иначе как в порядке, установленном финансовым законодательством.

Финансово-правовое опосредствование хозяйственной деятельности организаций приводит к последовательному формированию нескольких имущественных фондов, или, как их называет Е.М. Ашмарина, финансовых потоков <1>:

--------------------------------

<1> См.: Ашмарина Е.М. Место норм, регулирующих учетные процессы, в системе финансового права Российской Федерации. М., 2004. С. 137.

 

- фонда выручки в виде полученных денежных средств и дебиторской задолженности в качестве эквивалентного возмещения за реализацию активов;

- потока исполнения налоговых и иных финансовых обязательств, возникающих по типу косвенного обложения;

- потока формирования прибыли коммерческой организации путем совершения платежей и отчислений, относимых на себестоимость продукции, работ, услуг;

- потока распоряжения прибылью путем ее прямого налогообложения;

- потока распределения чистой прибыли коммерческой организации в целях направления ее на потребление, инвестиции, в резервы и на другие цели по усмотрению собственника или собственников.

Нельзя не заметить, что метод финансового права в сфере имущественных отношений, складывающихся в организациях и между организациями, находит свое применение в значительно модифицированном виде. Императивность финансового регулирования реализуется путем возложения на субъектов хозяйствования обязательств и обязанностей, исполнение которых служит условием для реализации их собственных экономических интересов.

В отличие от ранее существовавшего порядка директивного распоряжения доходами и прибылью государственных предприятий в условиях планового хозяйства ныне действующий финансово-правовой режим является комбинацией императивных норм и правил с довольно широкой мерой самостоятельности организаций в области финансов, ограничиваемой только по публичным соображениям и в интересах общества. Однако баланс частных и публичных интересов в деятельности организаций может быть обеспечен только при каждодневном его поддержании в заданных законодательством и параметрами государственной финансовой политики пропорциях.

 

§ 3. Правовой режим оборотных средств

коммерческой организации

 

Оборотные средства (или оборотный капитал) - часть активов, обеспечивающая непрерывность производственно-хозяйственной деятельности. Осуществление затрат на приобретение сырья, материалов, инструмента, авансовая оплата труда и другие расходы организации не должны лишать организацию возможности совершать аналогичные или другие платежи и расходы в дальнейшем независимо от реализации продукции, работ, услуг по предыдущему производственному циклу. Оборотные средства обеспечивают постоянную платежеспособность коммерческой организации.

Структура и размер оборотных средств являются предметом финансового нормирования. В условиях плановой экономики норматив оборотных средств выступал в виде планового показателя, утверждаемого государственным предприятиям вышестоящим органом. В современных условиях норматив оборотных средств становится инструментом внутрихозяйственного управления финансовыми ресурсами и одновременно индикатором нормального хода производственного процесса.

Дело в том, что любой сбой производственного цикла вызывает иммобилизацию оборотного капитала и приводит к временной неплатежеспособности организации. Так, выпуск некачественной и (или) не пользующейся спросом продукции "омертвляет" воплощенные в ней оборотные средства, приводит к неспособности организации произвести обязательные платежи и расчеты ввиду неполучения соответствующей выручки.

Правовой режим оборотных средств предполагает прежде всего предотвращение их полной потери и отвлечения в непроизводственную сферу, рациональное использование и ускорение оборачиваемости. Допущение убытков, чем бы они ни объяснялись, приводит к потере оборотных средств, неплатежеспособности организации, что является основанием для применения мер, предусмотренных законодательством о несостоятельности и банкротстве (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство).

При банкротстве кредитных организаций по решению арбитражного суда может использоваться только одна мера - конкурсное производство, однако до введения этой процедуры ЦБ РФ вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по финансовому оздоровлению <1>.

--------------------------------

<1> См.: ст. ст. 5, 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

 

Эффективное использование оборотных средств характеризуется минимализацией производственных запасов, сокращением пребывания оборотных средств в незавершенном производстве, эффективной организацией сбыта продукции, реализации работ, четкой организацией расчетов, недопущением чрезмерного отвлечения средств в дебиторскую задолженность, исключением случаев возникновения дебиторской задолженности, безнадежной ко взысканию. Обратные явления - индикаторы "проедания" оборотных средств, свидетельствующие о движении организации к несостоятельности и банкротству.

Есть, однако, группа внешних факторов, не зависящих от финансово-учетной политики и результатов производственной деятельности, способных положительно или отрицательно влиять на сохранность и рациональное использование оборотных средств. К их числу относятся такие как размеры и особенно изменение размеров налоговых платежей, темп инфляции, изменение курсов иностранных волют, неплатежеспособность крупного контрагента - должника, банкротство обслуживающего организацию банка и т.д. Поэтому сохранность оборотных средств, являясь одной из важнейших задач финансового менеджмента в организации, одновременно выступает предметом пристального публичного интереса.

Правовое регулирование финансовых отношений включает в себя ряд юридических механизмов, преследующих цель снижения рисков потери оборотных средств или омертвения их в неликвидных или малоликвидных активах. Наиболее важным из них является деление оборотных средств:

- на собственные;

- на заемные.

Если собственные оборотные средства, возникая первоначально как оборотная часть уставного фонда, пополняются по мере необходимости из имеющихся активов, то заемные средства - результат получения краткосрочной ссуды кредитной организации или использования правомерной кредитной задолженности перед контрагентом.

Собственные оборотные средства - совокупность инвестированной в оборотные активы части уставного (паевого, складочного или акционерного) капитала, части прибыли, остающейся в распоряжении организации, устойчивых пассивов (задолженность перед рабочими и служащими, бюджетом, внебюджетными фондами, покупателями и другими контрагентами), временно используемых средств резервных, амортизационных фондов, нераспределенной временно прибыли, в акционерных обществах - доходов от дополнительного выпуска акций.

Заемные оборотные средства - суммы, полученные в виде краткосрочных кредитов банков и других кредитных организаций, а также средства, временно используемые в порядке так называемого коммерческого кредитования от иных (некредитных) коммерческих организаций. БК РФ допускает также кредитование коммерческих организаций при условии обеспечения возврата кредита, а государственных и муниципальных предприятий - и без такого обеспечения (ст. 93.2 БК РФ).

Банковское кредитование потребности в заемных оборотных средствах - разновидность экономических отношений, подвергающихся параллельному гражданско-правовому и финансово-правовому регулированию. Их сущность состоит в том, что специальные коммерческие организации наделяются в порядке специальной регистрации и лицензирования правом осуществлять банковское кредитование (коммерческие банки), обладая при этом специальной правосубъектностью и осуществляя эту деятельность под надзором ЦБ РФ и в режиме так называемого пруденциального регулирования со стороны последнего.

Пруденциальное регулирование при этом понимается как дополняющие публично-правовые требования к учреждению, регистрации, лицензированию банка и к формированию его уставного капитала и иных резервов и активов, установление индивидуальных и групповых экономических нормативов.

Инструкцией ЦБ РФ от 16 января 2004 г. N 110-И "Об обязательных нормативах банков" <1> предусмотрены в числе других следующие обязательные нормативы:

--------------------------------

<1> ВБР. 2004. N 11.

 

1) минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемых банков;

2) минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;

3) нормативы достаточности капитала;

4) нормативы ликвидности банков;

5) максимальный размер риска на одного заемщика;

6) максимальный размер крупных кредитных рисков;

7) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

8) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам, пайщикам).

Несоблюдение установленных экономических нормативов может привести к применению в отношении коммерческого банка мер принуждения со стороны ЦБ РФ вплоть до отзыва лицензии и ликвидации банка как юридического лица.

В связи с изложенным кредиты в целом и краткосрочные кредиты, выдаваемые коммерческим организациям, необходимо рассматривать как комплексный правовой результат регулирования ссудных отношений как в частноправовом, так и в публично-правовом смысле.

В условиях плановой экономики эта особенность банковского кредитования выражалась как минимум в трех основных проявлениях:

1) банковское кредитование осуществлялось исключительно (монопольно) Государственным банком СССР, Промстройбанком СССР и Внешторгбанком СССР, т.е. только государственными банками;

2) кредиты выдавались на основе актов планирования - соответствующих кредитных планов, составлявшихся на основе кредитных заявок предприятий;

3) заемщик в зависимости от соблюдения им кредитной дисциплины и результатов производственной деятельности находился на дифференцированном режиме кредитования и расчетов и мог быть в качестве санкции переведен на особый режим кредитования.

Банковское кредитование как институт рыночной экономики, ориентированной на договорное регулирование, тем не менее сохраняет в себе некоторые признаки публичного, т.е. финансово-правового регулирования, но оно адресовано в большей степени не заемщику, а банку-кредитору, поскольку преследует цель юридической защиты слабой (зависимой) стороны кредитного договора. Следует также иметь в виду, что, кредитуя заемщика, банк предоставляет во временное пользование отнюдь не свои средства, а финансовые ресурсы, принадлежащие третьим лицам - вкладчикам-гражданам, владельцам расчетных и других счетов, организациям.

Контроль и пруденциальное регулирование кредитной политики коммерческого банка со стороны ЦБ РФ преследует цель защиты владельца финансовых ресурсов от излишних или неоправданных рисков при выдаче кредитов посредством обеспечения соблюдения банками-кредиторами установленных банковским законодательством принципов кредитования. К числу этих принципов относятся:

- возвратность банковских ссуд, презюмирующая обязанность заемщика возвратить кредитору полученную ссуду по истечении срока действия кредитного договора;

- срочность, выражающаяся во вхождении срока действия кредитного договора в его существенные условия;

- возмездность (платность), предполагающая взимание банком со ссудополучателя банковского процента за пользование кредитом;

- целевой характер, состоящий в выдаче ссуд только под конкретную хозяйственно-финансовую потребность, предполагающую окупаемость планируемых затрат, а также соблюдение этого условия заемщиком в течение всего времени пользования ссудой;

- обеспеченность выдаваемых ссуд, проявляющаяся как в создании банком-кредитором обязательных резервов (так называемых ФОРов), депонируемых на специальных счетах в ЦБ РФ, так и предоставлении заемщиком обеспечений исполнения обязательств по возврату ссуды в виде залога имущества, поручительства, банковской гарантии.

Банковские кредиты в целях получения заемных оборотных средств получили в последние годы широкое распространение. Ими удовлетворяется не менее 60 - 70% всей совокупной потребности коммерческих организаций в оборотных средствах.

Хотя виды ссуды в настоящее время банковским законодательством не определяются, классификация кредитов совпадает со структурой оборотных средств, потребности в их использовании и состоит из следующих стабильных видов:

1) ссуды под сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей, включая кредитование неоплаченных товарно-материальных ценностей, остатков незавершенного производства, сверхнормативных остатков готовой продукции, кредит под излишние, ненужные или залежалые товарно-материальные ценности;

2) ссуды для создания сезонных запасов товарно-материальных ценностей предприятий и производств с длительным заготовительным периодом (пищевая промышленность, лесозаготовки и др.) путем оплаты расчетных документов за кредитуемые ценности;

3) кредитование затрат производства, в том числе связанных с подготовкой к сезону или плановым простоем производства, затрат будущих периодов, связанных с выпуском новых видов продукции;

4) кредитование по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату с использованием специальных ссудных счетов;

5) ссуды на временные нужды при возникновении финансовых затруднений, предопределенных транспортными сложностями при реализации, задержкой расчетов за реализованную продукцию, работы, услуги;

6) расчетные кредиты, предоставляемые коммерческим организациям для возмещения собственных оборотных средств, отвлекаемых в сферу расчетов, включая кредит под расчетные документы в пути, на выставление аккредитива, для расчетов с транспортными организациями;

7) платежные кредиты, выдаваемые в случае недостатка средств на расчетном счете для совершения необходимых и обоснованных расходов организации, а именно оплаты материальных ценностей, работ, услуг, на выплату заработной платы.

Взаимоотношения между банком-кредитором и организацией-заемщиком строятся на основе кредитного договора. Обладая всеми признаками двусторонней гражданско-правовой сделки, кредитный договор вместе с тем воплощает в себе ряд требований к его участникам как к субъектам финансовых правоотношений. В частности, ссудополучатель при кредитовании потребностей в оборотных средствах сообразовывает свои действия с правилами, содержащимися в применимых актах ЦБ РФ, в том числе с возможностью подвергнуться мерам по осуществлению денежно-кредитной политики <1>.

--------------------------------

<1> См.: ст. 35 Закона о Банке России.

 

Предъявляемые при этом финансово-правовые требования к кредитной организации значительно более широки: они охватывают как названные меры и надзор ЦБ РФ, так и меры пруденциального регулирования со стороны последнего. В законодательстве закреплен круг особых правил, которым должны следовать стороны кредитного договора, существенно ограничивающих их диспозитивность и волеизъявление: запрет на осуществление тех или иных операций, особая очередность списания средств со счета (ст. 855 ГК РФ).

На стороны кредитного договора распространяются правила, определяющие юридическую технику кредитных договоров и их содержание. По этому основанию кредитные отношения могут строиться по следующим правовым моделям:

- бланкетные кредиты, выдаваемые путем перечисления суммы кредита на расчетный счет заемщика с одновременным открытием простого ссудного счета;

- контокоррентные кредиты, выдаваемые путем открытия так называемого контокоррентного счета, на котором учитываются как собственные, так и заемные средства;

- овердрафтные кредиты, предполагающие возможность автоматически дополнительной ссуды сверх предусмотренной кредитным договором суммы;

- ломбардные кредиты, выдаваемые под залог высоколиквидных активов - ценных бумаг или иного имущества;

- кредитная линия (условный кредит), выдаваемая ссудополучателю, как правило, по частям и по мере возникновения потребности в заемных средствах;

- вексельный кредит, предоставляемый путем покупки у векселедержателя банком векселя до наступления срока платежа.

Говоря о тенденциях развития механизма замещения собственных оборотных средств заемными в порядке банковского кредитования, следует отметить, что со времени перехода от плановых к рыночным способам регулирования хозяйствования произошло существенное расширение круга объектов кредитования.

В значительном числе случаев коммерческие организации кредитуются в объеме постоянной потребности в оборотных средствах. Стойкой тенденцией является укрупнение объектов кредитования, получило распространение кредитование под совокупную потребность с использованием единого дебето-кредитового расчетного счета (контокоррента).

Заметным явлением стало удлинение сроков кредитования коммерческих организаций на восстановление недостатка оборотных средств, в связи с чем краткосрочное кредитование постепенно трансформируется в среднесрочное.

Наконец, стала проявлять себя тенденция восстановления в ограниченных пределах воздействия на коммерческие организации в правовом режиме дифференцированного режима кредитования с применением обновленного и усовершенствованного инструментария кредитного влияния на хозяйственно-финансовую деятельность организаций. В значительном числе случаев коммерческие организации объединены в финансово-промышленные группы, созданные с участием банков или создавшие собственные банки.

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.